Правнук Императора

Кей Тименс
Имя этого композитора  сегодня  забыто,  но  музыка  продолжает звучать. Достаточно вспомнить романс   «Она хохотала», который  так блистательно  исполнял  Ф. И. Шаляпин,  или балладу «Колодники» - теперь  она считается  народной песней.  Эти романсы  Лишина, как и многие  другие  - «Дождя отшумевшего капли",  «Первая любовь»,  «Дева  и солнце»,  «О  если б  мог выразить в звуке»  имели  повсеместный успех по всей России.

23 апреля (7мая) 1854 года в семье генерал-майора Андрея Фёдоровича Лишина    родился сын. Мальчика назвали Григорием. Его восприемником при крещении был, согласно метрической книге Симеоновской церкви, «… Его Императорское Величество Государь Николай Павлович».  Григорий был девятым ребёнком в семье,по какому  поводу Государь пошутил: «Готов крестить до двенадцати, а после предоставлю право наследнику престола».* 
Следуя примеру отца, сыновья в семье Лишиных (а их было семеро) избирали обычно  военную карьеру. «У генерала Лишина теперь 5 братьев, все, кажется генералы..."  вспоминала близкая знакомая  А.А. Лишина, Т.К. Слуцкая. Младшего же,  Григория,  по слабости здоровья, решено было готовить к гражданской службе. Он получил первоначальное образование дома, и оно было глубоким и разносторонним: иностранные языки, история, литература, точные науки. Известно, что наставником  Григория по ряду предметов был священник М.И.Розанов, магистр, друг семьи и коллега отца Лишина по службе. (А.Ф Лишин  в те времена возглавлял Строительный Институт). Игре на фортепиано мальчика обучала  мать, Констанция Ивановна, бывшая ученицей Фредерика Шопена.** В дальнейшем с ним занимались лучшие петербургские музыканты: известная пианистка Гарднер, композитор и пианист Ю.Ф.Нагель. Уже в  возрасте 13-ти лет  Григорий  Лишин выступал в публичных концертах и аккомпанировал  таким выдающимся артистам, как Энрико Тамберлик и Нантье-Дидье.
Поступив в Императорское Училище Правоведения, он не только продолжал совершенствоваться в  игре на иструментах (фортепиано - под руководством пианиста-виртуоза А. Гензельта,духовые инструменты - Монтанари), но и изучал теорию музыки, гармонию и композицию. Этими предметами с ним занимались композитор  К.П. Галер и профессор консерватории Н.Ф.Соловьев.
Училище Правоведения находилось под попечительством принца Ольденбургского, большого любителя музыки. Старших  учеников нередко приглашали  к участию в музыкальных вечерах в домах и дворцах петербургских аристократов. Бывал Лишин и во дворце  принца.
На одном из таких вечеров его игру услышал А.С. Даргомыжский, предсказавший  юному правоведу серьёзное музыкальное будущее.
В другой раз, на музыкальном вечере в доме директора консерватории М.П. Азанчевского,15-летнему юноше довелось познакомиться с П.И. Чайковским - «… впрочем, тогда ещё мало кому известным начинающим композитором», как писал современник. Приглашение к Азанчевскому устроил Александр Лишин, старший брат Григория «…приятельски условившись с Азанчевским проверить музыкальные познания  последнего». На этот вечер были приглашены выдающиеся Петербургские музыканты: скрипач Леопольд Семенович Ауэр, виолончелист и композитор Карл Юльевич Давыдов, Петр Ильич Чайковский и Генриетта Ниссен-Саломан, профессор  пения  петребургской   консерватории. В своих воспоминаниях Александр Андреевич Лишин подробно описывает, как прошла эта встреча.
«В разговоре с музыкантами, носившем характер экзамена,Григорию пришлось перечислить музыкальные школы, ему известные и выслушать несколько замечаний (…).  Перешли к роялю. Григорий Андреевич, перелистывая ноты, обратился к Л.С. Ауэру - не сыграет ли он венгерский танец Брамса. 
- С удовольствием, - ответил ему Леопольд Семенович,- если вы будете мне аккомпанировать. Кстати, проштудируем вашу технику.
Пьеса эта, в той аранжировке, не была знакома Григорию Андреевичу, но раз попавшись в ловушку он должен был подчиниться испытанию.
Покуда Ауэр настраивал скрипку и когда закончилась проба смычка, Григорий Андреевич сделал весьма бойкую интродукцию и обернулся к скрипачу, как бы выжидая, когда виртуозу угодно будет начать. Ауэр рассмеялся и сказал: «Мы, кажется, ожидаем друг друга», а г-жа Ниссен-Саломан, обращаясь к хозяйке дома, заметила: «Это обещает!». Михаил Павлович. Азанчевский  подошел к роялю переворачивать ноты /…/  По окончании пьесы и после других вещей, исполненных Григорием Андреевичем соло с полным успехом, профессора сердечно пожали руку юному композитору. Относительно игры Григория Андреевича М.П.Азанчевский  отозвался: «Ему консерватория не нужна, по исполнению он выходит из ряда обыкновенного и имеет свои чары».***
 
По окончании училища правоведения (1875) Григорий  Андреевич Лишин даже и не подумал поступать на государственную службу. Он уехал из Петербурга в Харьков, где стал вторым капельмейстером харьковской оперы. В течение года он с успехом дирижировал операми русских и зарубежных композиторов, а в следующем году создал передвижную – или, как он сам её называл, «летучую» оперную труппу. Им двигало не столько некое авантюрное начало или жажда свободы, но, прежде всего, любовь к музыке и - что неожиданно в столь молодом  человеке - идея музыкального просветительства. В качестве антрепренёра, аккомпаниатора и дирижёра он в течение двух лет объехал со своей «летучей  труппой» многие провинциальные  города России,в том числе – Белгород, Курск, Орёл, Самару, Оренбург, Саратов, Тверь ...  Пензу, Казань. Помимо спектаклей труппа давала и множество благотворительных  концертов, что неминуемо отразилось на финансах. Денежные затруднения возвратили молодого человека в 1878 в Петербург, и он, наконец, поступил на государственную службу. Устройство это было обставлен несколько экстравагантно: «… написав в стихах и снабдив музыкальным сопровождением прошение на имя Министра Двора, графа А.В. Адлерберга, он устроился в Отдел иностранной цензуры при Главном управлении по делам печати. В его обязанности входил обзор поступающих на ревизию книг на иностранных языках и выдача заключения о целесообразности их перевода и публикации»****. Прослужил он там  два года. В течение этого времени Григорий Лишин не оставил сочинения музыки и стихов, а также успевал делать аранжировки, дирижировать и выступать на сцене как декламатор, аккомпаниатор и поэт.
«Избытком сердечности его ловко пользовались,- писал о брате Александр Лишин,- /.../ неумение отбиться от эксплуатирования его, может быть, и ранняя известность, чрезмерно возбуждающая самолюбие /…/ создали в нём, вместе с самоуверенностью, и беспорядочное творчество /…/ всё это  кружило ему голову:
- одна певица не может петь иначе, как под его аккомпанемент;
- пианист идет к нему ловить мотивы;
- кому-нибудь надо написать обещанный романс;
- там просят на благотворительный концерт;
- там надо перевести для дирекции Императорских Театров оперу, а там оперетту…
И все это творилось в сутолоке петербургской жизни, и, зачастую, ночи шли в рабочее время. Нервы до поры и времени выручали, но и утомление чувствовалось им вдвойне».
В 1878г. по заказу Московской театральной дирекции  Лишин  сделал авторскую  аранжировку оперы «Фра-Дьяволо» Обера и лично продирижировал ею на премьере.
В том же  году он написал для московского  Малого театра оперетту «Под ясным небом Испании»,которая имела большой успех и  «выдержала 14 представлений сряду».   
Так в 24 года к нему пришли слава и известность.
В это время невероятной популярностью стали пользоваться его романсы. Их распевали не только любители, но включали в концертные программы такие знаменитые певцы как Ф.И. Шаляпин, Б.Б.Корсов, И.В.Тартаков.
К этому надо добавить,что пианистом Лишин был превосходным и нередко аккомпанировал солистам сам, что тоже было залогом успеха. «Аккомпаниатором он был просто гениальным! Он улавливал и предугадывал каждое намерение артиста, помогал ему, учитывая все недостатки голоса, фразировки, умел выручить в неожиданной беде!» - писал о нем актер драмы В. Н. Давыдов. 
В одном из своих рассказов А.И. Куприн  упоминает о Лишине  как об известном композиторе: «Манечка вызывается к пианино, но она не в духе, она боится злоупотреблять голосом – ей запретил её профессор петь по вечерам. Наконец, уступая тайному чувству честолюбия, она, как будто бы нехотя, соглашается и поёт что-нибудь из Чайковского или Лишина».
 Лишин был настолько любим публикой, что даже Чайковский относился несколько ревниво к его успеху. В письме к В.П.Погожеву он сетовал, что «… в свои гастрольные поездки, не имея близких друзей среди рецензентов и редакторов, я ездил втихомолочку, и в то время, как петербургские газеты с шумом трубили о каждом романсе Лишина, спетом в Стерлитамаке или Богодухове, обо мне писали очень мало».
Одним из особенных талантов Лишина  было искусство мелодекламации.
 «Декламация самого Григория Андреевича под аккомпанемент рояля признавалась искусством им самим выработанным, писал брат композитора,- … жанр этот в то время был нов, как было ново и то, что одно лицо соединяло в себе автора, аккомпаниатора и декламатора».
На самом деле   мелодекламация имеет долгую и богатую историю. Она лежит в основе народного эпоса - греческого ли,скандинавского или русского. Особую манеру произнесения текста нараспев перенял средневековый театр, а в Европе и в особенности, во Франции, многие элементы этого искусства - так называемого «высокого стиля» - сохранялись долгие годы. Однако как самостоятельный сценический жанр в России середины 19 века он был действительно нов. «Лишин, напоминая средневековых и предвосхищая современных бардов, как правило, в себе одном объединял автора текста, композитора, аккомпаниатора и чтеца. Опираясь на отзывы о мелодекламации Григория Андреевича, мы можем повторить, что этот род искусства составлял его авторскую славу»*****.
Известный русский критик  М.И.Иванов, обычно язвительный и придирчивый, оценивал   выступления Лишина очень высоко: «Читал он превосходно, лучше многих заправских актёров, без всякого ложного пафоса и ненужных подчёркиваний, переходя в случае надобности в певца; музыка его вообще отлично иллюстрировала его декламацию». 
Не только публика, но и  музыканты восторженно  принимали  драматическое чтение  Лишина. «...Однажды, по окончании им концертной пьесы в Мариинском театре весь оркестр, аккомпанировавший ему на сцене, встал и присоединился к вызовам и аплодисментам публики. Такая оценка коллег по профессии говорила ему больше,чем могли сказать рецензии».
Возрождённый  Лишиным  вид  искусства  расцвёл в России во второй половине XIX века и нашёл последователей в лице  композиторов-современников Н.Н Игнатьева и  А.С. Аренского. Вслед за ними явились и поэты «Серебряного века».

В 1880 году, выйдя в отставку, Григорий Лишин женился. Сведений о его жене, певице Н.М.Михайловой-Нивлянской, почти нет. Известно лишь, что знаменитый романс «Дождя отшумевшего капли…» посвящён ей. Она же была первой исполнительницей романсов «Поверить можно», «Первая любовь». Ей же посвящены многие его стихотворения, в том числе - «Песни разлуки», «Видению», «Н.М.М.»,  «Н.М.», «Живи».

"…То мне снится аллеей знакомою
Ты идёшь и всё ближе, слышней,
Льётся песнь, дышат неги истомою,
Это курский поёт соловей..."

Предполагают, что фамилия «Михайлова» была, скорее всего, её сценическим  псевдонимом, равно как и, впоследствии, Михайлова-Нивлянская. Добавление «Нивлянская» объясняется тем, что Григорий Андреевич издавна подписывал свои  стихи «Нивлянский» -созвучно названию родового поместья Лишиных, Нивного. 

Последний период жизни композитора насыщен невероятно активной деятельностью. Он много сочиняет, выступает на сцене, снова гастролирует с оперной труппой (1883–1884 г.), рецензирует спектакли и концерты, успевает выполнять заказы на оркестровки, аранжировки и разного рода оперные переделки, на которые он был большой мастер. Как литератор сотрудничает с одним из отделений Русского музыкального общества. 
Отдельной заслугой Лишина перед русским оперным искусством были его стихотворные переводы оперных либретто. 
«…Помню такой случай: "Музыкально-Драматический Кружок"****** в Петербурге задумал исполнить  в сценической постановке  малоизвестную вещь немецкого  автора  Рейнеке «Король Манфред». Дирижером  "Кружка" в то время был  Э. Ю. Гольдштейн, который и пригласил  Лишина  в кружок для поручения ему перевода этой  оперы.  Лишин  взял клавираусцуг, прочитал  текст  тенорового  романса  в  нём, и тотчас же,  под аккомпанемент Гольдштейна  спел  его  уже  на  русском языке. Свидетелем этого я  был лично» - писал о нём современник, дирижер и  пианист  П.И.Полетика.
Даром стихосложения  Лишин  обладал  наравне  с музыкальным. Эпиграммы «сыпались» у него экспромтом, просто в разговоре. Множество его стихов были беспечно рассеянны в письмах и деловых бумагах. Писал он и драматические пьесы, и либретто – к собственным операм или по заказу. Его перу принадлежат многочисленные переводы на русский язык либретто иностранных опер. Этими переводами  Лишин  занимался вполне сознательно: он стремился к широкой популяризации оперной классики. Им переведено около 40 текстов различных опер и оперетт - а кроме того, и текстов многих европейских романсов.
Надо сказать, в 19-ом веке в этой области музыкального искусства царил полнейший хаос. В результате безграмотности переводчиков рождались тексты с полнейшей нелепицей. Имя переводчика либретто, как правило, не указывалось, и это считалось  скорее нормой, чем исключением. Переводы  Лишина были легки, изящны и точны.Его либретто «…дожили до наших дней; они публикуются, звучат со сцены – то в чистом виде, то с некоторыми изменениями, вот только его имя на титульном листе по-прежнему опускается, а иногда и вовсе заменено»*******. Речь идёт о  десятках  оперных либретто, которые он перевёл на русский язык с французского, итальянского, немецкого… Совершенно очевидно, что он не придавал никакого значения своему авторству – или,  может быть, просто не успел об этом позаботиться.

 «В «Нувелисте» упоминается, что в начале марта 1888-го года в Киеве успех постановки «Испанского дворянина» был громадный. "… Многие номера оперы были повторены по требованию публики, наполнившей театр. Вызывали Григория Андреевича множество раз. Ему поднесли много букетов, серебряный венок от киевлян и лавровый – от почитателей его таланта: одесситов, москвичей и петербуржцев».
Об опере «Граф Нулин»: «…в Павловске играли большую сюиту из нее (оперы). Композитор сам управлял оркестром и имел большой успех вместе со своей музыкой».********
К открытию Одесского оперного театра Григорий Андреевич сочинил симфонический «Пролог».
Этот год - 1888-й стал последним в жизни композитора. Он ушёл в июне, в возрасте всего 34-х лет. «Умер от воспаления почек /…/. Передают, что Лишин не верил в близость смерти и перед самой кончиною был исполнен самых розовых надежд относительно будущей деятельности и своих произведений. Очевидно, его душа была ещё полна жизни и бодрости. Тем прискорбнее эта утрата. Оставил молодую жену. Погребён 18 июня в 12 часов дня рядом с Серовым, вблизи Мусоргского и Бородина.   /…/ Гроб несли братья покойного».*********

Его похоронили в Петербурге в Александро-Невской лавре. «Церковь Благовещения не могла вместить всех, пришедших отдать последний долг усопшему и поклониться его телу. Густой толпой стояли и молились люди.  /… / Престарелый отец покойного, сгорбленный страшной потерей, и молодая красавица, вдова покойного, горе их было безгранично. /…./ Отец сказал одному из присутствующих: «Младший сын мой пролетел в жизни семейства, как метеор, он всех осчастливил, оживил и вдохновил своим присутствием и угас прежде, чем мы успели нарадоваться им»».

Музыкальное наследие композитора включает в себя четыре оперы: «Дон Сезар де Базан» или «Испанский дворянин»; «Граф Нулин»; «Цыгане» (на сюжет Пушкина) и  «Бахчисарайский фонтан» (не закончена). Но сцену увидели лишь две из них: «Дон Сезар», поставленный в Киеве в 1888г. и «Граф Нулин» - в Павловске. 
Поэма для оркестра и хора «Салимская гетера», (текст В.В. Крестовского), кантата «Вещий Олег» для хора, соло и оркестра, Реквием (не закончен) относятся к жанру хоро-симфонических сочинений. Им написаны и несколько хоров а’капелла, несколько фортепианных пьес, – и более сотни романсов.
Романсы Лишина, бывшие буквально «у всех на устах», при жизни композитора не издавались. И здесь хочется упомянуть о знаменитом романсе  «О,если б мог выразить в звуке», который  популярен до сих пор. И текст, и музыка принадлежат Лишину, но остаётся загадкой, почему в большинстве нотных изданий в качестве композитора указан Л. Малашкин, а Лишин упоминается только как автор слов?
Из творческого наследия композитора при его жизни было опубликованы две оперы ("Дон Сезар" и "Нулин"), несколько романсов, выдержавших  в дальнейшем десятки изданий и переизданий и немногие фортепианные пьесы. Все остальные  музыкальные сочинения, а также драматические пьесы и множество стихов сохранились только в рукописях.

В 1908 году в Петербурге вышла книга Г.Лишина «Поэзия», собранная и изданная его отцом и одним из братьев.

О человеческих  качествах Григория Лишина высказался князь Мещерский: «…и тем ценнее был его талант, что он один из немногих, и даже, кажется, единственный … не принадлежал ни к какому музыкальному лагерю и любил музыку всею своею поэтической душой. /.../ Лишин был душа-человек в музыкальном мире, как во всех сферах сношений с людьми, и не заботился никогда о том, чтобы музыка дала ему карьеру. Он сочинял, как играл,когда вздумается, и, как я сказал, с детскою беспечностью любил свою музыку» ...
 И действительно, Лишин не заботился ни о карьере, ни о славе, был в жизни неприхотлив, прост с друзьями, женился по любви на актрисе – словом, совершенно не кичился своим высоким происхождением. Складывается  впечатление, что никто в его окружении  и не подозревал, кем был композитор и поэт Лишин. А был он правнуком русского императора Павла 1.
Великий князь Константин Павлович, Наместник Царства Польского (1815-1830), приходился  Григорию дедом, а бабушка, в прошлом – французская  актриса, – звалась графиней Кларой Анной де Лоран. У этой царственной, но не освящённой церковным браком пары, было двое детей: дочь, Констанция Константиновна Константинова, и сын,Константин Константинович Константинов (мать  и дядя будущего композитора). Они воспитывались адъютантом великого князя, Иваном Александровичем  Голицыным и официально считались его приёмными детьми. Именно по этой причине ещё до достижения совершеннолетия им обоим изменили фамилии и отчества. Так Констанция Константиновна Константинова стала Констанцией Ивановной Голицыной. В 16 лет она вышла замуж за Андрея Фёдоровича Лишина, который был  адъютантом начальника Главного Штаба Генерала от Инфантерии Графа Д. Д. Куруты.
«Благодаря Ивану Александровичу (Голицыну),–писал в своих воспоминаниях Андрей Фёдорович  Лишин, – я познакомился, на светском балу у графини Анны де Лоран, с его приёмной дочерью и своей будущей женой Констанцией. В июне 1830 года я попросил её руки, и в августе мы обвенчались в Варшавской русской церкви на Подвале». Тут  стоит добавить, что согласие на этот брак Курута счёл необходимым испросить не у приёмного отца девушки, И.А Голицына, а у Великого Князя  Константина Павловича, который и был её настоящим  отцом. «Согласие было получено, и брак Андрея Фёдоровича и Констанции состоялся».
Вот поэтому Император Николай I был крёстным отцом всех детей Андрея Фёдоровича и Констанции Ивановны(Константиновны) Лишиных: они приходились русскому царю внучатыми племянниками. 

Как тут не вспомнить Михаила Афанасьевича Булгакова: «Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!» 

----------------
*У всех детей  К.И. и А. Ф. Лишиных крёстным отцом был император Николай Павлович. См. «История дворянского рода Лишиных». Составитель  Вебер В.Ф. сайт VGD.Ru
**«Княгиня Лович частенько приглашала во дворец своего юного соотечественника - Фредерика Шопена (1810—1842), будущего великого композитора. Тогда же он стал давать уроки музыки юной Констанции, у которой обнаружились неплохие во¬кальные данные…» Мазинг Г.Ю., Качур П.И «Константин Иванович Константинов» 1818—1871.— М: Наука,1995.
*** «Григорий Андреевич Лишин в воспоминаниях брата, генерал-майора Александра Андреевича Лишина». 1891 год. Материалы из личного архива Лишиной Веры Борисовны;
А также  «Воспоминания генерал-лейтенанта Лишина Андрея Фёдоровича (1830-1831 г.г.) // Русская старина. -- 1890.- Т. 65, № 3.- С. 713-741.Русская старина.  1890.- Т. 65, № 3.- С. 713-741.
****«Воспоминания  генерал-лейтенанта  Лишина  Андрея Фёдоровича», "Русская Старина-1890.- Т. 65, № 3.
***** Воспоминания А.А. Лишина
****** Так назывался первый петербургский независимый театр современной оперы.
******* Из воспоминаний о сыне генерал-лейтенанта А.Ф. Лишина
********Журнал "Нувелист", СПб,1888г. (орфография источника).
********* Некролог, газета "Гражданин".1888г.

Статья на livejournal
http://tiemens.livejournal.com/355.html