Честное слово

Вячеслав Несмеянов 2
    ЧЕСТНОЕ СЛОВО

  Возвращение домой после длительного пребывания в море подводит итог трудной, без выходных и праздничных дней работе. Путь из западных районов Атлантики долгий, но после прохождения мыса Нордкап и приближения к Кольскому заливу появляется радостное чувство завершения длительного рейса, успешно выполненной нелегкой работы и предвкушение достойного вознаграждения. Приближается счастливый миг долгожданной встречи с близкими, друзьями и коллегами. С гордостью осознаешь, что пройдено тяжелое испытание – ведь не зря на пришедших из полугодового рейса смотрят, как на героев.
 
  На причале приняты швартовы, на берег спущен трап, и, ступив на берег, вспоминаешь забытое чувство земной тверди под ногами. Возвращение домой – это важная часть любого путешествия, оно греет душу и для многих составляет вкус счастья. В первые дни после прихода царит празднично-торжественное состояние, которое сопровождается широким рыбацким застольем. Иной раз оно выходит из берегов, но жизнь диктует свои правила, и вскоре начинаешь привыкать к береговой жизни, входя в водоворот событий, проблем и необходимости решать семейные и бытовые вопросы. Теперь наступает время перейти от воспоминаний и намеченных планов к их реализации. Первым и самым главным желанием было получить долгожданный, за несколько лет, отпуск. На большой отпуск возлагаются большие надежды и строятся грандиозные планы, часто превышающие наши возможности.
 
  К лучшим воспоминаниям детства и юности я отношу радостные дни летнего отдыха, когда мы всей семьей совершали дальние поездки в Крым на нашем автомобиле «Москвич-401». Они всегда живут в моей памяти как самые счастливые моменты жизни. В них была особая, радостная атмосфера странствий и дорожных приключений. Эта маленькая легковушка давала возможность путешествий в любое время, в любом направлении. Мои школьные годы проходили на колесах, среди мотоциклов, моторов, в кружках технического творчества и в велоспорте. Видимо, уже тогда пробудилась тяга к машинам, путешествиям и дальним странам. Теперь несколько лет работы на промысловых судах в далекой Атлантике и безмятежная холостяцкая жизнь давали надежду на возможность осуществить свою давнюю мечту о собственном автомобиле.
 
  Большую роль в осуществлении своей заветной мечты приобрести транспортное средство сыграл случай. Проходя по улицам родного города, я вдруг увидел белоснежный, сияющий хромом автомобиль, выставленный для рекламы за огромным витринным стеклом автомобильного магазина. Это были «Жигули», ВАЗ-2101. Он был прекрасен и производил неизгладимое впечатление на все мужское население города, большая часть которого с первого взгляда превратилась в поклонников модели, представленной как «Европейский автомобиль года-1967». К нему можно было подойти, потрогать, сесть за руль и, затаив дыхание, прикоснуться к рычагам и клавишам, ощутив завораживающий запах нового автомобиля. Этих нескольких мгновений было достаточно, чтобы принять судьбоносное решение о покупке. Здесь же можно было записаться в общегородскую очередь на приобретение и получить призрачную надежду, что в ближайшие годы тебе улыбнется это счастье. После посещения автомобильного рынка, где я оказался в среде страстных любителей, это желание усилилось и стало целью.
 
  Первым шагом к осуществлению своего замысла стала необходимость пройти курс обучения в автошколе. Времени на многомесячные курсы у меня, конечно, не было. Единственной возможностью получить водительское удостоверение была попытка сдачи экзаменов по теории и практическому вождению экстерном. В то далекое время такая возможность стоила всего 5 рублей. Сдать было очень трудно, так как опытный глаз инструктора умышленно ограничивал количество горячих голов, спешащих промчаться с ветерком по ухабистым дорогам страны. Выучить сотню теоретических вопросов не составляло для меня большого труда, а для сдачи практической части хватило того малого опыта, полученного от поездок с отцом. Опытный экзаменатор сказал: «Ездишь ты, конечно, слабовато, но, когда придет время и будет необходимость, ты научишься».
 
  Дальнейшие события развивались с удивительной быстротой. Среди фанатов слухи и небылицы распространяются быстрей скорости звука. Так я узнал, что сегодня, перед самым закрытием, в автомагазин поступил на реализацию старенький, но на ходу, подержанный «жигулёнок». Препятствием было только одно условие – оплатить нужно завтра, в момент открытия торговой площадки, так как претендентов было уже достаточно.

  На сомнения времени не было, необходимы решительные действия. Денег у друзей было мало, но они давали, понимая важность события, и без всяких процентов. Не возвратить было нельзя – вся наша жизнь строилась на доверии и честном слове. Родители и друзья поддержали отчаянный поступок. И вот – белоснежная красавица, словно царская карета, стоит во дворе моего дома. Друзья с восхищением смотрели на это итальянское чудо, от души радуясь счастливому случаю и удачной покупке. Мнение было единогласным – если перебрать мотор и отремонтировать подвеску, это будет сказка на колесах. Но это сущие пустяки – главное, что она есть и она на ходу. Длительный отпуск давал возможность в полной мере насладиться покупкой, несмотря на множество проблем, связанных с ремонтом старенького автомобиля и полным отсутствием запасных частей. Но это действительно пустяки по сравнению с открывшимися новыми возможностями.
 
  В течение нескольких дней у меня появилось множество неотложных дел. Кого-то нужно срочно везти на дачу, а кто-то опоздал на поезд, и надо мчаться в другой город, чтобы догнать ушедший скорый поезд. Но я с большим удовольствием это делал, так как только друг выручает друга, а долг платежом красен. Всем моим друзьям и знакомым стало понятно, что с машиной жить намного удобней. Теперь поездки за город на электричке заменились на удобные «выездки» с раскладным столиком и иным туристским снаряжением. Все признали, что так путешествовать намного интересней.

  Возвратилось прежнее чувство свободы передвижения. Стали возможны путешествия и долгожданный активный отдых. Поездки за город на природу были лучшим отдыхом для отпускника, приехавшего с Севера. Стали доступны заповедные места на берегу реки, утренний туман и сияющие восходы солнца, летний зной и вечерняя зорька с удочкой, а потом костер, гитара и песни Визбора до первых петухов. Прежде мы смотрели это по телевизору в клубе кинопутешествий. Теперь появилась возможность искупаться в реке, пройти по лесу, увидеть буйную красоту южной природы и бескрайние плодородные поля, простиравшиеся до самого горизонта. И, как нас учили со школьных лет, это все было наше общенародное богатство. В одной из таких поездок, глядя на густые заросли «царицы полей», кто-то мечтательно произнес: «Смотри, какая в этом году уродилась кукуруза, высотой метра три, не меньше. А початки-то какие крупные, в молочной спелости, сейчас они самые вкусные. Если отварить, да с маслицем, да с солью. Вкуснятин-а-а-а». Соблазн был велик, да и трудов-то – сущие пустяки. Протяни руку и бери.
 
  Остановились. Под рукой не оказалось ничего, во что можно было бы сложить початки. Решил брать в охапку – сколько поместится. Было тревожно – это же колхозное, но нашелся аргумент – ведь берём немного, и только для еды. Во время уборки урожая у них на поле много остается, к тому же никто же не видит, и никто не узнает. Эх, была не была. Авось пронесет.
 
  На поле ступил словно в густой лес, меня не видно, значит, все нормально. Початки отламывались легко, и за пару минут в руках было достаточно. Продираясь сквозь густую чащу, вышел к дороге, проходящей по краю поля. Первое, что я увидел, повергло меня в шок – рядом с моей машиной стояла черная милицейская «Волга» и поодаль три человека – сержант, капитан и полковник. От неожиданности я опустил руки, и початки посыпались на землю. Милиционеры медленно подошли, и состоялся короткий, но многозначительный разговор. «Документы», – потребовал полковник. С волнением пошарив по карманам, протянул удостоверение. Проверка, как пытка, длилась долго. Затем короткая, как удар в челюсть, фраза: «Права изымаю. В четырнадцать часов прибыть в райотдел к полковнику Гадяцкому. Сержант, собери вещественные доказательства». Поднимая густую придорожную пыль, они укатили, а я остался стоять на дороге, пребывая в состоянии полной растерянности, соображая как быть и что делать. Друзья в машине притихли, осознавая, что решение принимали все, а ответ держать тому, кто это совершил.
 
  Чувства, которые я испытал, вернули меня с седьмого неба на ту землю, от которой я стал отрываться и по которой начал ездить на своих колесах. Прибыл я вовремя и провел несколько мучительных часов в ожидании тяжелого разговора и большого штрафа, еще не осознавая ситуации, в которой оказался, а так же всех вытекающих из этого последствий. Дежурный по отделу попросил написать объяснительную записку и подробную автобиографию. Выполнив приказ, пару часов провел в томительном ожидании, после чего был вызван на беседу к начальнику райотдела.

  Крупный, седовласый полковник долго и внимательно читал написанные мной листочки. В кабинете стояла гнетущая тишина. Читая, полковник изредка поглядывал на меня пронзительным, изучающим взглядом, как бы сверяя написанное на бумаге с тем, что он видел перед собой – злостного расхитителя, использующего личный автотранспорт. Прочитав, он тяжело вздохнул и начал задавать соответствующие вопросы. Делал он это мастерски, и по тому, что спрашивал, я догадался, что дело не в девяти початках, а в том, что по решению обкома партии с сегодняшнего дня пришло время наводить в стране порядок и нужно начинать беспощадную борьбу с расхитителями колхозного добра. А перед началом уборочной битвы за урожай нужно всем жителям Змиевского района показать, чем это чревато. Я не находил слов оправдания, сидел молча, превратившись в нервный комок. До меня постепенно начинала доходить суть происходящего. Никогда в жизни - ни в школе, ни в училище, ни на флоте, я не слышал в свой адрес подобных обвинений.
 
  Фронтовая жизнь и богатый милицейский опыт районного начальника, видимо, подсказывали, что перед ним не злостный расхититель, а молодой, не знающий тонкостей земной жизни морячок, купивший старенький автомобиль на деньги, заработанные рыбацким трудом. На вопрос, сколько еще должен за автомобиль, ответил: «Две семьсот». – «Как собираешься выплачивать?» – «За несколько рейсов и пару лет отдам». Последовало множество проверочных вопросов – о родителях, училище и работе в море. Да-а, дело не клеилось. Хотя формально, факт кражи с применением транспорта зафиксирован, протокол составлен. Наступила тяжелая пауза. Пришло время объявить решение.

  Иван Павлович прекратил допрос, понизил свой прокурорский голос и совсем другим, обычным человеческим тоном произнес: «Послушай меня, сынок. Сегодня утром, на совещании в райкоме партии, принято решение начинать борьбу с расхитителями социалистической собственности и безжалостно привлекать их к уголовной ответственности. Но у меня последние рабочие дни, я ухожу на пенсию. Вопреки полученному указанию, не хочу заканчивать свою фронтовую и долгую милицейскую службу показательным судом. Не хочу ломать тебе жизнь. Мой опыт и твоя биография говорят мне, что ты не вор. Радость от покупки автомобиля вскружила тебе голову, ты начал легко и бездумно относиться к окружающей действительности». Он говорил, точно гвозди забивал в мою душу. «У меня на фронте был подобный случай». Он будто вспомнил о чем-то важном и тихо продолжил: «Перед наступлением полка нужно было добыть немецкого «языка». Пришел приказ: «Взять любой ценой, хоть из-под земли». И все было хорошо, и пленный был важным офицером, и оставалось пути совсем немного – густые заросли кукурузного поля. Навек я его запомнил! Но шальной снаряд положил всех. В живых остался я один. Пришел в себя – вокруг никого. В ушах шум, и вся фуфайка в крови, но чувствую – живой. Временами, теряя сознание, полз вперед к своим окопам. Очнулся только в санчасти, куда дотащила и перевязала медсестра. Тут, конечно, сразу нагрянули «особисты», стали допрашивать и угрожать штрафбатом за неисполнение приказа. Но командир полка встал горой и, рискуя нажить большие неприятности, не дал забрать меня из санчасти. Герой Сталинградской битвы угроз не испугался. Этим он спас меня от сурового наказания».
 
  И продолжил теперь уже твердым, командирским голосом: «Дай мне честное слово или даже поклянись, что больше никогда в жизни ты не прикоснешься к чужой вещи, к чужому добру. Это убережет тебя от больших проблем в твоей начинающейся жизни. Крепко это запомни».
 
  От волнения пересохло в горле, я с трудом мог говорить. В наступившей звенящей тишине произнес: «Даю честное слово, обещаю». На моих глазах он уничтожил объяснительную записку и коротенькую автобиографию. Молча вернул водительское удостоверение.

 Я был глубоко потрясен произошедшим инцидентом и четко представил, чем мог закончиться бытовой необдуманный поступок. Это событие оказало большое влияние на мое мировоззрение и отразилось на поступках в сложных жизненных ситуациях, став поучительным примером мудрости и доброты. Полученный урок судьбы, который через опыт ветерана, повидавшего на своем милицейском веку немало трагедий и поломанных судеб, уберег меня от подобной участи.

 Свое слово я сдержал. И теперь, через полвека, имея такую же седую голову, могу с чистой совестью сказать: «Благодарю тебя, Господи, за такую встречу на дороге и на моем жизненном пути, за гуманный, спасший меня поступок и мудрый совет полковника – Гадяцкого Ивана Павловича». Добрую память как пример отношения к людям он оставил в моем сердце.
 
  Всё, что происходит в нашей жизни, – все события, которые мы переживаем, препятствия, которые преодолеваем, – всё становится жизненным опытом, служит надежным компАсом и помощником.

  Неожиданно, намного раньше срока, пришел вызов на получение нового траулера, и назначен выход в море на осеннюю путину. Эту новость я встретил с радостью. Она давала возможность подвести черту под перенесенным испытанием непростой жизнью на земле. Предстояло снова выйти в море, где вдали от земной суеты оживет ностальгия по дому, опять будет много времени для размышлений, чтобы подумать, просеять через мелкое сито памяти прошлые поступки и вновь мечтать о предстоящем возвращении домой к ставшему за эти годы родному Мурману. Путь домой – самая приятная дорога, полная новых планов и надежд.