Летопись-дело Божье

Валерий Протасов
    
    Досужие скептики, которым не терпится где-нибудь кого-нибудь ущучить, поймать за руку на вранье, жить не могут без очередного разоблачения. Не было, де, князя Олега. Не ходил он «к вратам Цареграда», не прибивал свой щит к стенам его, не было кораблей, поставленных на колёса, не было руссов, вообще ничего русского не было, кроме плохого, которое и «следует отменить». Вы, господа, скорее отмените сами себя, чем историю. Трезвые и совестливые умы на Западе понимают всю абсурдность такой акции и, несмотря ни на что, дают спектакли русских режиссёров, оперы русских композиторов, издают книги Толстого и Достоевского, отказываются закрывать экспозиции с картинами русских художников. Потому что безумие временно, а ясный свет разума вечен.
   Был и князь Олег, и руссы, и корабли, идущие к Цареграду на колёсах, был и "щит на вратах Цареграда". Летописцы смотрели на свой труд как на порученное им дело от Бога, а не от лукавого, и старались ничего не приписывать от себя.

Еще одно, последнее сказанье  — И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному.
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил 
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный...
Засветит он, как я, свою лампаду. - И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют…

Монолог летописца Пимена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».