Следствие необходимости обмена и разделения труда

Аникеев Александр Борисович
     Различие природных дарований у разных людей есть не столько причина, сколько следствие необходимости в обмене и в разделении труда. Не будь у людей общества стремления к обмену или торговле для того, чтобы удовлетворять свои насущные потребности, то каждый был бы вынужден сам делать для себя всё необходимое для своего существования. Каждому приходилось бы выполнять одну и ту же повседневную работу, и не было бы того огромного разнообразия профессий, которые могут породить наши потребности.

     Многие породы животных, хотя они могут принадлежать к одному и тому же виду, имеют от природы столь различный характер и столь различные предрасположенности, что эти различия являются более разительными, чем различия, наблюдаемые среди необразованных людей. Хотя от природы между философом и грузчиком различие и в половину не столь велико — в смысле природных способностей, — как различие между разными породами собак — между волкодавом и борзой, между борзой и бульдогом, между легавой и болонкой.

     Тем не менее эти различные породы собак, несмотря на их принадлежность к одному и тому же виду, не приносит почти никакой пользы друг другу. Волкодав, обладая преимуществом своей силы, не получит никакой пользы от быстроты и легкости борзой, а бульдог от красоты болонки и т. д.  Вследствие разных способностей эти собаки не смогут жить в одной стае и погибнут, если хозяева их вышвырнут на улицу и только близкие по способностям смогут выжить.

     У людей, наоборот, самые различные дарования оказываются полезными друг другу, ибо благодаря своим склонностям и потребностям общества разные люди выбирают каждый свою профессию. Различные продукты их различной деятельности при определённой организации труда и распределения производимой продукции в процессе развития каждое общество научилось жить вместе.  В зависимости от способа производства, распределения средств для жизни и организации своего общества в процессе своего развития, источником разделения труда явилась именно необходимость в удовлетворении потребностей при разных способах обмена продуктами труда!  А отсюда следует, что рост этого разделения труда всегда ограничен способностью общества к обмену продуктами труда, или, другими словами, ростом потребностей населения общества!

     При производстве ради прибыли от продажи, если рынок будет очень мал, то никто не захочет заниматься одним каким-либо занятием — за отсутствием возможности обменивать излишек продуктов своего труда, ненужный для его собственного потребления, на подобный же излишек тех продуктов чужого труда, которые он хотел бы получить и развивается конкуренция рынка товаров!  И всё это при развитии жажды наживы и при разделении населения на класс угнетённых и на класс угнетаемых, то есть на рабовладельцев и рабов, на крепостников и крепостных, на капиталистов и наёмных трудящихся.

     В обществе, где производство организуется для удовлетворении насущных потребностей членов общества в средствах для жизни, то есть в таком обществе, где с правом трудиться на благо обществе у каждого есть право иметь все необходимые блага для достойной человека жизни, то именно такое общество и будет социально справедливым! То есть в таком обществе каждый,  при получении достаточного образования и профессии, начинает трудиться для блага всего общества, чтобы иметь от общества необходимые блага для своей счастливой жизни!
 
     Ведь если каждая семья будет производить всю необходимую совокупность предметов для своего потребления, то общество сможет существовать и при отсутствии какого бы то ни было обмена, только зачем им тогда объединяться в общество? Разве что для защиты от хищников, от непогоды и других опасных для жизни явлений?  И хотя не всякий обмен является основой общества, без него, однако, и сегодня нельзя обойтись и поэтому разделение труда есть умелое применение сил человека для умножения способностей общества в удовлетворении своих потребностей!
 
     Присущие человеку от природы силы, это его разум и его индивидуальные способности. Силы же проистекающие из общих сил общества заключаются в стремлении быть полезным обществу и способности к общественно полезному труду. А когда люди научатся справедливо распределять производимые блага для счастливой жизни всех граждан своего общества на основе общественного договора на различные профессии и условия труда, при едином для всех социально-экономическом законе, который гарантирует каждому с правом на общественно необходимый труд и право на жизнь достойную этого труда, именно тогда и можно будет сказать, что общество социально справедливости создано!

     Если этот закон, основанный на равенстве для всех рабочего времени, при честно и справедливо нормированном труде по сложности, трудоёмкости, опасности для жизни и прочее, позволит определять не только количество честно и справедливо нормированного труда, но и  формировать относительно равное количество производимых в обществе и необходимых каждому таких базовых средств для жизни, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды!

     Если благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды каждый сможет формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результата квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества, то что помешает людям жить в мире и согласии?  При сохранении рыночного обмена на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и при хорошо работающих службах общества по защите всех прав и свобод членов такого общества?

     Мотив, по которому один человек будет оказывать услуги другому, может быть и эгоистичного порядка, когда один человек требует вознаграждения за услуги, оказываемые другому человеку. Такое исключительное право является необходимым условием для того, чтобы среди людей устанавливался взаимовыгодный обмен и тогда обмен и разделение труда взаимно будут дополнять друг друга.

     В человеческом обществе самые разнообразные дарования и виды деятельности часто оказываются полезными друг другу, ибо люди могут научиться жить друг для друга без развития эгоистических наклонностей, а ради того, чтобы быть полезными друг другу на честных и братских взаимоотношениях, чтобы обмен не считался чем-то случайным и не обоснованным. Общество уже не может существовать без обмена, поэтому сейчас обмен становится необходимым в современном состоянии общества и современное производство уже не может развиваться без обмена.

     Именно поэтому разделение труда и обмен производимой продукцией между предприятиями и людьми есть удобное и полезное средство для применение человеческих сил в создании необходимого для своего развития, но оно в некоторой мере уменьшает условия для развития способностей каждого человека, взятого в отдельности.

     Индивидуальные от природы и присущие всем людям силы — разум и различные индивидуальные способности, отличаются от сил, проистекающих из общества, — стремление быть полезным обществу и развитие способностей к общественно полезному труду, при взаимовыгодном обмене и разделении труда взаимно дополняют друг друга, так как являются необходимой предпосылкой для развития всего общества при постоянно растущих потребностях населения.

     Но разделение труда и применение различных машин облегчающих труд людей и в разы повышающих производительность, способствуют не только росту различных благ для граждан общества, но и без планомерного расхода природных богатств способствуют их быстрому уничтожению, что  не может не сказываться на экономическом положении народа страны и на международных отношениях разных государств.

     А это доказывает, что рыночные отношения при товарообмене и разделение труда без учёта всех социально-экономических интересов населения разжигают среди людей жажду наживы, склонность к обману и эгоизму, вызывает обеднение интеллектуальных интересов трудящихся и не способствует развитию общественно значимых индивидуальных способностей разных людей в обществе.

     Рассматривая разные моменты в развитии общества можно увидеть, что капитализм доводит отчуждение результатов труда рабочих до такой степени, что чем больше предметов рабочий производит, больше зарабатывает денег и чем большим количеством социальных благ он может владеть, тем сильнее им овладевает власть денег, анархия рынка и жажда наживы.

     Ибо здесь становится особенно ясно, что чем больше при монополии капитала власти денег и анархии рынка, тем больше рабочий должен выматывать себя на работе, тем больше он относится к продукту своего труда как к чужому предмету, тем беднее становится он сам и его внутренний мир.

     Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остаётся в нем человечного. У каждого гитлеровца на бляхе ремня была надпись – «С нами бог!»  И что, он им помог?

     Наёмный трудящийся вкладывает в труд свою жизнь и эта частица его жизни принадлежит уже не ему, а капиталисту, если рабочий не становится счастливее от своего труда. Таким образом, чем больше наёмный трудящийся сделает, тем менее человечнее становится он сам, то есть какие духовные силы отошли в продукт его труда, того уже нет у него самого.

     Даже косвенное отчуждение рабочего от продуктов его труда, когда его честный и равный по времени и трудоёмкости наёмный труд не позволяет иметь даже необходимое достойно труда, не позволяет прокормиться ему и его семье, а хозяин результатов его труда богатеет, то это имеет не только то значение, что его труд становится для него чужим и приобретает внешнее от него существование, но еще и то значение, что его труд существует как бы вне его, независимо от него, как нечто чужое для него, то этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой.

     Причём независимо от того, кто является хозяином результатов его труда, отдельный капиталист или государство в лице буржуазно привилегированного государственного чиновничества, которое распоряжается произведённой им продукцией как лавочник в своей лавке.

     В этом случае жизнь, которую он подарил изготовленной им продукции, может выступать и против него как враждебная и чуждая ему сила, особенно если это продукция будет направлена потом против него самого.