В канун нового учебного года я вспомнил пару эпизодов из времени получения среднего образования - школы. Школу закончил в 1965 году. Потом был техникум, Ленинградский Государственный университет, и работа. Но я отвлекся от повествования.
Они не были богами! Да мы их и не боготворили. Это были отношения учитель – ученик. Но даже в помыслах ни у кого не было, ни с той, ни с другой стороны, поднять руку - учителю на ученика или тем более ученику на учителя.
Они вкладывали в нас душу, не навязчиво, но делали это изо дня в день, из четверти в четверть, и из класса в класс. Нас учили не только предметам, нас учили жизни, нас учили дружить и мы у них этому научились.
Вот у меня остались только самые теплые воспоминания о школе. Самые верные друзья – одноклассники. В обнимку мы ходили до аттестата, а потом обнимашки были только на встречах со школьными друзьями. Это был особый вид отношения между нами на основе: симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания.
Вот только пара эпизодов, которые могли круто изменить всю мою жизнь, все могло пойти по другому руслу. Однако учителя, что-то разглядели.
Может быть и довело до этого - то, что седьмой, восьмой и девятый класс я был, как бы штатным киномехаником, один на всю школу. То там урок с кинематографом, то в другом классе. И это в то время когда мои одноклассники постигали "свет знаний" я крутил фильмы, по-взрослому со звуком, как в кинотеатрах. Под это дело была куплена киноустановка с динамиком. Ну, я и перестарался.
И так случилось, что девятом классе, уже на пути к десятому, в четвертой четверти мне грозило ПЯТЬ «неудов» (русский, литература, алгебра, геометрия и тригонометрия), завтра уже подпишут или не подпишут переход в десятый, а то могли вызвать на ПЕДСОВЕТ и предложить уходить в техникум, ПТУ или на завод. В течении недели я все подчистил и встал на "ровный киль", но тогда это была катастрофа.
Почему - то ни у кого не возникло сомнений в целесообразности моего дальнейшего пребывания в школе, сейчас я не пойму, а тогда просто плыл по течению, правда два последних года, я взялся за ум и получил аттестат, хотя в один прекрасный момент всё повисло на ниточке.
Выпускные экзамены, последний рывок и впереди аттестат! Перед сдачей экзамена по физике, преподаватель - наша классная, Лариса Сергеевна проводит консультацию: Списывать оказывается нельзя! Подсказывать нельзя! Разговаривать нельзя! Я сижу на первой парте с Татьяной Мартеп. ШУ-шу и ржем, почему? Ну, стресс снимаем, легкий мандраж, а просто начало молодости, вон она за дверью школы.
Ларисе Сергеевне это, естественно, не понравилось, и она применяет, ко мне верхнюю планку вверенных ей полномочий.
- Плетнёв! Выйди вон!
Вместо того, что бы заныть:
- Лариса Сергеевна, я больше не буду.
- Есть, выйти!
Вообще-то я был не злостный балбес, так иногда находило. Покривлялся перед напряженными лицами одноклассников и вышел. И пошел, и пошел, и из школы ушел. Обиделся. Как же - наступили на самолюбие. Весна, тепло – хорошо! И ничего во мне не шевельнулось. Болтался, я где-то часа два – три!
Наконец дошло! А пойду-ка я, взгляну, как они там сдают эту злосчастную физику.
Я еще не торопясь, улицу перехожу, как на меня налетает наша школьная нянечка - техничка, та кто звонок нажимает, и за пальто смотрит, и что бы порядок не валялся - наша Маша, она при школе жила и школой жила.
- Ты где, такой - сякой ходишь, вся школа на ушах стоит, его везде ищут, а он прохлаждается.
- Да, отстань ты от меня, Лариса меня выгнала, ну я и ушел. Фиг с ней с физикой. Она мне, никогда не нравилась. (Идиот!)
- Бегом в класс и тяни билет. Не нравилась она ему! Счас я тебя мокрой тряпкой!
Не бегу, а подхожу к классу, открываю дверь. Там у доски кто-то еще защищает свою четверку. Лариса рядом, видит меня и говорит, так как будто ничего не произошло:
- Бери билет, готовься и к доске.
Следует сказать, что конечно, я готовился, но из 25 билетов выучил, только 23. Вероятность 90%.
Тащу билет. За всю последующую жизнь, сколько я экзаменов не сдавал, со мной такого больше никогда не было. Вероятно, в этот раз всю невезуху и израсходовал.
- Билет №24! Твою дивизию! (Тогда так не говорили, не было, этой присказки для облегчения ситуации).
Она записала в ведомость, Билет №24.
- Садись, готовься.
Я один остался.
- Лариса Сергеевна, а можно я прямо к доске без подготовки?
- Хорошо, иди, к доске.
Деревянными ногами ступаю к доске, по дороге читаю содержание билета. Первый вопрос – не знаю, ладно второй вопрос – понятия не имею. Ну, может быть, хоть задачу решу.
Задача. Хм, да я скорее с китайского, что-нибудь перевёл бы. Короче, полный - абзац. Но, я стою у доски, молюсь, с мелом в руке, с билетом в другой руке. Верю, что в этот момент Лариса Сергеевна тоже искала свечку, не зная какому святому ее поставить, что бы с меньшими потерями избавиться от этого Неньютона Балбесовича. И тут о боже! В класс входит наша директриса. "Нужно держать процесс, в своих руках".
И, Лариса Сергеевна, мой ангел!, умница! - говорит:
- Ну, что ж, Сережа! На первый вопрос ты ответил, второй вопрос плавал, да и задачу наполовину решил, к сожалению, только удовлетворительно.Я ждала от тебя большего.
Для меня это была пятерка с плюсом! Многоуважаемая Л.С. ничего от меня не ждала. Но какова дипломатия.
За весь экзамен по физике, на аттестат зрелости, я ни слова не сказал, кроме тех, за которые меня выгнали.