Молчание как метафора сопротивления

Элеонора Дорн
Не далее как вчера посмотрела черно-белый фильм 1949 года французского режиссера Жана Пьера-Мельвиля «Молчание моря». Фильм о войне и о том, как  красивый и молодой немец оказывается в доме пожилого француза, живущего  со своей племянницей в маленьком провинциальном городке. Поселившись в их доме, он ищет с ними контакта. По профессии он композитор, а кроме того   — большой знаток французской культуры. Он  свободно цитирует французских поэтов и философов, прекрасно знает французскую литературу. Однако диалога между ними не получается, и он  обречен на вечный монолог, даже тогда, когда предстает пред ними в штатской одежде. Такое впечатление, что отправляясь на войну, он полагал, что завоевание Германией Франции поможет  объединить  две великие культуры — немецкую и французскую. Не случайно, он  цитирует свою  любимую детскую сказку «Красавица и чудовище», написанную прабабушкой Проспера Мериме  — Жанной-Мари Лепренс де Бомон. В «чудовище» он видит  Германию, а во Франции  — Красавицу. Поэтому символом  прекрасной Франции для него становится  юная племянница домовладельца. Девушка, сохраняя глубокое молчание, не решается поднять на офицера глаза; лишь её  дядя начинает догадываться о том, что  между ней и их непрошеным постояльцем возникло чувство. Отправившись однажды в Париж к своим сослуживцам,  немецкий офицер,  наконец-то, начинает понимать суть развязанной войны. Последний взгляд, прощание и единственное слово, произнесенное девушкой будет «Прощайте». Оставшись снова вдвоем — племянница и её дядя никак не могут выйти из ставшего для них привычным  молчания, да и могут ли они поведать друг другу то, что испытали в присутствии незнакомца. В день отъезда, почти на пороге, офицер  обнаруживает газетную вырезку статьи Анатоля Франса о том, что  «прекрасен поступок того, кто  отказывается выполнять преступный  приказ». Фильм произвел на меня столь сильное впечатление, что я решила написать  о нем, а кроме того  слова Анатоля Франса звучат сегодня очень современно...

25 августа 2020 год, Брюссель

P.S

Это впечатление от фильма я хотела бы посвятить своей маме — актрисе по профессии и большой любительнице кино. Так получилось, что написала я этот текст в тот день, когда она родилась. Кроме того вспомнила и слова своего  дедушки — "образование дается не в Университетах, а во время семейных бесед." Вот и я с детства слушала мамины разговоры то с сестрой, то с подругами; были они в основном о театре, о  кино и вообще об искусстве. Не думаю, что мама смотрела этот фильм Жана-Пьера Мельвиля, но если
бы увидела, то, наверняка, была бы потрясена и разделила мои сегодняшние чувства.