Ни с кем целоваться не будем

Валентина Судакова
«…Но в вопросах раногласия мы ни с кем целоваться не будем»
(Междуречье, № 135 (97114), 17 ноября 1994 г.)


На очередной сход казаков станицы Междуреченской на сей раз собралось 23 человека казаков потомственных и приписных. В форме – треть собравшихся.
Атаман Рощин, касаясь вопросов дисциплинарных, вскользь заметил, что «не поприветствовали его», как положено по уставу, «не нравится мне», мол, это...
– Ну я об этом догадался, но Вы же, Иван Васильевич, не в форме, – согласился пожилой казак в надлежащем мундире.
–Тогда давайте на сход приходить как положено по уставу? – полуспросил, полу- предложил атаман.
– Рыба-то с головы гнить начинает, а чистят её с хвоста,– подшутковал один под общий беззлобный смех...
– В общем, сход проходил по типу демократичного собрания; говорили всё больше бывалые, реплики подбрасывал кто хотел, ну я молодёжь – та дисциплинированно молчала, жевала жвачку да на «ус» наматывала, что слышала.
Казаки сидели за кабинетными столами, на стульях и в креслах. Кто-то, разомлев, засыпал, свесив голову, кто-то втихаря исчезал в тёмном проёме двери, без доклада, самолично, что тоже надо полагать, не по уставу. «Растворился», выяснив кое-что о возможности трудоустройства бойкий казак – водитель в кожанке, готовый работать хоть у чёрта на рогах, лишь бы хорошо платили.
С уставом не всегда гладко. Вот хотя бы положено доложиться, если не можешь по какой-то веской причине выйти на дежурство по графику? Положено. А кто-то не считает это обязательным. Не дело это, сказали бы деды, какой казак без дисциплины!
С уставными правилами знакомит сотоварищей начальник добровольной казачьей дружины А.В. Шевляков. В конце каждого схода, рассмотрев программные вопросы, казаки слушают необходимую информацию.
Собираются они пока в Городищенской поселковой администрации – своей штаб-квартиры нет, а надо бы: знамя казачье где держать? Доска приказов и прочей рабочей ин-формации тоже нужна, библиотечку бы по казачьей тематике собрать: надо знать свою ис-торию.
По старинному казачьему обычаю, если атаман командует сесть, разговор предстоит долгий и серьёзный. Команды не было, но все сидели, и разговор действительно был серьёзный: и теоретический, и практический, и о конкретном.
Можно ли обойтись в казачьем движении без политики? Не обернутся ли политические «баталии» ущербом общей идее возрождения?
Записывать все речи казаков нет надобности, поэтому ниже приводятся только отдельные их соображения: важно было знать не именно кто и что говорит, а уловить настроение междуреченеких казаков, их позиции по тому или иному вопросу.
… – Политику не обойти. Все вопросы, которые мы решаем (восстановление нашего статуса, возвращение нам земель, экономические проблемы, вопросы воспитания молодого поколения в духе казачьих традиций, трудоустройство), непременно выходят на политический уровень. Оттого, что мы поговорим между собой, толку мало надо иметь свои представительства на уровне любого органа властных структур, защищать казачьи интересы. Но любая администрация пока относится к этому отрицательно, зачем ей лишний контроль.
... – В печати иногда проскальзывает, что мы, якобы; заодно с коммунистами. Нет. с коммунистами мы никогда не были и не будем: у нас разные политические платформы. Но есть и точки соприкосновения, и общие мнения в каком-то вопросе, например в вопросе о распродаже земли. Мы против этого, коммунисты – тоже. Есть некоторые общие мнения и с другими партиями. Но в вопросах разногласия мы ни с кем целоваться не будем.
... – Дело, которое мы затеяли – возрождение казачества – важное. На первом этапе сплочение единомышленников – есть определенные успехи. Второй этап – завоевать у народа доверие и уважение. Чтобы казаку верили. Слово и дело казака не должны расходиться. Говорить умеют многие, и даже очень красиво, а действительно помогать народу и защищать его – таких гораздо меньше. Наша добровольная казачья дружина состоит из тех, кому не безразлично, что делается и творится в посёлке. Мы хотим навести порядок. Мы ни с кем не хотим ссориться, не плетём никаких заговоров, а просто делаем нужное дело: дежурим в медвытрезвителе, наблюдаем за порядком (часто по заявлению жителей), берём под защиту памятники, кладбища, улицы нашего посёлка. На «Солдатском поле» дежурили, поскольку до этого 40 мраморных плит украдено с этого священного места, трудоустраиваем казаков, создаём экологическую дружину.
... – Были бы деньги, легче бы решались проблемы. Денег у нас нет. Но с протянутой рукой не стояли и стоять не будем. Недостойно это казака. Надо создавать и развивать свою экономику. Сейчас в посёлке ситуация такова, что почти всю недвижимость и земли скупает Кавказ. Это что же? Наши дети и внуки потом будут работать на них?
… – Вопрос массового «исхода» некоторых народов со своих земель на земли казачества – не простой. Мы за то, чтобы приостановить этот поток хотя бы на теперешнем уровне. Надо, чтобы администрация искала пути, как остановить этот поток, тем более что огромное количество правонарушений и даже преступлений – на совести этих переселен-цев.
... – Интересно получается: казаки просят вернуть свои исконные земли – не дают, а иммигранты свою родную бросают, чтобы купить чужую. Нам это не нравится. Казаки свою родную землю продавать не хотят, и в этом хотели бы видеть поддержку администрации. Мы за межнациональное согласие, но твёрдо убеждены: у каждого должна быть своя, исконная, а не купленная Родина, земля его дедов и отцов, за которую и надо держаться, которую надо любить и защищать...
… – Те, кто в советский период истории поселился, часто не по своей воле, на наших землях и выросло уже здесь третье поколение, пусть не думают, что кто-то собирается изгонять их с этих земель, но люди эти должны знать, что живут они на казачьих землях и должны уважать наши законы и порядки.
… – Мы, казаки, народ! Народ, история которого из глубины веков, а у народа должна быть не только своя история, но и своя земля – земля предков. Наша цель возродить свои традиции, обычаи и вернуть этим землям нашу любовь и наше верное служение ей и Отечеству. К этому все наши помыслы, в этом видим смысл возрождения. Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество?