Моя дочь танцовщица. Часть 5. Еврейский ансамбль

Галина Горбунова
Еврейский танцевальный ансамбль «Мазл Тов» во Львове. 


В сентябре 1988года во время празднования Дня Львова на улице Подвальной еврейская молодежь под еврейскую музыку показала мастер-класс еврейского танца. Так было положено начало еврейского танцевального ансамбля «МазлТов», потрясающего, слаженного коллектива. Традиционное еврейское восклицание «мазл тов»- обычное для этого народа пожелание удачи.               

Основателем ансамбля являлся заслуженный работник культуры Украины Дмитрий Ольшанский, который всей душой отдавался своему делу. Его тело было мускулистым от работы, танца и спорта. К этому – темные, длинные волосы, небольшая бородка, голубовато-серые глаза и массивный браслет на левой руке. Природа наградила его идеальной, зрительной памятью и острым умом. Это была одна из серьезных причин, по которой он создавал свое детище. Талантливый, эмпатический, всегда охотный помочь, Дмитрий успешно шел к своей мечте, пока не исполнился его музыкально- хореографический сон. Критики отмечали талант Ольшанского как уникальный. Его называли гением национальных еврейских традиций, талантливым хореографом еврейских танцев, что, несомненно, привнесло в творчество коллектива новые краски и обогатило его исполнительскую палитру. Многие, старые танцы зазвучали не просто по-новому, а обрели утонченную драматургию, подарив им долгую жизнь и счастливую судьбу.               

МазлТов – вид национального танца, отражает характер людей, проживающих на определенной территории.               

«Традиционный еврейский танец, - говорил Д. Ольшанский, - является сильной частью еврейского культурного наследия, которое восходит к библейским временам. Он использовался в прошлом как неотъемлемая часть религиозных церемоний и их соблюдения в некоторых секторах. Он проник во многие танцевальные круги по всему миру и продолжает процветать».               

Самыми распространенные стилями еврейского танца считаются:
1. Темпераментная хора (родом из Румынии), которую танцуют в кругу и танцоры держатся за руки или плечи. Замкнутый круг олицетворяет единство и тесные межличностные отношения. Гору часто называют национальным танцем Израиля.

2. Дебка – это стиль танца арабского происхождения, который изначально танцевали только мужчины. Для него характерны подчеркнутые стаккато и прыжковые шаги. В те времена Мазл Тов был одним из немногих профессиональных, фольклорных, еврейских коллективов в Украине. Исполнение его танцев завораживало, и как будто касалось самой души.               

Алина вошла в коллектив Мазл Тов в 1992 году. Репетиции ансамбля проходили в 35-й львовской школе, которую оканчивала Алина. Так, неожиданный случай, - и бывшая школьница вновь оказалась в здании школы.   

– В команде Мазл Тов, - говорила Алина,- я чувствовала в себе  невероятную энергию. Отличные люди, взаимно добрые и отзывчивые, с богатой культурой. Узнала, что Израиль – избранный Богом народ, а еврейский танец, как и еврейская речь, – один из способов пробудить эмоции, донести что-то очень важное: историю, взгляды. Еврейский танец является важной частью культурного наследия еврейского народа. Ольшанский, как никто, умел рассмотреть в еврейском танце его суть. Он тщательно избегал тривиального, пошлого, предлагая оригинальную мысль, неожиданную метафору, не замуссоленную шутку. Три притопа, два прихлопа – это детский сад, символ простоты и незамысловатости, - поучал учеников Ольшанский.

Когда вольется в танец примитивность и неоригинальность, - конец нашему искусству и нашему труду. Искрометно, жизнеутверждающе, танец должен дарить щедрый подарок от Мира своей энергетической сутью – эти слова Ольшанского Алина запомнила навсегда.               

Многие еврейские танцы символичны, ибо отражают их знаковую сущность. Почти каждый танец пропитан историей и эмоциями. Его исполнение помогает  погрузиться в бездонность еврейского бытия.  Это тот редчайший случай, когда положенные на музыку и исполненные в танце па обретают новую прекрасную жизнь. Танец не ставит перед собой исключительно развлекательные цели, он переносит на сцену народные интонации и доверительную суть.

- Когда слушаешь Ольшанского, он тебя меняет, а мир вокруг словно начинает излагать новую, интересную, историю — историю, в какой можно сыграть значимую роль и где на тебя возложена ответственность. Такого в жизни Алины еще не было. Ведь изучать историю танца — это изучать саму жизнь, - размышляет Алина. – Танец однозначно прочувствуют те, кто прослушал лекции Ольшанского.

Этот период вывел Алинино мировоззрение на новый, еще больший масштаб. Каждое выступление коллектива вызывало не только волнение, но и восторг. Вместе с этими состояниями шла глубокая физическая работа, и в то же время совершался труд души и сознания.               

Могли ли знать зрители, сидящие в зале, сколько сил вложено в каждое па танца, исполняющее на сцене с такой легкостью и воздушностью. Любое движение балетного мастерства пронизано огромной работой в учебном зале, у станка, где вырабатывается привычка получить хороший результат изящества и грации.               

Как только Алина начала работать в новом коллективе, стала изучать историю еврейского народа, читать публикации о еврейских традициях, о быте, о еврейских танцах. Таким образом она смогла получить не только уникальную информацию о жизни еврейского народа, но и важные данные об истории танца, и даже советы о технике его исполнения. В музыке удивительного коллектива для нее теперь слышались не просто веселые, зажигательные звуки.

Алина неимоверно наблюдательна. И цепкая, еще с детских пор, память  выхватывает обрывки бесед, цвета и запахи застолья, эвучавшие мелодии. Недавно вспоминала, как маленькой девочкой любила танцевать, когда папа ставил пластинку с голосами сестер Барри, исполняющих еврейскую, популярную мелодию Хава нагила - универсальный символ еврейской песни и праздника.


Историческая справка.

Ха;ва наги;ла («давай возрадуемся») — песня, написанная в 1918 году собирателем фольклора Авраамом Цви Идельсоном на хасидскую мелодию.  Автор музыки неизвестен, однако считают, что написана неизвестным клезмером из Восточной Европы не ранее середины XIX века. Эту песню исполняют на праздниках и особо популярных днях. Известность песни такова, что многие считают её народной. Изначально еврейские танцы были тесно связаны с религиозными церемониями и обрядами. Они формировались и развивались многие века, выражая эмоции и настроения народа в радости и скорби.               


Легенда рассказывает, что после обретения Торы, первые еврейские танцы (вернее, пляски), проводились у горы Синай. Когда Моисей увидел пляски, не отличающиеся благочестием, а люди принесли жертвы, продолжая веселиться, при созданном идоле-золотом тельце, Моисей в гневе разбил скрижали о гору. Легенды могут рассказать многое, но вернемся к нашему времени. На примере ансамбля МазлТов видим, как народный танец (или бытовой) зачастую подвергается обработке балетмейстером, улучшая его структуру, интонации, сохраняя музыку, национальный колорит, воссоздавая бытовые детали, если были утрачены. Важную роль занимали и исторические костюмы, сохранявшие свою самобытность. Для танцоров костюм – это не только удобство и красота. Это состояние, ощущение перевоплощения, настроение, характер. Вместе с  танцами, они олицетворяли дух того времени, в котором возникли. 

Восточные интонации еврейского народного танца несколько отличаются от славянских традиций, поскольку их характер соответствует менталитету еврейской нации. Сами же восточно-европейские евреи больше всего любили веселый танец фрейлехс, который неизменно танцевали на свадьбах и бар-мицвах. Этот танец можно увидеть практически во всех довоенных фильмах, посвященных жизни местечковых евреев. Огромной популярностью пользовался быстрый хороводный танец хора, еврейскую разновидность которого создал в тридцатые годы израильский танцовщик и балетмейстер Барух Агадати (Борис Каушанский). Поначалу хору танцевали в основном кибуцники, но потом она стала неотъемлемым атрибутом свадеб и прочих массовых мероприятий.

Были и другие танцы, которые обычно исполнялись на ашкеназских свадьбах: шер или шерель (еврейский вариант кадрили), бройгес-танц («танец-ссора», в котором движения и мимика передают сначала враждебность, а потом примирение партнеров, патч-танц, символизировавший изменение статуса невесты на статус замужней женщины, и т.п. К сожалению, сегодня об этих танцах помнят почти исключительно специалисты.

Одно из самых заметных культурных событий израильского лета — это трехдневный фестиваль танца в Кармиэле, который проводится каждое лето с 1988 года. Туда приезжают танцевальные и балетные коллективы со всего мира, но главная особенность этого фестиваля в том, что здесь танцуют не только профессионалы, но и зрители. С утра до вечера на улицах и теннисных кортах, в парках и на площадях звучит музыка, под которую публика танцует все, что умеет и не умеет, от вальса до хастла. Так что обиженным не уходит никто.               

Ансамбль выступал на концертных площадках, в библиотеках, школах, в университетах, на фестивалях, парадах, бармицвах, батмицвах, детских днях рождения, юбилеях, любых частных и корпоративных мероприятиях. И никогда никому не отказывал. Однако, отдавая жар своей души в еврейском танце, Мазл Тов не был единственной темой, которая заполняла балетную душу Алины. Ансамбль оставался в ее памяти навсегда как ценный и полезный, жизненный и благодарный урок.