Меланхолия

Яков
...продолжение...

 Очередная встреча со старцем случилась совершенно неожиданно и незапланированно. В самом  начале следующего месяца молодой монах по служебным делам был вынужден выехать в местное отделение связи. Все рабочие вопросы удалось решить относительно быстро и уже к обеду он был свободен, а потому решил не ехать обратно в город, а заглянуть к старцу.

Для очередной встречи со старцем к тому же имелся и веский повод, поскольку уже на протяжении более чем двух недель при отсутствии видимых причин молодой монах чувствовал некоторую внутреннюю тревожность, граничащую то ли с унынием, то ли с какой-то осенней депрессией или беспричинной тоской, которая устойчиво держалась и никак не проходила, как затяжная меланхолия.

Погода была не очень прохладной и вполне располагающей для пешей прогулки по посёлку. Всю неделю держалась практически нулевая температура с небольшими перепадами то в одну, то в другую сторону. Именно поэтому молодой монах решил пройтись пешком, и неспешным шагом через двадцать минут уже был возле дома старца.


Выходящий из трубы дым ясно указывал на то, что дома кто-то есть. Войдя во двор, молодой монах подошёл к двери и как всегда осторожно постучал:

- Можно войти ?

- Можно, можно, - раздался знакомый голос старца, который через несколько секунд отворил дверь, поприветствовав монаха традиционным тройным лобзанием. 

- Здравствуй, дорогой, заходи, какими судьбами?

- Да, вот по работе пришлось выехать к вам в отделение связи, поэтому и решил одним разом и к  тебе заглянуть, а то со временем сейчас такая напряжёнка. У нас сокращения, работы прибавилось, а  на выходных нужно помогать Светлане.

- Ну и правильно сделал, - отреагировал старец, - временем нужно дорожить, оно бесценно для инока и схимника, поскольку ограничено и скоротечно. Ты раздевайся, что тебе предложить - чаю или чего покрепче ?

Молодой монах снял в прихожей верхнюю одежду и обувь и как бы виновато пояснил:

- Ты уж извини, отче, что с пустыми руками в этот раз, в вашем магазине ничего достойного не было, а покупать лишь бы что как-то не захотелось.

- Об этом даже не переживай,  - с улыбкой ответил старец, - ты мне чая и консервов на год вперёд навёз, я сам хотел тебе сказать, чтобы ты мне больше ничего не покупал. Марта в этом году сделала много заготовок, поэтому у меня практически всё есть. К тому же ем я сейчас очень мало.

- А что у тебя есть покрепче чая ? – переспросил молодой монах.

- Твоё любимое яблочное вино, оно как раз сейчас набрало силу. Ну что, отведаешь стаканчик ?

- Отведаю, отче.

Старец направился в кухню и через несколько минут вышел оттуда с двумя стаканами и знакомым графином, до половины наполненным молодым яблочным вином янтарно-жёлтого цвета. Разлив по стаканам вино, старец сказал:

- Пей маленькими глотками, смакуя вкус. В этом году вино получилось полусухим с лёгкой горчинкой.

Молодой монах сделал небольшой глоток и снова ощутил тот самый вкус яблочного вина, которое он уже пробовал летом. Вино было не таким сладким, а скорее кисловатым и в букете отчётливо присутствовал вкус яблочного сока. 
 
- Да, это вино немного отличается от того, что я пробовал у тебя летом.

- Конечно, отличается, - ответил  старец, - в домашних условиях очень трудно добиться неизменности вкуса, очень много условий нужно соблюсти, что почти невозможно. К тому же урожай урожаю рознь. В этом году из за жаркого лета яблоко было мелким и с паршой, поэтому вино получилось не самого высокого качества - столовое и суховатое.

Надеюсь,  ты ещё не забыл наш разговор о виноделии духовного сознания ? – неожиданно переспросил старец.

- Нет, отче, не забыл.

- Это хорошо, всегда держи его в памяти, как образ внутреннего делания. Расскажи мне, как у тебя обстоят дела с деланием духовного ума и умной молитвой, есть ли какие вопросы и достижения ?

- Да вроде бы нет пока особых вопросов, всё на одном уровне, вот только есть одно беспокойство. Уже две недели я чувствую нарастание какой-то внутренней тревожности или меланхолии. Она не то чтобы сильно мучает меня, но лишает прежней радости жизни и навевает какую-то гнетущую безысходность.

Я и раньше чувствовал  приступы  уныния, но  они  как-то проходили  сами  собой, а  это что-то  другое и очень тягостное. Я  даже не знаю с чем это может быть связано - с осенней депрессией, разочарованием в монашестве или моим решением не возвращаться в монастырь.

Что ты об этом думаешь, отче ?

Улыбка пропала с лица старца, он сделал глоток вина и ещё  раз внимательно посмотрел на молодого монаха от чего  тот почувствовал даже  лёгкий дискомфорт.

- Я думал мы об этом поговорим с тобой только через год и никак  не  раньше, но видно всё в этом безумном мире ужасно ускорилось. Твоё состояние внутренней тревожности не связано с осенней депрессией и решением не возвращаться в монастырь, это нечто совершенно иное и гораздо более глубокое.

Через эту тревожность и меланхолию проходит любой инок, схимник и исихаст, достигающий 13-го слоя осознания и переходящий на 14-й слой. Я полагал ты  столкнёшься с этим позднее, ведь это не что иное, как сила давления на твой ум и сердце самой вечности и бесконечности.

Так давит на сознание инока Логос, напоминая  о неизбежности перехода души в  вечность и приближении этого момента. Мой учитель называл это состояние меланхолии последним издыханием ветхой человечности, прочно привязанной к повседневности мира сего.

- Ты хочешь сказать что это предчувствие самой смерти ? - с некоторой настороженностью переспросил молодой монах.

- Не смерти, а только отмирания ветхого человеческого существа и самого мира, который начинает погружаться в хаос и мрак, напоминая выжившую из ума безумную старуху.

Твоя нарастающая тревожность связана с тем, что твой ветхий  человек  и  новый  начинают вступать во всё  более жёсткое противоречие. Ветхий не хочет умирать и потому  цепляется за мир, а  новый ещё не  может взять у ветхого бразды  правления. Из-за  этого и получается разрыв, который усиливается нарастающим хаосом.

До определённого порога психика как то справлялась с этим противоречием и внутренним разрывом и находила способы самоутешения и сохранения цельности, а с определённой ступени этот разрыв начинает становиться реально угрожающим и возникает реальный внутренний страх и тревога за весь мир и за себя. При этом перед совестью и  встаёт резонный вопрос – это весь мир сходит с ума или сам человек, воспринимающий это безумие?

- И какой же бывает ответ на этот вопрос ?
 
- Чаще всего эго убеждает себя, что сходить с ума может только сам человек, но никак не весь мир, который слишком умён для того, чтобы заблуждаться и ошибаться. Так срабатывает уже известная  тебе установка сознания на приоритет и преклонение перед всем коллективным, но это ложный ответ.

В действительности с ума сходит не воспринимающий всё это безумие, а сам мир и всё  человечество, которое реально теряет свою человечность и совершенно реально сходит с уровня нравственного раума, как золотой середины 9-го слоя осознания ответственного за нравственную человечность. 

В этом нет никакой тайны с точки зрения учения отцов о душе. О безумии человечества в конце мира  говорили и апостолы и отцы первых веков. Ещё Антоний Великий говорил – «Настанет время, когда человеки будут безумствовать. Увидев неподверженного общей болезни, возстанут на него, говоря: "Ты безумен, потому что не подобен нам!"».

- И что в этой ситуации я могу предпринять ? – переспросил молодой монах.

- В общем-то ничего. Это состояние внутренней тревоги тебе нужно просто пережить силой воли и духа, не застряв в нём, как преходящем, поскольку это последняя грань и искушение ветхого  мышления перед выходом на точку непадательности 14-го слоя, на которой эта тревога и меланхолия уже не страшна, поскольку душа входит в состояние безстрастия духовного ума.

- Отче, а известно что стоит за этой душевной тревогой и меланхолией – это сугубо человеческое или что-то приходящее извне ?

Старец закрыл глаза, точно вспоминая что-то, и через несколько секунд ответил:

- И то и другое одновременно. За этой тревогой стоит шокирующее прозрение Истины духовной о конечности вещественного мира и о  существовании не одного, а двух миров, двух законов и двух реальностей - мира рацио и мира Логоса, как мира материи и мира божественных энергий.

Это осознание неизбежной конечности всего ветхого и вызывает тревогу и страх в душе, а когда ещё сам  мир рушится на твоих глазах и сходит с ума – это усиливает внутреннюю тревогу у любого здравомыслящего человека, а не только у тебя.

Я бы  сказал, что сходный импульс этой меланхолии приходит в  сердце инока извне из  самой вечности, а  преломляется в чувство тревоги и гнетущего страха он уже в самой душе и сердце человека.

- И ты тоже испытываешь эту тревогу, отче ?

- Ну разумеется. Я тоже ощущаю на себе это неумолимое давление Истины и Логоса, просто я знаю как к этому нужно правильно относиться и владею своим осознанием, а ты им ещё не владеешь в полной мере, вот и вся разница. 

Труднее всего это осознание Истины даётся сегодня наиболее искренним людям с рациональным  мышлением, которые не владеют духовным знанием и во всём хотят видеть здравый смысл и какую-то надежду, а их в этом безумном мире, дошедшем до  предела расчеловечивания, нет и уже не будет никогда, поскольку миром утрачено самое важное – человеческое здравомыслие и его единственно правильное духовное понимание.

К сожалению мир уже никогда не вернётся к состоянию единства и гармонии, поскольку им уже пройдена точка невозврата и всеобщий хаос будет только ещё больше усиливаться и нарастать, поскольку необратимо разорвана сама связующая нить духовного единства. 

- А этот процесс разрушения мира можно считать проявлением Божьей воли?

- И да и нет, - ответил  старец. - Всё зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Я бы  назвал этот процесс неизбежным следствием действия закона Логоса. Именно с этой точки зрения и Христос и апостолы и отцы первых веков смотрели на  мир  и заранее знали о его окончании, как  и  любого ветхого организма, подверженного ветшанию, старению и смерти.

Нет Божьей воли на уничтожение и  разрушение мира, но есть духовный закон ветшания всего в этом мире и ничто не может остановить действие этой силы,  которая изнутри разрушает всё  ветхое в этом мире, включая и само человечество, как коллективный живой организм, который обветшал и глубоко распался, потеряв свою изначальную связующую основу.

Тебя не  должно это удивлять, поскольку об этом прямым текстом сказал сам Христос – «и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

- Значит, остаётся только терпеть всё  это до конца ?

- Да, остаётся только терпеть, но терпеть – это не значит бездействовать или страдать сложа руки. Терпеть – это значит стойко переносить трудности и невзгоды периода окончания мира, не делая фатальных глупостей, а сохраняя трезвость, веру и достоинство.  Для этого нужна внутренняя сила духа, а за ней стоит наличие энергии благодати, а наличие энергии зависит от духовного знания и соблюдения принципов аскетики. Опять пришли к исходному - к знанию.

В конце концов  умереть за Истину в  борьбе с  ложью мира  сего - это не  самый худший вид  смерти, поверь. Большинство апостолов и  учеников  Христа приняли смерть именно так.

- А в чём тогда проявляется Божья воля?

- В  безусловной любви к совершенству духа в чём же ещё, - ответил старец. - Таким  вот искусительным  и крайне болезненным способом Дух и вырабатывает  совершенство, которого  требует от каждого человека и это не  имеет никакого отношения ни к  гуманизму,  ни к  милосердию,  ни к той сладострастной и чувственной человеческой любви, которую  пытается культивировать  церковь. 

Это имеет отношение только к безупречности духа, т.е. к стойкости, мужеству и безстрастию человека, прозревающего Истину и Логос, который неумолимо сходит  на этот мир Страшным Судом и становится его обвинителем, судьей и  палачём.

Именно об этом суде и разделении говорил Христос - «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ — по левую». Большинство наивных думает, что это разделение людей будет по принципу добрых и злых, а оно будет по принципу безупречных и небезупречных, осознанных и неосознанных, безстрастных и страстных.

Это и есть принцип большого человеческого сита в котором безжалостно и с любовью происходит отсев зёрен от плевел, как духовно совершенных от несовершенных. Это тяжелейшее испытание для всего человечества, но это не воля Бога, а высший Закон Логоса, который совершенно безстрастен и безличен, как и закон электричества.

- Значит, так устроен и работает сам замысел Божий ?

- Для того, кто способен видеть глобальные процессы и закономерности на уровне Логоса, это именно так. Это божественное установление. Просто таким путём идёт заполнение связями большой матрицы бытийности всего человечества. Наша коллективная матрица практически заполнена до предела и мир подошёл к новому циклу и  началу цифрового дублирования нашей реальности и самого человека.

Это и есть предел нашей цивилизации с точки зрения Логоса нравственности за которым открывается уже совершенно нечеловеческий мир, который не поддерживается Логосом, как высшим божественным  Законом. Так понятно ?

- Да, так понятно.

- Вот почему я прекрасно сознаю то, что чувствуешь сейчас ты и чувствуют многие глубоко порядочные и тонко устроенные люди. Как ты думаешь, легко ли трезвому и здравому уму начать ясно видеть и каждый день осознавать то, что мир реально сходит с ума и погружается в хаос и мрак инфернальности ?

Как ты думаешь, легко ли высокому чувству прекрасного каждый день ощущать и чувствовать всю боль страдания всего живого на земле, погибающего от амбиций рационального эгоизма, стремящегося к мировому господству.

Как ты думаешь, легко ли чистой совести каждый день видеть внутренним зрением сплошную ложь и самих людей, как призраков и полубесов во  плоти, потерявших последние остатки того внутреннего света, который делает человека человеком ?

Это тяжелейшее зрелище и испытание, которое может вынести с честью и достоинством только совершенный дух и ум, подобный Логосу и уму Христову. Вот что в действительности стоит за твоей нарастающей тревожностью и меланхолией.

Слова старца в очередной раз попали в самое сердце молодого монаха, сразив его точно пуля  снайпера. Он опустил глаза и был в одном шаге от того, чтобы разрыдаться от открывшейся горечи и разочарования всем человечеством, но точно предвосхитив этот момент старец повернул его чувства в другое русло.

- Сейчас не время для проявления жалости и сентиментальности, брат. Да, духовная Истина совершенно безрадостна в действительности и именно поэтому никому из людей не нужна при жизни, но ты же инок и схимник, а потому осознанно идёшь путём умерщвления ветхого человека для соединения с Логосом, а потому должен иметь силу спокойно принять эту горькую Истину, как неизбежное и закономерное.

Ты же знаешь учение отцов. Духоносный  Макарий  об этом  прямо  сказал:

«Таков закон греха, противоборствующий закону ума, против закона Божия. Это есть ветхий человек, совлечься которого повелевает нам Христос и блаженный Апостол, это есть мирской дух, избавиться от которого мы молимся. Это есть покрывало тьмы, лежащее на сердце, которое, мы надеемся, будет отнято силою Иисусовой от обратившихся всецело ко Господу, чтобы открытым лицом созерцали бы мы славу Господню».

Ты должен знать, что для всех иноков знание о гибели мира сего – это не трагедия, а лишь откровение Истины и Логоса, которое и даёт силы, чтобы идти дальше к 15-му слою осознания, который есть заветная цель всех подвижников и аскетов, ведь  это слой духовного сознания в котором и происходит великое таинство соединения ума человека с Логосом в единое и целостное интегральное сознание Христово.

Неужели ты этого ранее не знал ?

- Я всё это знал и раньше, отче, а слова апостола Павла из Второго послания к Тимофею помню наизусть о  том, что «в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся».
 
Мне непонятно другое - почему это опять проявилось в моей душе именно сейчас, ведь в монастыре  мы всё это многократно обсуждали с моим духовником и братией. Я думал, что давно уже избавился от этих мыслей  и переживаний.

Старец сделал ещё глоток вина и ответил:

- В том-то и состоит всё отличие пути иночества и схимы, что всё то, что в обрядоверии и киновии делается теоретически и умозрительно, духовному воину предстоит проделать практически над  самим собой. Проще говоря, вся та боль и тяжесть совлечения ветхого человека, которая в киновии имитируется и  распределяется на всех, в иночестве и исихии переживается каждым индивидуально и в полной мере.

В этом заложен большой духовный смысл, поскольку киновия и обрядоверие - это игра в совлечение, в ходе которой практически не меняется природа ветхого человека, а схима и иночество - это реальное самораспятие и реальная смерть, боль и страдания, которые реально меняют природу и энергию сознания ветхого человека.

Ранее ты только теоретически допускал своим рассудком и душевным умом соотношение Истины духовной с реальностью мира, а теперь твои защитные шоры спали и ты начинаешь видеть две  реальности мира и Логоса напрямую открывающимся зрением своего духовного сердца. 

- Ты хочешь сказать что так идёт открытие духовного прозрения ? – переспросил молодой монах.

- Именно так. Ранее ты понимал соотношение Истины духовной с реальностью мира не во всей полноте и ясности, а из розовых очков киновии и  обрядоверия, а теперь ты без этих розовых очков и переживаешь этот процесс непосредственно своим собственным сердцем один на один с миром, Богом и своей собственной смертью.

Вот в чем главное отличие теоретического понимания от практического духовного переживания. Это понятно ?

- Понятно, отче, понятнее некуда.

- Ты не первый и не последний, брат, кто идёт этим тернистым путём и переживает это тягостное чувство. Поверь, через это проходят все и я точно так же тяжело переживал это откровение Истины и страдал ещё больше чем ты, поскольку мой учитель не был склонен к психологии, а был жёстким практиком. 

Он просто ставил  меня перед фактом и оставлял с  этим, чтобы я  сам переваривал сказанное  им и  это всегда  для  меня было сравнимо с  ударом в  солнечное сплетение после  которого приходилось долго приходить в  чувство. Такие  были методы у моего учителя, но я  нисколько на  него не в  обиде за  это.

Более того, чем взрослее я становлюсь, тем  отчётливее понимаю важность безжалостности в формировании духовного воина,  но с  тобой я страюсь  быть предельно корректным, поскольку  ты  плод  душевного обрядоверия, а  не  аскезы.

- Если я правильно тебя понял, отче, это состояние внутренней тревоги и грусти временное ?

- Ну, разумеется, - с улыбкой ответил старец. - Это состояние для видящего есть лишь особое и не  самое комфортное положение точки фокуса сознания, готовящегося к великому таинству интеграции или духовному расширению, поскольку на 15-м слое сознание снова становится уже практически целостным или интегральным. 

Только  что я  сообщил тебе великую духовную тайну, а  ты  этого даже не  понял и  не  осознал.

- Как это можно понять, отче, объясни ?

- Так и понять, что если раньше у тебя был не целостный ум, то на 15-м слое он снова становится целостным. Если ранее у тебя было жёстко фиксированное сознание и восприятие, связанное с жёсткой фиксацией точки фокуса сознания только на одном слое, то на 15-м слое твой ум  снова  становится свободным и текучим, а потому не привязанным жёстко ни к одному из слоёв.

Проще говоря, достигая 15-го слоя, ум обретает свою утраченную духовную свободу перемещаться по всей пирамиде сознания и свободно чувствовать себя на любом из слоёв телесного, душевного и духовного ума. На 15-м слое рацио и Логос сливаются в  одно целое, что  ранее было  разделено  надвое  - на ум  головы  и ум сердца. Так понятно ?

- Понятно.

- 15-й слой - это 26-я ступень Лествицы духовной на которой открывается дар  духовного рассуждения, поскольку происходит великое таинство соединения внешнего и внутреннего, материального и  духовного в  одно  целое, которое  ранее  было разделённым страстями. Ум  человека впервые видит и собирает целостный духовный  мир и  может  о  нём свободно  думать и  рассуждать.

При  этом начинает работатт одновременно  как  бы  два  ума - горизонтальный ум рацио и вертикальный ум Логоса и  это открывает просто колоссальные возможности для духовного понимания и осознания всего и вся. Это и есть свет духовного рассуждения, как говорил преподобный Пётр Дамаскин:

«Рассуждение есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех дарований. Ибо что наиболее нужно человеку, как не то, чтобы видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати».
 
Именно к такому типу ума, а точнее интегрального сознания стремились святые отцы и стремятся все  современные подвижники, подвизающиеся по древней традиции. У моего учителя был именно такой тип сознания, которое полностью сопряжено с Логосом.
   
-  А за счёт чего достигается эта свобода ума, известно ?

-  Известно. Мой учитель говорил, что эта свобода перемещения точки фокуса сознания достигается за счёт действия энергии благодати, которая начинает напрямую питать сеть сознания после  соединения ума с Логосом. 

Это происходит после снятия с ума последней печати эгоизма и самости, которой ум и был разделён  после грехопадения и помещён в поле дуализма - добро и зло, где отсутствует представление о единстве энергии благодати, а есть вечная и бесконечная борьба добра со злом, существующая только в голове и сердце падшего человека.

На 15-м слое ум полностью выходит из этого дуализма и полярности сознания и во всей полноте прикасается к монаде и единству энергии Логоса, как всеобщей и безусловной любви. Это и есть момент окончательной победы над ветхим человеком и его страстями.

Дело в том, что на 14-м слое осознания происходит завершающая схватка с высшими страстями духа – тщеславием и гордостью, после чего ум и становится окончательно свободным, соединяясь с  духовным сердцем в одно целое. Вот почему на 15-м слое ум уже един и ему уже ничто не препятствует видеть и мир и Логос  одновременно ясно. Ранее это было невозможно.

- Ты хочешь сказать, что на 15-м слое осознания человек одновременно ясно видит и Истину Божью и всю ложь современного мира ? – с  удивлением переспросил молодой монах.

- Да, именно так, - ответил старец. – После победы над высшими страстями ума уже на 14-м слое спадает последняя завеса, разделяющая две реальности – материальную и духовную и человек во всей ясности, трезвости и полноте может удерживать в своём сознании уже не один мир, а два мира, два закона и две реальности одновременно – материальную и духовную. Это и есть интегральное расширение осознания.

Ранее силы и энергии ума хватало на удержание только одной какой-то из реальностей - или материальной или духовной. При этом если человек фиксировал сознание на слое рационального ума, то мир духовный для него попросту исчезал и обесценивался. 

То же самое было и в том случае, когда ум был фиксирован на духовном, тогда полностью исчезал и обесценивался материальный мир. В этом и состоит эффект прелести духовной, как временной  потери одной из реальностей.

Достижение 15-го слоя осознания исправляет этот порок и возвращает уму его изначальную подвижность и свободу удерживать и не терять сразу два мира и две реальности одновременно. Этого не могут понять многие обрядоверующие, думающие что духовный ум – это ум, который смотрит только на Бога, а не на мир.

Уверяю тебя, подлинно духовный ум, как форма высшего интегрального сознания, одинаково ясно и трезво может смотреть и на Бога и на материальный мир, только уже без влияния дуализма и  эгоизма, а из состояния интегрального единства и монады Логоса.
   
- Отче, а мне ещё далеко до состояния интегрального сознания ?

- Пока ещё далеко, - с улыбкой ответил старец, - но большую часть работы на этом пути ты уже проделал. Тебе нужно полноценно проработать 13-й слой осознания на котором ты сейчас находишься и 14-й. Всего два слоя осознания, за пять - семь лет вполне реально пройти, вот только я  не могу тебе сказать наверняка - есть у самого мира эти пять или семь лет в запасе.

Твоё тягостное чувство меланхолии – это и есть, не что иное, как показатель твоего внутреннего  роста и переживания боли утраты  рациональной иллюзии, как чего-то важного, основательного и неизменного, что на твоих глазах теперь буквально рассыпается и превращается в ничто, а точнее – в набор лжи, состряпанной суетящимися двуногими хомячками.
 
Повторяю, ты – инок, схимник в миру  и  духовный воин, поэтому тебе не по пути с этим миром  и его безумными  обитателями. Твоя меланхолия – это внутрення тревога  предвкушения  неизбежной встречи  с Логосом, который давит на твоё сознание, как неизменный ни от чего высший Закон движения божественной энергии во вселенной.
 
- Ты думаешь наша цивилизация всё же погибнет ? - спросил молодой монах.

Старец засмеялся и ответил словами Евангелия – «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

- Ты задал вопрос от лица ветхого человека и двуногого хомячка, которому нужны точные сроки и твёрдые гарантии. С точки зрения нового и духовного человека наша цивилизация уже погибла и является мёртвой душевно и духовно, поскольку объединённый фокус сознания современного человечества находится на 3-м слое рационального ума, как сугубо телесного, и двигается ко 2-му за  которым уже нет ничего человеческого.

Тебя должен интересовать гораздо больше другой вопрос – как дойти с этим безумным миром и человечеством до 15-го слоя осознания, чтобы достичь Логоса и войти в него умом нового  духовного человека, как в то самое заветное Царство Божье. Если ты достигнешь умом 15-го слоя тебе будет уже совершенно без разницы что будет с этим миром, поскольку перед тобой во всей полноте  откроется вся вселенная Духа.

Старец сделал ещё один глоток вина и продолжил:

Тебя гораздо больше должно страшить не всеобщее безумие, которое отцами было предсказано, а  возможность не успеть в этом хаосе достичь при жизни духовного ума и соединения с Логосом. Вот что тебя должно беспокоить больше всего.

- Тебе легко об этом говорить, отче, ты можешь управлять своим осознанием, а я этим пока ещё не  владею.
 
- Так учись, я ведь тоже когда-то этим не владел и проходил через всё то же самое, ну разве что коллективного безумия двадцать лет назад было гораздо меньше, порядочных людей было больше  и у мира ещё была какая-то надежда. Сейчас её уже нет.

Твоя проблема на самом деле решается очень просто – всего лишь изменением положения точки  фокуса сознания путём смещения вверх на один слой, поэтому работай над этим с помощью умной молитвы, непрестанного богомыслия и покаяния. Мой учитель по этому поводу говорил, что если  бы у человека появился хоть один шанс почувствовать энергию 16-го слоя осознания, то он бы всё  оставил в этой жизни в тот же миг только ради того, чтобы снова прикоснуться к этому уровню и слою  блаженства.   

Поэтому соберись духом, самое главное то, что твоя гусеница рационального ума и мышления уже прошла переходную стадию душевного окукливания в рамках массовой религии и готовится к чуду раскрытия духовных крыльев. Это и есть то самое упование и надежда, которая утешает инока и смягчает скорбь и остроту его тревоги от созерцания конца этого мира.  К слову это ещё один повод обратиться к православной аскетике, о которой мы говорили прошлый раз.

- В каком смысле ?

- В самом прямом, - ответил старец. – Мы живём в то время, когда мир рушится прямо на наших глазах и это только начало грандиозного хаоса в котором выжить может, сохранив ум, честь и человеческое достоинство, только подлинный аскет, умеющий работать со всеми своими энергиями и выживать в любой ситуации.
 
Мир входит в состояние большой аскетики и умение выживать становится в нём главным навыком, а  аскет в этом непревзойдённый мастер. Что тут непонятного.

Ну как, брат, удалось ли мне хоть отчасти развеять твою меланхолию ?

- Удалось, отче, но я не знаю как оно будет дальше.

- Нормально будет, не тревожься. На этом давай и завершим нашу беседу.

- Спаси Господи, отче, за наставление и вразумление. 
    
…продолжение следует…