Школьная история - экзамен по физике, на аттестат

Сергей Плетнев
    В канун нового учебного года я вспомнил пару эпизодов из времени получения среднего образования - школы. Школу закончил в 1965 году. Потом был техникум, Ленинградский Государственный университет, и работа. Но я отвлекся от повествования.
    Они не были богами! Да мы их и не боготворили. Это были отношения учитель – ученик. Но даже в помыслах ни у кого не было, ни с той, ни с другой стороны, поднять руку -  учителю на ученика или тем более ученику на учителя.
    Они вкладывали в нас душу, не навязчиво, но делали это изо дня в день, из четверти в четверть, и из класса в класс. Нас учили не только предметам, нас учили жизни,  нас учили дружить и мы у них этому научились.
    Вот у меня остались только самые теплые воспоминания о школе.  Самые  верные друзья – одноклассники.  В обнимку мы ходили до аттестата, а  потом  обнимашки  были  только на встречах со школьными друзьями. Это  был особый вид  отношения между нами на основе: симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания.
    Вот только  пара эпизодов, которые могли  круто изменить  всю мою жизнь, все могло пойти по другому руслу. Однако учителя, что-то разглядели.
    Может быть и довело до этого - то, что седьмой, восьмой и девятый класс я был, как бы штатным киномехаником, один на всю школу. То там урок с кинематографом, то в другом классе. И это в то время когда мои одноклассники постигали "свет знаний" я крутил фильмы, по-взрослому со звуком, как в кинотеатрах. Под это дело была куплена киноустановка с динамиком. Ну, я и перестарался.
    И так случилось, что девятом классе, уже на пути к десятому,  в четвертой четверти мне грозило ПЯТЬ «неудов» (русский,  литература, алгебра, геометрия и тригонометрия), завтра уже подпишут или не подпишут переход в десятый, а то могли вызвать на ПЕДСОВЕТ и предложить уходить в техникум, ПТУ  или  на завод. В течении недели я все подчистил и встал на "ровный киль", но тогда это была катастрофа.
     Почему  - то ни у кого не возникло сомнений в целесообразности моего дальнейшего пребывания в школе, сейчас я не пойму, а тогда просто плыл по течению, правда два последних года, я взялся за ум и получил аттестат, хотя в один прекрасный момент всё повисло на ниточке.
     Выпускные экзамены, последний рывок и впереди аттестат! Перед сдачей экзамена по физике, преподаватель - наша классная, Лариса Сергеевна проводит консультацию: Списывать оказывается нельзя! Подсказывать нельзя! Разговаривать нельзя! Я сижу на первой парте  с Татьяной Мартеп.  ШУ-шу и ржем, почему? Ну, стресс снимаем,  легкий мандраж, а просто начало молодости, вон она за дверью школы.
     Ларисе Сергеевне  это, естественно, не понравилось, и она применяет, ко мне верхнюю планку вверенных ей полномочий.
- Плетнёв! Выйди вон!
Вместо того, что бы заныть:
 - Лариса Сергеевна, я больше не буду.   
 - Есть,  выйти!
    Вообще-то я был не злостный балбес, так иногда находило. Покривлялся перед напряженными лицами одноклассников и вышел. И пошел, и пошел, и из школы ушел. Обиделся.  Как же - наступили на самолюбие. Весна, тепло – хорошо! И ничего во мне не шевельнулось. Болтался, я где-то часа два – три!
     Наконец дошло!  А пойду-ка я,  взгляну, как они там сдают эту злосчастную физику.
    Я еще не торопясь,  улицу перехожу, как на меня налетает наша школьная нянечка - техничка,  та кто звонок нажимает, и за пальто смотрит, и что бы порядок не валялся - наша Маша, она при школе жила и школой жила.
- Ты где, такой - сякой ходишь, вся школа на ушах стоит,  его везде ищут, а он прохлаждается.
- Да, отстань ты от меня, Лариса меня выгнала, ну я и ушел. Фиг с ней с физикой. Она мне, никогда не нравилась. (Идиот!)
 - Бегом в класс и тяни билет. Не нравилась она ему! Счас я тебя мокрой тряпкой!
     Не бегу, а подхожу к классу, открываю дверь. Там у доски кто-то еще защищает свою четверку. Лариса рядом, видит меня и говорит, так как будто ничего не произошло:
 - Бери билет, готовься и к доске.
    Следует сказать, что конечно,  я готовился, но из 25 билетов выучил, только 23. Вероятность 90%.
    Тащу билет.  За всю последующую жизнь, сколько я экзаменов не сдавал, со мной такого больше никогда не было. Вероятно, в этот раз всю невезуху и израсходовал.
 - Билет №24! Твою дивизию!  (Тогда так не говорили, не было, этой присказки для облегчения ситуации).
Она записала в ведомость, Билет №24.
 - Садись, готовься.
    Я один остался.
 - Лариса Сергеевна, а можно я прямо к доске без подготовки?
 - Хорошо, иди,  к доске.
    Деревянными ногами ступаю к доске, по дороге читаю содержание билета. Первый вопрос – не знаю, ладно второй вопрос – понятия не имею. Ну, может быть, хоть задачу решу.
    Задача. Хм, да  я скорее с китайского, что-нибудь перевёл бы. Короче,  полный -  абзац.  Но, я стою у доски, молюсь, с мелом в руке, с билетом в другой руке. Верю, что в этот момент Лариса Сергеевна тоже искала свечку, не зная какому святому ее поставить, что бы с меньшими потерями избавиться от этого Неньютона Балбесовича. И тут о боже! В класс входит наша директриса. "Нужно держать процесс,  в своих руках".
    И,  Лариса Сергеевна, мой ангел!, умница! -  говорит:
-  Ну, что ж, Сережа!  На первый вопрос ты ответил, второй вопрос плавал, да и задачу наполовину решил, к сожалению, только удовлетворительно.Я ждала от тебя большего.
    Для меня это была пятерка с плюсом! Многоуважаемая Л.С. ничего от меня не ждала. Но какова дипломатия.
    За весь экзамен по физике, на аттестат зрелости, я ни слова не сказал, кроме тех, за которые меня выгнали.