Учиться, учиться и учиться

Дина Иванова 2
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ
--
Сохраняя тепло августа, со свежестью лёгкого дождя вступал в свои права Сентябрь.
Завершились важные для жизни работы на селе – уборочная кампания и сев озимых.
К своему «посеву» приступили школы.
Закон общий: что посеешь, то и пожнёшь…
--
Приятная встреча с бывшей слушательницей ИПК.
Прогулялись, с интересом слушала её размышления о школе.
--
- Даже страшно подумать, - смеётся моя визави, - почти четверть века я уже в школе. Как же всё изменилось.
- В какую сторону? - любопытствую.
- Трудно однозначно ответить. Что-то - в лучшую, что-то - в худшую. Опять усиливается диктат сверху. Прошли педсоветы. Вступает в силу «Кодекс об образовании». Утверждены для учителей «Золотые правила».
- И что это за правила?
- Правила, которыми мы должны руководствоваться. Они касаются, прежде всего, реализации в учебном процессе государственной политики: - «Все силы – на – формирование высоконравственной личности, обладающей развитым чувством патриотизма, ответственности за свою судьбу и судьбу страны». - Во!!
- Да, вроде и мы не обходили эту проблему стороной, - пришёл момент и мне вздохнуть.

- Ученики меняются прямо на глазах. В лоб их уже не убедишь. Старшеклассники стали взрослее тех, с кем я начинала работу в школе. Днями произошёл забавный случай. С подругой заказали пиццу. Открываю дверь. Курьер – мой ученик из 10 «Б». Трудно сказать, кто больше растерялся.
- Паша, ты всё лето работал?
- Почти. Но вы не волнуйтесь, «Ионыча» прочитал, - смеётся. – Не мой герой. Полкласса ребят работают. Кто по доставке еды, кто волонтёрами.
- Может быть, попьёшь с нами чайку?
- Нет. Спасибо. У меня ещё четыре заказа. Ответственность – превыше всего, - вновь смешок, - выгонят. Мы вас ждём. Много вопросов «про жизнь» накопилось.
--
- А что было у меня в начале пути?
Обычная школа в спальном районе.
Нулевые годы. Не забудешь. Директриса запускает меня в 10–й класс.
- Светлана Сергеевна будет у вас вести литературу. Она с отличием окончила Педагогический институт. Вам с ней будет интересно.
--
Зашушукались девочки – «Стильная».
Загудели парни – «Красотка».
--
- Ещё вчера я была просто Светлана. Такой приём меня не удивил. Жила в этом районе и училась в этой же школе. Большинство ребят в нашем классе были далеки от литературы, вообще от учёбы. Жили по принципу - «День прошёл – гульнули! О,кей!».
Книги были вообще не их историей. Любили просто покрасоваться: – «Лови момент. Надо жить так, чтобы не мучить голову заумью. Кривая выведет».
И вывела она некоторых в края не столь отдалённые…
--
- А мой первый урок? Сложная была тема урока: - «От доктора Дмитрия Старцева - к Ионычу».
Настроение-то в обществе в те годы – безысходность. Главное - добыть средства для существования: в одном месте купил, в другом продал. Учителя тоже становились коммивояжерами. Шум в классе тогда продолжался долго. Помню, еле-еле сосредоточилась. Срывающимся голосом начала урок:
- Мне приятно, что мы начнём своё знакомство со знакового рассказа А.П. Чехова -  «Ионыч».
Почему знакового? Он поможет нам поразмышлять о гибели человеческой души и путях к нравственному оскудению.

Яркая девочка, со следами косметики, поднимает руку.
- А разве рассказы «Душечка», «О любви», мы их раньше проходили, менее знаковые?
Вновь в классе возникает шум.
- Садитесь. Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства, но, взрослея, мы в его рассказах улавливаем что-то новое, созвучное с днём текущим.
- А что – любовь бывает не созвучной какому-то времени? - уже с долей иронии продолжала девица.
- Для тебя-то созвучна, душечка ты наша, не любовь, а заполнение «ничегонеделания». То с Петенькой, то с Вовочкой ты находишь любовь, - громко смеясь, подаёт реплику с последней парты парень.
Смех.
- Давайте-ка, не переходя на личности, подумаем, а есть ли что-то общего у героев рассказа «О любви» и «Ионыч»?
Руку поднимает парень, который только что «ущипнул» девицу.
- Все эти «душечки», «ионычи» живы. Они среди нас. Живут, как умеют. Делают деньги. Всё, что могут - покупают и продают.

- Садитесь. Да, любовь душечки не глубока, но и не трагична, а вот перерождение врача-подвижника Дмитрия Ионыча Старцева в стяжателя Ионыча это уже драма.

Шум нарастал.
Всё пошло не по подготовленному к уроку плану. Можно сказать, восторжествовал хаос. Поняла тогда одно – текст рассказа или прочитан поверхностно, или из учебника «о нём».
--
Моя собеседница вспоминала, что сама прочитала этот рассказ в пятнадцать лет и стала задумываться над тем, как легко можно потерять мечту, бесцельно раствориться в атмосфере серых будней.
--
Узнаю, что её путеводителем в другой мир, мир книг, мир сомнений, мир поиска себя был дед.
Обычный трудяга на пенсии. Своей профессией слесаря дорожил. Да и нынче для соседей он палочка-выручалочка.
Прожив всю жизнь в среднем достатке, материальные блага для него были вторичными.
Отличало его от сверстников – страсть к книгам.
Он мог читать захватившую его книгу всю ночь напролёт.
Понимал и разное отношение друзей юности, родных к жизненным ценностям вообще, к книгам в частности.
Светом в окне стала внучка.
--
- Первая книга Чехова, которую я пыталась прочесть, была – «Остров Сахалин». С ней не расставался дед. Страшные сцены из жизни ссыльных пугали меня, пятиклассницу. А вот рассказы «Мальчики», «Ванька» волновали уже по-доброму. И первый вопрос о своих переживаниях я задала ему:
- Деда, это правда, что потерять способность мечтать - очень плохо? Он ответил: - «Хороший вопрос. Почитай рассказ «Ионыч». - Ищи ответы сама». – Совет деда читать, думать самой - на всю жизнь.
--
Мы присели на скамейку.
Светлана Сергеевна была уверена, что нынче с повзрослевшими ребятами, с накопленным опытом и хорошим подспорьем (слайдами, аудиозаписями) эта тема – «От доктора Дмитрия Старцева - к Ионычу» эмоционально заденет нынешних старшеклассников.

И продолжила:
- Другими стали сейчас отношения ребят друг к другу, что-то меняется во взаимоотношении школы с родителями. Жизнь повысила требования к родителям и учителям. Чтобы приходить в класс не просто «дать урок», мы сами должны постоянно учиться. Совсем не просто раскрыть богатства литературного материала, пробудить у ребят интерес к самому тексту, научить понимать и анализировать его эстетическое богатство, социальную направленность, - задумалась.

Молчим.
Более уверено она продолжила.
- Только при личном сопереживании учителя к тому материалу, который излагаешь, раскрывая его актуальность для текущего дня, можно чего-нибудь добиться. Для меня очень важно, чтобы ребята, читая Чехова, учились внимательнее приглядываться к себе и задумываться - нет ли в их душах следов тех качеств, которые и приводят к перерождению личности, чтобы поняли и приняли наказ - «сохранить в себе человека».
--
Разволновалась моя собеседница.
Паузы помогали нам наслаждаться приятным осенним деньком и задуматься над тем, как сложен путь - сохранять в себе человека.

- Утомила я вас. Но я как бы формулировала свои «золотые правила», - смеётся.
- Что вы, очень интересно было слушать вас. Всем нам стоит приглядываться к себе. Часовое просиживание в «мировой паутине», вместо чтения книг, притупляет и у нас восприятие реальности. Как много людей живёт и ныне с ощущением безысходности. Всем нам нужны немалые усилия, чтобы воспринимать жизнь такой, как она есть и не сдаваться. Удачи вам. Всё у вас получится.
--
Распрощались. Как-то светлее стало на душе
от откровений учителя…