Широка страна моя родная

Виктор Шулепов
ШИРОКА  СТРАНА  МОЯ  РОДНАЯ
   Проживая жизнь, начинаешь глубже понимать общество, свою страну, в которой живёшь. Ещё студентами мы ездили на освоение целины. Были в Казахстане в кустанайских степях на уборке зерновых. Были в Алтайском крае на уборке арбузов. За работу на целине нам платили деньги, что для всех студентов было важно. В советское время студентов знакомили со своей родной страной путём прохождения практики на разных предприятиях. Я на практике был в Магнитогорске на металлургическом комбинате, был на Украине на Краматорском машиностроительном заводе.

   После окончания Уральского политехнического института  г. Свердловске,  как молодой специалист был направлен на работу в г. Калининград, морской рыбный порт инженером – механиком по эксплуатации подъёмно – транспортных машин. Тогда рыбный порт был портом приписки рыболовных, китобойных судов, промысел которых был в Балтийском море, в Атлантическом океане. Калининградские жители знали многие порты Европы и Африки. Это был хороший стимул для укрепления дружбы народов. В Калининградском рыбном порту повышали квалификацию работники порта республики Куба. Я читал им лекции по устройству портальных кранов.

    Советская образовательная система позволяла и стимулировала получение другого высшего образования. В 70-е годы активно развивалось производство электронно-вычислительной техники. Я, работая в порту, поступил в Рязанский радиотехнический институт на заочное обучение  по специальности  электронно-вычислительные машины (ЭВМ). После получения новой специальности начал работать в вычислительных центрах Калининграда. Работа в проектном институте по проектированию  строительства предприятий электронной промышленности открыли для меня мою страну. Для строительства новых предприятий необходимо в проектах учесть достижения науки и практики по специализации будущего предприятия. Мне лично  пришлось побывать в десятках  действующих предприятий большой нашей страны.

    По командировочным заданиям я побывал на предприятиях электронной промышленности в разных городах Украины: Одесса, Киев, Харьков. Сегодня это враждебное России общество забыло, кто создавал их новые предприятия. Бывал я на предприятиях Белоруссии, Литвы, Латвии. Пришлось, конечно, бывать много раз в Ленинграде, в других годах России: Сыктывкар, Йошкар- Ола, Казань Ульяновск, Саратов. Бывал один раз в командировке в Ташкенте. Под Москвой есть город Зеленоград, в котором находятся ведущие научно – исследовательские институты электронной промышленности. Разумеется, бывал я и там, в том числе на курсах повышения квалификации.

    Я перечисляю свои поездки по Советскому Союзу совсем не из хвастовства. Это были благоприятные условия для выполнения работы любой сложности. Каждое предприятие имело общежитие для своих молодых  работников,  в которых  были гостиничные номера для командированных. В процессе выполнения командировочного задания на конкретном предприятии всегда были деловые отношения со стороны работников предприятия. Никаких конкурентных подозрений не было в принципе. Был конкретный интерес к городу, откуда я приехал, тем более наш город Калининград, с его историей интересовал многих.
Познание своей страны было не только во время командировок. Раньше во время отпуска ездили по своей стране, а не по заграницам.  Каждый работник был членом профсоюза, что позволяло часть затрат на приобретение путёвки в дом отдыха, санаторий оплачивать за счёт профсоюза. Я дважды был в туристической поездке по Кавказу, от Батуми до Баку с заездом в Тбилиси.

    В Калининградской области зима не каждый год бывает такой, чтобы покататься на лыжах. А я вырос на Урале, и для меня лыжи не только отдых. Однажды на Новый год я взял путёвку в дом отдыха в Закарпатье. Поездом доехал до Львова и далее автобусом по Карпатам. На новый год снег был, конечно, не такой как на Урале. Прогулки на лыжах по горам помню до сих пор. Обстановка в доме отдыха была самая благоприятная.

  В своей жизни я убедился, что моя страна действительно широка, но главное в ней живут трудолюбивые, мирные, гостеприимные  люди. Не помню, чтобы я к кому – то предъявлял претензии по устройству в гостиницу или за грубое обращение на предприятия, куда приезжал в командировку. Командировочное задание я всегда выполнял, работники предприятия хорошо понимали общие задачи, стоящие перед отраслью. Ни конкуренции, ни саморекламы не было, поскольку каждое предприятие выполняло свой государственный план. Не было никогда и нигде противоречий на национальной почве.

    Читатель уже понял, заголовок статьи это первая строчка из песни на слова В.Лебедева – Кумача. Сегодня события на Украине подчёркивают, что за широту своей страны надо работать и бороться. Что и делала советская власть в течение века. Каждое новое поколение в каждом обществе выполняет какую- то важную задачу. Для молодого поколения России сегодня  важнейшая задача – сохранить свою страну такой вольной, свободной, какой она была весь прошлый век.
Шулепов В.Г., август, 2022г.
г. Калининград