Гегель и Бергсон. Сравнительные места

Сок Волгин
I. О том, что непосредственный интеллект застревает на мертвой тяжести и не достигает жизни.

А. Бергсон:

«Итак, будем исходить из действия и примем за принцип, что интеллект прежде всего стремится к фабрикации. Фабрикация же применяется исключительно к неорганизованной материи, в том смысле, что если она и пользуется организованными материалами, то относится к ним как к инертным предметам, совершенно не занимаясь жизнью, которая придала им определенную форму. Из самой неорганизованной материи удерживаются практически только твердые тела: остальное ускользает, именно благодаря своей текучести. Если, следовательно, интеллект стремится к фабрикации, то можно предвидеть, что все, что есть в реальности текучего, ускользнет от него отчасти, а все, что есть в живом собственно жизненного, ускользнет окончательно. Наш интеллект, такой, каким он выходит из рук природы, имеет главным своим объектом неорганизованное твердое тело.» («Творческая эволюция»)

Гегель:

«Основой научного познания является внутреннее содержание, обитающая внутри его идея и ее ЖИВАЯ ЖИЗНЬ...» («ЭФН» 1 Том) «…жизнь по существу своему есть субъективность, живое» («фил. Рел.»  1827г.); «Жизнь на самом деле так мало представляет собой нечто непонятное, что в ней мы имеем перед собой само понятие, или, говоря точнее, существующую как понятие непосредственную идею.» («ЭФН1»); «Живое есть, правда, наивысший способ существования понятия в природе»  («ЭФН2»); «Непосредственная идея есть жизнь. Понятие реализовано как душа в некотором теле, по отношению к внешности (;u;erlichkeit) которого душа есть непосредственно соотносящаяся с собой всеобщность.» («ЭФН1»); «…что же такое сущность? Не что иное, как жизненность. А что такое действительная жизненность? Не что иное, как целый организм.»; «…жизнь заключается в том, что живое является. Натурфилософы не достигают жизни, потому что не доходят до ее явления, а останавливаются на мертвой тяжести.» («ЭФН2»)

II. О том, что цель заключается в овладении духом самим собой.

Бергсон:


«Нужно начать с того, чтобы смешать вместе РЕФЛЕКТОРНОЕ и ВОЛЕВОЕ. Нужно затем идти на изыскание текучей реальности, стремительно бегущей под этой двойной формой, без сомнения, причастной той и другой, не будучи ни в одной из них.»; «В таком случае — так как нужно каким бы то ни было образом воспринять известную вещь для того, чтобы дойти до ее символического изображения, — должна существовать интуиция психического и вообще жизненного, которую интеллект, без сомнения, переложит и переведет, но которая, тем не менее, будет переходить за рамки интеллекта [за рамки того, что Гегель назвал голым рассудком –В.К.]. Другими словами, должна существовать интуиция суперинтеллектуальная. Если такая интуиция имеет место, то возможно не только познание внешнее, познание явлений, но возможно также для духа овладение самим собой.» («Творческая эволюция»)

Гегель:

«Абсолютное есть дух; таково высшее определение абсолютного. — Найти это определение и понять его смысл и содержание — в этом заключалась, можно сказать, абсолютная тенденция всего образования и философии — к этому пункту устремлялась вся религия и наука; только из этого устремления может быть понята всемирная история.» (ЭФН 3 Том); «...абсолютное единство противоположного в понятии составляет сущность духа...» («Наука Логики»); «Свободный дух, как мы видели, есть по самому своему понятию полное единство субъективного и объективного...»; «Дух, который знает себя в качестве свободного  <…> этот дух есть прежде всего разумная воля вообще…»; «Действительно свободная воля есть единство теоретического [«рефлекторное» у Бергсона –В.К.] и практического [«волевое» у Бергсона – В.К.] духа…» ; «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное.»  (ЭФН 3 Том)



«…завершение духа состоит в том, что бы в совершенстве знать то, что он есть…» («Феноменология духа»)