Поездка в Петербург. Глава четырнадцатая

Александр Георгия Сын Николаев
                Поездка в Петербург

                Повесть

                Глава четырнадцатая


Периодический отдых для пешеходов моего уровня и для тех, кто двигался
не только чуть, но и заметно быстрее, обозначался минимально минутным ожиданием на пересечениях Невского проспекта с иными дорожными направлениями.

Пересекающие проспект или выезжающие на его траекторию легковые автомобили
держали между собою минимальные дистанции, стараясь аккуратно и быстро миновать
обозначенные яркими цветными полосами « квадратные метры » пешеходных переходов за время, определённое разрешающими сигналами светофоров.

Мысленно выразив одобрение малому числу вынужденных остановок для отдыха, ---
стояние на месте требует своих усилий, - после прохождения очередной « зебры »
я оказался над летней водной поверхностью реки Фонтанка.
Пешеходное движение на этом участке Невского проспекта произвольно замедлялось.
А кто-то быть может и преднамеренно останавливался на крайних для пешеходов сторонах Аничкова моста : вдоль его внутренних чётких чугунных границ. --- Красота !

((( Здесь могла быть помещена электронная ссылка на один из многочисленных видео-сюжетов, посвящённых прекрасным видам по обе стороны Аничкова моста, -
или хотя бы кратчайшая информация из справочников, из общедоступных туристических путеводителей.
Но много лучше и значительно приятнее хотя бы один раз собрать и далее хранить
своё личное восприятие методом реального своего пребывания на Невском проспекте
в целом и в этой его особенной части, обозначенной четырьмя бронзовыми фигурами известнейших коней, еле удерживаемых физически очень крепкими, тоже из бронзы,  людьми. )))

( Оригиналы всех четырёх друг от друга отличающихся скульптурных групп
на хранении в одном из петербургских музеев ; копии способны выдерживать
новые городские условия : состав уличного воздуха, перемены климата. )

Медленно и очень медленно пройдя по Аничковому мосту в сторону Дома Книги,
в который раз за многие годы видя одну и ту же летнюю картину : набережные,
прогулочные кораблики возле причалов и в движении, медленное течение реки Фонтанка в сторону Невы, множество самых разных лиц всех возрастов, -
я сознательно избавил себя от « мучительных воспоминаний » юности, молодости, зрелости, имеющих отношение к данному проспекту, к этому городу.
То есть не стал излишне пристально « видеть самого себя » в те годы. -
Предпочёл наслаждение моментом « здесь и сейчас ».

На другой стороне Невского проспекта видны памятник Екатерине Второй,
а чуть поодаль, в глубине площади, академический театр имени А.С. Пушкина, -
та самая « Александринка » ;
следом привлекает внимание « Гостинка » : выстроенные очень большим квадратом двухэтажные торговые ряды « Гостиного Двора ».

А до этого, на чётной стороне проспекта, я прошёл мимо много чего :
в частности, миновал громадное здание « Пассажа », прошёл вблизи Театра Комедии.-"Крайнее" посещение, просмотр и прослушивание оперетты "Свадьба Кречинского", было осенью 1986 года …

Вот и набережная канала имени А.С. Грибоедова.
Тоже максимально знакомые для меня места. --- От этого выхода из метро мы,
в 1976 году став студентами дневного первого курса ЛЭИС, двигались к зданиям института вдоль набережной реки Мойка после нашего долгожданного ноябрьского заселения в новое общежитие, построенное на Дальневосточном проспекте.
До станции метро « Ломоносовская » мы ездили в трамваях, в автобусах,
в троллейбусах по улице Народной, а далее поворот направо и остановка напротив вестибюля метро.

Над не широким каналом имени Грибоедова малозаметный мост, возле которого,
ближе к выходу из метро, виден и слышен уличный практически ВИА :
вокально-инструментальный ансамбль, - гитары, барабанная установка, микрофоны,
динамики.
Вокруг молодых ребят, - явно другое поколение : похожую картину мы видели осенью 2015 года, - любители подобных « карнавалов » ; они же скромные « спонсоры » уличных музыкантов.

На другой стороне Невского проспекта виден Казанский собор ;
невдалеке от него всё так же популярный « Банковский мост » :
грифоны с позолочёнными крыльями.
( Намного дальше имеется « Львиный мост », - ранее имел другое название :
« Мост о четырёх львах ». )
Оба этих старинных мостика соединяют в разных местах берега многокилометрового канала имени Грибоедова.

Посещение Казанского собора не входило в мои планы путешественника. -
Столько раз бывал внутри, столько фотографий на фоне его колонн.

Главным моим намерением при постепенном пешеходном движении по Невскому проспекту
было общение с Домом Книги.
Увы …
На входной двери, в просторных окнах этого необычного здания отпечатанные
на принтере объявления : « Дом Книги закрыт по техническим причинам » …

Ни на одной из больших по размерам стеклянных витрин не видно ни книг,
ни открыток, ни плакатов, ни прочих типографским или иным способом созданных товаров.

При проведении обычных и капитальных ремонтов любого здания, о переменах во всех
его внутренних помещениях обычно принято сообщать специальным,
доступным для обозрения, образом в виде большого публичного планшета 
о сроках завершения ремонта, и обязательно указывать наименование организации,
ответственной за плановые труды.

Из-за отсутствия этой важной информации моя логика выдала неутешительное :
быть может всё здание продано ?
А с учётом ненормальности « капитализма по-российски » что ещё может быть
« такого особенного » вместо Дома Книги на престижном участке Невского проспекта,  кроме очередной ((( « тысяче-звёздной » ))) гостиницы или же сверх-престижного ресторана ?!

( До сих пор моя рука не поднимается к набору в поисковике запроса по этой теме.
  Сегодня всё же решусь узнать правду о петербургском Доме Книги.
Мог сделать запрос и с компьютера сына, - ещё в июне ;
но и тогда и сейчас я под влиянием факта : Дом Книги закрыт. )

Грустно пройдя вдоль понурого парадного фасада этого явно страдающего здания,
я чуть поднял своё настроение приближением к реке Мойка.

По обе стороны от Невского проспекта могла бы ожить моя память, -
столько событий, столько времени, столько знаковых мест в данном пространстве.
Начиная от близости Дворцовой площади и заканчивая выходом на теперешнюю улицу
Гороховая, - а была когда-то имени Дзержинского …
Вся разница в направлении движения : по течению или против течения реки Мойка.

Пребывая в раздумьях относительно дальнейшего моего пути : совсем малое расстояние пройти по проспекту, в самом его начале свернуть направо
и выйти к « вечному » городскому пейзажу, - Дворцовая площадь, за ней Эрмитаж, рядом с которым Дворцовый мост через Неву ;
( в той же дневной всегда зрительной доступности Адмиралтейство,
Исаакиевский собор ) ;
или же « рискнуть » и посетить ещё один книжный магазин системы « Буквоед », -
витрина видна на другой, теневой, стороне Невского проспекта, - я принял решение.

Дойдя по чётной нумерации проспекта до мемориального знака « Внимание !
Будьте осторожны ! Эта сторона чаще всего обстреливается немецко-фашисткими войсками ...» и постояв возле него, я развернулся и пришёл на перекрёсток.
По разрешающему сигналу светофора вместе с другими я перешёл проспект
и скоро оказался в прохладном помещении книжного магазина.
( Моя память тут же « сообразила » : когда-то здесь располагался обычный советский галантерейно-промтоварный магазин. )

Оставив рюкзачок в ячейке камеры хранения, внимательно прогулялся по двум
или трём небольшим залам с книгами, с прочим сопутствующим товаром.
И на этот раз лично меня ещё один магазин « Буквоед » разочаровал :
ничего нет по читательским моим вкусам, ничего нет даже из простейшего
достаточно популярного, - ни одного сборника афоризмов.
Покупка дорого оценённых « дублёров » книжных изданий, давно имеющихся у меня
в домашней библиотеке, не имела смысла.

Вслух не высказав своего разочарования молодым сотрудницам, не виноватым
в именно таком книжном ассортименте, попрощался с ними, забрал свой рюкзачок,
вышел на нечётную сторону Невского проспекта, в это дневное время пребывающую
в тёплой летней тени.

« Два-три моих прежних шага », и я возле здания, в части первого этажа которого
когда-то было Центральное городское Агентство Аэрофлота : кассы по продаже,
по бронированию и по возврату билетов ;
в этом же переулке, или чуть подальше, была начальная точка движения автобусов-экспрессов до аэропорта « Пулково » …

Теперь в этом солидном многоэтажном очень объёмном здании много что иначе.
Например, вместо прежнего помещения ленинградского Центрального Агентства советского Аэрофлота сооружен вестибюль весьма шикарной гостиницы.

Примерно две третьих ( или три пятых ? ) общей длины Невского проспекта
почти что пройдены.
((( Надо было специально зафиксировать время моего « старта » и моего "финиша", -
появился бы повод « гордиться » прохождением совсем не малого расстояния.
В следующий раз так и сделаю. )))

Имеется отметка дня, часа и минуты на бланке оформления возврата железнодорожного билета ; но я упустил возможность посмотреть на часы в сотовом телефоне
при выходе на угол Невского проспекта и Дворцовой площади.

                *

Ещё один официальный пешеходный переход через проспект,  затем очень уверенно пройдены завершающие метры моего маршрута от Московского вокзала до исторического центра Петербурга.
Усталость сказывается : так хочется, сидя в вагоне метро, дать отдых ногам.
( Можно было дойти через площадь до скамеек вблизи Зимнего дворца,
и там, в тени деревьев, провести хотя бы десять-пятнадцать минут,
заодно любуясь столько лет знакомыми пейзажами.
Но плотные постоянные потоки автомобилей убедили меня в желательности отдыха
именно в вагоне метро. )

Совершаю обратный переход, выхожу на соседнюю улицу, иду по ней в примерном направлении к станции метро « Адмиралтейская », --- между прочим имеющей
два эскалатора для спуска на глубину 86 или 89 метров.

Весьма незаметный в дневное время вход прямо с уличного тротуара
на станцию метро. -
Так не нравится существующая стилизация буквы « М » : всё что угодно
можно представить, но не явную русскую « М », определённо обозначающую смысл слова « Метро ».
((( Сколько же лишних денег получили разработчики да и те, кто заказал
до такой степени неприглядный символ ?! )))

На эскалаторах много людей, --- раннее вечернее время.
Внизу, в симпатичных пространствах подземной станции, пока что не тесно.

До пересадки на другую линию проезжаю один перегон.
Подземный транспортный узел метро « Сенная площадь »\« Садовая »\« Спасская » :
надо пройти пешком достаточно для меня много, - каменные лестницы одолеваю
при помощи боковых поручней.

Войдя в вагон поезда метро я не увидел свободных мест.
Ехать же предстояло большое расстояние по « второй линии »,
до станции « Пионерская ».
Что ж, вариантов для отдыха нет ; придётся, держась одной рукою за поручень,
дождаться своей станции. - В другой руке я держал снятый с плеч лёгкий рюкзачок
с частично полной\ или с частично пустой ? \ бутылочкой, в которой оставалась питьевая вода.

Двери вагонов закрылись, состав набрал скорость и помчался дальше.
Неожиданно для меня один молодой человек поднялся с вагонного дивана и пригласил присесть на освобождённое им место.
Глазами и голосом выразив мою признательность, я тут же занял это место,
а рюкзачок поставил поверх своих коленей.

На следующей станции, « Невский проспект »\« Гостиный двор », 
количество пассажиров резко увеличилось.



               
                30.08.2022