Быть тренером... Часть 2

Оля Сома
*** Основы всего***

В те счастливые дни, когда я жила в спортзалах клуба единоборств, когда у меня было сразу два тренера и наставника...

Многие думают вспоминая о своём прошлом - "Вот было раньше счастье в нашей жизни, а мы и не понимали его..." Не тот случай.
На удивление я очень четко понимала своё счастье и не могла надышаться им. Понимая что когда-нибудь всё это может закончиться. Сколько еще смогу быть в этом мире? Я цеплялась за каждое мгновение, радовалась всем возможностям, запоминала всё что происходило вокруг. А происходило многое и постоянно.

Шло время. Старшим ребятам тренера доверяли проведение разминки и отдельных частей тренировок. И нам это очень льстило. Мы гордились этой возможностью, ведь из всех занимающихся (а это больше двухсот человек) доверить такое могли двоим - троим.
И с того самого дня, когда мне самой внезапно пришлось заменить тренера на всё занятие, мне тоже стали доверять разминку и растяжку. Сначала в нашей старшей группе, где я всех знала и где меня все знали. Это было не трудно, даже порой весело.

Обычно после таких занятий со мной проводили "разбор полётов". Проходило это в спокойной обстановке, в тренерской за чашкой кофе.

- Я понимаю, они твои друзья, но не стоит забывать про дисциплину.

- Но всё прошло так весело...

- Да, я заметил. И заметил что во время бега они начали толкаться играя в догонялки.

- Так веселее же. В итоге все пробежали нужное количество времени.

- Да, но их много, и они бегут строем. Не все намерены играть, их могут столкнуть случайно, они упадут на тех что впереди, а они зацепят следующих. Во время разминки никто не ожидает толчков в спину... это опасно. Для чего ты подвергаешь их ненужному риску?

- Это всего лишь бег... Никто никого не уронил.

- Во время разминки важен настрой на занятие. Равномерный бег дает постепенный разогрев. Не стоит с самого начала настраивать их на игры, толку от твоего дальнейшего занятия будет мало.

- Но вы веды потом хорошо с ними занимались. Когда вы вошли, они сразу успокоились и всё пошло по плану.

- Вот именно, когда я вошёл. Потому что они знают, со мной такое поведение не допускается. Поэтому и дальнейшее занятие прошло хорошо.

- Мне кажется, я смогла бы и дальше провести. Вы просто мне не доверяете, а мой вариант был бы веселее...

- Хорошо. Я дам тебе такую возможность.

Как-то неожиданно быстро он со мной согласился. Это и удивило и порадовало меня. Ну что ж, нельзя упускать шанс.

- Вот сейчас собирается следующая группа. Первая половина занятия на тебе. Разогрев, разминка, растяжка и техника ударов.

Другая группа? Он решил мне доверить другую группу? Я их мало знаю. Но они младше нас и наверняка не доставят проблем. 

- Только когда они "сядут тебе на шею" не беги ко мне за помощью, я буду эти пол часа спать, не выспался сегодня.

Его еще и в зале со мной не будет??? Помощи конечно ждать будет не от кого, но... я уже столько лет занимаюсь, всё знаю наизусть... и сейчас будет возможность провести занятие как бы мне хотелось, не скучно!
Решив не показывать ему своей радости, как можно равнодушнее произнесла -

- Хорошо.

Мне выдали список группы, ручку, свисток и выставили за дверь тренерской. Вперед!

По залу носилось облако подростков лет двенадцати. Никто из них не обратил на меня внимания.
Пора начинать занятие и строить группу. Я стояла со списком на месте тренера и ждала когда все успокоятся. Обычно при виде тренера все сразу замолкали и быстро становились в линию. Но не сейчас. Вспомнив про свисток я подала сигнал. Наконец все готовы.

- А где тренер?

Они вопросительно смотрели на меня.

- Сегодня я проведу ваше занятие.

- А он что заболел?

- Нет его какое-то время не будет.

После этих слов все оживились, начали о чем-то болтать и смеяться. Я уже с трудом перекрикивала их называя фамилии. Наконец со списком всё. Не очень-то они меня и слушают... надеюсь дальше будет лучше.
Началась разминка. Во время бега все резвились как мартышки в зоопарке, весело вскрикивая и догоняя друг друга. Хорошо что тренер этого не видит. Но этот эксперимент веселой тренировки уже начался и возможно не стоит его останавливать...
Остальную разминку и растяжку они делали как попало, а кто и вообще не делал... вслух разговаривали друг с другом и не слышали меня. Чтобы поднять всех на отработку техники ударов, пришлось снова применить свисток и достаточно громко. Царила анархия. Я не понимала, почему они не занимаются. Для чего пришли сюда? Поболтать? Но у тренера они всегда внимательно всё слушали и даже старались выполнять упражнения... что не так?
То что мы делали потом под счет сложно назвать "техникой". Мой счет мало кто слышал. Никто не старался. Начинали баловаться и пинаться... Назревала веселая массовая драка... Эх, сейчас бы к ним, в центр событий... Но разве это возможно, я за тренера! Пора их остановить.
Свисток уже не слышал никто. Мои слова тем более.
Шум становился всё громче, массовый веселый спарринг был в разгаре. Я смотрела на всё это не в силах что либо сделать.
И вдруг из моей руки сзади кто-то взял свисток и громко подал сигнал. Я ощутила за своей спиной большую фигуру тренера, предпочитая не оборачиваться. Мы его разбудили раньше времени. Это плохо. Мальчишки быстро рассыпались по залу и послушно сели, обратив всё внимание в нашу сторону.
В полной тишине он строго произнес -

- Что за бардак тут творится?!

Все молчали. Давно известно, если он говорит таким тоном, то лучше молчать. Он обернулся ко мне. Стоя в метре он нисколько не убавил громкость голоса

- Что происходит?

- Занимаемся...

тихо ответила я.

- Это по твоему занятие?

Его тон нисколько не изменился. И понятно почему он сердился. Действительно был бардак. Даже я была с ним согласна.
Он снова повернулся к залу.

- Для чего вы сюда приходите?!

Повисла пауза. Он строго смотрел в зал. Кто-то негромко ответил -

- Заниматься...

- Я видел чем вы сейчас занимались. Этому вас здесь учат?

Снова пауза. Не стоит нарушать тишину когда тренер ругается...

- Если бы я пришел через пол часа, вы бы разнесли весь зал и побили друг друга?!.

Слышно было как он глубоко дышит...

- Упор лёжа на кулаки!

Команду выполнили все сразу за считанные секунды. И я тоже на всякий случай. Краем глаза увидела что он меня заметил и в его глазах промелькнуло удивление. На миг. Он продолжил тем же тоном.

- Я оставил с вами моего помощника чтобы начать занятие, почему вы не слушали что она вам говорит?! Забыли как вести себя в зале?.. так я напомню...

Он медленно пошёл по залу, громко и чётко повторяя то что мы все хорошо знали.

- Разговаривать на тренировке нельзя...
- Слушать всё что говорит тренер...
- Выполнять все его требования...
- Стараться выполнять задания лучше чем на прошлой тренировке...

Он не спешил, понимая что мы продолжаем стоять на кулаках и это достаточно больно.
Ростом я была не намного выше мальчишек из этой группы, хотя намного старше и выносливей их.
Он знал что происходящее является настоящим наказанием для них, но не причиняет особых неудобств мне. И понимал что мальчишки этого не знают.
Наконец его лекция закончилась и он спросил -

- Все запомнили?

Вот сейчас по правилам лучше ответить. И они негромко сказали -

- Да...

- Все могут сесть... ты продолжаешь стоять.

Последнее было адресовано мне. Удивил. Ну ладно, постою ещё. Чего он хочет этим добиться???

Боковым зрением я видела как мальчишки терли свои руки и морщились от боли. Он встал рядом и обратился ко мне

- Я доверил тебе группу. Как получилось так, что они чуть не побили друг друга?

Его голос зазвучал ещё громче и ещё более пугающе. Мальчишки смотрели на нас молча, боясь пошевелиться. Я всё еще стояла на кулаках.

- Тебя нужно наказать вдвойне, так как я доверил их тебе, а ты не справилась с заданием! Ты поставила под угрозу группу!

Среди мальчишек пошел шепот, я поняла что они испугались. Так сильно их еще не наказывали. А тут получается, что из-за них прилетает мне, да еще в их присутствии.

Учитывая что мне это еще не доставляет особых усилий, и тренер точно понимает это...  Я вдруг поняла что это спектакль для них.
Мысленно улыбнувшись, решила что конечно подыграю.

- Я делала всё как вы говорили..

Он посмотрел в сторону зала.

- Так это всё таки вы виноваты?!..

 По залу опять пошел шорох, они испугались что их сейчас снова поставят в планку... Сработало. Вдруг стало их жалко. Ладно, выручу...

- Это я виновата. Не смогла их организовать и дать правильно задание.

Мальчишки выдохнули. Я мысленно улыбалась, они такие предсказуемые.

Он продолжал -
- Если я ставлю вам замену вместо себя, будьте добры слушаться! Обо всём что происходит на занятии я всё равно узнаю. Подумайте, стоит ли вам нарушать правила?!

Между тем я делала вид что стоять уже невыносимо больно. Получалось хорошо, так как больно уже становилось по-настоящему. Мальчишки видя мои "мучения" соглашались со всем что говорил тренер. Это радовало.
Подождав еще немного, взглянув на часы, он наконец и мне разрешил сесть. Мальчишки выдохнули глядя на меня. По щекам текли капельки пота, костяшки рук были белые, общий вид был наигранно замученным. С вами весело, тренер.

Так же строго он сказал -

- Занятие подходит к концу. Технику так и не отработали. Встаём.

Все быстро встали. Я взглядом спросила его что мне делать...

- Ты вставай со всеми.

Стараясь не подавать признаков радости я встала в первую линию спиной ко всем, лицом к нему. И только когда начали выполнять удары под его счет, позволила себе улыбнуться.

Занятие закончилось спокойно. Оно дало много эмоций и много размышлений.

Очередной "разбор полётов" в тренерской за чашкой кофе.

- Чего ты улыбаешься? Вот серьёзно, если бы я пришел позже?

- Они неуправляемы... Я ничего не могла с ними сделать.

- Почему я смог?

- Вас боятся.

- Правильно.

- Я не хочу чтобы меня боялись.

- Тебе мало одного эксперимента? Ещё хочешь? У меня еще несколько групп... Рискнешь?

- А нельзя сделать так, чтобы не боялись и слушались?

- Вопрос из разряда "как съесть торт и при этом похудеть?"

- Неужели невозможно?

- Теоретически возможно, но это лишь со временем.

- Но я вас не боюсь. И на тренировках всегда хорошо занимаюсь...

- Ага... вспомни хорошенько всегда ли ты правильно себя ведешь?.. Сколько раз группа отжималась из-за тебя?

- Но это не страх. Просто не хочется лишний раз отжиматься... вот и веду себя спокойнее.

- Принцип тот же.

- Вы согласны что бояться не обязательно?..

- Обязательны четкие правила. Обязательно наказание за их нарушение. Всё просто.

- Если я не хочу никого наказывать?

- Тогда будет как сегодня. Понравилось?

Я вздохнула. Как сложно всё оказалось на деле.

- Не грусти, для большинства достаточно десяти отжиманий, чтобы понять как себя вести. Лишь единицы бывают беспокойными и будоражат всю группу.

- Где сегодня моя ошибка? Они сразу не желали меня слушаться, я еще не успела ничего сказать или сделать.

- Правильно. Ты для них не была авторитетом, не было повода считать тебя лидером и слушаться.

- Не была? То есть по-вашему сейчас могу стать?

- Конечно. Никто из них не простоит в планке на кулаках даже половины времени что ты сегодня стояла. Они уже за это начали тебя уважать. Это раз.

Он распечатал пачку печенья и закинул в рот пару штук запив из чашки.

- ... У тебя хорошо получилось сделать вид что тебе это трудно и больно, даже я сначала поверил... но ты не сдалась и не упала, а простояла до конца. В этом они прочитали силу твоего характера.

Очередные печеньки летели в рот...

- ... Потом ты со всеми делала упражнения на технику. И конечно им далеко до твоего уровня. Они увидели насколько ты лучше их. Это тоже "плюсик" в твою сторону.

Я молча перебирала в памяти картинки с прошедшей тренировки. Оказывается всё имело настолько большой смысл...
Он продолжал.

- ... И наконец ты не настаивала на том, чтобы я наказал их еще больше вместо тебя, и не перекладывала всю вину на них. Я планировал чтобы они постояли еще немного и извинились за своё поведение... Но ты зачем-то взяла всю вину на себя. Боюсь что после этого вы даже подружитесь.

- Так вы специально заставили меня столько стоять там... не только чтобы их напугать, но еще чтобы показать им насколько я сильнее их?..

- Ага.

Довольный собой он уничтожал печеньки запивая кофе. Я засмеялась.

- Да вы круто всё придумали!

Моё восхищение не знало границ. Подумать только, из той неуправляемой ситуации что я допустила, он смог повернуть её так, что вышел победителем сам и еще помог мне! Хочу быть такой же крутой как он! Боже, как же мне еще далеко до такого...

Он оказался прав. На следующем занятии эта группа меня внезапно начала слушаться. Они выполняли всё что я просила, и даже замолкали когда я просила не болтать. Конечно первые тренировки были так далеки от идеала, но... начало положено.

Основы всего - дисциплина, правила, порядок, и последствия их нарушения. А... и конечно авторитет.