Спящие боги, гл. 82. Голова и её движения

Владимир Пяцкий
ГОЛОВА И ЕЁ ДВИЖЕНИЯ

Голова в правильном состоянии – это океан покоя.
Одно из замечательных упражнений, которое можно выполнять головой – это бодание ветра. При бодании не нужно думать, что вы наносите удар. Движение должно быть игривым как движения кошачьей лапы, которой кошка пытается схватить клубок ниток. Такие  движения расслабляют мышцы шеи и глаз. Их можно совершать в движении, стоя, сидя или лёжа.
Во внутренней работе голова должна систематически освобождаться от напряжения. Для этого нужно представлять себе, что мы накапливаем энергию, навыки движения и достигнутую ясность мышления не в голове, а в котле нижней части живота, где варится похлёбка пробуждения. Во время телесных упражнений нужно научиться переносить центр управления с его способностью мыслить, слышать и создавать волевое усилие из головы в живот. Для этого можно представлять в нижней части живота собственное лицо или лицо божества-покровителя, с которым себя отождествляет практикующий. Это поможет получить необходимый для практики опыт "спокойной головы".
Бодание ветра может также напоминать движение метлы дворника, убирающего эмоциональный мусор. Взрослые часто пугают детей: «Вот, если будешь плохо учиться, то станешь дворником!» Не похоже, чтобы эта угроза существенно увеличивала количество желающих учиться детей. Возможно, часто детям нравится идея работы во дворе, куда их тянет во время выполнения уроков.
Не будь дворников, на что стали бы похожи улицы городов? Можно сказать, что образ дворника – это символ скрытого правителя, Георгия Победоносца, побеждающего дракона солнечного затмения. Если взглянуть на изображение этого святого, то легко представить у него в руках вместо копья метлу, на месте дракона – уличный мусор, а вместо кольчуги – длинный дворничий фартук. Для того, чтобы в людях, метущих улицы, признали освободителей от мрака, дворникам не хватает только белых коней.
Во время бодания ветра в стиле «метлы дворника» важно соблюдать принцип сохранения внутреннего покоя. Бодать нужно смущающие сознание ветры, отбрасывая желания и тревожность. Не нужно увлекаться самими движениями, чтобы не оказаться в положении человека, который, желая успокоиться, становится ещё более напряжённым.
Вместе со своим напарником, печально выглядевшим парнем, я работал на большой, залитой жарким солнцем крыше клубного помещения. Мы сметали с крыши сухую листву и отмывали её от въевшегося в извёстку голубиного помёта. К полудню жара стала казаться невыносимой. Я каждый десяток минут прямо в одежде обливался водой из ведра, но это помогало лишь ненадолго. Когда мы решили сделать небольшой перерыв и присели в тени, то за поеданием бутербродов у нас завязалась беседа на духовную тему. Однако уже после первых моих слов мой собеседник посмотрел на меня насмешливо и сказал: «Ты вот говоришь о мудрости, а какое ты имеешь к ней отношение? Настоящий мудрец не стал бы убирать с этой крыши листья и голубиное дерьмо. Настоящий мудрец сидит спокойно, и вокруг него вращается весь мир».
Хотя я легко мог представить себе мудреца убирающим крышу, но, применительно к моему состоянию, я счёл слова моего собеседника справедливыми. Ведь работа на крыше вызывала во мне чувство интереса лишь первые несколько часов, а сейчас я просто мучился на ней от невыносимой для меня жары. Я подумал, что даже не мудрец, а просто настойчивый в поиске работы человек может найти для себя менее изнурительный труд. Выяснив, что трудовые обязательства моего товарища никак не связаны с моим присутствием, я попрощался с ним и поехал домой. Мой напарник остался в состоянии некоторого удивления. Его наставление неожиданно для него самого нашло во мне восприимчивого слушателя.
Я же думаю, что опыт уборки крыши внёс существенную лепту в моё умение «бодать ветер». Ум не должен прилипать к деятельности чувств и следовать за ними. Он должен спокойно и бесстрастно взирать на чувственные восприятия, являясь крышей существования. которую нужно очищать от сухой листвы желаний и голубиного помёта самодовольства.