За работу не платил. Часть первая

Валентина Газова
 В сельце Красном Егорьевского уезда была суконная фабрика с приписанными к ней 500 душ крестьян; принадлежала она г. Колтовской, но,  вследствие злоупотребления доверием мужа ея, продана купцу Кознову. Возникло об этом дело, решённое Сенатом не а пользу Колтовской, но по Высочайшему повелению подлежавшее пересмотру в Государственном Совете. Когда Сенат затребовал подлинное производство, то оказалось, что оно в Зарайском уездном суде пропало.
 Управляющий Кознова Яков Кулёмин, явился к дворянскому заседателю, скованный в железах, а на теле с видимыми знаками от сечения розгами. Он объяснил, что Кознов изнуряет его разными жестокими побоями, просил представить его в земский суд. По произведённому обследованию заседателем и исправником оказалось, что Кознов задал рабочим непосильный урок, и когда они объявили, что не могут его исполнить, то наказал всех розгами, равно как и самого Кулёмина.
 Вообще Кознов жестоко наказывал своих рабочих, что и подтвердилось осмотром многих из них, при чём найдены рубцы и синяки. Помимо того, рабочие им совсем не продовольствуются, ходят за подаянием по миру, и этим подаянием питаются.
 Сын Кознова был настоящий зверь - пьяный, дикий и жестокий развратник. Неоднократно призывал к себе в контору девок и насиловал их "усильством своим, а не по согласию, требовал к себе девок, которых блудодействием растлил их девство." Таких указывают 8 человек. Вследствие пьянства он дошёл до того, что ходил по конторе и по полям голый, а декабре хотел броситься в пруд купаться.
 Когда дело уже выяснилось в описанном виде, от Кознова поступило прошение, в коем, заподозривши правильность действий исправника и заседателя, объяснил, что крестьяне по возмущению неблагонамеренных людей, вышли из повиновения и делают, по развратности их жизни, разныя буйства. Он просил привести крестьян в повиновение, выставляя главного зачинщика Кулёмина.
 Для переследования дела командирован начальник губернской полиции, который описал дело так, что никаких жестокостей нет, что все крестьяне довольны фабрикантом и живут хорошо. В виду такого противоречия генерал-губернатор приказал разъяснить дело лично губернатору, который в сущности подтвердив обследование начальника полиции, донёс, что крестьяне в повиновение приведены, продовольствием обезпечены, и Кознов подпискою обязался продовольствовать их сообразно надобности. Возмутителем же губернатором назван Кулёмин, который и был взят под стражу.

 Дело Канц. Ген. Губ. 1824 г. № 223.

 Продолжение следует.

Иллюстрация к произведению: фото из интернета. Скульптура отъявленного казнокрада Канкрина Егора Францевича. Дело в том, что этот Канкрин был покровителем всех рабовладельцев и казнокрадов в России, в том числе и Кознова. Канкрин уроженец Германии, в родстве с Ротшильдами. Скульптуру сделал  Н. Анциферов.