Оскорбление и неоскорбляемая жизнь

Вячеслав Абрамов
Оскорбление живёт между людьми и людями, и ими же подкармливается. Или между сообществами людей, возомнивших себя единственно правыми и несущими истину. Эта истина часто в том только, что истины всех других неистинны и подлежат уничтожению.
Оскорбление претендует на некую возвышенность, тогда как промеж людей ещё живёт обида – простецкая такая и обыденная, но очень активная и скандальная, как неудовлетворённая или уязвлённая баба.
Уязвлённый ведь побуждается язвить! А также бить, стрелять …

Тема обширная, неоднозначная. Где какие ставить знаки – зависит от тебя.

Оскорбление – причинить скорбь или боль, или крайне обидеть, унизить кого-либо, травмировать, уязвить. Уязвить … А кто уязвим от всего такого оскорбляющего? Думаем …

Личность, гордость, достоинство, самоуважение, самолюбие, честь, чувство. Где это всё находится? В «я» или в «эго». Вот это и оскорбляется!

Получаем, что уязвимы личность, т.е. персона, и её некие высокие чувства,
в том числе относимые нерелигиозными законниками к религиозным. В кодексах наших всяких есть статьи: оскорбление личности, чести и достоинства личности, религиозных чувств

А что есть «личность»? Не затрагивая нюансы, с незначительными оговорками, это и есть «я», «я» так сказать официальное, формальное.

Чувства – тут всё сложнее, точнее – неопределённее. Это некий продукт некой психической деятельности, о котором не имеют точного представления ни психи, но психологи с психоаналитиками. Представление имеют психиатры, но однобокое.

И всё-таки, что есть наши чувства? Русская развитая лексика весьма обширна, и необходимо уяснить, какое слово как заставляет погрузиться в составы чувств как эмоций и наоборот.
Наш богатый язык располагает особо богатыми возможностями для описания разного рода моральных травм. Он проводит тонкие различия между обидой, оскорблением, унижением. Он отличает издевательство от глумления. Он тщательно классифицирует травматичные ситуации, которых следует избегать, – тут целая когорта слов от благородного «невместно» до ныне популярного «западло».

Но чаще всего и более всего во всяких кодексах вместе с «чувством» звучит «оскорбление». Неудивительно, что мы так легко впадаем в ТРАВМОТОЛОГИЮ: нас оскорбляют, обидеть норовят, а вот мы им за это покажем! И сейчас этот дискурс стал пугающе актуальным …

Обычно в центре внимания находятся понятия достоинства и чести, которые причисляют к атрибутам личности. Оскорбление наносит унижение достоинству, травмирует честь.

Вывели разницу между обидой и оскорблением: «Оскорбление возникает тогда, когда задета честь, обида – когда задето чувство … В оскорблении участвуют социальные факторы, в обиде – индивидуальные». Понятие оскорбления предполагает наличие авторитетного для определенной социальной группы свода норм и правил. За каждым сводом уже стоит свой кодекс – официально вменённый или неформальный.
В наши времена это далеко не всегда кодекс чести.
В этом отношении очень показательно слово «западло», в котором явный аналог понятия чести с той лишь оговоркой, что честь есть у более или менее свободного человека, а западло – у человека в условиях максимальной несвободы. Это ограничения не нравственные, ибо нравственность «пластична» (а точнее – лжива) и в экстремальных условиях может подвести, а «понятия», будучи очень жестким кодексом, так же легко сочетаются с идеей оскорбления, как, скажем, представления об офицерской или дворянской чести.

Тут любопытно, что и «благородное» НЕВМЕСТНО, и «низкое» ЗАПАДЛО пришли к нам из польского языка. Оба! Представления о личном достоинстве, обострённом самоуважении связываются в русской культуре с «польским гонором» (в силу вполне очевидных исторических причин). Кстати, и популярное слово БЫДЛО, выражающее крайнюю степень социального высокомерия, из того же источника!

Итак, оскорбление связано с составом самооценки или с определённым кодексом.
А обидеть можно и ребёнка, отняв у него игрушку или не купив мороженое. Унизить малыша не получится, потому как он ещё мало сознаёт важность своего «я». Подростка могут и унизить, однако оскорбить – вряд ли. Чтобы почувствовать себя оскорбленным, человек должен быть уже персоной – сформировавшейся личностью.
В состав обиды как эмоции входит ощущение несправедливого отношения и чувство жалости к себе. В обиде может быть даже сладость, ею человек иной раз может упиваться. А вот унижение – всегда неприятное чувство. В унижении есть элемент психологического насилия, унижает всегда сильный слабого, в то время как оскорбить или обидеть можно и более сильного.

Теперь вернёмся к оскорблению – оно покушается на эгоистическую самооценку. Не любая сказанная человеку гадость, не любое отрицательно-оценочное высказывание будет для человека оскорбительным — а только такое, острие которого попадает в самолюбие.

Итак видно, что только само слово «оскорбление» имеет сложное, ситуационно меняющееся значение. Однако это слово используется в юридических документах!

До недавнего времени в УК РФ была статья 130 «Оскорбление». Понятие «оскорбление» было в ней определено так: «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» и имело два признака: оно самим своим содержанием должно унижать честь и достоинство другого лица и должно иметь неприличную форму. Неприличную форму определяли на основании того, употребляются ли бранные слова и выражения обсценные, неприличные, непристойные.

Теперь трактовка оскорбления изменилась, в 2011 году 420-м-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ…» преступления, предусмотренные ст. 129 и 130 были включены в разряд административных правонарушений. Затем «Клевету» снова вернули в УК, а «Оскорбление» в прежней формулировке теперь живёт в КоАП.
Однако, в УК осталась статья 319 «Оскорбление представителя власти». И как же понимается слово оскорбление в адрес властителя? Теперь никаких указаний насчёт неприличной формы нет. И как знать, в чём иной нежный и трепетный чиновник может усмотреть для себя оскорбление? Его честь может пострадать просто от того, что кто-то его критикует.

«Моралистическая травмотология» затем сочеталась с модой на защиту оскорбленных чувств. Сначала – пока только религиозных, теперь добрались до патриотических.
Грубо говоря, оскорбить религиозное чувство – значит оскорбить человека в его вере. Точнее, религиозное чувство – это не вера, а эмоциональное переживание веры или эмоциональная составляющая веры. Если же говорится, что человек оскорблен в религиозных чувствах (во множественном числе), это указывает на очень широкий и неопределенный спектр эмоций. Например, человеку помешали испытывать умиление или усомнились в его моральном превосходстве над иноверцами. Или, скажем, поколебали его вековые предрассудки и суеверия, в которых он, может быть, не так уж глубоко отдавал себе отчет, но которые придавали его жизни простоту и устойчивость.
Едва ли кто даже из духовенства сможет чётко очертить круг этих чувств и тех вещей, которые их могут оскорбить.

Теперь – о сути.

Возникает причинно-следственность: если люди оскорбляются, значит есть и такие, кому нравится оскорбляться. «Нравится» – это тоже чувство (но не чуйство, что точнее обзывают «нюх»).

А кому не нравится? Тому, кто осознаёт это как деструктивное влияние, и даже как зло. А это действительно зло – по результату действия. А по окраске – ущербность или гадостность.

Что из этого можно вывести и вынести?

Бороться с источниками оскорблений – глухой номер. Стоит только почитать те же всуе упомянутые кодексы …

А вот приёмник оскорблений – это ты, собственной персоной.
Можешь перестать быть этим приёмником? – флаг тебе в руки … Руки у тех, кто отменил себя как приемник оскорблений, обид и всяких там «наездов» даже могут стать более умелыми и хваткими-цепкими. И все другие возможности и способности – тоже.

Но окружающее и окружающие ненавязчиво, но вполне убедительно свидетельствуют: не видать таких! Нет, такие может и есть, но похоже, что и они где-то прячутся …

А что есть достоинство? В чистом виде – это быть честным перед собой и другими. Есть такие? Ау!!! Вы где?!

Достоинство – это отдача себя высшему и истинному. Может такое оскорбиться или обидеться? Это будет про слона и Моську в басне.

Есть такое? В ответ – тишина …

Есть прекрасная фраза: «благодать же состоит в том, чтобы себя позабыть». Немножко осмыслив это высказывание, можно говорить то, о чём многие самолюбивые невротики (извиняюсь, личности) недостаточно часто вспоминают: быть важным далеко не так важно, как уметь в конечном счёте полностью забыть себя. Вот тогда – благодать. Без обид, оскорблений, чувств уязвлённого самолюбия …

А можно ли в себе любимом забыть себя? Нельзя, ни у кого не получалось и не получится.
Только в Господе Христе Иисусе, явившем Свой образ как образец величайшей любви и нас направившем: «Я есмь путь и истина и жизнь», – при том и жизнь НЕОСКОРБЛЯЕМАЯ.