1. 4 Сила воли Глава 4 Из кн. 12 Всевластие и Всем

Валентин Маэстро
Глава 3 Сила воли

3.1) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ВОЛЯ

***
Хаос и вращенье
В суете многообразия дел,
Без ощущенья опоры.
Где фундамент, стабильность
                найти,
Чтобы твердо стоять и,
                когда надо,
                идти ?
Идти вверх, прочь от низины,
В гор новизну,
             уходя  от повторов,
                круговерти дольних событий.
Идти, в гору взбираясь,
Где притягательность цели,
Духа вершина,
            силы даёт.
Идти вверх и вперёд,
Силы черпая и
             жажду нехватки энергий
               
                утоляя
                из чаши межгорья,
Где так много тропинок.
 
Много, но все они ведут  нас
К бескрайнему,
            вечно-лучистому Свету.

Разнообразье тропинок, но
            все - к Одному, Богу-Отцу...
***

Все живые существа проявляются в активности или в пассивности.
Под пассивностью мы понимаем действие из бездействия, что будет рассмотрено во второй части нашего произведения. Активность – это действие в поле, ощущаемом нашими пятью чувствами, в предметном мире.

Действие – это элементарная часть деятельности, в которой достигается простейшая цель, не разлагаемая на более упрощённые.

Поступок – действие, которое подчинено нравственным принципам, морали и осознанию его социальной значимости.

Единство действий и поступков есть деятельность человека.

Процедура действия – это процесс, порождающий действие во внешнем или внутреннем мире.

Алгоритм материализации:
1)Имеется точка, источник Всего.
2)Из источника Всего возникает намерение/идея.
3)Затем оно преобразуется в желание: семя/зерно.
4)Желание оформляется в мысль.
5)Воля и энергия переводят мысль в активность/действие: путь.
6)Действие формирует материю.
7)В деятельности получаем результат: плод.
 
Как видим из вышенаписанного, проявление начинается с намерения. Они – намерения - имеют значение не сами по себе, а нужны нам как подготовка к действию.
Человек, вооружённый самым хорошим намерением, но не реализующий его в деятельности – это человек слабой воли.
Намерение и решение – необходимое звено волевого действия,но важнейшим пунктом его является исполнение решения.

Надо помнить, что там, где возникают намерение, желание, находится источник мысли. Прекрасно, когда они позитивны, но могут, ведь, быть и негативны.

Содержание активности – позитивность/негативность -  определяется направленностью вектора внимания, восприятия, то есть доминирующими установками и убеждениями, нравственными чувствами и интересами.

Форма активности определяется теми психическими процессами, которые участвуют  в осуществлении деятельности.

Есть импульсивная активность, возникающая под влиянием малоосознанных, но сильных эмоциональных побуждений, без выдержки и продумывания последствий действий. Это низшая, аффективная форма  активности, характерная для детей, маловоспитанных взрослых и человека импульсивного.

Наряду с этим существует высокая форма активности, управляемая волей.
Есть препятствия внешние и внутренние.

При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия принимает характер борьбы мотивов.
Борьба мотивов – это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.

В случаях, когда надо провести выбор между разными способами действий, решение должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.

При преодолении как внутренних, так и внешних препятствий воля проявляется в умении заставить себя сделать то, чего требует осознание своего предназначения, чувство долга, созидательного разума или совершение действия для достижения конкретной цели.
Воля проявляется в преодолении рефлексий и влечений, для чего необходимо подняться над своими инстинктами/страстями, отвлекаясь от них, осознать самого себя, как субъекта.

При саморазвитии своей воли знание теории необходимо соединять с упражнениями, с выработкой умений преодолевать трудности, влечения, инстинкты.

Многие великие люди начинали воспитание своей воли с упражнений в режиме дня, вырабатывая твёрдую привычку работать и отдыхать в определённые часы с исключением пустого времяпровождения.
Определяющее значение в формировании направленности воли и её силы имеет не сила или слабость нервной системы, а воспитание и самовоспитание, жизненная закалка на преодоление трудностей.

3.2)Сознательно-волевая активность – высшая форма активности личности. Именно в ней проявляется способность человека к выбору цели деятельности и фокусировки внутренних усилий, необходимых для её осуществления, способность властвовать над собой, сознательно регулировать своё поведение и творчески решать задачи.

Воля проявляется в сознательно направляемой активности, что в затруднительных обстоятельствах осуществляется с помощью волевых усилий, направленных на определение цели, план действий и на исполнение.
В процессе исполнения волевое регулирование проявляется  в сознательном запуске действия, усилении или ослаблении этого действия, ускорении или замедлении, временной задержке и возобновлении, остановке, переключении активности на другие действия.

Напоминаем, что в данной части книги излагаются знания, рассматриваемые с ракурса  нахождения читающего в относительной части Мироздания. Далее – во второй части книги - будет освещён целостный, широкий взгляд на Волю и на Абсолют, то есть видение из Абсолюта, что на данный момент ещё рано здесь даже затрагивать.

Воля - это составная часть духовно-психических качеств, способность человека сознательно моделировать свою деятельность. Направлять её на достижение поставленных целей с преодолением внутренних и внешних препятствий при совершении целенаправленных действий и поступков.
Для достижения целей, превращения решений в действия воля должна иметь постоянство и настойчивость.

Говоря по-другому, воля – это умение идти в своём направлении по «дороге» Жизни, исходя из принципа: принимай всё, выслушивай всех, но слушайся только себя.

Воля – в высшей степени её развитости - не даётся человеку от рождения. Она может формироваться стихийно при жизни или же является результатом целенаправленного воспитания и самовоспитания.
Воля становится развитой после приучения человека к самостоятельному преодолению препятствий.

Из маленьких побед над внешними и внутренними трудностями складываются, со временем, большие победы.

Волевые свойства, как  и другие психические свойства и качества даны человеку от природы только в потенциональных возможностях, находящихся «в прорастающем зерне».
Они – возможности -  раскрываются/закрываются при жизни, с малых лет, в процессе столкновений с обстоятельствами, в стадиях обучения, воспитания, деятельности, что взаимосвязано с воспитанием личности.
Обстоятельства, препятствия преодолеваются с помощью усилий.
 
3.3)Усилия делятся на преднамеренные и непреднамеренные.
Волевым усилием называется направленное, преднамеренное стремление, а непреднамеренные – это первичные и привычные действия.
Волевое усилие – одно из необходимых средств реализации мотива и цели. Развитая воля – она, кроме прочего,  даёт и экономное расходование энергии.

***
Шаг, второй и слияние с целью всё ближе.
Изнеможение тела волю пытает и
Толкает меня на камни упасть и
Все вещи отбросить.
Бросить -тяжесть какая-
                даже флягу.
Непонятно откуда, но
                радость цели призыва,
                достиженья –
Я, ведь, уже у  вершины –
                новые силы дарит и дарит.
Дарит снова тому,
                кто идёт вверх и вперёд…

***
               
3.4)ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Волевые процессы, состояния и свойства личности представляют собою своеобразные способы осуществления мотивов и целей в деятельности.
Волевые процессы обнаруживаются в самом течении волевого акта от постановки цели до исполнения и конкретно выражаются:

в преднамеренном внимании, восприятии, запоминании, воспроизведении, мышлении, воображении, для чего требуется мобилизовать волевые усилия для решения задач. С развитием психики личности эти непроизвольные, в самом начале, процессы становятся произвольными.

3.5)ВОЛЕВЫЕ  СОСТОЯНИЯ.
Это те временные психические состояния, которые являются оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению преград. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости.

Учёные считают, что в эру чрезвычайных эмоциональных перегрузок человек может противостоять этому, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые «эмоциональные стрессы», но...

Но стресс – это состояние эмоциональной напряжённости, возникающее при воздействии на человека неблагоприятных факторов внешней или внутренней среды. Фрустрация – это психическое состояние, которое полностью дезорганизует деятельность.
Преодоление стрессов, борьба с ними не уничтожает, а только откладывает во времени накопленную энергию для взрыва. На самом деле, любая борьба – это невежество, так как есть другие эффективные, позитивные методы, снимающие стресс. О них разговор пойдёт во второй части даной книги.

3.6)ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА (качества).
Данные качества - это уже не временные состояния, а относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые  психические образования личности.
Воля личности есть совокупность её свойств, характеризующая достигнутый уровень СОЗНАТЕЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, сложившаяся в процессе жизни. 

К волевым свойствам личности относятся: целеустремлённость, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, смелость, деловитость, самообладание.

Слабоволие у людей выражается в беЗпринципности, беЗинициативности, невыдержанности, лени, трусости, малодушии, упрямстве.

Нравственная оценка волевых свойств зависит от содержания направленности личности.
Инициативность,решительность, настойчивость..., направленные на эволюционность – это положительные свойства, но те же качества у преступника – отрицательные характеристики.

3.7)Прежде всего у нас должна быть целеустремлённость.
Это стержневое, главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития всех других проявлений воли личности и видение своей цели в относительной плоскости Мироздания.

За этим идут качества активности:
 
1)инициативность (умение по собственному почину предпринимать необходимые действия);

2)решительность (умение принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь);

3)настойчивость и дисциплинированность (умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергичности в преодолении трудностей и превращать желания в действия);

4)выдержка и самообладание (умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществить принятое решение и не сорваться);

5)организованность (умение планировать свои действия и поступки и руководствоваться в действиях этим планом при исполнении);

6)смелость и мужество (умение противостоять страху и идти на оправданный, разумный риск во имя поставленной цели);

7)деловитость (умение доводить всякое продуманное дело до конца, невзирая на помехи, трудности, соблюдать сочетание слова и дела);

8)самостоятельность (умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая, без нужды, к помощи других и наличие независимого мышления, действий);

9)постоянство и прилежание ( сопротивляемость сиюминутным побуждениям, долговременность в достижении целей, превращение желаний в действия, ведущих к намеченному определённому результату, плоду);

10)самоуверенность (способность замахиваться на высокие цели с верой в то, что мне доступно всё);

11)твёрдость ( не отступать от раз принятых решений и не обсуждать их заново позднее);

12)убеждённость (не поддаваться влиянию других людей, обстоятельств, внушению).

3.8)Волевое свойство характеризуется:

1)широтой (определяется количеством видов деятельности, в которых личность отчётливо проявляется);

2)силой (характеризуется степенью возбуждения волевого усилия, направленного на преодоление препятствий и определяет два разных человека: с сильной волей и слабовольного, который несёт в себе беЗпринципность, безинициативность, невоздержанность, лень, трусость, малодушие, упрямство); 

3)устойчивостью ( здесь главный признак – это постоянство проявления волевого усилия в однотипных ситуациях), что выражается длительностью напряжения волевого усилия и количеством попыток, направленных на преодоление определённой трудности.

Личность, взаимодействуя с внешним миром, приобретает многие психические свойства.
Одни из них, такие, как реактивность, подвижность зависят от типа нервной системы и имеют отношение к темпераменту. Другие свойства (коллективизм, трудолюбие, скромность, настойчивость – это результаты воспитания человека и ярко выражаются в характере.
Первые и вторые – важнейший компонент характера человека.

3.9)Характер человека – это психический склад личности, выраженный в её направленности и воле.
Если направленность – это «голова» характера, то воля – «хребет».
Воспитывая волю, мы одновременно воспитываем и характер человека.
Направленность личности и её волевые свойства формируются и проявляются в действиях и поступках, составляющих основные звенья деятельности.

Для понимания своей воли и процесса её формирования очень важен психологический анализ.

3.10)АНАЛИЗ  ВОЛЕВОГО  ДЕЙСТВИЯ.
Есть три основных вида действий:
1) аффективные (свидетельствуют о невоспитанной воле);
2) привычные (слабо выражены волевые усилия);
3) собственно волевые.

В структуре волевого действия выделяют три основные стадии:
1)постановка цели действия;
2)мысленное планирование исполнения (половина людей, имеющих цель, терпят неудачу из-за неверного плана);
3) само исполнение.

3.11)ПОСТАНОВКА  ЦЕЛИ производится или по собственному почину, или по заданию других людей.
 
Для того, чтобы ставить великие цели, вершить большие дела, надо выносить их на суд людей – даже при отрицании ими ценности вашего замысла - добиваться их признания, а не оставлять их при себе.
 
Для реализации больших и высоких намерений/миссий нужны:
 
1)самоуверенность и осознание себя как личности, стоящей выше большинства людей;

2)ВЕРА в достижение желаемого, а также твёрдость, что выражается в неотступности от принятых решений (не обсуждать заново то, что раз уже принято и сказанное не отменять);

3)умение отстаивать свою точку зрения;

4)убеждённость в своей правоте, что значит не поддаваться влиянию других людей, внушению со стороны;
 
5)наличие подлинной решительности, что предполагает умение задержать решение, если это позволяют обстоятельства, до того момента, когда оно может  быть выполнено с наибольшим знанием дела и уверенностью.

3.12)ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Эти качества надо в себе устанавливать и закреплять, занимаясь специальной тренировкой, упражнениями, исполнением установок, решений.

Важное место в этом занимает соблюдение установленного режима дня и преодоление лени.
 
Очень часто имеющиеся у личности способности не реализуются, именно, из-за слабого развития волевых качеств.

Многие великие люди начинали воспитание своей воли с упражнений в соблюдении режима дня, с воспитания организованности и сопротивляемости ситуативным побуждениям.

Среди вспомогательных средств, укрепляющих волю, надо выделить самовнушение, поддержание в себе определённого психического состояния при помощи мантрама-улыбки (например: «я сосредоточен, меня интересует только это»), аффирмации и совершения в дне неприятных дел, растянутых во времени.

Составная часть самовнушения – это стимуляция, несущая в себе самоубеждение, самоконтроль, самоободрение, самоприказ.

При самовнушении – аутотренинге  - используются «формулы» из слов и образы, а также фиксация внимания на определённом объекте. Задержка внимания всегда вызывает особое состояние психики.

Многократные повторы, ритмические заклинания, раскачивания, созерцание, самососредоточение ведут к экстазу и трансу.

3.13)МАНТРАМ – что это такое?
Мантрам – это равнозначный синоним слов аффирмация, санкальпа,
которые дефинируют определённые УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ «формулы», используемые для внедрения в сознание и подсознание
установки, определяющей в дальнейшем поведение человека и ведущей его к желаемым результатам.

Мантрам/аффирмацию/самовнушение надо уметь создавать самому, учитывая два принципа:
выражение должно быть кратким и утвердительным.
В нём не должно быть отрицаний, частицы «не», потому что подсознание воспринимает именно содержание, суть слова, а частицы игнорирует.
 
Например, если кто-то курит и, желая бросить курить, составит аффирмацию – «Я не хочу курить, я не буду курить!», то данное выражение составлено в корне неверно и будет побуждать курить.

В данном примере надо использовать формулу, подобную такой:
«Курение – плохая привычка. Я её уничтожаю и заменяю на хорошую привычку: с удовольствием дышу чистым воздухом, занимаюсь спортом, думаю только об этом.Курение – плохая привычка. Я заменяю её на хорошую: спорт, чистый воздух.»

«Слово учит, а пример ведёт» - поговорка.

Одним из очень эффективных методов самовоспитания является аутотренинг.Практика регулирования своего нервно-психического состояния называется аутогенной тренировкой.

***
Делаю шаг.
Ещё преодоленье - шажок,
                будто вершок, и
                объяло меня небо на равных.
Теперь с облаками мы вместе,
                как в детстве,
Плывём, словно в сказке,
                в  океане бескрайнем,
                наполняясь ощущеньем победы и
                над собой, и суетой.

Руки раскинув,
                стою на вершине и
                словно глажу я взглядом вдали
                полусферу Земли…

Наполняет меня сладость блаженства
                мига сего, что
                разделил верх и низ,
                где даже время различно бежит…

***

3.14)Аутотренинг рекомендуется делать длительностью, от пяти до двадцати минут (перед сном и сразу после него – пять, а днём – двадцать минут). Надо здесь научиться, для самогипноза и управления процессом, улавливать ощущение засыпания - «тяжеление век» - и т.п.. Фаза, миг перехода от бодрствующего состояния сознания ко сну – великий момент любого творения.

В  ЭТОМ  ПЕРЕХОДНОМ  СОСТОЯНИИ  ОТ  БОДРСТВОВАНИЯ КО  СНУ и надо производить суггестивное  воздействие:

повторение текста упражнений, объяснение их смысла,  убеждение  ввозможности усвоить того, что намечено. Сеанс продолжается 15-20 минут, а в конце его внушается хорошее самочувствие и бодрое настроение.

Не рекомендуется заниматься самовнушением после приёма пищи – возникает сонливость.

3.15)Эффективными средствами, для усиления воли, являются применение самонаказания и самопоощрения: за ошибку уходить, например, в молчание – не говорить с кем бы то ни было - на краткий период времени (это наряду с наказанием, развивает контроль над собой для исполнения решений), лишать себя чего-то ( например, в еде) или вознаграждать за успехи.

Первым шагом влияния на окружение было и будет наше поведение. При общении с другими надо осознавать влияние на людей того образа, который ты создаёшь своей осанкой, манерами, умением говорить размеренно, твёрдым, с растановкой и убедительным голосом, а не так, что слова обгоняют друг друга. Также надо уметь не перебивать говорящего и не позволять перебивать себя.
Отсюда делаем вывод о том, что надо создавать/творить свою личность, то есть воспитывать себя, чтобы не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализо¬ваться. Воспитывать себя, чтобы открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком. Стать человеком, преодолев свои недостатки, мешающие достигать значимые для себя цели, чтобы быть счастливым, созидать и распространять Любовь.Воспитывать себя – это значит  заняться самовоспитанием.
Для самовоспитания  ещё недостаточно потребности и намерения в чём-то изменить себя.
Недостаточно и представления о своих достоинствах и недостатках, знания средств и способов работы над собой.
Нужны – и это главное – практические действия по самоизменению, а для этого уже нужны положительно направленная воля и осознанность.
Если человек решил измениться и смотрит на себя как на объект самовоспитания, то ему надо ДЕЙСТВОВАТЬ.

3.16) Самовоспитание предполагает переформирование потребности сознательного самоизменения личности.

Самовоспитание по своей психологической природе является волевым процессом. Это значимая, но одновременно и глубоко интимная, сокровенная процедура, о чём надо помнить близким занимающегося, чтобы не испортить дело.
Самовоспитание – это целеустремлённая деятельность человека, направленная на совершенствование  имеющихся положительных качеств и искоренение негативных.
Это  саморазвитие с переходом в практические действия, для чего рекомендуется использовать собственную инициативу; беЗпощадный самоанализ; план самовоспитания; поступки и действия, практическое преодоление трудностей; волевые усилия, направленные на уничтожение своих недостатков (беспечности, неорганизованности, высокомерия, трусости...).

Такая деятельность возможна только при достаточном, первичном развитии воли.
Самовоспитание и воля находятся в двояком отношении друг к другу. Уровень волевого развития является предпосылкой для самовоспитания и воля здесь выступает и как условие, и как средство самовоспитания. Это соответствие заставляет личность решать задачу укрепления своей силы воли. Вот почему всякое самовоспитание есть одновременно и самовоспитание воли.

Для всего этого надо углубиться в свои положительные и отрицательные наклонности, что достигается бдительным самонаблюдением. Осознание своих наклонностей может быть случайным, стихийным, сознательным, целенаправленным.

Самонаблюдение – это наблюдение человека за собой в процессе деятельности во взаимоотношениях с людьми, наблюдение за своими поступками, чувствами, мыслями.
Оно может быть ситуативным и систематическим, при котором человек, как бы смотрит на себя со стороны.
Около 80% людей даже не думают о самовоспитании.
Самоанализ – детальное рассмотрение человеком своих чувств, суждений, поступков и установление связи между ними.

Самооценка – определение степени достоинств и недостатков своих суждений , чувств, мыслей и поступков с точки зрения критериев, выработанных в процессе жизни. Она бывает адекватной, объективной, неадекватной.
Критика – вид познания, позволяющий вскрыть недостатки.

3.17)МЕТОДЫ  САМОВОСПИТАНИЯ
При самовоспитании надо применять приёмы для побуждения себя к деятельности – это самообязательство, самопринуждение, самоприказ, в котором жёстко определяются сроки, порядок действий, что осуществляется или внутренней речью, или вслух, или письменно.

Самодисциплина. Самоовладение – умение владеть своими чувствами, мыслями, нервно-психическими состояниями, что достигается при помощи САМОПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ на ДРУГИЕ МЫСЛИ, самораслабления и самозадержки, когда человек сознательно принимает позу спокойствия, расслабляется, прекращает разговор, задерживает  двигательные процессы на 5-6 минут и внушает себе: « Я – спокоен. Я – совершенно спокоен....».

Итак, самовоспитание основывается на самопознании и применении средств: самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самооценка, критика, самокритика.

3.18)Исходя из цели методы самовоспитания делятся на:

1)развитие чувства долга -  это достигается самообязательством, самонапоминанием, самопринуждением, самоприказом;

2)владение своими состояниями – это воспитывается самоовладением, самопреодолением, что достигается путём использования приёмов в аутогенной тренировке:
самопереключение,самовнушение,саморасслабление;
3)ободрение себя при неверии в свои силы воспитывается применением самоубеждения (самопроговаривания), самоободрением, самоодобрением, самопоощрением.

Потерпев ряд неудач человек разочаровывается в самовоспитании и начинает считать его как беЗполезное дело. Для предупреждения такого явления надо, чтобы человек   правильно оценил значение и цели самовоспитания, а также усвоил саму структуру этого процесса.
Ему надо выработать конкретную программу работы над собой: какие качества укреплять, какие формировать заново, с какими недостатками бороться.
Необходимо знать и подобрать определённые  упражнения для закаливания воли, не надуманные, а естественные: в режиме дня, в общении с людьми, в самостоятельном выполнении учебных, трудовых и творческих, социальных, спортивных заданий и инициативных дел.

Стремление к самопознанию присуще, в той или иной степени, всем психически здоровым людям, но часто они сначала познают других, а через них – самого себя.

В самовоспитании же надо узнать свои достоинства и свои недостатки.
Для большей эффективности самовоспитания необходимо подключить убеждение, проевращая его в самоубеждение, контроль – в самоконтроль, ободрение – в самоободрение, требование – в самоприказ.

ЗРЕЛАЯ стадия самовоспитания ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ наличием сформулированного – в основных чертах – мировоззрения, развитого самоосознания, личного нравственного идеала, волевой закалки, видения цели и своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.

Надо учитывать, что исполнять принятые решения легче, когда сочетаешь во времени параллельно 2-3 решения: они накладываются и взаимно усиливают решение о выполнении друг друга.

Самовоспитание будет результативным, когда оно осуществляется  в определённой системе, отвечающей требованиям нервно-психических и личностных особенностей человека, работающего над собой. В начале надо изучить личность, а затем определить группу методов, для приобретения достоинств и уничтожения недостатков.

Начинать надо  с определения цели в самовоспитании и с несложных требований.
Затем следует исполнение с составлением графиков (*К-14) обязательств с записями на каждый день, утренним продумыванием своих задач, напоминания о них в течение дня с принуждением к исполнению.
Вечером, в конце недели и месяца делать и проставлять себе оценку.

Система самовоспитания – цикл ступеней работы над собой, что во времени может растянуться на годы.

Есть три основных этапа самовоспитания:
1)ситуативный, когда личность положительно относится к самовоспитанию, но делает лишь попытки изменения себя в отдельных случаях и благоприятных ситуациях;
2) поисковый, когда личность достаточно объективно оценивает свои возможности, видит свои недостатки, испытывает потребность в самовоспитании, стремится планировать работу над собой, ищет средства самовоспитания, но занимается им эпизодически;
3) этап зрелого самовоспитания: личность утвердилась в необходимости самовоспитания, занимается им постоянно, выработала систему в работе над собой.

Для скорейшей и ощутимой результативности в данном деле надо применять наглядность в исполнении этапов самовоспитания.

3.19)НАГЛЯДНОСТЬ в действиях по самовоспитанию.
Надо завести или общую тетрадь, или другой хранитель инфо.

Рекомендации.
Записи ведутся ежедневно на определённых страницах.

На первой странице надо написать жизненную установку, основные цели, задачи самовоспитания. Определить количество ступеней для достижения результата – их число, обычно, доходит до тринадцати.

На второй странице записать положительные качества, на третьей – отрицательные с пометкой о том, какие изжить в первую очередь.

После этого хранитель информации надо разделить по десять страниц на отдельные разделы с названиями обозначенных ступеней.
В каждом разделе выделить по две страницы – нарисовав графики (*К-14) - для записи тех положительных качеств, над формированием которых надо работать. Рядом с ними – качествами - записать применяемые методы (самонаказание, самопоощрение) и их сменяемость с указанием  за что и когда такое сделано, а в конце ступени записывать итог.

Каждая осмысленная остановка в жизни - это ступень продвижения на пути к са¬мовоспитанию. На каждой такой остановке надо отмечать, что мне надо скор¬ректировать, чтобы жизненные цели состоялись.

Обобщая составляющие, которые необходимы для оправданного названия человека волевой личностью, перечислим основные из них.

Первична целеустремлённость, где цель – это желаемый, ожидаемый результат действия, направленного на предмет/явление, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную свою потребность. Целеустремлённость – это способность человека подчинять свои действия целям.


На втором месте по значимости для осознанного человека – планирование. Оно заключается в мысленном анализе тех условий, в которых будет выполняться действие, что с необходимостью требует взаимосвязи воли с мышлением, предвидение последствий предпринимаемых действий и также наличия знаний предмета/плода достигаемого.

Третье – это исполнение - осмысленный, творческий подход с мобилизацией волевой активности, требующей и умение корректировать первоначальный план в соответствии с меняющейся ситуацией. Данный этап - ответственнная стадия, так как это основной критерий для оценки волевого развития личности: умение доводить свои решения до намеченного результата.
Часто люди ставят высокие цели, вырабатывают реальные планы для их достижения, но в исполнении обнаруживают  несостоятельность.
Воспитанная воля – это единство слова и дела: хотеть, значит мочь.

При исполнении важна ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  достижения. Она выражается, во-первых, постановкой цели и появлением стремления достичь её.
2)Затем идёт выбор средств и путей достижения цели.
3)После этого проявляется борьба мотивов и принимается решение действовать.
4)Завершается всё исполнением принятого решения путём активных действий, направленных на достижение цели.

Волевые качества, помогающие исполнению решений.

1)Самообладание – волевое качество характерное для людей, которые управляют своими мыслями,чувствами и действиями.
2)Самостоятельность – это волевое качество, оно заключается в возможности человека не поддаваться влиянию различных сил.
3)Решительность – способность принять обоснованное и твёрдое решение.
4)Настойчивость – это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для длительной и сложной борьбы.
5)Также личность характеризуется  энергичностью, исполнительностью и ответственностью.

Об отсутствии силы воли говорит подверженность внушениям.
Внушаемость -  лёгкая подверженность чужим влияниям.

Внушаемый человек поддаётся любому совету, при некотором старании его можно уговорить совершить поступок, который никак не согласуется ни с его взглядами, ни с его намерениями.

Противоположность внушаемости образует негативизм, то есть немотивированное стремление действовать наперекор другим.

***
Вернулся в долину,
Неся в себе искру Света от Бога и
Те же предметы, что были,
               
Вижу совсем по-другому…
 Жизнь идёт к совершенству?
                Часть её – Я.
Единенье чрез Природу создало меня!
Окинул я взглядом дом наш – планету.
Слышу: мощный аккорд симфонии, мелодии дивной
                Землю объял.
Мерный рокот морского прибоя.
В бликах зелёных ладошек
              машут призывно нам листья на ветках.
Журчат ручейки,
              смеху детей подражая,
                зовя веселиться.
Улыбки любимых, как
              солнца лучи
                в алмазинках капель росы.
Пение птиц – восторженный гам,
Урчанье зверей,
Говор людей –
              дыханью Природы созвучны, и
                в сказочно-праздничном танце
                звуки сплелись.               
               
               
Свет улыбок любимых –
                прекрасны живые цветы.
Небо.
            Земля.
                Душа.
***

3.20)Основные правила воспитания воли:
1) формирование мировоззрения, развитие чувств, сверхчувств;
2) овладение умением хотеть для создания состояния: хотеть, значит мочь;
3) не принимать решений неисполнимых и не вооружаться намерениями, которые не будут осуществлены, так как неисполнение принятого решения развращает/ослабляет волю;
4)необходимо систематически выполнять принятые решения и делать это так, чтобы они – решения - становились обязательствами перед кем-то или перед собой и всегда побуждали к завершению каждого начатого дела;
5) взращивание привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия, смотреть на них и себя со стороны, как сторонний наблюдатель;
6) постоянная тренировка себя в обязательном преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение/укрепление волевого усилия.

***

Встал я и не шатко, а
                прямо иду.
Расту.
Как попал на Землю-корабль –
                не знаю.
Делаю шаг.
Руки к тебе я тяну – помогу.
Ты видишь меня? На что тратишь себя?
Цель, ведь, ясна. Пора нам идти.
Пора сделать шаг! Встань и иди.
Я – Жизнь – иду…

Звуки симфонии дивной,
                вечно зовущей,
                из безмолвия к нам,
                сюда, проявляясь,
               
бережно кутают нас в тёплое чувство Любви…

Звуки, ноты,слова
Путь указуют: ИДИ, сделай шажок,
Хотя бы вершок!

К сути, к вершине стремись.

Смотри: я тебя научу.

Я - Жизнь - иду
И тебя с собою,
Через  ропот Души
Твоей,
      зову и зову...

Отклика жду...

***

Мы вместе рассмотрели здесь действия, качества, способности личности и целеполагание для достижения результатов в активности посредством усилий. Всё это соответствует третьему уровню сознания – бодрствованию.

Парадокс данного изучения заключается в том, что он необходим нам для успешности в относительной плоскости жизни, но...

Но на уровнях высших состояний сознания всё это надо отмести прочь от СЕБЯ... Сознание превращается в легко парящее «облако», мы становимся беЗчувственными и творим из бездействия, из безусильности.

Скоро мы дойдём до понимания/узнавания данного состояния и обнаружим во второй части нашей книги, что этот парадокс, трансформируясь через Полное Знание, становится созидающей реальностью из первопричины.

*******