Ангел

Марк Агабальянц
*…в руки Твои … предаю дух мой …*
------------
В том году я заболел. И хотя дата была не «юбилейная» – пятьдесят четыре, ни туда, ни сюда – но было ощущение некой вехи: начался новый период жизни, нечто внутри меня переступило через что-то, перелистнуло страничку. И я перелистнулся с этим нечто. Это внутреннее ощущение подкрепилось и внешними факторами: вызовы «неотложки», потери сознания, больницы, череда походов по разным врачам в поисках причин недуга и прочая суета, мало что дававшая с медицинской точки зрения, но явно что-то переворачивающая во мне самом.
В больничном холле на книжной полке стоят несколько экземпляров «Радостной вести»: четыре Евангелия – не помню, было ли в том издании что ещё – перечитал. Читал и раньше, и сейчас, как и раньше, едва ли понял нечто новое. Но по-новому ощутил, воспринял, впустил в себя. Впиталось на уровне чувств. Легло поверх внутренних восприятий своего собственного «я». Эмпатия?
Что накануне этого? Женился старший сын, младший познакомился со своей будущей женой, умер папа, родился внук, политическое в стране отчётливо пошло не туда... Перечислять не буду, политика – не моё, но, когда оно переступает нравственное, оно перестаёт быть внешним. Нравственное – моё, личное, близкое, понятное. «Люди делятся на преступников и тех, кто осуждает преступления» (цитата). Вывод: не осуждает – значит, преступник. Полутонов нет…
----------------
*… пусть слово ваше будет: «да», если да, и «нет», если нет; а что сверх того – то от духа злого …*
----------------
Я – осуждаю. Один? Нет, нас много. Чтобы не было одиноко – ищу многих. Нашёл Христа. Ещё? Есть и ещё – они были и раньше, я слышал их, читал, сверялся со своими мыслями и выводами. Без имён – они сейчас запрещены. Иисус – пока нет, не запрещён, Его пока можно цитировать. Нашёл священника. Нет, не по религиозной линии, религия – тоже не моё, как и политика, но он совпал с «моим», и не только нравственным, но и с духовным. Он, можно сказать, стал моим духовником. «Можно сказать» – потому что по церковному не стал. Но по духовному, душевному, мировоззренческому – стал. Не важно, о чём он говорит – о человеческом, гражданственном, о вере, о жизни – всё это настолько близко мне, понятно, всё это абсолютно моё! Ищу его книги, интервью, выступления – благодатное вхождение в мою суть. Благодать, благо дать… Знает ли он, что даёт благо лично мне? Думаю, да. Я не говорил с ним об этом, но он священник, ему дано знать. Хочу встретиться с ним, просто соприкоснуться, попасть в его поле, ауру.
Но заболел, не успел. Вот эти самые «обморок, неотложка, больница, врачи». После всех бессмысленных исследований, только загоняющих в туманную бессознательность, появился один врач, который, как волшебник, щелчком пальцев переключил меня из небытия в бытие. Я вдохнул полной грудью впервые за долгое время и … вышел из того тумана, в котором обитал, оглянулся.
Этот врач принимает в одном из старых районов города, и после очередного визита к нему, выйдя, на улице понял, что нахожусь в том самом районе, где церковь того самого священника. Я пошёл туда. В церкви безлюдно, тихо. Кроме свечницы – никого. Как раз такое состояние храма, которое мне ближе всего. Где можно сесть в полутёмном углу, прислонившись головой к стене и закрыв глаза почувствовать единую прямую, от неба до земли…
-------------
*… и на земле … как на Небе …*
-------------
… и я на этой прямой. То, что я ощутил когда-то давно, впервые – боже, полвека назад! – в своей родной церкви, где после я и мои сыновья приняли крещение. Теперь – я здесь, в неизвестном храме уже известного мне священника. Я сел в углу, закрыл глаза и Ощутил. Ощутил, как не часто бывает в церквах, но здесь – снизошло…
Потом заходил сюда ещё несколько раз. Я не прихожанин, я – захожанин, как говорит батюшка. Но захожу не просто, сам по себе и от нечего делать, а для Встречи. Встреча не происходит в толпе. Может и происходит, но толпа отвлекает, я теряю связь. Когда нет толпы, мне кажется, что близость случается. Обычно здесь немноголюдно, но однажды, тоже после сеанса у врача, в субботу – полно народу, как раз так, как я не люблю. Но что-то ещё… Звуки какие-то, нечеловеческие – мычание, стоны, нечленораздельная речь, неестественный клокочущий смех, разлетающийся под куполом, какие-то столы – то ли трапеза, или ещё какое-то действо. Инвалидные коляски, дети, рядом суетятся взрослые, родители, ещё люди… Много. Я поскорее вышел, так ничего и не поняв, не поняв, но запомнив...
Прошло ещё время и меня как музыканта пригласили на благотворительную акцию – концерт в каком-то храме. Мало ли храмов в городе, больше тысячи! Потом, ближе к дате посмотрел адрес, чтобы знать куда ехать – это оказалась та самая церковь, приход «моего» священника. Вот, круг сомкнулся – я ходил всё время рядом, как в квесте-лабиринте и попал туда, куда должен был попасть.
Но и это ещё не всё. К той поре я уже кое-что знал об этом храме – нашёл в социальных сетях его страничку, присоединился, смотрел публикации, с кем-то заочно «задружился», видя только аватарки да ники. И, придя сюда на концерт, уже вполне ориентировался. Благословился у батюшки – не воцерковленный, но что-то знаю – остался после концерта, стал общаться, знакомиться уже очно с теми, кого приметил в соцсетях. Так узнал, что по инициативе настоятеля в храме проходят литургии для подопечных детского хосписа, больных детей. Вот откуда то самое «мычащее» собрание, на которое я попал некогда в субботу, вот что это было. И попросился включить меня в «обойму» помогающих. Волонтёр? Нет, пожалуй, до волонтёра не дорос, волонтёр – это профессия. Я же – время от времени, когда получается, типа, «за штатом», любитель, если это слово в этой ситуации уместно.
И вот я здесь. Сначала боялся – как окунусь я во всё это горе, сконцентрированное, непостижимое, навалившееся: дети, идущие к смерти. Смогу ли, вынесу ли. Наверное, морально это очень тяжело. Но сомнений не было. Изнутри – не было. Я пришёл, мне наклеили на куртку стикер с моим именем:
– Это чтобы было видно, что ты здесь для помощи, и чтобы знали, как к тебе обращаться, - так объяснили.
– Где мне быть?, что делать?
– Будь везде. А что делать – найдёт тебя само. Для начала, стой здесь у порожка – нужно будет помогать перекатывать коляски.
Я – и у порога в храм!
Три-четыре часа – и всё время «дело находило меня»: коляски, подъезжающие машины, спустить, собрать, разобрать, поднять упавшую вещь, подвезти к причастию, откатить в сторону, разложить столы для трапезы, поднести еду, просто положить руку на плечо, поймать чей-то взгляд и успеть улыбнуться в ответ… Потому что им нужна моя улыбка, участие, у-частие, часть меня... Да мало ли! Всего и не заметишь в этой кутерьме.
Потом я отвёз подопечных домой. Через месяц мне доверили привезти другую семью. После – какие-то лекарства, оборудование: люди со всего мира помогают, присылают то, что могут для детей, их родителей, семей. Это централизованно собирается на складе другими людьми – они составляют списки кому и что нужно передать и через интернет-рассылку оповещают уже третьих – куда, что и кому отвезти. Десятки, сотни этих «третьих» выхватывают из общей рассылки возможный для себя адрес. Куча машин в городе – и многие из них такие, как я. Многие? Да! Я вижу в рассылке: только появляется запрос и, пока я сверяюсь с календарём и картой – заказ забирают. Нарасхват. Очередь стоит, очередь! За возможностью помочь – очередь…
Вот и месяц пролетел, в субботу – снова храм: порожек, причастие, трапеза, слово настоятеля… И – радость! Вот, что поразительно! Нет скорби – радость жизни, встречи, общения. Всюду улыбки и доброжелательность. Все – как родные… Девочка выхватывает меня из толпы, берёт за руку, за палец – ручка маленькая – и тянет к иконостасу. Смотрит сама, но не отпускает руку. Ей тяжело идти, тяжело стоять, она всем весом тянет, переминается с ноги на ногу, щурится сквозь толстые очки, рассматривает. Смотрю вместе с ней. Кто эти люди, что смотрят на нас? Что б я ещё что-то понимал в том, что вижу: я же не прихожанин – захожанин, мало что различаю. Но стою вместе с ней, смотрю. А она вдоль стены идёт, прихрамывает. Смотрит и светится изнутри. И я смотрю, и Он тоже смотрит на нас, и я свечусь – Встреча! Вот оно как происходит…
--------------
*… блаженнее давать, чем получать …*
--------------
Вот значит – почему… Значит потому я здесь, что мне это нужно… Мне! Девочка опёрлась  бы и на другую руку – их много здесь, но кто возьмёт меня? Меня! И подведёт, да так, чтобы я увидел и почувствовал – Встреча.
Я погладил её по плечу – спасибо тебе, Ангел…
______________
*Здесь и далее цитаты: Вечерняя молитва / Матфей гл.5 ст.37 / Молитва Господня / Деяния апостолов гл.20 ст.35 / (в переводе: © Институт перевода Библии при Заокской духовной академии, 2015)