Мартиролог

Евгений Косенко
Утро, начинающий раскаляться под солнцем день. Августовский зной, еще немного и мы все снова будем ждать долгожданное Лето, проходя очередной годовой круг. Я снова в историческом, прекрасном месте, подымаюсь вверх по Лаврской, от завораживающих просторов Спивочого поля, к сожалению это слово не переводится. Чтобы было чуть понятнее это вся та часть нашего прекрасного Киева, где установлена Родина Мать.

Проходя мимо Печерской крепости 18-го века, я подошел ближе, там женщина у входа сидела на стульчике. Она окликнула меня и предложила совершенно бесплатно ознакомиться с новой экспозицией. В крепости расположены Верхние Московские ворота. Я еще взглянул на открытый оружейный ящик рядом со входом где лежала хвостовая часть мины и табличка Убитые Россией Дети. Пригнувшись вошел внутрь, приятная прохлада и запах старой кладки и мысли о том, что вдруг очутился в погребе, встретили меня. В необычной тишине и полумраке, тихо звучала гитара, на сводах старой кладки стен дрожали блики свечей. Расположенные где то сверху два проектора проектировали прямо на стену Московских ворот памятный список всех тех 262-х детей, самых разных возрастов, которые погибли в этой войне. Фотография, имя, город где случилась трагедия. Под воротами в самом низу кто-то выложил детские мягкие игрушки.

Валерия 11 лет СМТ Бородянка Киевская область
Мальчик 8 лет Бородянский район
Елисей Рябоконь 13 лет Бровары
Степан 2 года  Вышгородский район
Артем  12 лет Вышгородский район
Иван 5 лет село Гавриловка Киевская область
....................
......................

Я стоял минут 20 в этом помещении, совершенно один и душил в себе слезы, которые застилали глаза.



Еще в самом начале войны, когда мы все перепуганные сидели на тринадцатом этаже в квартире, молились по ночам, сутки проводя на балконе с сигаретами, обозревая все те дальние вспышки, нарастающий гул, полеты над домом ракет, ежась от ужаса и вычисляя по времени расстояние до увиденного очередного взрыва. Пытаясь понять, приближается ли прифронтовая полоса или отодвигается от нас. Выключая свет, чтобы быть малозаметными и переводя свои телефоны в режим приглушенного свечения. Откровенно боялись, думая о том что будет завтра, и будет ли оно вообще.

Арина говорила мне перед сном: Папа, маленьких же не убивают!
                Я же не могу умереть, мне же всего семь лет!

Я конечно же ей отвечал что ничего страшного с нами не может произойти. Никогда.

И вот я спустя пол года войны, нахожусь в мартирологе - списке невинно убитых в этой войне 262-х детей. И список этот наверное не полный, пока идет война, погибают дети. И никто это все не в силах остановить. Когда страшная лента закончилась, прекратилась музыка, и появилась пауза тишины, ролик заново запускался. Я молча вышел на улицу. У меня не было слов, бывает такие моменты в жизни когда нет просто никаких слов, только молчание и комок невыплаканных слез в горле. И больше ничего, опустошение внутри.