Приезд Екатерины

Артемий Сахаров
3 февраля 1744 г. произошло знаменательное событие, повлиявшее на весь ход российской истории – в Петербург приехала невеста наследника престола принцесса Ангальт-Цербстская со своей матерью. После Лопухинского дела, Елизавета, опасаясь новых заговоров в пользу Брауншвейского семейства, решила обезопасить трон и поскорее устроить брак Петра Федоровича. В это время внешние дела для дочери Петра отошли на второй план – Елизавета была занята поисками невесты для будущего императора. Но вопрос о выборе невесты был важен не только для нее. Вице-канцлер А.П. Бестужев, руководствуясь своей политической системой, предложил свою кандидатуру – дочь польского короля Августа III саксонскую принцессу Марию-Анну. Выбор же «французской партии» был сделан в пользу Софии Августы Фредерики, дочери князя Ангальт-Цербстского и принцессы Гольштейн-Готторпской (сестры наследника шведской короны). Лесток и Брюммер, не без участия духовных лиц, пытались убедить императрицу, что принцесса-протестантка больше подходит для православной страны, чем католичка [1, с. 260-261].
Невесту для великого князя Елизавета выбирала тщательно. Ее не устраивали многие претендентки на руку Петра Федоровича, в том числе и Мария-Анна. Помимо саксонской принцессы, долгое время ходила в невестах и датская принцесса Луиза. Кандидатуру Луизы поддержал и Бестужев, который полагал, что принцесса-датчатка все же лучше, чем принцесса-немка [2, с. 383]. Но в конечном итоге Елизавета «забраковала» и ее: «А мое мнение такое: понеже дело деликатное, то надлежит подумать <...> нет ли тут интриги прусской или французской <...> чтоб и Данию от нас от союза отвлечь» [3, с. 909-910].
Императрица, сначала склоняющаяся в пользу сестры Фридриха II принцессы Ловисы Ульрики, в итоге остановила свой выбор на Софии Августе Фредерике, что отвечало интересам врагов Бестужева. А Ловиса Ульрика была выдана замуж за шведского кронпринца. Оба заключенных брака Фридрих расценивал как свою маленькую победу над Бестужевым. По планам прусского короля обе немецкие принцессы должны были нейтрализовать влияние Алексея Петровича. Фридрих II поручил Иоганне Елизавете, матери принцессы Софии Августы, добиваться при поддержке Брюммера, Лестока и Мардефельда заключения союза между Пруссией, Россией и Швецией, а также сделать все возможное, для свержения Бестужева [4, с. 95]. Поэтому приезд в Петербург невесты Петра Федоровича и ее матери не мог не встревожить вице-канцлера, тем более, что сразу же после прибытия в российскую столицу принцесса-мать сблизилась с «французской партией». Живя в России, Иоганна Елизавета занималась шпионажем по поручению Фридриха II и тщательно отстаивала интересы своего брата, шведского кронпринца. Обладая склочным и мелочным характером, она со временем настроила против себя весь Петербург.
Вскоре после своего назначения канцлером, Бестужев добился удаления из России Иоганны Елизаветы. Достигнуть успеха канцлеру помогла перлюстрация. Он перехватил письмо Иоганны, адресованное ее младшему брату Августу и зачитал его императрице. Елизавету возмутили жестокие слова принцессы, обращенные к родному брату. Вслед за этим Бестужев вызвал Августа в Петербург. Принцесса Цербстская плохо приняла брата, тем самым окончательно потеряв к себе уважение двора, в том числе и великого князя [5, с. 226-227]. Вскоре в руки к канцлеру попало письмо наследника шведского трона к Брюммеру, в котором тот просил гофмаршала намекнуть государыне о безденежье Иоганны Елизаветы. Перед тем как преподнести письмо императрице, Алексей Петрович снабдил его примечаниями, в которых задавался вопросом, когда принцесса успела потратить деньги, подаренные Елизаветой и на что они были потрачены [1, с. 349].
28 сентября 1745 г. мать великой княгини (спустя месяц после бракосочетания дочери) была удалена из России, получив на прощание 50 тысяч рублей. Елизавета Петровна больше не разрешала ей приезжать в Российскую империю; кроме того, Иоганне Елизавете было запрещено вступать с дочерью в переписку [2, с. 387].


 Библиографический список

    1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн. М., 1963-1965. Кн. 11.
     2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2005.
     3. Письмо принца Августа Голштинского с замечаниями императрицы Елизаветы и канц-
         лера гр. Бестужева-Рюмина // Русский архив. 1863. Вып. 12.
     4. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М., 1986.
     5. Екатерина II. Записки. СПб., 1907.