Не далее как вчера посмотрела черно-белый фильм 1949 года французского режиссера Жана Пьера-Мельвиля «Молчание моря». Фильм о войне и о том, как красивый и молодой немец оказывается в доме пожилого француза, живущего со своей племянницей в маленьком провинциальном городке. Поселившись в их доме, он ищет с ними контакта. По профессии он композитор, а кроме того — большой знаток французской культуры. Он свободно цитирует французских поэтов и философов, прекрасно знает французскую литературу. Однако диалога между ними не получается, и он обречен на вечный монолог, даже тогда, когда предстает пред ними в штатской одежде. Такое впечатление, что отправляясь на войну, он полагал, что завоевание Германией Франции поможет объединить две великие культуры — немецкую и французскую. Не случайно, он цитирует свою любимую детскую сказку «Красавица и чудовище», написанную прабабушкой Проспера Мериме — Жанной-Мари Лепренс де Бомон. В «чудовище» он видит Германию, а во Франции — Красавицу. Поэтому символом прекрасной Франции для него становится юная племянница домовладельца. Девушка, сохраняя глубокое молчание, не решается поднять на офицера глаза; лишь её дядя начинает догадываться о том, что между ней и их непрошеным постояльцем возникло чувство. Отправившись однажды в Париж к своим сослуживцам, немецкий офицер, наконец-то, начинает понимать суть развязанной войны. Последний взгляд, прощание и единственное слово, произнесенное девушкой будет «Прощайте». Оставшись снова вдвоем — племянница и её дядя никак не могут выйти из ставшего для них привычным молчания, да и могут ли они поведать друг другу то, что испытали в присутствии незнакомца. В день отъезда, почти на пороге, офицер обнаруживает газетную вырезку статьи Анатоля Франса о том, что «прекрасен поступок того, кто отказывается выполнять преступный приказ». Фильм произвел на меня столь сильное впечатление, что я решила написать о нем, а кроме того слова Анатоля Франса звучат сегодня очень современно...
25 августа 2020 год, Брюссель
P.S
Это впечатление от фильма я хотела бы посвятить своей маме — актрисе по профессии и большой любительнице кино. Так получилось, что написала я этот текст в тот день, когда она родилась. Кроме того вспомнила и слова своего дедушки — "образование дается не в Университетах, а во время семейных бесед." Вот и я с детства слушала мамины разговоры то с сестрой, то с подругами; были они в основном о театре, о кино и вообще об искусстве. Не думаю, что мама смотрела этот фильм Жана-Пьера Мельвиля, но если
бы увидела, то, наверняка, была бы потрясена и разделила мои сегодняшние чувства.