Первый экзамен

Галина Черонова
  *Уровень сложности (*как градус сложности)...

  На вступительных экзаменах по математике этот уровень в тот год умышленно был повышен, поскольку конкурс резко возрос: 15 - 20 и более человек на место,- и приёмной комиссии необходимо было побыстрее отсеять несколько тысяч человек. На факультет, куда поступала я, планировалось принять всего 200 студентов (плюс примерно 20 студентов-иностранцев, которые уже были зачислены за год до этого и целый год изучали русский язык). В ХХ1 веке эта специальность уже не столь востребована, потому конкурс - всего 4 человека на место).

  По математике письменно я решила все четыре задачи (но в тот год даже за три решённых задачи уже ставили 4 балла, а лишь за правильную попытку решить четвёртую задачу уже ставили 5-ть... Следующим экзаменом был экзамен по математике устно. Целых пять часов два преподавателя-вундеркинда - юноша и девушка - так "гоняли" меня, задавая самые каверзные вопросы, что я, напрягшись как пружина, ежеминутно готова была к бою. Как редкий боец на ринге, я понимала,  что здесь, как знания, так и скорость, имеют решающую роль. В это время на стадионе МГУ вовсю звучала бравурная музыка, и когда запели задорную песню: "Солдат, всегда солдат", - я уже поняла, что строевую выполнила. Оставался марш-бросок длиной в пять лет, а может и дополнительные башни аспирантуры-докторантуры:- плох тот солдат, который не хочет быть генералом!.. 

   Почему мои оппоненты столь молоды?!. - Известно, что некоторые математики становятся студентами в 14 (четырнадцать), за два года заканчивают механико--математический факультет,- и выходят в доктора наук уже в 20 лет. Я предалась  размышлениям и наблюдениям:- в отличие от председательствующих седовласых "зубров", возглавляющих комиссию, эти двое были столь молоды, что приходилось только диву даваться! Выросли в хороших семьях, учились в специализированных школах. Ну и, конечно, сверхталант! Молодые да ранние, они старались изо всех сил, определяя, кого удостоить правом назваться студентом, дабы не промахнуться в выборе и быть уверенными, что именно их избранники способны будут рьяно грызть гранит науки и, главное, не подведут в будущем. В конце концов, удостоверившись, что и я - вполне серьёзная абитуриентка, на все вопросы без исключения отвечаю слёту, на заключительном аккорде отбора, мне предложили ознакомиться с результатами моей же письменной работы, где стояла почему-то "4-ка", спросив, согласна ли я с этой оценкой ("всего-то" не поставлен был "модуль". Небольшая деталь, но для чистой науки - целая бесконечность). И всё же, раз спросили, значит был явный шанс на "5-ку"... Почему не "5"? - так и хотелось воскликнуть, ведь другим даже за не полностью решённую задачу ставили "5", а лишь за начало рассуждений и правильный ход мыслей? Ведь решено всё.  Теперь мои шансы на то, что удастся пройти по конкурсу, уменьшались...

  Всё же предположив, что если я выражу протест и скажу, что не согласна на "4", то "за смелость" получу вместо желаемой "5-ки" даже не "4-ку", а куда более низкую оценку, а если упрямо буду претендовать на что-либо высокое, зададут такой дополнительный вопрос, что на него при всём уровне подготовки не  ответит даже профессор...

  Приходилось смириться: 4\5 по двум математикам, = не 10, а 9 баллов...

  Оставалось ещё три экзамена: физика, химия, сочинение. По первым двум профилирующим дисциплинам нужно было получить обязательно "пятёрки", чтобы повысить реальный шанс пройти по конкурсу. На апелляцию после моего молчаливого "согласия" рассчитывать не приходилось.

  Аудитории гудели: после 1-го экзамена на конкурс вместо 4 - 5 тысяч желающих уже осталось 400 студентов (остальных отсеяли на первом этапе: математике письменно. А уже после математики устно - осталось около 300 претендентов. Затем пошла лавина отсева абитуриентов после экзамена по физике и химии, шанс быть зачисленным, повысился. Но всё же, преимущество явно у москвичей, потому что им не нужно общежитие.

  И вот! Ура! Победа: - поступила! Но если бы получила "5-ть" по всем "5-ти" дисциплинам сразу, а не одну "4-ку", то с первой сессии сразу вышла бы на повышенную стипендию, а это было так важно для меня! К тому же, математика была моим любимым предметом."*


  ... Вот и подходит к концу первая сессия. За лучшую курсовую работу меня удостоили почётной грамотой. Но впереди много зачётов и экзаменов. Вокруг все только и говорят, что нужно удержаться на 1 курсе!.. Преподаватели иностранного языка пугают, что будут отчислять тех, кто слаб по иностранному языку, так как замечено, что именно они "тянутся" до 5 курса, отставая по всем прочим предметам.

   Зачёты (около 10) сданы. Из четырёх - первый экзамен в первой сессии в первых числах января - химия (всего же четыре экзамена). Утром сообщили, что принимать кроме прочих ведущих преподавателей, будет аспирант Зайцев: он-де валит всех подряд!

   Мне достался билет № 1, который я знала наизусть. Доброжелательная комиссия после того, как часть из нас взяли билеты, торжественно заседает за столом. И вдруг, в аудиторию входит молодой человек (вероятно, Зайцев), решительно направляется к  почтенным экзаменаторам,- все экзаменуемые вздрогнув, возвели глаза к небу; а он берёт именно мою зачётку (я заходила первой).

    - Я ещё не готова,- моё восклицание поглощено было радостным вздохом всех остальных студентов ожидающих лучшего для себя часа... Мне же, за мою  нерешительность, был рикошетом направлен меткий выпад грозного преподавателя: "По ходу ответов сориентируетесь!"

     Ничего другого не оставалось, как проследовать к месту, где "приземлился" мой оппонент. "Так,- сказал он, взяв в руки мой билет № 1,- слушаю вас."

     - Закон сохранения энергии,- начала я и замолчала... Минуты две мы молчали оба. Потом молодой преподаватель с улыбкой глядя на меня, изрёк: "Так что там насчёт сохранения энергии?"

      Ничего другого не в состоянии произнести, я продолжила свою речь, дословно точно следуя фразе из учебника по химии для 1 курса, которая была изложена на 1-х же страницах книги:
   
      - Ломоносов сказал: "Сколько от какого тела отсовокупляется, столько к другому телу присовокупляется".

      От неожиданности молодой человек начал смеяться, но чтобы скрыть улыбку, наклонился к самому столу. Я же застыла, не в силах изречь больше ни слова. Тогда он, чтобы успокоиться отошёл к главному столу, где заседала комиссия, предлагавшая ожидавшим своего жребия студентам, новые экзаменационные билеты. Мой же высокий судья, не в состоянии отвлечься от подаренного ему хорошего настроения, продолжал смеяться уже в открытую. Все смотрели на него с удивлением. Тогда он проследовал по рядам и даже вышел из аудитории. Все толпящиеся у дверей в ожидании экзекуции ещё больше напряглись, поскольку не могли понять, что так развеселило столь грозного учёного.

      - Вот так,- думала я, так трудно было поступить, и так легко будет вылететь... Ещё и припомнят мне, что на занятиях по "качественному анализу", я чуть не учинила взрыв! Хорошо, что подоспела преподаватель, собрав всех вокруг моего опытного участка, чтобы остальные усвоили простые истины.

      Наконец, мой экзаменатор вернулся ко мне и с серьёзным видом произнёс: "Закон сохранения энергии! Прекрасно! Но как же тогда фотоны (кванты),- куда они исчезают? Выходит, закон не соблюдается?"

      Как же, как же,- хотелось воскликнуть мне: энергия в виде фотонов (квантов) никуда не исчезает и не появляется из ничего, она просто существует, как материя, вечно и просто переходит из одной формы в другую. Но ведь он всё равно будет докапываться до истины, а я не могу связать даже двух слов, внезапно войдя в ступор.

      Ответ-то мне был давно известен, ещё с абитуриентских времён и даже раньше. Но, оцепенев от предстоящего провала, я опять только и смогла произнести сакраментальную фразу... Ломоносов постарался! Спасибо ему!

      "Ну, хорошо,- сказал уже не столь суровый учёный,- давайте перейдём к следующему вопросу.

      Второй, третий вопрос и все дополнительные прочие оные не вызвали затруднений. Экзаменатор расписался в ведомости и в моей экзаменационной (зачётной) книжке. И ещё долго смеялся, потому что все спрашивали уже в общежитии: "Чем ты так его рассмешила?"

       В тот день он всем девушкам ставил только "5-ки", утверждая, что девушки подготовились куда лучше мальчишек. Да и оных тоже пожаловал отличными оценками!
      
       В нашей комнате общежития подружки порадовались за меня, памятуя, что я отлично начала спринтерский забег перед предстоящими ещё тремя экзаменами, с улыбкой воскликнув: "Вот уже одна четвёртая Галки осталась в университете!" А им предстояло только завтра пройти первое своё испытание.

https://dev.mccme.ru/~merzon/mirror/mp22_sossinsky.pdf - 17
Золотая эра мехмата (1957–1967)
глазами приезжего
А. Б. Сосинский