Луна - 188

Владимир Васильевич Анисимов
   
 
  1
«Луна - 188». Именно так, месяцем ранее, я обозвал эту километровую ледяную глыбу, унесенную от Солнца почти на пятьдесят пять астрономических единиц.  Почему Луной? Наверное, потому, что на земном спутнике с тем же именем я провел часть своей жизни. Две восьмерки напоминали о бесконечности внешнего пространства, а единичка еще с детства случилась любимым числом. Накануне отметил свой стосорокседьмой год от рождения, и жить оставалось еще три. Полупрозрачный купол жилого модуля отделял меня от темного безмолвия, окружавшего крошечную частичку из смеси воды и аммиака где – то на окраине пояса Койпера, а голубое внутреннее свечение уже второй день настраивало на долгожданную бессонницу. Через год цвет поменяется на красный, затем на желтый. Последний я выбрал сам. Затем наступит конец.

2
Шестиногий паучок с треугольным туловищем был единственным моим сожителем в радиусе двенадцати метров, и только ему я приписывал заслугу своего пребывания на новоявленной луне. Все случилось тридцать земных дней назад, и я стал обладателем шикарного пристанища, которое не всякому смертному перепадает в нашем мире. От бессмертия отказался сразу, еще сорок семь лет назад, думал, что все образумится, но не вышло. Да и бессмертие было относительным, билет в один конец, не каждый бы решился. Паучка обозвал Шляпой, почему – не знаю, вдруг пришло на ум вычитанное однажды непонятное слово. Теперь подбирал ему всякие словечки на букву «ш». Просто убивая время. Шляпа был моим хранителем, на три года. Я выбрал его на эту роль, а он позаботился об этой луне. Скоро закончится мой ресурс, и ледяная глыба столкнется с себе подобной. Шляпа все рассчитал, и я согласился. Все казалось таким романтичным!

 3
Когда - то нас было двое, я и Павел. Мы заканчивали свой цикл пребывания на земном спутнике. Контракт предусматривал по завершении работ сделать выбор – оставаться еще на неопределенное время, или получить бессмертие и лететь за пределы Системы. Павел выбрал второе, он всегда был на голову выше меня в изучении ближнего космоса, а тут такое предложение. По земным меркам лететь ему еще и лететь, но там, куда он отправился, не было точки возврата. Мы расставались в тот день с нескрываемой радостью, Павел шутил, что наконец появилась возможность избавиться от моего занудства, я же подкалывал его столетним анабиозом. День был как день, обычный земной, но тогда я не мог предположить, что спустя много лет, в эту же дату, будет решаться и моя судьба. Небольшой модуль с полупрозрачным куполом стал последним моим домом, другого и не предполагалось по контракту. Мне предписывалось лишь определиться с хранителем, а он все решит сам. Небольшой ледяной астероид, к которому пристрелили модуль, стал билетом в один конец.

4
Но оставалось одно «но», прежде чем мое пристанище превратилось бы в коротко - периодичную комету. Это – его величество Случай. Помнится – Павел так и сказал на прощание – «мало ли что случится за пятьдесят лет». Но пока ничего не случилось, и под куполом надолго образовалось пожирающее сон голубое свечение. При красном я буду год спать, а с желтым – скакать и прыгать по окрестностям. Внутри модуля начисто отсутствовало какое – либо научное оборудование, только процессор жизнеобеспечения и Шляпа. Он мог все, что попросишь. Как – то даже изобразил мне годовалый визит в ясли - сад на Энцеладе, и каково, поверьте мне, увидеть себя пупсиком с расстояния двух метров. Шляпа знал про меня многое, мой мозг давно переместился на п.м.ж. в его трехгранную призму и существовал автономно, дабы я не натворил еще глупостей на старости лет. А мое тело, почти полностью состоявшее из искусственных органов, не требовало особого ухода, и той энергии, что мы черпали из глубины псевдоайсберга, вполне хватало на короткое и безбедное существование.

5
Сегодня под вечер Шляпа откопал в памяти забавный случай, имевший место быть, когда мы с Павлом возвращались домой после трехлетней командировки на Сириус. Облетели несколько раз, протестировали оборудование и, в предвкушении скорой встречи с родными, неожиданно расслабились. Гравитационное поле вырубилось в тот момент, когда мы оба принимали душ, и, чтобы устранить причину, пришлось голышами летать по вертикалям и горизонталям громадной станции. Шляпа, демонстрируя мне всю эту фантасмагорию, прыгал вокруг на трех лапах и закатывался моим детским голоском. Сколько он еще припомнит мне за этот год!? Многое. И я должен прожить заново яркие эпизоды из своей уходящей жизни, так было предписано, в этом заключалась миссия хранителя. Через год мы уснем, и Шляпа уже не проснется, а в моей голове возродится мозг месячного дитя, которое будет не в состоянии понимать приближающийся финал. Такой сценарий казался мне столь привлекательным, что я предпочел его не раздумывая.

6
Одним из времяпровождений на первый год я выбрал моделирование жизни в системе PSR B1257, с зомби – звездой и двенадцатью экзо – планетами. Друг Шляпа в первый же раз выстроил такую привлекательную картинку, что я невольно перенесся в мыслях за сотни мегапарсек подальше от нашего клуба любознательных. Это было моим хобби, еще с давних времен. Кстати, к убытию Павла это имело прямое отношение, ему грезились далекие обитаемые миры, а я еще и подливал ему масла в огонь. Теперь его нет, а я все моделирую, лишь для себя. Конечно, можно было бы раньше договориться со Шляпой о передаче в Центр моих изысканий, но кому они там нужны, как и я сам. А сегодня товарищ раскрасил купол немыслимыми существами с пятой планеты и долбил меня своею, а вернее моею, столь уместной сообразительностью. Когда - нибудь закончатся наши виртуальные изыскания, да и реальные не имеют особого смысла – за последние сто лет в нашей галактике так и не обнаружилось признаков разумной жизни.

7
Павел улетел немыслимо далеко. Туда, куда пока не ходили даже необитаемые корабли. Почти на границу туманности в Стрельце. И если по прибытии он проснется, то его память будет начисто лишена каких – либо воспоминаний о прошлом, он возродится заново и продолжит начатое мною исследование этой загадочной части Вселенной. Его не остановили даже наши расчеты, что вероятность благоприятного исхода составляла менее одной десятитысячной, и он, кажется, поначалу с недоумением отнесся к моим мыслям все закончить на астероиде в своей системе. Так было, теперь же мы разделены невообразимыми расстояниями и бесконечностью времени, у меня остался лишь Шляпа, у него впереди – величество Случай. Да и мой новый товарищ все уши прожужжал про «будет – не будет», когда я вносил ему исходные данные для следующей планетки. Да и как – бы оно было, если для выхода благоприятного результата требовалось десять в девятой степени лет. Наверное, зря не полетел с Павлом, и сейчас бы не пришлось обрекать себя на бессмысленные изыскания.

8
В первый же день после прибытия Шляпа изобразил во весь купол подобие древнего земного хронометра – с годом, месяцем, минутками и секундами. Я в недоумении присматривался к феерии букв и символов наверху, а в мыслях отсылал сожителю вопрос – к чему все это? Ведь давно уже жил совсем по другому времени, да и новое место не предполагало соблюдения какой – либо определенности в моих перемещениях по нему. Вот и сейчас моргает над головой – август, 2498 года от рождества Христова, 17:45:23.  О божественном провидении была у меня одна история, и вряд ли Шляпа припомнит когда о ней! Лет двести назад первые миссионеры отстроили храм на Марсе, и пытались новых переселенцев приучать к церковным канонам, в том числе и меня – совсем юного техника, прибывшего на стажировку в местное заведение. И что бы не нарушить равновесие в местном укладе жизни, Павел, обладавший многообещающим опытом, отсылал на молитвы моего очаровательного фантома. Тогда-то мы с Павлом и познакомились! Удивительное было время!

9
Сегодня Шляпа в который уже раз пытался привлечь к себе внимание. В небольшой сфере, свободно блуждающей по территории, он разместил миниатюрные копии первых наших с Павлом кораблей, и с минутным интервалом отпускал их в свободное плавание. Конечно, он удивлял меня, но не до такой же степени! Да и кто мог помешать ему владеть моим сознанием! Кажется, их было не более сотни, первых межзвездных лайнеров, место в которых мне доставалось с подачи Павла. И лишь однажды мы обнаружили признаки организованной низкомолекулярной материи, при подлете же на достаточное расстояние, они, неожиданным образом, рассосались в обозримых окрестностях. То место, куда улетел Павел, было известно уже давно. Слабый сигнал подтверждал наличие цивилизации как минимум второго типа, и лишь недавно был снят запрет на столь дальние экспедиции. Павел со своей командой стали первопроходцами, а я, его верный спутник, остался смертным в Системе.

10
Однажды я все – таки уговорил Шляпу отключить временную купольную иллюминацию, и вот третий месяц, уже по своему календарю, пребывал где – то в окрестностях земного декабря. Стрела времени, объяснение которой было найдено лишь несколько лет назад, превращала вселенский хаос в некую неопределенность местного значения. С помощью своего сожителя, по моему настойчивому убеждению, я почти отключил все свои чувственные органы, и пребывал теперь в ванне, наполненной микроскопическим расслабляющим пластиком. Шляпа поначалу пытался злиться, отправляя все новые и забытые эпизоды моих странствий, но в последнее время решился дать последний шанс – облачился в красное. Вот бы заглянуть извне на нашу картинку – в голубом облаке парит еле живое существо, а красный, геометрического типа, монстрик изображает из себя разумный осциллятор.  Где мне уснуть, и как, все - таки решать будет Шляпа. Рядом примостится и сам, и мне было жаль его.

11
В отличие от окружающей меня материи, вибрации я продолжал ощущать отчетливо, однако их пребыванию не придал должного внимания, как, впрочем, и Шляпа. Впервые они проявились несколько дней назад, сожитель выдал про все это скудную информацию, сославшись на вращение нашего пристанища и приливные силы между его оконечностями. Через недельку я планировал вернуться к привычному своему существованию, и последние несколько месяцев посвятить себя физическим упражнениям. Как когда – то в лунном лагере. Так давно это было, с тех пор мое тело практически не изменило внешнюю форму, оставаясь таким привычным и любимым.  Шляпа тоже готовился к этому событию, но вот сегодня вдруг зафиксировал еще и рост температуры внутри модуля на полградуса, чего в принципе не должно было бы случиться. Мелкая дрожь под ногами возникала неожиданно, на несколько секунд, а иногда ощущались даже слабые толчки, на которые мой сожитель так красноречиво решил отреагировать. Конечно же, пока в виде пульсаций на своей спине, видимо, что – то обдумывая моими мозгами.

12
По ту сторону купола давно уже ничего не просматривалось. Я отключил внешний экран еще по прибытии. Наблюдать то, чему посвятил свою жизнь, было уж слишком, да и Шляпа вовремя раскрасил подкупольные внутренности, сославшись на мою ипохондрию. Если бы вибрации были вызваны сторонними приливными силами, то они проявлялись бы хаотически, – констатировал Шляпа, описывая вокруг меня замысловатые фигуры. А если внутренними, - вторил я ему, - то, тогда уж по расписанию. И если еще сегодня они случатся в 15:45, то придется выбираться из своей псевдоневесомости и собирать консилиум. Так и вышло, легкий нарастающий гул сменился парой слабых толчков, затем последовала еле уловимая дрожь всего модуля и плавное затухание. Только не у Шляпы. Он явно не был готов к таким поворотам судьбы, и раскрасился в желто-полосатые цвета. Кстати, запрещенные в ближайшем временном представлении. А я приготовился заслушать все то, что ему, по его приставленной должности, уже поступило в центр с моими удаленными извилинами.

13
Сомнений даже и не было - сигналы исходили из глубин нашего ледяного пристанища. Шляпа быстро все просчитал, и даже выстроил на куполе картинку с внутренним благоустройством стовосемьдесятвосьмой луны. Я полусидел на полу, всматриваясь вверх. Очаг, от которого исходили таинственные вибрации, был примерно таким же, как и наш модуль, вернее его выпуклая половинка. Мы не так уж глубоко углубились в лед, и якоря пробили лед метров на пять. А для забора ледяной смеси лифт опускался на глубину не более ста. До таинственного источника оставалось еще столько же. По всем известным мне законам, а также накопленным историческим фактам, никто и никогда не обнаруживал внутри ледяных глыб признаки каких - либо воздействий. Либо это происки Шляпы по поводу моего исчезающего вида, либо это просто аномалия, требующая срочного внимания. Ни то и ни другое не несли ясного понимания происходящего, придется присмотреться к Шляпе, да и порасспросить его о последних данных о ледяном поясе. Вдруг я что упустил!

14
Пошла вторая неделя, как мой сожитель продолжал фиксировать повторяющиеся аномалии на нашем носителе, я же с глупейшим выражением в верхней своей части, и с той же периодичностью, выслушивал его, вернее мои, веские умозаключения. Кажется, что сегодня почувствовал, что привыкаю ко всему происходящему, и ждал только извержения поблизости, как когда – то на Ио. Там была похожая картинка, и я был свидетелем зарождения небольшого вулканического материка в море из углекислоты. Сейчас же не было ни моря, ни какого – либо правдоподобного источника. Только километр льда под ногами, как утверждал Шляпа. Через три – четыре дня вибрации станут обыденными, и я вернусь к привычному ожиданию перехода в красную зону. Вот если бы можно было осмотреть окрестности, вдруг за нами гонится еще один ледяной монстр! Но энергия, чтобы вернуть купол в начальное состояние, соберется лишь через год, а может и того больше. Я не знал, не знал и Шляпа.

15
Однажды Павел прислал мне закодированное послание с набором камней в качестве ключа. И если бы не его срочность, то отправил бы восвояси, чем несколько дней истязать себя и близких. Была и подсказка, но как ни кидал камешки над собою, так и не мог разглядеть что – то правдоподобное. Помог его величество Случай - два камня упали в воду и поменяли цвет.  Ключ был найден, но бросать вверх – это была причуда Павла. Вот и сейчас я невольно искал ключ к поступающим сигналам, но не находил. Навязчивые мысли относительно неестественного происхождения толчков, кажется, одобрил сегодня и Шляпа. Вот если – бы нам выложили ключ, - обменивался я столь веселенькими мыслями со своим сожителем и, судя по его уже голубому окрасу, находил столь своевременную взаимность. Сегодня сожитель доложил о росте температуры еще на один градус, если так пойдет и дальше, то действительно придется на месте айсберга наблюдать рождение роскошного моря, или – океана. В своих бредовых фантазиях я пробовал перегибать палку.

16
Настал долгожданный день, а точнее час, когда толчки прекратились совсем, а им на смену явился пугающий скрежет – как будто - бы ветер раскачивал на ржавых петлях опустевшие вдруг качели. Это Шляпа привел аналогию из моего забытого детства, и я даже поймал себя на мысли, что наслаждаюсь этим высокочастотным трезвоном, отрицая дальнейшее существование без него. Сегодня вибрации достигли предельной частоты, и с запозданием от Шляпы поступило удручающее его сообщение – через несколько подобных повторов нас отцепят от негостеприимного пристанища и отправят в свободное плавание. Если Шляпа не был готов к такому повороту судьбы, то мне его прогнозы казались очередным вынужденным приключением. Сколько их было!  Меня даже не смутило прозвучавшее «отцепят», ибо в его понимании кто-то там, под нами, представлял собою всего лишь брошенный людьми механизм. Даже если и так, то кто и когда? Мне это было совсем неведомо…

17
Когда все случилось, я отчетливо осознал всю свою неопределенность в этом постоянно изменяющемся мире. После ста лет подобные мне разлетались за пределы Системы, чтобы продолжить вдали свою уникальную миссию. Я же так и не развил в себе такой тяги, поэтому предпочел остаться. Даже не представлял, где сейчас мои, когда – то родные люди, все связи потеряны так давно. Наверное, сам виновен в этом, да и законы Системы требовали подобных утрат. Просить Шляпу показывать мне семейные истории казалось запредельным, да он и сам пока не решался. Вот и сейчас, наблюдая за происходящими событиями, пытался в мыслях вернуться далеко-далеко, но не получалось. Шляпа соорудил в отдалении маятник, и теперь маячил мне при каждом удобном случае. А случай был таким забавным – лететь к заветной цели на механическом айсберге. Последние дни Шляпа демонстрировал мне только приборы - одни показывали температуру, другие силовой момент за бортом или орбитальную скорость. Она была громадной, при столкновении от модуля вряд ли что останется, корпус и Шляпа были запрограммированы на атомный распад при перегрузках, а в моем теле сработает миниреактор.

18
Сегодня сигналов не было, я убрал почти все внутреннее освещение в целях экономии энергии и сосредоточился на осмыслении последних событий. Вернулась в норму температура – это плюс, да и Шляпа больше не напоминал мне хранителя, а виделся маленьким побитым щенком, и это сравнение было отнюдь не мое. Наверное, второй или третьей мыслью на происходящее должна быть гипотеза внутреннего движителя, искусственного или иного происхождения. Вот искал столько лет инопланетный разум, а тут – раз, и вот он, совсем под боком. Но эта мысль была самая примитивная, потому что изначальная, и я гнал ее подальше, не воспринимая всерьез. Единственным разумным предположением, по Шляпиной версии, а значит и моей, внутри ледяной глыбы, вследствие многомиллионного движения, образовались флуктуации деформаций, которые по неведомым причинам добрались до поверхности. И выяснением - что будет дальше, – как раз сейчас и занимается Шляпа.

19
Как жаль, что я не смыкаю глаз, но уже совсем скоро перемещусь в царствие снов, и Шляпа обещал мне незабываемые ощущения. Если бы рядом был Павел, он бы вставил свое любимое – «утро вечера мудренее». Это нас объединяло, я проснусь через год, он через сто, и у каждого из нас будет своя новоявленная мудрость. Просить в мыслях совета у старого друга – получить оплеуху от Шляпы, но решать, очевидно, последнюю головоломку в своей жизни казалось столь неизбежным и обязательным. Я переместился в центр модуля и тотчас представил себя частью колебательного контура ближнего окружения. Колебания последовали незамедлительно, сначала послышался нижний ритмический звук, затем нарастающий скрежет и почти не затухающие вибрации по всей обшивке модуля. Шляпа покоился поблизости, наблюдая за моей стойкой, поджав задние лапки, а передними перебирая в унисон с внешним раздражителем. Неожиданно он подпрыгнул, перевернулся через себя, чего с ним еще не бывало, и выдал на куполе для меня срочную телеграмму – «определен периодический характер сигнала, и у него есть код»!

20
Ну есть и есть, что с того. Я лег на спину и прикрыл глаза. Что бы это ни было - оно не поддавалось нашему пониманию! Шляпа мне так и сказал. Он не был обучен знакомству с ледяным разумом, но декодирование в его школе, кажется, проходили. В сложившейся ситуации мне было бы легче поверить факту разумной жизни по соседству, чем прочим проявлениям в этом, затерянном на границах Системы, мире.  И я готов был принять это предположение моего сожителя. Павел должен осуществить свою мечту через сто лет, мне уготовила судьба сделать это здесь и сейчас. Если, конечно, верить Шляпе. А он собрал все записи за последние дни, и теперь вычерчивал на куполе замысловатые узоры новоявленной мыслящей субстанции. Пусть развлекается! Кто, если не он, заслужил такого чудодействия, да еще с моим серым веществом! С закрытыми глазами, оказывается, тоже можно проводить время, вот открою через минуту и спрошу у хранителя – а мечтать мне будет позволено во сне?