25. Выборы русского царя

Полина Ребенина
После освобождения Москвы князья Пожарский и Трубецкой разослали по всем городам повестки, призывавшие в столицу духовные власти и выборных людей из всех чинов для Земского собора по вопросу избрания царя.

В начале 1613 года стали съезжаться в Москву выборные "всей земли". Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. Число собравшихся в Москве "советных людей" превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов. Когда все выборные съехались, был назначен трехдневный пост, чтобы представители Русской земли могли очиститься от грехов Смуты перед совершением такого важного дела. По окончании поста начались совещания.

Земский собор начал свою работу 16 января (6 января по старому стилю) 1613 года. Представители "всея земли" аннулировали решение предыдущего собора об избрании на русский престол королевича Владислава и постановили: "Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать".

Но выбрать своего природного русского государя было нелегко. Ведь прямых потомков династии Рюриковичей не осталось. Участники собора выдвинули более десяти претендентов на престол. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы, Петр Пронский и Дмитрий Пожарский.

В то время как собор разбивался на партии, не зная, кого выбрать, в него вдруг неожиданно пошли одно за другим «писания», петиции за Михаила Романова от дворян, крупных купцов, от городов Северской земли и даже от казаков.
Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли как раз служилые люди и казаки. Среди них возникло движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем — келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем 16-летнего Михаила Федоровича, сына плененного поляками митрополита Филарета.

Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона.

К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор. Предварительное избрание земским собором состоялось 17 февраля (7 февраля по старому стилю) 1613 года, но официальное объявление было отложено до 3 марта (21 февраля по старому стилю), чтобы за это время стало ясно, как примет народ нового царя.

В торжественный день, в неделю православия, первое воскресенье великого поста, 21 февраля 1613 г., были назначены народные выборы. Каждый чин подавал особое письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя - Михаила Федоровича. Тогда несколько духовных лиц вместе с боярином посланы были на Красную площадь, и не успели они с Лобного места спросить собравшийся во множестве народ, кого хотят в царя, как все закричали: «Михаила Федоровича». Так на том и порешили.

Окончательное решение предоставили непосредственно всей земле. Тайно разослали по городам верных людей выведать мнение народа, кого хотят государем на Московское государство. Посланные возвратились с донесением, что у всех людей, от мала и до велика, та же мысль "быть государем М. Ф. Романову, а опричь его никак никого на государство не хотеть". В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

Таким образом, Михаил Фёдорович был избран царём, как сказали бы сейчас, в ходе самых демократических выборов. К слову, ни в Англии, ни во Франции в то время народные представители королей не выбирали…

***
Род Романовых не принадлежал к царственному роду Рюриковичей. Их родоначальником являлся некий Андрей Кобыла, который в начале XIV века приехал в Московское княжество из Пруссии и поступил на службу к Ивану Калите.

Прозвание «Романовы» возникло от имени его потомка боярина Романа Захарьина, имевшего дочь Анастасию и сына Никиту. Анастасия Романова стала первой, любимой женой царя Ивана Грозного, которая родила ему двух сыновей.

Царский брак сделал брата Анастасии Никиту Романова и пятерых его сыновей весьма высокопоставленными людьми. Его средний сын Федор особо выделялся среди других детей и считался самым ярким и даровитым. Он читал на латыни, был великолепным наездником и первым щёголем на Москве. В 1598 году, после смерти бездетного сына Ивана Грозного Фёдора Иоанновича, его двоюродный брат Федор Романов рассматривался как кандидат в цари наравне с Борисом Годуновым.

Ходили даже разговоры, будто Фёдор Иоаннович оставил завещание в пользу Фёдора Романова. Хотя документ этот и не был обнаружен, но версия о «похищенном престоле» была широко распространена, и особенно среди не любивших Годунова донских казаков.

Борис Годунов сильно опасался Романовых и в 1601 году жестоко с ними расправился. Четверых братьев сослали в холодные края. Там трое из них вскоре умерли (по слухам, были тайно умерщвлены). Фёдора же и его жену насильно постригли в монахи под именами Филарет и Марфа. Их сыну Михаилу, который родился 12 июля (22 июля по новому стилю) 1596 года в то время было всего 4 года.

Однако даже став монахом, не превратился Федор Романов в смиренного схимника. Направленный в Сийский монастырь следить за ним пристав Воейков доносил, что «инок Филарет», узнав о движении к Москве претендента на престол Лжедмитрия, воспрянул духом, стал часто смеяться и говорить с монахами о том, «каков он вперёд будет».

Действительно, при Лжедмитрии 1 Фёдор Романов оказался в милости. Пути назад из монашества, понятное дело, ему уже не было. Но зато его сделали Митрополитом Ростовским, одной из влиятельнейших фигур в церкви. После переворота в мае 1606 года он смог поладить и с Василием Шуйским. Затем оказался в лагере второго самозванца - «Тушинского вора» и поминал его при богослужении как «царя Димитрия».

В пику поддерживавшему Шуйского патриарху Гермогену «Тушинский вор» объявил Романова предстоятелем Русской православной церкви и среди приближенных он даже стал именоваться «нареченным патриархом». Впрочем, сам Филарет от этого патриаршего титула позднее открещивался, ведь без одобрения вселенских патриархов это наречение было незаконным. Позднее он оказался в плену у поляков, где находился с 1611-го по 1619-й годы.

Мать будущего царя Михаила  - Ксения Ивановна Шестова  была пострижена под именем инокини Марфы. Детство своё Михаил провёл с матерью в селе Домнино, костромской вотчине Романовых. А во времена «Смуты» вместе с ней скрывался в костромском Ипатьевском монастыре.

Очевидно, что Михаила Романова выбрали не за личные достоинства и заслуги.
Ведь ко времени избрания ему было всего 16 лет. Образования он никакого особого не получил. И в 1613 году, по имеющимся данным, либо вовсе был неграмотен, либо читал и писал с трудом… Часть историков считают, что бояре не хотели иметь сильного царя, якобы говоря друг другу: «Выберем Мишу Романова, он молод и разумом не дошёл». И рассчитывали на его "повадливость".

И, действительно, по молодости лет Михаил ничем не успел себя скомпрометировать. И ни в чём предосудительном замечен не был. Слыл он юношей тихим, скромным, примерного нрава и поведения. Был послушным сыном, почтительно относился к старшим. Вельможи и бояре видели в Михаиле Фёдоровиче, с его робостью, добротою и простотою, своего рода «2-е издание» набожного и тихого последнего Рюриковича - царя Фёдора Ивановича. Михаил Романов, как царь, устроил, кажется, всех. Потому как выбрали, по словам историка В. О. Ключевского, «не способнейшего, а удобнейшего».

Другие же указывают на то, что за спиной юного претендента маячила тень его влиятельного отца. В народной памяти свежи были страдания семейства Романовых при Борисе Годунове. Да и пленение Филарета поляками давало ему ореол мученика за веру и русскую землю.

В пользу Михаила говорило и его родство с семьей Ивана Грозного и Фёдора Иоанновича, с последними представителями древней династии Рюриковичей, права которой на престол никто никогда не посмел бы оспаривать.

Могло сыграть свою роль и то обстоятельство, что Михаил и его отец в работе Собора не участвовали, ведь Филарет в то время находился в плену, будучи окружён ореолом страдальца, а  Михаил оставался с матерью в Ипатьевском монастыре под Костромой. Русская культура была такова, что человек активно рвущийся к власти, терял во мнении общества, а тихий страдалец выигрывал в его мнении.

Итак, 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года на Великом Земском Соборе (в состав его входили представители всех слоёв населения России, включая крестьян), завершившем «Смуту» на Руси, Михаил Романович был «обран», как тогда выражались, царём России.

***
Но тут произошло страшное и непредвиденное. Поляки были очень недовольны избранием Михаила на царство, ведь у них был собственный претендент на русский престол королевич Владислав IV. Они направили свой отряд с целью захватить и убить Михаила. Поляки знали, что Михаил Романов находится в окрестностях Костромы в своем родовом поместье. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села.

Сусанин успел послать в Домнино своего зятя, Богдана Сабинина, с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – в дремучий лес, в топкие болота. Оказавшись в непролазной топи, поляки поняли, что Иван их обманул. Его пытали и казнили, но и сами погибли в болоте. Именно подвиг Сусанина позволил Михаилу Романову невредимым добраться до Ипатьевского.

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Подросток смог добраться до Москвы и 21 июля (11 июля по старому стилю) 1613 года Михаил Романов венчался на царство в Успенском соборе Московского кремля.

Позднее, в 1619-м году, во время паломнического путешествия Михаил Фёдорович вспомнил страшную зиму 1613-го года. Тогда государь решил наградить родственников павшего героя. Он представил жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Вот что в ней говорилось:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день".

Вторая грамота подписана Михаилом Романовым 30 января 1633 года. Поскольку Богдан Собинин к тому времени уже умер, царская милость была дарована его вдове Антониде «за терпение и за кровь, и за смерть отца ея Ивана Сусанина». Не были забыты русским монархом и внуки героя – Данилка и Костька.

Последующие представители дома Романовых тоже подписывали жалованные грамоты потомкам костромского крестьянина в 1644, 1691, 1723 и 1724 годах. В грамоте от 1731 г., дарованной императрицей Анной Иоанновной крестьянину Ивану Лукьяновичу Собинину, еще раз упоминается, что Иван Сусанин «отвел» поляков и литовцев от села Домнина. За это они его «посадя на столб, изрубили в мелкие части». А произошло это, согласно официальному документу, "в селе Исупове".

***
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

"Жизнь за царя" так называлась знаменитая опера М. И. Глинки, воспевающая подвиг Ивана Сусанина, который принес в жертву свою жизнь, чтобы спасти юного, только избранного всем народом царя Михаила Романова.   

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в гос
ударстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.

Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I. В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина — спасении жизни новоизбранного русской землёй царя через пожертвование своей жизни — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева «За царя и за Русь», посвященную подвигу Ивана Сусанна. Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила :
Она для России спасла Михаила!

К сожалению, позднее наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!»- кричали революционеры всех мастей и переписывали историю на свой лад.

После Октябрьской революции Сусанин немедленно попал в разряд «слуг царей». Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг»: уже накануне первой годовщины революции в 1918 году началось разрушение памятника Сусанину в Костроме. В массовой пропаганде 1920—1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг Сусанина — это просто миф.

Однако в сталинские времена, в конце 1930-х годов, произошла фактическая «реабилитация» Сусанина наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским, Дмитрием Донским и даже монархами Иваном Грозным и Петром Великим. В 1938 году вновь вспомнили Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну.

В эти годы, в преддверии Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками стал символом любви к Родине и патриотизма.

Список литературы:
1. Валишевский К., «Смутное время», Москва, «ИКПА», 1989.
2. Гумилев Л. Н., «От Руси до России», Санкт-Петербург, «ЮНА», 1992.
3. Карамзин Н. М., «История государства Российского», в 12-ти томах, в З-х книгах, Калуга, «Золотая аллея», 1993.
4. Ключевский В. О., «Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах», Москва, «Мысль», 1993.
5. Рылеев К. Иван Сусанин. https://bibra.ru/composition/ivan-susanin/
6. Рябов А. Н. Иван Сусанин. — Нижний Новгород, 2012.