Попутчик

Николай Александрович Федотов
Фамилия Прасолов до конца двадцатого века ассоциировалась у меня с одним единственным человеком - поэтом Алексеем Тимофеевичем Прасоловым (1930-1972) из круга Вадима Валериановича Кожинова. Но в марте 2001 года в СПб Доме архитектора некоторое время соседствовали две выставки архитекторских "творческих работ", то есть артобъектов, отступающих от зодчества на неопределённое расстояние. Я был участником выставки "Триглиф" в Зелёной (в действительности жемчужной) гостиной, смежной с Зелёным холлом. В этом холле в Масленицу 1998 года я дебютировал по части персональных выставок в СА СПб.

За содействие и благоприятствование моему дебюту бесконечно благодарен удивительной Зарифе Павловне Ивкиной (1937-2012). Она курировала все выставки Союза архитекторов как Ленинграда, так и Петербурга того времени, в том числе и наш "Триглиф" с творческими работами бывших одногруппников архитектурного факультета ЛИСИ Е.Ю.Меркурьева, Н.В.Ромашкина-Тиманова, Н.А.Федотова.

Заглядывая на нашу выставку чуть ли не ежедневно, я обратил внимание на поэтическую фамилию попутчика - автора соседней экспозиции - и пробежал взглядом по работам. Это были коллажи из тканей, - в основном натюрморты и большое панно про джаз. Мне показалось, что автор не лучшим образом образом "вогнал" их в родную для меня обойму из нижних двенадцати ячеек 1х1 м.

Надо сказать, что выставки в ДА малолюдны, порой необитаемы. В какой-то из заходов на "Триглиф" я обнаружил одинокого посетителя (на две выставки), и стоял он возле коллажей Прасолова. Человек был примерно моего возраста, "архитекторского" вида, с седой бородкой и усами, чуть грузноватый.

По-моему, диалог завёл я - спросил не автор ли зритель-одиночка. - Да, автор. - И шьёте на машинке? - Нет, шьёт жена... (Стало быть жена, о ней после.) - А я, говорю, в соседнем зале свои деревяшки развесил. - Да, видел, хорошее название - "Триглиф", не хотите ли пройти недалеко отсюда выпить водки? - Нет, сожалею, сейчас не могу. - А я пойду, всего хорошего. - До свиданья. (Не исключаю... в какой-нибудь из следующих жизней.)

Кажется, ещё при встрече я узнал, что Александр Иванович Прасолов - выпускник ЛИЖСА, то есть "архитектор-художник", в отличие от меня - "гражданского инженера" или просто архитектора. Ну, да Бог с ними, с тонкостями.

Почему-то меня зацепила "неправильная" развеска коллажей А.Прасолова, и у себя дома я быстро изобразил, как бы я всё "улучшил". (Стенка холла напротив камина мне как родная.) А вскоре я вовсе позабыл эту историю знакомства.

В 2012 году на сайте некрополиста М.Б.Соколовского (Walkeru) неожиданно увидел фотографию более молодого, чем я знал, архитектора-художника А.И.Прасолова и фотографию типовой кладбищенской бетонной подушки с датами: 1948-2012 - временного надгробия на Северном кладбище Петербурга. Walkeru, сам пользователь "народа", вдобавок дал ссылку на "народный" сайт ушедшего художника. "Народные" сайты - моя тема, поэтому я мысленно принялся "улучшать" и тот, и другой. Процесс длился недолго, так как не имел особого смысла. Замечу, что сайтовская живопись А.Прасолова, гламурно-академического толка, составила неожиданный контраст его же "пикассистым" коллажам, виденным мной вживую. Чудесно, что свет его творений (даже "через пень колоду", через "uCoz") доходит до посетителей сайта и спустя десять лет после смерти художника.

Что касается Walkeru, то он, как многие некрополисты, склонен к описанию биографии покойного, но не фиксации координат могилы. Где же она конкретно? Я отправил Walkeru письмо и получил ответ: "Не помню".

Вопрос почил на периферии моего сознания. Но в один из редких теперь своих заходов в Дом архитектора я увидел некролог архитектора Любови Сергеевны Прасоловой (1949-2019) с перечнем заслуг, внушающих уважение. А что если?.. Однако, "мы ленивы и нелюбопытны".

Спустя ещё какое-то время, я наткнулся в Интернете на изображение гламурной скульптуры "Менеджер" молодого ваятеля Дениса Викторовича Прасолова, установленной на Аптекарской набережной СПб. Позже посмотрел её "живьём", подивился вестернизации местной пластики. А неподалёку изысканно ржавый истукан вообще воткнул башку в стеклянную стену офисного здания. То был шедевр Антонины Фатхуллиной. Я солидарен с молодёжью и считаю, что обновление языка городской скульптуры Петербурга назрело давненько.

Когда критическая масса известных мне питерских Прасоловых накопилась, Интернет помог определить их родственные связи и достижения на архитектурном поприще. Получилось, что наибольший след в нашем деле оставила жена моего героя - Любовь Сергеевна. Её могилу на 17 Берёзовом участке Северного кладбища я обнаружил первой и убедился, что посмертно супруги разбрелись в разные стороны некрополя.

Поскольку Прасоловы - петербургская архитектурная династия, включающая вдобавок модерниста-ваятеля ("цветение архитектуры" по Бурделю), я ждал в надгробии попутчика-коллеги художественного откровения, выплеска особой архитекторской тоски. Вотще.

Могила моего героя, архитектора-художника Александра Ивановича Прасолова, на 1а Лиственном участке Северного кладбища Санкт-Петербурга оказалась в архитектурном смысле "нейтральной". И только красно-коричневый цвет надгробной стелы "аукнулся" с похожим цветом надгробия его жены на противоположном конце кладбища.