Четыре дня, которые потрясли меня

Островская Ирина
Недавно я вернулась из Санкт –Петербурга, и, хотя прошло уже несколько дней, но
до сих пор нахожусь под огромным впечатлением от всего увиденного и прочувствованного
там. Мысли, воспоминания, впечатления, эмоции безостановочной каруселью крутятся в голове, не давая возможности спокойно анализировать. Очень не хотелось бы публиковать просто фотографии с комментариями в стиле: «Ох! Ах! Какая прелесть!». Поэтому буду писать по мере осознания, не слишком придерживаясь географии путешествия, но более опираясь на свои дневниковые заметки. Надеюсь, что будет интересно. Прилетели мы довольно поздно, оказавшись на Невском в поисках гостиницы уже ближе к полуночи. Поиски наши заняли, возможно, четверть часа, не более, и нас встретила маленькая уютная современная гостиница в классическом питерском дворе-колодце. Уже после вселения, выйдя перекурить во дворик под легко моросящий дождик, первое моё впечатление от этого дворика было полное отсутствие суеты. Конечно, ночь, дождь и т.д., но это было совершенно другое… Что-то очень
стабильное, патриархальное, проверенное временем. А после возвращения в номер мы
почти до утра слушали, как в том же самом дворике, сидя на детской горке, какая-то девушка читала стихи. Под её выразительное чтение и не очень трезвые крики «Браво» мы и заснули.

Лирическое отступление.
Конечно, собираясь в поездку, мы всё тщательно планировали, куда пойдём в какой
день, сколько уйдёт на это времени, что хотим посмотреть, куда съездить и т.д.
Времени было катастрофически мало, но его никогда и не бывает много…
Мы были полностью готовы, даже чемодан был собран за день до вылета, но…! Но уже перед вылетом, пройдя досмотры, контроли, Duty Free, за последней чашкой кофе на святой земле мне в голову пришло страшное осознание катастрофы! Я забыла очки и фотоаппарат!!! Очки и фотоаппарат!!!! Я не знаю, слышал ли Бен-Гурион (аэропорт и человек) такое количество нецензурной брани, но мой муж, поэт и бард, был приятно удивлён - почти сорок минут не повторившись, я сама от себя не ожидала. С унылым видом мы прошлись по , Duty Free покупать дешёвый фотоаппарат у меня рука не поднялась, да и в телефоне был лучше, чем те, что продавались, а дорогой не было
смысла, дома лежали три на все случаи жизни. (Дома!!!) Так, что заранее прошу
прощения за качество фото, но зато я взяла количеством.

День первый.
Проснулись мы довольно рано и планы
на этот день у нас были, конечно, грандиозные.
Не всем им было суждено исполниться, но то,
что я получила, было намного больше, чем я
могла бы предположить.
Город встретил нас свежестью летнего
дождика и бесконечной лавиной, спешащей на
работу. Разные лица, глаза, возраста, но очень
чувствовались общие объединяющие черты -
сдержанность, внутренняя дисциплина, и
более всего бытовая культура. Именно её мне
так не хватает в восточной культуре Израиля,
конечно, есть и своя прелесть в панибратском
общении на «ты», но потребность в отношениях на «вы» всё же во мне сильней.
После завтрака мы начали свой путь по
Невскому в сторону набережной Невы. Хорошо знаю, что я совсем не спортсменка, поэтому в первый день, пока силы и ноги ещё при
мне, хотелось пройти и увидеть как можно
больше. Но, как оказалось, основная проблема была совсем не в моей физподготовке, а в
том, что я не могла переварить и осознать всё
увиденное. Почти весь первый день меня не
покидало чувство ирреальности происходящего - так похоже на кино, только это не кино.
Прекрасные старинные дворцы, как
исполины исчезнувшей цивилизации загадочных атлантов, возвышались с обеих сторон
проспекта. Я смотрела на них и думала о том,
сколько же они видели, вот так же безучастно
взирая на маленьких вечно куда-то бегущих
людей?... Их строили великие архитекторы для
вельмож высших сословий, они были свидетелями революций, террора, войн, громких
свершений и меня. И сколько ещё у них впереди того что я уже не смогу увидеть, ну что для
них ещё какая-нибудь сотня лет? – так, пара
реставраций и всех делов. В голове крутилась
одна фраза, к сожалению, не помню, у кого
прочитанная, что Петербург – город, построенный не для людей, никогда не понимала её
ранее, а вот сейчас почувствовала очень
остро. Действительно, стоять в окружении
этих дворцов, храмов, площадей, знать, кем
они были построены и для кого, и понимать,
кто ты - непростое испытание. Тяжело без
депрессии смириться с таким чувством
собственной незначимости. Подумалось, что,
возможно, питерская сдержанность, самодисциплина и есть естественные средства борьбы
с депрессией. Вспомнила нескольких знакомых, людей серьёзно нездоровых, но адаптирующих себя для повседневной жизни, и
обнаружила те же черты. Дисциплина и сдержанность, а как ещё, если знаешь, что подругому тебя может не хватить на весь день...
Возможно, и такая потребность в культуре,
творчестве тоже имеет свои корни именно в
этом подсознательном противостоянии Величественному, а, возможно, это просто мой
разум возбуждённый…
Вот за этими рассуждениями, кофе и
сигаретами, мы заглянули в «Пассаж», старинную армянскую церковь, «Гостиный двор»,
ещё кофе, если точнее, глинтвейн (замечательно делают в передвижных кафе) и подошли к Казанскому собору. Величественный и
мрачный снаружи, внутри он был сдержанно -
красив и оставил у меня очень тёплые ощущения. Огромные серые колоннады с двух сторон
походили на объятия каменного великана, а
небольшая площадь с фонтаном и голубями
перед ним расслабляла и успокаивала. Но
долго наслаждаться этими прелестями мы не
могли, поскольку невдалеке нас уже манил
своим стеклянным глобусом «Дом Книги».
Хочу сразу сказать, что мы с мужем буйно
помешанные на книгах, мы специально брали
с собой минимум вещей, чтобы сохранить вес
для книг, которые собирались везти обратно. И
книг мы таки купили в своё удовольствие
столько, что встал вопрос - а не решат ли на
таможне, что это на продажу?... Но купили мы
их, увы, не в «Доме Книги» , а в двух других
совершенно потрясающих магазинах - в «
Книжной лавке писателей» и в «Буквоеде» (
очень рекомендую всем любителям, просто
шикарный выбор и атмосфера). А «Дом Книги»
очень красив, с замечательным выбором
литературы на трёх этажах, но количество
туристов и сувениров никак не располагало к
покупке книг. Но зато он прекрасно разрядил
наши философские мысли и настроения. И мы
от Высокого вернулись к насущному, то есть к
вопросу об обеде. Который в свою очередь был
тут же нами разрешён в грузинском ресторанчике (о гастрономическом туризме, который
мы весьма приятно сочетали с духовным, я
расскажу позже и подробней).
А после обеда мы подошли к главному,
как мне тогда казалось, событию того дня -
Спасу на Крови. Я восхищалась и любовалась
этим храмом издалека, считая посещение его
чем-то значимым для себя. Его красота,
неординарность и, конечно же, история завораживали и манили, но увы и ах! Всё было: и
красота, и величие, и необыкновенное внутреннее убранство, и отличные фотографии,
но…. Место, где построен храм - это место
смертельного ранения императора Александра Второго. Одна из самых трагических
страниц русской истории, на мой взгляд, именно отсюда берут начало те процессы, которые
привели к кровавому безумству семнадцатого.
И что же в храме? В двух метрах от места
ранения императора, огороженного, с табличкой - длиннющие сувенирные прилавки, и
ладно бы, если б только с православными
сувенирами, можно понять, но нет же, с обычными подарочными чашками, брелоками и т.д.
Мне вспомнилась одна история, которая
произошла пару тысяч лет назад с одним
евреем, который пытался выгнать торговцев
из храма, но он плохо кончил. Опасаясь, что
нервы у меня не выдержат и я рискну повторить его судьбу, муж быстро вывел меня из храма. Рассказав, что в Питере есть ещё одна
достопримечательность, которую нельзя
пропустить – это неповторимые питерские
пышки. Вот поиск пышечной и отвлёк меня от
разочарования Спасом на Крови, да и снаружи
он всё же очень красив…
Пышечная была нами обнаружена
невдалеке, радом с театром эстрады им.
Райкина (опять же очень рекомендую). Там,
после близкого общения с несколькими пышками (не скажу сколькими, но остановиться
очень трудно), мы нашли в себе силы продолжить путь к Дворцовой площади. И хотя на Эрмитаж времени у нас сегодня не оставалось
( вечером мы были приглашены в гости в другу
моего мужа, замечательному журналисту и
писателю Сергею Назарову, который нас
встречал и помогал), но увидеть Зимний очень
хотелось.
На Дворцовой площади меня поджидал
новый культурный шок! Торжественность,
архитектурная красота, историчность этого
места породили во мне бурю эмоций. Я счастлива, что могла это всё увидеть, почувствовать , и мне искренне жаль, что описать я это не
могу. Я стояла перед центром величайшей в
мире культуры, на месте, где творилась история огромной страны на многие поколения
вперёд. Мной овладели и детский восторг и
полный ступор одновременно. Хотелось
сделать что-то подходящее моменту и мы
сняли небольшую современную карету,
запряжённую двумя белыми красавцами
конями, и на час поехали кататься по этому
удивительному, таинственному, историческому городу.
Вот на этой замечательной конной
прогулке и закончился наш первый туристический день.
Наш второй день начался опять с дождя,
только уже не с лёгкого летнего, а осеннего и
недружелюбного. Но это был просто фон, и
весьма подходящий, ведь мы уже вплотную
подошли к самому важному событию нашего
путешествия – Эрмитажу. «Вплотную» в данном случае следует воспринимать буквально
- за час до открытия мы уже стояли в довольно
приличной очереди и были совсем не первыми. Приятно удивило не количество людей, а лица и глаза, так похожие на мои в тот момент.
Во мне же, сменяя друг друга, вихрем носились
десятки противоречивых эмоций. Я никогда не
была поклонницей живописи, со временем я,
конечно, научилась в ней разбираться и даже
ценить, но любить, увы, не моё… Из всех
музеев мой живой интерес смогли привлечь
только исторические и археологические, во
всех остальных я просто самообразовывалась.
Меня охватили тревога и предвкушение,
зарождающийся восторг и страх разочарования, я нетерпением ждала открытия и одно- c временно радовалась закрытым воротам, как ребенок, оставляющий сладкое на потом, но при этом жаждущий съесть его немедленно.
Сумбурное и непонятное описание, к сожалению, не могу найти подходящих слов, просматриваю фотографии
и снова проваливаюсь в это бурю
эмоций и образов.
Но вот ворота, наконец открыты, и мы медленно проходим во внутренний
дворик. В центре фонтан, лавочки, аккуратный газон, я закуриваю сигаетку, наслаждаясь

День второй.

Атмосферой спокойствия и тишины, и вдруг
накатило – волна первая… Мне вдруг очень
отчётливо представилось, как сюда на доклад
спешили министры, по аллейкам прогуливались фрейлины, закрывая глаза, я слышала
шорох их платьев, и далёкие обрывки французских, или немецких слов (сейчас было уже
не разобрать). Как в фантастическом кино, эти
призрачные картины оживали и тут же исчезали, манили и отталкивали своей нереальностью. Но наслаждаться этой круговертью
образов мне пришлось недолго, долгожданный билет был получен, и сразу после гардероба меня поджидала вторая волна шока.
Лестница! Нет, не просто лестница, а
Лестница! Сейчас я точно знаю, как выглядит
Лестница в Небесные чертоги. С каждой
ступенькой, колонной, новой росписью потолка меня пронизывало осознания соприкосновения с чем-то неземным. Убранство залов,
вазы, камины, да, чёрт возьми, просто дверные ручки и высота этих самых дверей, всё просто кричали о своей принадлежности к
цивилизации прекрасных титанов. Жаль, но
очень многие снимки получились смазанными
по той простой причине, что у меня дрожали
руки, а я этого даже не замечала. Золотой зал,
Розовый, Белый кабинет, Красный будуар
Императрицы, в котором она просто сидела со
своими подругами-фрейлинами, обсуждая
последние новости, или светские сплетни,
музыкальная комната, и т.д. и т.д. Это всё
жило, всем этим пользовались, воспринимая
всю красоту убранства как должную. Вот в этих
креслах сидели царь с царицей, смотрели на
Неву, рассуждали о высоком. Я поймала себя
на мысли, что в этих залах очень хорошо
думается по-державному о будущем империи
и мира. Так, блин, о чём же вы думали? Допустив кровавый шабаш убогих!? Закипая потихоньку от негодования и представляя, как по
этому паркету бегали полуграмотные матросы
и солдаты, воруя вилки с тарелками, мы дошли
до зала, где было арестовано Временное
правительство. Небольшая комнатка с большим столом и стульями выглядела очень
демократично, чтоб не сказать убого. Хотя, как
говорится: « Какие сами, такие сани». Нет, во
мне не было и тени сочувствия к этим взбесившимся, зажравшимся подросткам, которые
заперли родителей в чулане, а сами баловались отцовским наганом, пока не пришёл злой
дядька и не надавал подзатыльников. Восторг
во мне сменился на праведный гнев, и чтоб не
дать этой искре разгореться в пламя, как и
всегда в таких случаях, мы спустились в
буфет.
Знаменитые эклеры Эрмитажа, привели
меня в более благостное настроение, и я
снова была готова воспринимать прекрасное
без желания кого-нибудь повесить. О живописи я уже писала, она была прекрасна, но не
моё. А вот зал с холодным оружием очень
понравился, особенно инсталляция с топором
и серпом и молотом под названием «Всё под
рукой» очень повеселила. Обожаю чёрный
юмор, а в таком месте он был более чем уместен. Ещё обратила на себя внимание одна
вещица, очень тонкий, как игла, настольный
кинжал в ножнах, под названием «Зависть».
Наверно, невозможно более точно передать
сущность этой эмоции. Затем Египетский зал,
Восточный, Японский и ещё много и много. Не
вижу смысла в перечислении, тем более что на
эмоциональном уровне я воспринимала их как
культурное развлечение, не более. Все же мои
чувства и мысли остались поглощены красотой
и убранством самого дворца. Не знаю, как так
могло произойти, чтобы после скольких лет
унижения, разграбления, пошлости эти предметы продолжали нести в себе энергетику
своих истинных хозяев. Непостижимый для
меня феномен.
Выйдя на улицу, я позвонила домой
маме в Израиль, и сказала, что только что
была в центре мира. Да, именно так я ощущала
тогда, да и сейчас тоже. Не знаю, подарит ли
мне судьба возможность увидеть что-то более
красивое, не представляю, что это может быть
и совсем не уверена, что это нужно.
А после мы ещё минут сорок курили под
дождём у стен Зимнего дворца, пытаясь хоть
как-то, пусть частично, вернуться к реальности
и решить, куда ж нам дальше. Места для
новых впечатлений не осталось, нужно было
время, чтобы впитать и переварить всё увиденное и прочувствованное этим утром.
Не обращая внимания на ухудшающуюся погоду, а точнее дождь и ветер, мы пошли к
Дворцовой набережной, поприветствовать
Медного Всадника.
Вот Он, надо сказать, оставил очень
приятное лёгкое впечатление. Ни намёка на
величественность, а вот жизни, экспрессии,
энергии в нём хоть отбавляй. То ли нам удалось как-то утрамбовать в себе увиденное, то
ли Всадник так порадовал, но мы как-то неожиданно заметили, что полностью промокли и замёрзли. Поиски тепла увенчались успехом в
трактире «Емеля», а уж как порадовало горячее….
Просохнув и отдохнув, мы вновь вышли
на улицу. Дождь почти прекратился, перейдя в
фазу ненавязчивой моросящей ерунды, а,
возможно, просто изменилось наше настроение. Все утренние восторги и потрясения
потихоньку впитались в наши души и тела,
оставив на поверхности светлое чувство
сопричастности с Великим. Мы не спеша
вновь двинулись в сторону Невского проспекта, придуманные на сегодня планы отступили куда-то в туман, не хотелось более ни новых
впечатлений, ни интересных развлечений. Но
было ещё светло, и терять такое время жаль.
На одном из многочисленных маленьких
причалов мы купили экскурсию по рекам и
каналам на небольшом прогулочном катере.
Мы медленно плыли мимо старинных особняков, а гид рассказывал нам их историю. Я
иногда закрывала глаза, и мне казалось, что я
сейчас, наяву вижу этих именитых вельмож,
выходящих из своих ещё новеньких дворцов и
куда-то мчащихся в экипажах. Во мне улеглись
восторги, удивление, негодование, посещение
Зимнего сделало этих людей более близкими и
понятными мне. Очень рекомендую при возможности взять такую водную экскурсию –
очень информативно, красиво и интересно.
Вступив на твёрдую землю, мы не спеша
направились к гостинице и без всякого умысла
оказались рядом с «Книжной лавкой писателей». Это было настолько удивительно, и
настолько же естественно для завершения
сегодняшнего дня. Как приз, выигранный нами
в неизвестную лотерею. Не буду вдаваться в
подробности наших книжных предпочтений, но
оторвались мы там по полной… В гостиницу
пришлось уже не идти, а ехать. А там нас
ждали виски, фрукты и завораживающий
запах новых книг. Так подошёл к концу наш
день второй.

Второе лирическое отступление (оно же гастрономическое).

Наслушавшись, а точнее, начитавшись
страшных предостережений на тему «не ешь,
не пей», я ехала в Питер, готовая к тяжёлому
желудочному отравлению. То, что мясо там
исключительно кошачьего происхождения, не
вызывала во мне никаких сомнений. А что
поделать, страна под санкциями, все товары из
Белоруссии, а там же диктатура и просто жуть!
Вот примерно мои убеждения на момент
приземления. Но будучи человеком
любознательным, особенно в еде, я уже в
первое же утро бесстрашно шагнула в
«Столовую №1» на Невском проспекте.
Полное изобилие, праздник вкуса и
безобразно смешные цены. Очень
вдохновляли меня в моём непростом
духовном поиске их замечательные ягодные
десерты, а пирожки служили верными
спутниками в пути.
Отдельное спасибо грузинскому
ресторану недалеко от Спаса на Крови. Если
бы не их чудо-шашлык, даже не знаю, что было
бы со мной в тот день, а уж со Спасом…
И конечно пышки, пышки, пышки в
знаменитых петербуржских пышечных. Я в
своей дремучести всегда считала, что пышки -
это те же пончики, только калибром поменьше.
Конечно, культурная столица просветила меня
и в этом вопросе. Ничего общего, кроме моего
заблуждения, эти два блюда не имеют. Съесть
их можно бесконечное количество –
воздушные, нежные, маленькие, они шли в
меня, как к себе домой.
Ресторан «Емеля» - просто находка в
холодный питерский вечер. Подозреваю, что
их борщ не одному туристу спас жизнь.
А вот на набережной Невы не ешьте!
Ощущение, что на вырученные от продажи
кофе деньги все мосты и строят.
Ослепительные цены, даже на кусочек лимона в чай.
Не могу не вспомнить отличный
глинтвейн в передвижных кафе. Замечательная штука - бодрит и расслабляет одновременно.
Ну, и кульминация этого кулинарного
эпоса - трактир « Маша и Медведь» во дворе
Дома Книги. Яркий образец русской кухни.
Блины с сёмгой, салат из копчёной оленины,
утиная грудинка с ягодами и апельсином,
молодая телятина - это лишь крохи,
уместившиеся на наш стол. А сколько ещё
неизведанного осталось в том меню?!..
Кстати, для меня, человека почти непьющего,
это был единственный случай, когда я
заказала 50 г. водки , традиция есть традиция.
Вот как-то так мы и радовали себя, пробираясь
сквозь историко-культурные тернии. Ах, чуть
не забыла сладкое, а ведь без него что за
кухня. Но описать всю сладость десертов, в
особенности фирмы «Север», моих талантов
точно не хватить, надо пробовать самим.
Приятного всем аппетита!

Третий день.
Утро третьего дня было необыкновенно
солнечным и тёплым небо поражало своей ,
голубизной. А те пару облачков на горизонте
были скорее для красоты, нежели для осадков.
Я была в совершеннейшем восторге от погоды,
поскольку именно на сегодня был запланирован Петергоф. После нескольких дней дождливой и ветреной погоды вдруг такой подарок -
невозможно было переоценить.
После очень быстрого завтрака в гостинице мы помчались на набережную. «Помчались» - это я, конечно, преувеличиваю, по
дороге нам встретился парк. Длиннющий,
зелёный, с классическими лавочками, дедушкой с утренней газетой - просто кадры из фильма. Даже при очень большой спешке я не могла
не остановиться и немного побродить в этой
патриархальной красоте. Представила, как я
вот так же солнечным утром выхожу из дома в
такой парк. Моментально меняется ритм
жизни, превращаясь из безумной круговерти в
спокойные продуманные действия, появляется
не то что бы основательность, но осмысленность происходящего. Повседневная суета
облетает, как шелуха, открывая истинную
значимость происходящего. Вот просто день,
начатый с получасовой прогулки в таком парке,
и никаких лишних восторгов, или проникновенных мыслей, а энергетика уже другая, и проплывает этот день уже на совершенно иных
волнах. Вот, наверно, именно там я очень
чётко осознала, что хочу жить в Петербурге! Ни
исторический центр, ни величие дворцов, ни
возможности второй столицы, а именно волны,
которые я почувствовала в этом парке, так
привлекли и пленили. Как будто долго искал
собеседника, говорящего с тобой на одном
языке, и вдруг в городской суете совершенно
неожиданно услышал родную речь. Вот такое
чувство я испытала в то солнечное утро и
очень надеюсь в него вернуться. Но впереди
нас по-прежнему ждал Петергоф и я уже была к
нему готова.
Финский залив покорил! Цвет волн,
береговой пейзаж, общие ощущения – всё
было пропитано сдержанностью, даже, наверное, строгостью, так присущей Петербургу во всём. Подумалось, что вот так легко и непринуждённо, под кофе и музыку, мы проходим через знаменитое окно в Европу. Где раньше
было лишь окно, теперь стоят ворота (пока
открытые).
Минут через сорок наш «Метеор» причалил к долгожданной пристани Петергофа. И
уже буквально через сотню шагов я почувствовала, что сказка началась и я в ней. Вдалеке над лавиной туристов возвышался совершенно фантастический пейзаж: золото воды, уводящее к дворцу, за которым восходило солнце. Теперь я совершенно точно знаю, как выглядит вход в рай. Безупречная красота,
минуя разум, проникает напрямую в душу, и всё воспринимается не только и даже не
столько глазами, сколько всем внутренним
существом. Даже сейчас, вспоминая, я вижу
не только его удивительные образы, но и
чувствую энергетику этого филиала рая на
земле. Я была настолько ошарашена увиденным, что моё восприятие реальности оставляло желать лучшего. Для меня
все эти фонтаны, золотые
скульптуры,
загадочный
мистицизм
расположения
дворца и симметричность
парка представлялись единым
целым – живым пульсирующим сгустком энергии. И только оказавшись на вершине у ворот Большого дворца, я поняла, какой именно энергии... Парк, разделённый водным каскадом на две зеркальные половины, представился мне двумя половинками души. Только не светлой и тёмной, а двумя равнозначными,
абсолютно подходящими друг другу половинками. И волны, которые я чувствовала с
самого начала, были ничем иным, как
любовью. Да, именно Любовью! Весь этот
парк, фонтаны, статуи – абсолютно всё такое
ярко-кричащее и в тоже время трогательное,
пронзительное – всё это было гимном Любви.
Наверно, поэтому первая ассоциация, которая
пришла ко мне, была именно «Рай». (Очень
порадовалась в душе, что пришла сюда не
одна или в экскурсионной группе с чужими
людьми, а с самым любимым и дорогим для
меня человеком. )
Постояв немного у входа во дворец,
судорожно вспоминая всё, что о нём читала и
слышала, я поняла, что меня разрывают два
противоположных желания : первое - войти во
дворец и насладиться красотой его тридцати
разных залов и кабинетов, и второе – гулять по
парку и чувствовать, впитывать его гармонию
любви. Чувства, как всегда, взяли верх над
разумом! Мы продолжили наше путешествие
по этому сказочному месту. Несколько часов
мы бродили по аллеям от одного дворца к
другому, от большого каскада к малому, отдыхали на лавочках, бегали через фонтан «Шутиха». Меня наполнила удивительная лёгкость и
спокойствие. Не перестаю удивляться и
восхищаться замыслом архитектора. Золото и
потрясающие фонтаны большого каскада не
подавляют, а, наоборот, возвышают и готовят к
встрече с чем-то величественным – Большим
Дворцом. Который построен таким образом,
что его фасад возвышается над всем парком и
Финским заливом, а за спиной восходит
солнце, создавая иллюзию входа в солнечный
город. Небольшой дворец Марли стоит над
красивым большим прудом, а от него тремя
лучами разбегаются аллеи. Такая продуманность, индивидуальность воплощения и в то же время гармония в сочетании со всем остальным ансамблем касается абсолютно всего – дворцов, прудов, фонтанов, аллей, и даже
маленькой беседки в глубине леса. Подумала,
что сейчас так уже не строят. И дела не в красоте, величии, или оригинальности, есть много и современных зданий, обладающих этими же
качествами. А дело в том, что так больше не
чувствуют, так тонко и глубоко не проникают в
душу через форму. Поэтому Петергоф и уникален, и притягателен, даже если человек не может осознать всю его глубину, но почувствует обязательно.
А ещё были деревья, деревья, деревья,
именно Деревья, а не лес. Не удивлюсь, если
узнаю, что у каждого есть своё имя, а у некоторых так и имя-отчество. Просто поразительно, как природа может обладать чувством собственного достоинства и гордости .А были и такие заносчивые, у которых нужно было
спрашивать разрешения, прежде чем сфотографировать, даже белки бегали по ним с опаской. Мы гуляли в этом сказочном лесу, не
замечая времени, но, к сожалению, время
заметило нас, неизбежно приближая к отплытию. Мы спускались к пристани, поминутно
оглядываясь, силясь разглядеть и запомнить
каждую мелочь. Мы уносили со собой не только фотографии, сувениры, воспоминания, но и частичку этой сказочной фантастической энергии любви.
А впереди нас ждал короткий отдых,
чтобы просто как-то утрамбовать в себе сегодняшние впечатления. Ведь ночью будет новое приключение – знаменитый развод мостов.
Итак, сегодня была последняя ночь,
когда мы могли посмотреть на это мистическое
и всемирно известное явление - разведение
мостов. Не долго мудрствуя, мы взяли такси и
к полуночи были на пристани. Купив билеты на
небольшой комфортабельный пароходик, я с
радостью отметила, что у нас осталось ещё
время погулять по набережной. « С радостью»
- поскольку после утреннего Петергофа я
пребывала в смешанных чувствах и не была
готова к новым впечатлениям, или, точнее, мне
так казалось. У меня часто так бывает, когда
смотрю трейлеры, жду выхода нового фильма,
или книги , потом смотрю, читаю и … никак. И не сказать, чтоб плохо, просто, видимо, перегораю эмоциями, ожидания перехлёстывают результат. После пересматриваю, перечитываю, и мнение часто меняется к лучшему, но
Ночь, улица, фонарь, Мосты!
первая реакция, увы, остаётся первой. Вот,
пожалуй, этого я и опасалась больше всего. А
ещё все мои утренние переживания, восхищения, открытия… Очень не хотелось, чтобы в памяти осталась лишь банальная открытка из путеводителя.
Мы прошлись по набережной, и постепенно, шаг за шагом я чувствовала, что вновь
погружаюсь в удивительную атмосферу этого
города. Ночь всему придаёт особую окраску,
стирая с улиц дневную суету и наполняя их
неторопливой загадочностью. И холодный
ветер с Невы, и моросящий дождь, столь
традиционные для Питера, сейчас служили
необходимым фоном для будущего волшебства.
Я смотрела на дворцы Васильевского
острова, Петропавловскую крепость, и они
казались мне молодыми, живыми, улыбающимися своими огнями новому веку, новым
людям и мне. Я чувствовала и печаль по
былому величию, и радость обновления,
строгость площадей, и взрыв протеста против
всех традиций и правил. Так много перемешалось в этом городе за его, в общем-то, недолгую, но очень насыщенную историю. Словно
он проживал не годы и века, а измерял все
события вложенными в них энергией и эмоциями, и только они приобретали ценность. Опустошаясь и возрождаясь вновь , доводил любое
действие то до трагедии, то до абсурда. В нём
не было сожаления о сделанном, лишь лёгкая
печаль о прошедшем, которую он и изливал в
своём вечном сером моросящем дожде. И
лишь одно на протяжении почти всей его
истории оставалось неизменным, при любых
царях- вождях, он каждую ночь раскрывал свои
объятия новому - разводя мосты.
Именно для этого мистического, фантастического и просто необыкновенного
действа нас уже приглашал на борт наш
небольшой теплоходик. Мы не спеша отчалили от пристани, до начала ещё оставалось
время, и мы просто медленно двигались вдоль
берегов. Погода не позволяла сидеть на
открытой палубе, но душа рвалась на простор
и мы всё же поднялись наверх. Я была шокирована количеством пароходов, лодок, катеров, которые так же, как и мы, тихонько дрейфовали в ожидание часа Икс. Насколько
хватало глаз, вся река и каналы были забиты
всевозможными плавучими средствами. Не
знаю, куда на это время пряталась рыба, но
протиснуться к поверхности она точно не
могла. Хотя это же питерская рыба – она
наверняка выучила график развода мостов и
строго его придерживалась. С гордостью и
лёгким снобизмом взирая со дна на плавающих на поверхности туристов.
Стоя на верхней палубе, мы услышали
громовую музыку, доносящуюся с берега, и я
заметила, как медленно, сантиметр за сантиметром стали подниматься в верх огромные
руки-крылья Дворцового моста. Я смотрела
как заворожённая, забывая сделать вдох, но, к
счастью, не забыв включить камеру. Мне
казалось, что я смотрю на другое измерение,
где совершенно иные законы гравитации, где
вот такая громадина может с лёгкостью расходиться и соединяться по одному движению волшебной палочки. Я представляла, как так
же буднично поднимаются дома, при необходимости пропуская машины, городские магисрали опускаются и поднимаются, регулируя
плотность движения, а в некоторых случаях и
железнодорожное полотно меняет местоположение, расталкивая лес или жилые кварталы.
В разводе моста не было лёгкости, но и никаких сверх-усилий тоже не чувствовалось, всё
происходило очень буднично, даже рутинно,
просто под музыку. И именно это будничность и
была чистой мистикой. То, что здесь было
обычным делом, во всём остальном мире
относилось к понятию невозможного. Всё это
чудо длилось немногим больше минуты, но
ощущение сопричастности к волшебству
осталось со мной, надеюсь, навсегда. Когда
все мосты были разведены, мы двинулись в
обратный путь, и снова удивительное!... Мимо
нас почти бок о бок прошёл огромный сухогруз,
я разглядела лишь один его борт рядом, с
которым мы были лишь маленькой шлюпкой, а
он тот самый гигант, ради которого всё и происходило.
Знаете, иногда, наблюдая за чем-то
совершенно нереальным, наш мозг цепляется
за какие-то мелочи, стараясь сохранить понятную и привычную ему картину мира. Вот так и мой мозг сыграл со мной злую шутку, если
сказать, что меня больше всего поразило в разведённом мосте, так это будут две совершенно банальные вещи: фонари и провода.
Как могут устоять и продолжать гореть фонари, и почему не провисают провода?!... Вот так
- романтика, романтика…
Только уже на обратном пути, спустившись в салон, я почувствовала, как жутко
замёрзла и устала. Пригревшись на диванчике
у окошка, я мирно проспала всю дорогу до
пристани. Потом, очень быстро перенеся себя
в такси, а после в гостиничный номер, я продолжила путешествие по царству Морфея.
Эта ночь как-то примирила и соединила
меня с Питером. Я смогла не только понять, но
и почувствовать его глубже и точнее, чем
ранее. Я решила для себя какие-то вопросы,
моё недоумение и возмущение нашли понятные мне ответы. Именно после этой ночи я
поняла, что могла бы здесь жить. Для меня
действительно счастье, когда приходит слияние с каким-то местом, не только на уровне
головы, сердца или души, а сразу всем существом без остатка. Спасибо, Питер, что позволил почувствовать себя этой ночью!

День последний, он же Последний день!
Конечно, я понимаю, что надо задумчиво
вздыхать, глядя вдаль, трогательно покупать
последний сувенир, сентиментально бросать
монетки, но увы… Я могу немного взгрустнуть
на тему, эх, остаться бы ещё на неделю , месяц,
год, жизнь, но не более того. В такие моменты
я всегда думаю, что можно успеть ещё, какие
ещё впечатления можно получить и увезти с
собой, что увидеть, запомнить?...
Наш последний день начался с небольшой деловой поездки, после которой мы снова
вернулись на Невский. Всё же день отъезда
должен быть торжественный, поэтому мы
сразу перешли к торжественному обеду. О
замечательных гастрономических местах
отдыха я уже писала, поэтому сейчас лишь
замечу, что этот прощальный обед нам помогли сделать торжественным и запоминающимся в трактире «Маша и Медведь» - меню,
достойное уважения.
Как ни странно, но, когда никуда не
спешишь, время как бы растягивается и сделать можно в десятки раз больше, чем при
спешке. После обеда мы были ленивы и тяжелы. Потихоньку обошли Гостиный двор, кстати,
не слушайте тех, кто расскажет вам страшную
сказку о тамошних ценах. Очень примечательное место, можно за покупками, можно просто
на экскурсию, но в любом случае интересно.
Недалеко от Гостиного двора обнаружился
филиал нашего любимого «Буквоеда», и, даже
несмотря на то, что чемоданы были уже упакованы, мы всё же зашли. Это изобилие книг, на любые темы, три этажа кайфа, меня снова
повергли в шок. Более чем доступные по нашим меркам цены только подтолкнули нас
забыть о собранных вещах и достать запасной
рюкзак. Перечислять, конечно, не буду, но
вышли мы оттуда счастливые и готовые к
новым приключениям. Приключения уже тоже
приготовились к нам.
Перекуривая за чашкой кофе, я с радостью подсчитала, что у нас есть ещё куча времени. А что может быть лучше прощания с городом, чем обзорная экскурсия по нему. Мы сели на красочный двухэтажный автобус и отправились в трёхчасовую поездку. Объехав весь исторический центр города, мы направились
на Васильевский остров.
Дворцы, мосты, старые и новые архитектурные памятники, революционная
Четвёртый день
«Аврора» и рассказ о героизме блокадников -
словно в замедленном калейдоскопе всё
вращалось и складывалось в причудливый
узор портрета города. Столь многое он вместил в себя, пережил, перемолол, что, если бы меня спросили, на кого похож Питер, я бы
однозначно ответила - на вечно молодого
бессмертного. Очень часто бывая в каких-то
городах, я внутри себя ассоциирую их с кем-то
или чем-то. Это происходит совершенно
естественным путём, видимо, мне так легче
воспринимать. Иногда такие ассоциации
меняются. Именно так произошло и с Санкт-Петербургом. Вначале он был для меня Старинный корвет, хорошо вымытый, отреставрированный корабль, сохранивший лишь память о былых капитанах. Но после ночи разведённых мостов моё восприятие кардинально изменилось – теперь для меня это молодой
Бессмертный и только он. Я не почувствовала
в нём старческой мудрости, пресыщенности,
медлительности - нет, только желание жить.
Жить всегда на полную, и в кровавых истериках, и в величественных балах, и в простой повседневной суете впитывая их энергию и
выплёскивая её в новый день.
Наш автобус три часа колесил по городу,
а я три часа провела наедине с прекрасным и
таинственным городом. В нём настолько всё
перемешалось, что я едва успевала отмечать
взглядом то мистические знаки тайных
обществ, то уродство современности. Нет, он
не раскрыл себя, а всего лишь позволил прикоснуться к своей энергетике, почувствовать неуловимое дыхание, но и этого малого мне
оказалось с избытком.
Мы вышли из автобуса, а я ещё продолжала парить в своих фантазиях и образах. Но
жестокая правда жизни в виде обыкновенных
часов очень быстро вернула меня к реальности. И не просто вернула, а повергла в шок. Мы опаздываем на регистрацию в аэропорт!
Приключения не закончились - это стало
понятно после того, как вызванное нами такси
безнадёжно застряло в пробке. Нервно выкурив пару сигарет подряд, я совершенно спокойным тоном сказала мужу фразу, которая
повергла его в ступор: «Чего ты так нервничаешь, ну так опоздаем, без нас не улетят.» Пока он справлялся с поиском цензурного ответа,
подъехало такси. Нам нужно было заскочить в
гостиницу за вещами, а потом в аэропорт. Я
подумала, что, наверно, так оно и к лучшему,
не до трогательных прощаний сейчас. Вот как я
чувствовала город, живым и энергичным, так
мы и уезжаем, мыслями уже в будущем. А
будущее становилось всё интересней с каждой
пробкой, в которой мы стояли. Речь шла уже не
о регистрации, а том, чтоб как-то успеть на
посадку. Себя и мужа я успокаивала двумя
мыслями. Первая заключалась в том, что, ну
максимум мы опоздаем и не улетим сегодня.
Значит, самолёт разобьётся – хорошо, что не
улетели. Вторая же была о том, что переночуем у друзей, а утром разберёмся, ну улетим завтра, или послезавтра, тоже не конец света, успеем посмотреть Янтарную комнату. На что мой муж сказал, что я так красиво всё расписала, что он уже и сам считает, что опоздать даже лучше. Мы подъехали к аэропорту и уже вполне
спокойно пошли искать информацию о нашем
рейсе (ещё не улетевшем, но уже готовом).
Оббегав все справочные табло, мы не обнаружили ни слова, кроме какой-то невнятной
быстробегущей строки. После десятого прочтения на всех языках мы наконец-то поняли, куда нам надо сходить, чтоб нас там, видимо,
послали. И вдруг такой подарок, просто чудо!
Оказалось, что наш рейс задержали на пять
часов. ( Потом мы узнали, что какой-то самолёт
совершил аварийную посадку в Бен-Гурионе и
все рейсы отодвинулись). То есть мы, как все
нормальные люди, успеем ещё и выпить кофе
до начала регистрации, и потом не спеша…
Чёрт, сами слова «не спеша» совершенно не
совпадали с сегодняшним днём и были какими-то чужими.
Мы успели выпить кофе, полистать
свежекупленные книжки, постоять напоследок
под питерским дождём и абсолютно мёртвыми
заснуть в самолёте.
Спасибо, Питер, это были незабываемые дни, удивительные, новые ощущения,
мысли, образы. И спасибо всем, кто читал мои дневники и
пережил ещё раз со мной эти дни.
@Ирина Островская