Заметки африканиста о вооружённой борьбе Ч. 2

Горбунов Юрий Иванович
Юрий Горбунов


Ч.2. Заметки африканиста о вооружённой борьбе народа Намибии за свободу и независимость
———————————————————————————————————————————————



После защиты диссертации с сентября 1979 г. я работал на историческом факультете Симферопольского государственного университета сперва старшим преподавателем, затем доцентом. Читал лекции по истории стран Азии и Африки на кафедре новой и новейшей истории.  Как ученый изучал проблемы милитаризации расистских режимов и борьбы вооруженной борьбы африканских народов с колониализмом, расизмом, апартеидом. Работал с коллегами по кафедре, замечательными педагогами и учеными – Тарасовым П.К., Слинкиным М.Ф., Пашковским Л.А., Щевелевым С.С.

1

Продолжал изучать историю национально-освободительных движений, героической борьбы угнетенных народов Азии и Африки за свою свободу и независимость.
Участвовал в работе всесоюзных и международных конференциях, проводимых Институтом Африки и Институтом Востоковедения Академии Наук СССР.
Опубликовал несколько книг и статей по истории борьбы народов Юга Африки с расизмом, апартеидом и португальским колониализмом.
Какие научные проблемы меня интересовали?

Как офицера, принимавшего активное участие в подготовке партизан и офицеров для народно-освободительных армий меня интересовала ПРОБЛЕМА ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ борьбы за независимость в Африке, а также проблема милитаризации колониальных и расистских режимов. Данные, добытые из различных источников, свидетельствовали о том, что вместо того, чтобы сесть за стол переговоров с руководствами национально-освободительных движений и договориться о передачи власти коренному населению, об отмене режима апартеида, о ликвидации расизма и расовой сегрегации, расистские режимы предпочитали сохранять режимы колониального угнетения и расизма ради сохранения огромных прибылей транснациональных компаний.

Режим апартеида затрачивал на модернизацию своей армии и полиции немалые средства. Вот данные за двадцатилетие с 1960 г. по 1979 г.: военные расходы возросли с 44 миллионов до 2189 миллионов рэндов; личный состав полиции возрос с 26 тыс. до 79 тыс. человек, а вооруженных сил с 60 тыс. до 450 тыс. В ЮАР был создан довольно мощный военно-промышленный комплекс. Начиная с 1976 г. он обеспечивал южноафриканскую армию необходимым вооружением почти на 75 процентов. Остальное вооружение поставляли империалистические державы в обход эмбарго, наложенного ООН в 1977 г.

Южноафриканский режим в Намибии держался на милитаризация и военно-полицейском насилии – на терроре, тюрьмах, карательных противопартизанских карательных операциях. Примерно за то же двадцатилетие 1960-1970-х численность южноафриканских оккупационных войск увеличилась с 8 тыс. до 110 тыс. человек. На их содержание расистскому правительству приходилось тратить в 1981 г. почти 400 млн. рэндов. Кроме того, расистский режим широко использовал наемников из европейских государств, а так же создавал "племенные батальоны". В них набирали деклассированные и преступные элементы из африканцев, обучали на военной базе под Дурбаном в ЮАР, а затем отправляли воевать в Намибию.

Поэтому борцам за свободу ничего не оставалось как полагаться только на собственные вооруженные силы и помощь собратьев развивающихся африканских стран и социалистическое содружество. Им пришлось браться за оружие, создавать собственную армию и вооруженным насилием заставить расистский режим сесть закон а стол переговоров под эгидой ООН. В марте 1990 г. состоялись выборы президента Намибии. Им стал президент бессменный СВАПО. Трижды народ избирал его президентом независимой Намибии.

2

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА  была близка мне как педагогу и ученому – расистская система образования в ЮАР и Намибии. В одной из своих статей я писал: "... в ЮАР наблюдается редкий в истории национально-освободительных революций случай, когда массы в стране в большей мере толкает на революцию многолетняя борьба учащейся молодежи за демократизацию системы образования, перерастающая в бесконечную череду стихийных и организованных сражений с фашистской диктатурой белого меньшинства. Это происходит потому, что расистская система образования стала средоточием всех зол в стране – расовой дискриминации, бантустанизации небелого населения, гражданского и политического бесправия, капиталистической эксплуатации и колониализма "особого типа".

Чтобы ограничить влияние мировой прессы, западной культуры на африканское население ЮАР, расистский режим решил ввести обучение в африканских школах на языке африкаанс (южноафриканский диалект голландского языка, на котором говорит бурское белое меньшинство). 16 июня 1976 г. в Соуэто, юго-западном пригороде Йоханнесбурга африканские учащиеся вышли на улицы с протестом против введения обучения на языке, на котором не говорят более ни в одной стране мира. Южноафриканская полиция расстреляла юных протестантов.

Весь мир возмутило применение оружия против детей, против невооруженного населения. Началось всеобщее восстание. На многие месяцы гетто превратилось в осажденный пригород. Волнения африканской молодежи перекинулось в другие города. к концу августа более 1200 человек были убиты, тысячи ранены и арестованы. Волнения молодежи не затухали и в последующие годы. Намерение ввести обучение на африкаанс было лишь поводом для выступления небелых жителей ЮАР за свои права.
Главные причины выступления африканских масс лежали в самой системе апартеида: беспощадная эксплуатация, безработица, мизерная зарплата, ужасные условия жизни и быта, нищета, голод, болезни, повышение цен на товары первой необходимости и на продукты, расистская система образования и социального обеспечения, политики бантустанизации, милитаризациях общества, колониальная оккупация Намибии...
 
Введение расистской системы образования в ЮАР и Намибии привело к следующим последствиям: во-первых, способствовало реализации плана раздела коренного населения на бантустаны, и во-вторых, оно дает образование африканцев гораздо хуже, чем белым колонистам. Таким образом у южноафриканского правительства имелось готовое объяснение, будто коренное население не готово к управлению своих стран; у них нет для этого необходимых специалистов. Поэтому, мол, рано предоставлять независимость и свободу коренным жителям Африки.
НЕ ЗАБЫТЫ ЛИ СОБЫТИЯ В СОУЭТО в некоторых странах Европы и Азии сегодня?!

3

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА – ИСТОРИЯ СВАПО, политической организации, возглавившей борьбу намибийского народа за свободу и независимость. Эта партия возникла в апреле 1960 г. Она прошла трудный путь развития и к середине 70-х годов превратилась в революционную партию типа единого национального фронта всех антиколониальных, антирасистских сил страны, признанной ООН и другими международными организациями законным представителем намибийского народа.

В своей первой программе, принятой в начале 60-х, СВАПО провозгласила следующие цели: завоевание полной независимости, введение всеобщего избирательного права, уничтожение расовой дискриминации, запрещение принудительного труда. Она требовала предоставить свободу слова африканцам, печати, права на создание легальных организаций. Она заявила о своей антиимпериалистической позиции и намерении сотрудничать со всеми прогрессивными движениями в Африке и на других континентах, поддерживать все акции, направленные на поддержание мира во всем мире.

Создав свою Народно-освободительную армию Намибии (ПЛАН), СВАПО сумела добиться военного равновесия уже в конце 1970-х годов. Главная причина успехов ПЛАН заключалась в справедливом характере национально-освободительной войны намибийского народа против оккупационного режима ЮАР и местных расистов. Подразделения патриотов были укомплектованы военными специалистами – командным составом, артиллеристами, саперами, связистам, фельдшерами и др. Воинов воодушевляли политические комиссары. Идеологической работой в армии руководил военный отдел ЦК СВАПО.

В 1976 г. СВАПО приняла новую политическую программу. В ней был намечен широкий спектр революционно-демократических задач борьбы за национальное освобождение намибийцев. В статье, опубликованной в журнале "Проблемы мира и социализма" президент СВАПО Сэм Нуйома писал: "Мы намерены установить строй социальной справедливости на основе научного социализма. Это единственный, на котором, по нашему мнению, могут быть осуществлены благоприятные для нашего народа... Если не отвергнуть путь капитализма, намибийский народ останется рабом капитала".
Выполняя эту программу народ Намибии добился независимости. СВАПО по-прежнему является самой многочисленной и популярной партией в стране. Все президенты страны – члены руководства этой организации. Ее члены составляют большинство в парламенте свободной Намибии.

Сохрани мы Советский Союз, и Африка сегодня была бы совершенно другой!...