Фарерский триумф Генри Синклера

Кирилл Козубский
В самом конце 1389 года Генри I Синклер сподобился наголову разгромить норвежскую карательную экспедицию, защитив Оркнейское княжество и Оркнейский престол! А в 1390 году, воспользовавшись благоприятной обстановкой, атаковал Данию с северо-запада. Когда на востоке Маргарита вела войну со шведами и ганзейцами.

Князь переиграл Маргариту, которая предполагала, что Синклер постарается первым делом вернуть Шетландию (на которую прежде он имел юридические права) — а он десантировался в Фарерии (Faroes). И здесь в жизни князя Генри произошло событие из числа тех, которые именуются: Его Величество Случай. А именно — встреча с венецианским патрицием Николо Дзено (Zeno), мореплавателем и картографом, чей корабль в эти же дни потерпел крушение на фарерских рифах. Экипаж был спасён оказавшимся поблизости Оркнейским князем и его гвардейцами. Синклер и Дзено — два просвещённых авантюриста XIV века!

«Авантюристы в благородном значении этого опошлённого теперь слова!» — как писал в 1924 году Василий Иванович Немирович-Данченко, чья долгая скитальческая жизнь (1844 — 1936) сама была подобна приключенческому роману. Под благородным авантюристом Немирович имел здесь в виду поэта, воина и географа Н. С. Гумилева, но по идее, это достаточно широкое определение...

Не удивительно, что князь Синклер и патриций Дзено сразу угадали друг в друге родственные души. Правда, как-то так вышло, что Николо Дзено не владел ни норманнским, ни английским, ни датским языками. А Синклер не знал итальянского. Поэтому общались они на латыни… Примечательно, что семья Дзено, имевшая обширные владения на Кипре, поддерживала связь с этим островом силами собственной флотилии… Оценив по достоинству обширные познания и, по-видимому, боевой опыт, приобретенный Н. Дзено в средиземных водах, Генри Синклер поставил иностранца во главе Оркнейского флота, насчитывавшего на тот момент 30 парусников (включая два парусно-гребных корабля). Совместными усилиями Синклер и Дзено в кратчайший срок освободили Фарерию от датского владычества. Так ещё один норманнский архипелаг перешёл под власть Государя-норманна!

Вскоре после блестящей победы над Эриком VII — Адмирал Николо Дзено (возведённый Синклером в рыцарское достоинство) написал письмо в Венецию, пригласив младшего брата Антонио поступить на службу к князю Синклеру.

«Мужем великой отваги и доблести» – назвал его Николо Дзено.

Антонио Дзено предстоял путь через Ла-Манш, который англичане, как известно, считают своим домашним каналом (English Channel). И чтобы, в случае очередного Англо-Шотландского конфликта, венецианец не угодил в английский плен, князь Генри Синклер предпринял дипломатический манёвр. Он выхлопотал у короля Англии Ричарда II пропуск для беспрепятственного проезда через территорию Англии Генри Синклера, лорда оф Росслин и ярла (не князя!) Оркнэ. Пропуск (подписанный королём в замке Лидс, графство Кент) был действителен с 10 марта 1391 года вплоть до Михайлова дня того же года. Ярла Синклера могли сопровождать 24 вооружённых вассала и ещё несколько человек маркитантов — с особой оговоркой, что среди них не должно быть беглецов, скрывавшихся от английских законов. Генри I намеренно не раскрыл перед Ричардом II всех своих карт. Он не воспользовался даже благоприобретённым княжеским титулом (ещё не признанным, да и вообще не признанным в Англии) — однако, кстати, подчеркнул свой статус бипатрида. Генри I не заикнулся и о том, что путешествие в Англию совсем не входит в его планы. Разве что — в случае, если придётся вызволять Антонио Дзено. Который, к слову сказать, сильно подзадержался в Венеции, но благополучно привёл свой корабль в гавань оркнейского Кёркуолла в 1392 году. И именно Антонио стал в дальнейшем летописцем великих свершений Генри Синклера.

В том же 1392 году Генри Синклер двинул Оркнейский флот на Шетландию.

Новые победы предстояли ему. Но и новые беды.

Отвоевание Шетландии.

Плавание прямым курсом в Америку (которая тогда ещё не звалась Америкой), в норманнский благодатный Винланд.

Огромные людские потери в ходе этого плавания.

Освобождение Винланда и Гренландии.

Создание великой атлантической державы.

И гибель в бою с англичанами.

И последовавший вскоре распад сотворённой им великой морской страны.