История литературы Африки ЮАР Южно-Африканская рес

Валерий Орлов-Корф
История литературы Африки (ЮАР – Южно-Африканская республика) – 20-21 вв.

Многочисленные народы, населяющие этот материк, говорили, в основном, на языках банту – зулу, коса, суто, чванна, но английский язык и африкаанс (язык буров, или африканеров – переселенцев) играл значительную роль. Историки утверждают, что литература африканцев ведет начало с середины 19 века – ввдение письменности на языках народов банту (на основе латинского алфавита). Ученые напоминают, что древние народы, населяющие эту территорию, имели богатейший фольклорный материал; отметим цикл зулусских сказок об Ухлаканьяне и сказки о Токолоше) – все это дало большое развитие, в будущем, литературы Африки. В конце 19 – начале 20 веков имели большое распространение книги христианских миссионеров («подопечная» литература). Кроме этих книг была и литература «протеста»; представителем которой можно назвать  Олив Шрайнер (1855-1920). Первые книги на суто вышли из под пера Т. Мофоло (1877-1948), написавший роман «Чака» (1925), о вожде зулусов Чаке. В 20-40-е гг. получила развитие «литература протеста». Писатели этого направления – африканцы Дж. Дубе, М. Фузе, поэты К. Мкайи, Г.Зломо воспевали героическое прошлое своих предков, призывали к сплочению и борьбе за свою свободу. Их книги печатались на английском языке и языке народов банту. К середине 50-х годов 20 века правящие круги ЮАР проводят политику апартеида – жестокой расовой дискриминации. Многие известные писатели покинули страну. Писатели, которые остались, осторожно затрагивали темы тяжелой жизни народа и расовой дискриминации (А. Пейтон (1903-) и Нэдин Гордимер (1923).  П.Г. Абрахамс (1919) в своих романах – «Шахтер» (1946) и «Тропою грома» (1946) показал социальные темы. Борьба африканцев с колонизаторами изображена во многих произведениях: Дж. Коуб (1913)  «Завоевание» (1950), «Прекрасный дом» (1955); Дж. Гордон «Да сгинет день» (1952), «Косой дождь» (1954); и др. О политической и социальной жизни написаны романы Абрахамса «Венок Майклу Удомо» (1956);Гордимер «Почетный гость» (1970); Мпахлеле «Скитальцы» (1972).
Во второй половине 20 века антирасистская тема в литературе остается ведущей. Она звучит в прозе и поэзии африканских писателей: Д. Брутус, Абрахамс, К. Питерс.
Джон Максвелл Крутзее (1940-) – южноафриканский писатель, Лауреат Нобелевской премии по литературе 2003 года. Он позиционирует себя как представитель восточной литературы и как южноафриканский писатель. В своих произведениях он отображает расизм, этническое и социальное неравенство. Проблемы в своих книгах автор раскрывает аллегорически. Психологический фактор играет большую роль в его книгах. Рассмотрим сюжетную сторону некоторых его книг. В романе «В сердце страны» (1977) описывается история одиночества, живущей со своим престарелым отцом. Они живут в центре страны, но место это всеми заброшенное и потерянное психологически давит своей неустроенностью на героиню и она находится на каком-то перепутье между реальным и воображаемым мирами. Роман «В ожидании варваров» (1980) повествует о некой жизненной ситуации, в которой перемешивается все – любовь, злоба, ненависть. Роман написан в фантастическом направлении.
В произведении «Жизнь и время Михаэля К.» раскрыта психологическая драма человека, который не может ужиться с обществом и ставит свои желания в противовес общественным интересам.
Роман «Бесчестье (1999) описывает южноафриканское общество после апартеида, где жестокость и ненависть главенствуют в стране. Нам известны более десяти романов – «сумеречная земля» (1974)… «Смерть Иисуса» (2019).
Тимоти Питер Дженкин (1948-)  - южноафриканский писатель, хорошо известен читателю своим автобиографическим  романом (фильм по этому произведению вышел в 2020 году). В своих книгах он выступает против апартеида и и политических заключений.
Иван Владиславич (1957) – южноафриканский писатель, автор романов, новелл, эссе, в которых изображает современное ему общество, часто пользуется элементами фантастики гротескной сатиры. Нам известно более восьми его книг.
Уилбур Эддисон Смит (1933-2021) – известный южноафриканский писатель, автор исторических и приключенческих романов. Профессиональным писателем он стал себя считать после успеха своего романа «Когда пируют львы» (1964). Это произведение можно считать автобиографичным – оно рассказывает историю его семьи. Многие критики ЮАР отрицательно относились к его книгам – упрекали писателя в расизме, на что он им отвечал, что не идеализирует в своих книгах ни белую, ни черную расу. Читателям известны двадцать пять книг писателя. Последний роман был им написан в 2019 году – «Призрачный огонь».
Познакомимся поближе со стилем письма некоторых прозаиков ЮАР.
Питер Абрахамс.
«Пароль: «Свобода»
«…- Мистер Виссел сказал, что вам, может быть, захочется посмотреть на награду, которой он удостоил меня за мое сочинение.
- О… дай взглянуть. Я не знала, что была объявлена награда… За что же? О. Джон Китс, «Стихи». Прекрасная книга. Но ведь тебе, наверное, еще не прочесть ее.
- Мистер Вмссел велел велел мне сказать вам, что когда-то я не смог прочесть Шекспира даже в переложении и что именно это привело меня сюда, в школу. Он просил вас прочесть мне что-нибудь.
- Изволь. «… Пойду с тобой, чтоб быть поводырем тебе, чтоб в нужный час быть о бок, рядом, чтобы помочь твоей беде…» Говорит это тебе о чем-нибудь?»
Джек Коуп. Отрывок из рассказа «Ночная рыбалка»:
«…Луна зашла, и в бледном холодном небе начали вырисовываться мачты рыбачьих шхун, когда мальчуган и мистер Кати затушили костер и аккуратно смели в море пепел. Мальчик сложил связки рыбы в багажник, влез на сиденье и заметил, как мистер Кати отчего-то вздрогнул, когда заработал мотор. Письмо в полицию по-прежнему лежало у мальчишки в кармане, но они оба про него забыли.
Когда они оба остановились у таможенной заставы, мистер Кати, вдруг вспомнил о чем-то.
- Эй, друг, - сказал он таможеннику, высунув из окна осунувшееся лицо, - где тут у вас можно получить разрешение? Ну, чтоб можно было рыбачить…»
Олф Ванненбург. Отрывок из рассказа «Эхо»:
«…Откуда-то издалека, с противоположного, нависшего над ними высокого берега реки, донесся оклик и послышался гулкий звук выстрела.
Тзоло и Темба отскочили от костра и скрылись в темноте, там, где река делает поворот от дороги.
А на песке, прямо за неровным кругом света костра, освещенным неясными отблесками огня остались лежать три свертка с одеялами, а у костра – два скорчившихся трупа: овцы и Мейки.
А горы вокруг дразнили: «Я почти дома… дома… дома…»
Питер Генри Абрахамс (1919-). Стихотворение «Одинокая дорога»
«Одинокая дорога,
Не видно звезд;
Одинокая дорога,
Тень, тишина,
Все тихо, недвижно,
Как в сердце, что умирает,
Печальный звук,
Замирающий шаг,
Одинокая дорога и ты,
Тени,
Странные, тусклые тени,
Ползучие тени
Стучатся в душу тюрьмы.
Печаль, печаль,
Горькая  печаль –
Вот дорога моя».
Ингрид Йонкер (1933-1965). Отрывок из стихотворения «Застреленный ребенок»:
«Ребенок не умер
Ребенок заносит кулаки на мать
Которая кричит Африка и в крике дыханье
Свободы и вельда
В округе оцепленного сердца
Ребенок заносит кулаки на отца
В походе поколений
Которые кричат Африка! и в крике дыханье правоты и крови
На улицах его воинственной гордости…
Ребенок  это темная тень солдат
Настороженных с винтовками и дубинками
Ребенок присутствует на ассамблеях и законодательных собраниях
Ребенок заглядывает в окна домов и сердца матерей…
Ребенок ставший теперь взрослым проходит по всей Африке
Ребенок ставший гигантом идет по всему миру
Без пропуска».

Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М. 1962г.
2. Поэзия Африки. М. 1973г.
3. Журнал «Иностранная литература». М. 1978г.
4. Современная африканская новелла. М. 1972г.