После горнов и лозунгов

Валентина Судакова
После горнов и лозунгов
(Газета "Междуречье", № 14 (97147), 7 февраля 1995 г., с. 2)

Миновала хлопотливая пора для учителей – зимние каникулы. С утра до вечера были в делах: спортивные соревнования, тематические вечера, внеклассные мероприятия, поездки в цирк. Помогали осуществить  намеченную программу спонсоры – волгоградское монтажное управление и местная администрация.
Снова все силы на учебный процесс. Мы обратились к директору Россошинской школы С.В. Дидяеву с просьбой рассказать, как организован в их школе учебный и воспитательный процесс с учётом новых «Требований жизни», и задали ему несколько вопросов, начиная с самого простого.

– Хорошо ли учатся ваши воспитанники?

– В школе из 447 учащихся отличников 22, учатся на 4 и 5 – 48.
Решили обратить повышенное внимание на тех, кто учится плохо. Каждое методическое объединение разработало план и рекомендации для ликвидации двоечников (индивидуальные программы, дифференцированное обучение и т.д.). И мы постараемся, чтобы неуспевающих было меньше.

– А что можете сказать о будущих выпускниках?

– Уже два года работает кружок «Абитуриент», где ведутся занятия по программе опережающего обучения по математике, физике, биологии, химии – учащиеся готовятся к поступлению в ВУЗы. Результат неплохой: в прошлом году из 28 учащихся этих курсов 12 зачислены в ВУЗы, 14 в техникумы и двое в медицинский колледж. Как видите, сто процентов...

– Расскажите подробней о школьной методической работе, ведь она один из основных способов «шагать в ногу с жизнью», успевать за нововведениями в школьном обучении. Что нового в этом плане?

– Школьное методическое объединение как раз и существует для того, чтобы быть в курсе всех педагогических новшеств. Последнее заседание было посвящено новым формам организации учебного процесса по математике, русскому языку и литературе. Мы организовали также факультатив «Основы рыночной экономики», а с начала учебного года хотим ввести в программу новый предмет «Экономика». Учащимся этот предмет скучным не кажется, они с удовольствием посещают факультатив, относятся к новому курсу с большим интересом, чем ученики, воспитанные на горнах и лозунгах. Думаю, этот интерес закономерен в условиях новой социальной обстановки.

– Прошедший год был годом семьи, нынешний – год женщин. Вы как-то «привязываете» учеников к этому?

– Третий год у нас читается спецкурс «Этика семейных отношений» во всех старших классах. Хорошую семью создать труднее, чем дом построить. Надо знать и понимать многое. Этому и учим.

– Какие ещё нововведения осуществляете? В частности, как боритесь с засорением разговорного языка нецензурными выражениями?

– Сквернословие, увы, реальность нашей жизни. К сожалению, дети слышат это повсюду, и сами, ради ложного самоутверждения, употребляют, как прежде их называли, нелитературные выражения. Теперь-то и в литературе немало этого мусора.
Мы ввели в учебный план, начиная с начальной школы, курс «Риторика»: Помогают нам очищать родной язык и библиотечные работники. Стараемся учить детей правильно говорить, а значит правильно мыслить. Это один из важнейших элементов культуры человека.
В старших классах есть факультатив «Культура художественного слова», работает «Литературное кафе», организуем «Литературную гостиную» – красивые вечера поэзии XIX, XX веков, где учащиеся не просто получают информацию, но ведут беседу о хороших манерах поведения, сравнивают их, манеры прошлого и теперешние. А сравнение всегда открывает путь к истине, к правде. И это не без пользы...

Вы, наверное, убедились, что любой руководитель школы, как и учитель, может рассказывать о ней бесконечно, поэтому остановимся пока на этом. Школа – заведение серьёзное. И относиться к тому, чему и как здесь учат, надо серьёзно.

Беседовала с директором Россошинской школы В. СУДАКОВА.