Встреча с Тойво-йа-Тойво в Крыму. Ч. З

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Встреча африканиста с героем намибийского освободительного движения Тойво-йа-Тойво в Крыму. Ч.З
—————————————————————————————————————————————————

Советские африканисты

В 1984 г. я проходил трехмесячную стажировку как университетский преподаватель при Институте стран Азии и Африки в МГУ. Круг моих знакомых среди африканистов постоянно расширялся. Несколько раз я встречался с известными африканистами: Давидсоном А.Б., автором замечательных книг о Южной Африке, с Городновым В.П., Хазановым А.М. и другими. Постоянно общался с сотрудниками Института Африки и Советского Комитета солидарности со странами Азии и Африки. В своих учебных лекциях в СГУ и публичных лекциях, которые я читал в Университете марксизма-ленинизма при Крымском обкоме партии я подробно рассказывал о ходе борьбы африканских народов против расистских режимов на юге Африки.

В 1985 г. мне позвонил из Москвы В. Г. Шубин*. Мы с ним служили переводчиками в Египте в 1962-1969 гг. Он сообщил, что в одном из санаториев ЦК КПСС в Крыму отдыхает Тойво Йа-Тойво, герой намибийского освободительного движения.

– Ты же писал об этом герое в своих статьях и в диссертации. Не хочешь ли ты с ним увидится?

– О чем разговор! Конечно хочу. Только что опубликован мой очерк о племенном вожде Мандуме, герое борьбы с колонизаторами в журнале «Звезда Востока».

– Мы знаем. Читали. Поздравляю!

– Теперь я с удовольствием написал бы очерк о встрече с Тойво Йа-Тойво.

– Тогда запиши телефоны санатория. Я обещал Тойво встречу с тобой, провожая его в Крым. Мы пригласили его для поправки здоровья сразу после того, как его выпустили на свободу. Думаю, он ждет тебя.

Имя Нельсона Манделы (1918-2013), южноафриканского героя, бескомпромиссного борца с режимом апартеида, узника фашистских каторжной тюрьмы на острове Роббен под Кейптауном в течение 27 лет, а затем первого «черного» президента, знает весь мир, как знают имя Махатмы Ганди, борца с английским колониализмом в Индии, как знают имя Лютера Кинга, борца против расовой сегрегации в США.

В 1961 г. Мандела возглавил вооруженное крыло Африканского Национального Конгресса, основанного в 1912 и действовавшего в подполье в 1960—1990 гг.  Провозгласил своей целью ликвидацию режима апартеида, борьбу за демократическое переустройство южноафриканского общества. В 1962 г. он спустя уехал в Алжир, где в то время создавались военные лагеря для подготовки бойцов антиколониальных движений из различных стран Африки. За организацию актов саботажа и вооружённого сопротивления властям в 1964 г. был арестован и приговорён к пожизненному заключению. Кампания в его защиту приобрела широкие масштабы и превратилась в международную борьбу за отмену апартеида и изменение политической системы ЮАР. В 1990 г. Мандела вышел на свободу.

Имя намибийского борца с южноафриканским расистско-колониальным режимом известно меньше. Он провел 18 лет на острове Роббен (вместе с Н. Манделой) за своё участие в борьбе намибийского народа за независимость.

*Ныне Шубин В.Г. профессор, заместитель директора Института Африки РАН, доктор исторических наук. Автор нескольких монографий. В 1969—1979 гг. был референтом, заведующим сектором, затем отдела Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. В 1982—1991 гг. работал в Международном отделе ЦК КПСС.

Встреча с Тойво Йа-Тойво в Крыму

За окнами крымского санатория светило ласковое солнце, зеленели кипарисы на берегу Черного моря. Я приехал в гости к Тойво.

Мы познакомились. Я рассказал о себе: принимал участие в подготовке партизан для народно-освободительных армий Юга Африки, работал с намибийскими патриотами, знаком с обоими сыновьями С. Нуйома (они оба учились в СССР), встречался с лидерами национально-освободительных движений, в том числе с Нуйомой (он не раз бывал в Перевальном). Опубликовал ряд статей о милитаризации ЮАР и Намибии, о расистской системе образования, о героях Намибии. Перевел книгу намибийца Виньи Ндади о первых годах становления рабочего движения в Намибии. Она опубликована в советском журнале «Иностранная литература».

Время и тяжелые лишения изменили внешний облик Тойво, знакомый мне по фотографиям середины 1960-х. Лицо избороздили морщины, поседели густые курчавые волосы и бородка. И все же он, стройный, подтянутый, с внимательными, добрыми глазами, выглядит, пожалуй, моложе своих лет.

– В Советском Союзе знают имена борцов за свободу в Африке, например, о Мандуме, – я показал ему номер советского журнала «Звезда Востока» с очерком о Мандуме. 

Мандуме был вождем крупного и сильного племени овамбо. В 1917 г. португальские и южноафриканские колонизаторы напали на овамбо. Хотели покорить боевой и смелый народ. Другие племена не поддержали овамбо. Сражение было коротким. Колонизаторы перебили сотни африканцев, а после боя их труп облили бензином и сожгли. Мандуме погиб в бою и стал легендой.

– А кто вам ее рассказал?

– Ваши соотечественники, учившиеся в военном учебном центре созданном на этой Крымской земле почти двадцать лет назад. А теперь расскажите  о себе, – попросил я его.

Не спешен был его рассказ о давних и недавних событиях в Намибии.

В 1957 г. ГА ООН учредила комитет «добрых услуг», целью которого было изучение положения африканцев в Юго-Западной Африке  (ЮЗА, Намибии). Расистам и ТНК почти удалось уломать членов комитета разделить ЮЗА на две части: включить в систему международной опеки только густонаселенные районы северных резерватов, остальную территорию, на которой ТНК добывали алмазы, редкие металлы, передать ЮАС в качестве пятой ее провинции. И в это время в ООН поступила кассета с обращением Тойво к Генеральной Ассамблее. В своем обращении он сообщал, что расисты превратили ЮЗА в свою колонию, что вместе с западными корпорациями они хищнически грабят ее природные богатства, что коренные жители низведены до положения рабов на собственной земле. Его письмо было оглашено на заседании комиссии и приобщено к делу.

Разгневанные южноафриканские власти немедленно отомстили «умнику»: Тойво был выдворен из ЮАС. Вернувшись в Овамболенд, он вновь занялся организационной работой и создал Народную организацию Овамболенда. Ее председателем был избран Сэм Нуйома.

10 декабря 1959 г. расисты расстреляли мирную демонстрацию африканцев, протестовавших против их насильственного переселения в «черное гетто» в пригороде Кататуре. Этот день для Намибии стал такой же кровавой вехой, как шарпевилльский расстрел мирной демонстрации африканцев в Южно-Африканском Союзе 21 марта 1960 г.

События в Виндхуке показали, во-первых, что вожди племен не способны руководить борьбой масс, противостоять расколу черных, цветных, белых. Во-вторых, выявились разногласия между молодыми политическими группировками африканцев. Для их сплочения было необходимо создать единый фронт. Им стала Народная организация ЮЗА (СВАПО). Создание ее было провозглашено 19 апреля 1961 г.

Южноафриканской администрации предложила СВАПО провести переговоры, однако та отказалась сесть за стол переговоров с африканскими организациями, отказывавшихся выполнять соответствующие резолюции ГА ООН по Намибии. Исполком СВАПО принял решение начать подготовку к вооруженной борьбе за независимость своей родины. Иного выхода не было. Партизан посылали на учебу в арабские страны, в частности, в Египет. Первые подготовленные партизаны вернулись в Намибию в 1964 г., а в следующем году, как мы знаем, по просьбе ОАЕ открылся Крымский военный центр в Перевальном.

Летом 1966 г. Международный Суд в Гааге после нескончаемо долгих дискуссий отклонил иск Либерии и Эфиопии передать Намибию под опеку ООН. 26 августа партизаны СВАПО ответили на это решение атакой на южноафриканский гарнизон в Овамболенде. Наступил новый этап борьбы за независимость Намибии. А девятого сентября Тойво был арестован расистскими властями...

Я не решался лишний раз травмировать собеседника вопросами о зверских пытках и унижениях, которым подвергались он и захваченные в плен намибийские партизаны. Я знал, что Тойво избили и увезли в ЮАС. Там, в камере, завязали ему глаза, подвесили к трубе с горячей водой за наручники и стали пытать электрическим током. Мучения продолжались почти четверо суток. Один из палачей иронизировал:

– Ну где же твоя ООН? Здесь, в Претории, мы сотворим с тобой, что захотим. Мы сделаем из тебя другого человека!

Не сделали! Не из Тойво, не из Манделы. Садисты заблуждались. Сломить волю мужественных борцов было не в их силах. Судебный процесс над намибийскими патриотами растянулся на два года. На заключительном заседании от имени осужденных выступил Тойво Йа-Тойво. В своей речи он говорил: «Мы намибийцы, а не южноафриканцы. Ни сейчас, ни когда-либо в будущем мы не признаем вашего права управлять нами, писать для нас законы, считать нашу страну своей, а себя – нашими господами... Я много лет служу СВАПО. Это обыкновенная политическая организация. Но вот пришел момент, когда мы оказались лицом к лицу на поле битвы. Я не отвечаю за военную подготовку населения». Может быть, мы поступили опрометчиво, вступив в борьбу против сильной Южной Африки, когда мы еще так слабы. Я не мог отказать в помощи партизанам, когда пришло время».

Разве его речь, его мужество, смелость, свободолюбие не легенда?

Как Мандуме, Тойво призывал намибийцев к единству, к борьбе до полной победы. В моем архиве хранились первые публикации его речи на суде и другие документы СВАПО, подаренные мне намибийскими партизанами. Я привез на встречу некоторые из них. Тойво и интересом их стал рассматривать.

– Некоторые документы, например, этот – список 37 «террористов», приговоренных вместе с Тойво к длительным срокам тюремного заключения – я вижу впервые, – сообщил он мне.

– А не можете вы отметить имена тех, кто еще томиться в южноафриканских застенках?

– Конечно, – их оказалось восемнадцать. – Трое умерли. Два вышли на свободу и отошли от борьбы.

– А как сложилась судьба некоторых политических деятелей, начинавших борьбу с расистами вместе с вами?

– По-разному. Например, Мбурумба Керина из племени гереро, долго жил в Америке. Женился на американке. Недавно прибыл в Намибию по приглашению расистских властей в 1975 г. Они присылала его ко мне в тюрьму. Он звал меня к сотрудничеству с расистами. Рассчитывал, что я не знаю обстановки в Намибии и соглашусь на участие в марионеточном фарсе в обмен на свободу. Я отказался и просидел еще семь лет на острове Роббен.

– А почему они выпустили вас в на свободу в 1984 г.?

– Думаю, они предполагали, что им удастся усыпить бдительность соседних африканских государств, чтобы засвидетельствовать свою «добрую волю» на переговорах с дипломатами Анголы, Мозамбика и представителями СВАПО.

– А вы?

– А я осудил внешнеполитические маневры ЮАР. Товарищи по партии избрали меня генеральным секретарем СВАПО. Я поехал в Лондон на международную конференцию по Намибии «Сто лет иностранной оккупации – сто лет борьбы».

– Вы, конечно, выступили в Лондоне?

– Конечно, и заявил, что представленные здесь документы разоблачают бесстыдное сотрудничество мирового империализма с расистским режимом ЮАР, пытающимся запугать намибийский народ; что мы будем вести справедливую борьбу за подлинную независимость Намибии.

Мы проговорили с Тойво несколько часов. Уже под вечер мы вышли с ним на улицу. Воздух пьянил свежестью. Рощицу на склоне горы только что омыл легкий дождь. Переливалось в косых солнечных лучах бирюзовое под вечер Черное море.

Прощаясь с Тойво, я пожелал ему успехов на дипломатическом фронте, на котором СВАПО тоже ковало свою победу.

———————

Очерк был опубликован в журнале «Азия и Африка сегодня»