Александр Третий активно боролся с коррупцией!

Александр Бастрыкин
Упомянем только несколько принятых при Александре III законов, направленных к водворению правды в государственной жизни. С целью искоренения разных финансовых пирамид, расцветавших в предыдущее царствование и творящихся под покровом «коммерческои; тайны», в апреле 1883 г. был принят закон, дававший право Министерству финансов требовать у частных банкиров отчета о состоянии дел и назначать правительственные ревизии в любой момент, не спрашивая согласия хозяев банковских заведении.

3 декабря 1884 г. Александром III были утверждены «Правила о порядке совмещения государственнои службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях, а равно и в общественных и кредитных установлениях». Установленный  отныне порядок запрещал участие в любых коммерческих предприятиях чинам первых пяти классов по табели о рангах (в их число попадали все министры и их товарищи, члены Государственного Совета, губернаторы и градоначальники, директора
департаментов и т. д.), а также всем лицам судебного ведомства и всем состоящим на деи;ствительнои; военной службе.

При Александре II никаких ограничений на коммерческую деятельность чиновников не существовало.

В мае 1885 г. Александр III утвердил закон о налоге на рантье. Теперь любые доходы с вкладов в частных и государственных банках, а также
с процентных бумаг обкладывались пятипроцентным сбором. При этом «работающие деньги», вложенные в акции промышленных и торговых предприятий или сельскохозяйственных кредитных учреждении,  таким налогом не облагались.

3 июня 1886 г. в России, одной из первых в Европе, было принято рабочее законодательство, весьма передовое по тогдашним меркам, защищавшее важнейшие права наемных работников от произвола капиталистов.

В 1893 г. запрещены любые операции на бирже, имеющие признаки финансовой спекуляции. Банки, замеченные в подобных делах, лишались лицензии. 24 мая 1893 г. издан закон, ограничивающие  верхний предел ссудного процента 12% в год, ранее  это никак не регулировалось и ростовщики могли получать до 200% годовых.

6 июня 1894 г. высочайшим указом была введена в России государственная винная монополия, которая не только обеспечила поступление в казну больших денежных средств, но и гарантировала высокое качество потребляемой  населением алкогольной продукции.

Целенаправленным и настойчивым был курс Александра III на возвращение железных дорог в государственную собственность. Одним из первых шагов его царствования была ренационализация Николаевской  железной  дороги, а всего к концу его правления государству принадлежало 65% железнодорожной  сети, что позволило осуществлять централизованное управление транспортной  системой и значительно снизить тарифы на перевозку грузов и пассажиров. При этом, вопреки либеральным предрассудкам,  переход железных дорог из частных рук в государственные привел к росту чистой  прибыли от их эксплуатации ровно в два раза. В 1891 г. Россия приступила к самому грандиозному предприятию XIX столетия — построике Транссибирской  железнодорожной магистрали.

За недолгое царствование Александра III (1881–1894) страна сумела не только выйти из социально-экономического кризиса, но и удвоить свои; экономический  потенциал. Причем речь идет не о пресловутом «удвоении ВВП», а об увеличении в среднем в два раза натуральных показателей производства промышленной продукции. Одним из мощных инструментов резкого увеличения производства стал при Александре III таможенный  протекционизм, порицаемыи; либеральной теориеи; «свободного рынка». И здесь, будучи первым гражданином государства, Александр III чувствовал себя обязанным подавать пример законопослушания и исполнения своего долга, чтобы иметь право того же требовать от остальных. Характерен в этом отношении случай, когда однажды, «при возвращении из-за границы, Александр III приказал осмотреть в Вержболове (пограничная станция на прусской границе, где располагалась таможня) багаж не только сопровождающих, но и собственный  их величеств. Затем он сам уплатил за вещи царицы, купленные за границеи;, и приказал прислуге тоже уплатить пошлину, а также штраф за утаенные предметы».

Современник «железного» XIX в., европейских кумиров — Бисмарка и Ницше, которые (один — практически, другои; — теоретически) отрицали евангельские заповеди, Александр III, тем не менее, пошел своему веку наперекор, стал Миротворцем. Ни одной  войны, ни одной капли русской  крови — таков итог международной политики Александра III. При этом все отмечали огромный рост авторитета России на международной  арене, который опирался не столько на штыки и страх перед ее военной  мощью, как в былые времена, но на невольное уважение к честной, открытой  и искренне, а не притворно миролюбивой  политике русского монарха. Даже в глазах обычно критически настроенных к России европейцев Александр III выступал олицетворением христианского принципа «beati pacifici» (блаженны миротворцы) в противоположность принципу «beati possidentes» (блаженны владеющие, захватывающие),сформулированному канцлером Бисмарком.

И недаром именно в дипломатической дуэли с Александром III прославленный «железный канцлер» потерпел жестокое поражение, приведшее к краху его политической карьеры. Историк В. О. Ключевский  отдал должное этому царю, сказав: «Он одержал победу в области, где всего труднее достаются победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обиходе человечества».

~•———————————————————•~
Дронов И. Е. Император Александр III и идея «государства правды» в русскои; политическои; традиции // Русско-Византии;скии; вестник. 2020. № 1 (3). — с. 266-269.