1. 3 Семя прорастает, глава 3. Из кн. 12 Всевласти

Валентин Маэстро
Природа человека настолько многогранна, что необходимо говорить о принципиальной неопределённости и неопределимости человека.
О многогранности качеств человека говорит то, что он является предметом изучения в различных областях знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины...
Считается, что философия, обобщая и перерабатывая множественные данные всех наук, даёт нам синтезирующее истолкование и обобщённое осмысление/понимание человека.

Мы утверждаем, что западная философия не умеет и не смогла охватить всю целостность, содержащуюся в понятии ЧЕЛОВЕК, и только скрываемые, мистические древние Знания дают нам полное представление о нём, о нас.
   
Важно здесь подчеркнуть то, что непривычно для обыденного ума: человек богоподобен и может соотноситься, устанавливать связь с той плоскостью Мироздания, где нет Ничего, но есть в потенции Всё и откуда исходит Всё. Данное утверждение все мы поймём тогда, когда здесь проанализируем жизнь в относительной плоскости и перейдём к абсолютной.

1.7)КАКИМИ мы должны быть для социума?
Исходя из главных требований, предъявляемых обществом ко входящей в отношения с ним личности, мы видим настоятельную необходимость быть/стать сильным, умным, здоровым, красивым, богатым.
Индивидум, видя такие требования, часто неосознанно начинает создавать себя таким, каким считает, что он должен быть/стать.

Рассмотрим что представляют собою потребности, целеполагание, мышление, речь, память, внимание, воля и другие характеристики, востребованные государством.

Рассмотрим их как информационную квинтэссенцию в уплотнённых блоках, достаточную для предварительного понимания общей картины Мироздания и принятия, в последствии, Полного Знания.

Компоненты пояснений, выходящих за рамки данной задачи, отдельно предоставляются читателю в четвёртой части данного произведения, в Комментариях.
Так, не сразу - ведь, первокласснику не преподают высшую математику - мы шаг за шагом, придём к Полному Знанию.

Главный, всеохватный, но неявный, а не открытый, принцип взаимоотношений человека с обществом/государством заключается в том, что ВСЁ нам здесь, в относительном, даётся из нашего воздействия на ВНЕШНЕЕ, к чему мы приручены.
 
Приходим в ясли/детсад/школу, поступаем в колледж, в высшее учебное заведение, устраиваемся на работу и, даже, в творчестве, всюду нас направляют воздействием извне к определённому стандарту, которым мы должны стать, что и как мы должны делать, чтобы успешно жить в этом социуме.

Таким постоянным воздействием мы незаметно, для себя, становимся предсказуемой индивидуальностью, принимаемой обществом.
 
Мы научены/приучены/приручены РЕАГИРОВАТЬ на ВНЕШНЕЕ. Мы живём во внешнем, то есть поведение наше – это РЕАКЦИЯ на воздействие, а не действие из нашей внутренней сущности.

Таким образом, при Правильной Реакции на Внешнее, мы становимся Успешными, а для этой правильной «ответки» мы должны иметь определённые качества.

Каковы эти качества и качества чего несёт нам современное знание, наука о человеке - психология.
Эта наука находится только в самом начале пути познания Человека и поэтому мы здесь передадим вам общепринятое знание, о котором вы слышали/знаете, а также дополним его из других источников.

В своей целостности то, что мы излагаем далее, раскрывает третью состаляющую из нашего определения понятия человек – психо – психику.
 
Рассматривать части этой составляющей мы будем, в данной главе, в тройственном подходе:
что представляет собою определённая часть; её предназначение; методы её совершенствования. Толковать эти подходы будем с трёх точек зрения: бытовой, научной, духовной.

ГЛАВА 3. Психология
3.1)Введение в основы психологии, в понятия.

В двух предыдущих главах мы узнали о том, что люди – это биологические существа, находящиеся в тесном единстве с социальным.
В данной главе мы познакомимся с важной, психической гранью человека. Узнаем о мотивах поведения, о потребностях, о способностях и изучим то, как люди осуществляют свою деятельность.
Нам надо узнать/увидеть/определить те порождения нашей нервной системы, которые  воплощают/проявляют намерения, желания наши, то есть познать не только то, чем занимается современная психология, а также то, что вообще известно о человеке.

Нервную систему человека разделяют на центральную - спинной и головной мозг - и перифирическую: нервные клетки и их окончания, расположенные в органах чувств, мыщцах, во внутренних органах.
Психология–наука, изучающая человека, закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Предметом изучения является то душа, то поведение, то внутренний мир человека, то различные отношения во вне. Название происходит от древнегреческого «психея» - душа, дыхание и так как логос – это наука, то это есть наука о душе. (*К - 4)
Так как человеческая деятельность направляется управляющей подсистемой психикой, то, в первую очередь, необходимо раскрыть:
что такое психика и как она работает; как происходит отражение мира в психике; как может воздействовать субъект на отражение психикой отражаемого, объекта.

Методы, применяемые в психологии – это 1)наблюдение; 2)интерпретация, сравнение; 3)эксперимент.

Так как деятельность человека разнообразна, то различные соприкосновения психики с миром – объективным и субъективным – изучают разные отрасли психологии:
1)экспериментальная психология (психика – ощущения);
2)физиологическая (работа центральной и периферической нервных систем на органическом уровне);
3) психология животных;
4)социальная психология (психика – социум);
5)личность (интеллект, способности и т.п.);
6)клиническая психология – психиатрия;
7)педагогическая психология (обучение);
8) военная психология, инженерная, спорта...и ещё другие, но...
Но важно подчеркнуть здесь для нас, идущих к цели через полноту знания, что всю западную науку характеризует отличительная черта в подходе к исследованию – это дробление явления на части и изучение только этой части, без дальнейшего единства.
При таком методе теряется оценка Целостности, отсутствует видение взаимодействия части с целым и, значит, нет истинного знания. Отсутствует соблюдение принципа, что целостное единство частей – это наличие большей информации, чем перечисление тех же фрагментов по отдельности.

Психология в своих исследованиях раскрывает различные уровни отражения и, в том числе, высшую ступень – сознание, хотя...Хотя, как раз здесь, отсутствие принципа исследования сознания в его Целостности ограничивает современную Западную цивилизацию в достижении Откровения, Истины. Не позволяет познать человека в его полноте. В нашей книге мы восполним данную потерю.

Изучая человека психология делит психические процессы на ощущения, восприятие, память, мышление, научение, эмоции. Личность несёт в себе такие качества как тенденции, мотивы, способности, склонности, потребности.
Сама психика – предмет изучения в психологии – имеет два основных этапа развития: биологический и социально-исторический.
Также надо отметить, что развитие психики, как эволюция, сопровождается переходом от одного типа мышления к более объёмному, к другому; от одних ценностей к более высоким, соответствующих очередному подъёму или упадку уровня сознания.

3.1.1) ОБЩИЙ  ХОД  исторического  процесса развития  ПСИХОЛОГИИ в западной  цивилизации делится на три этапа, которые не сменяют одна другую, а продолжаются одна в другой.

Первый этап - донаучная психология (до 7 века до н.э.).
Второй - философская психология (с 7 века до н.э. и до второй половины 19 века н.э.), которая повторяет основные тенденции развития философии и её проблематику.
Третий этап - научная психология (вторая половина 19 века и современность), когда психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой.
Эта самостоятельная наука, как и все другие в западной цивилизации, учит, направляет к достижению тех вершин, на которые забрался определённый, так называемый, учёный.
Кем мы можем стать при наличии границ и отсутствии направленности на безграничность? Сверхчеловеком хочу я быть...и знать желаю в чём различие между мною и им.

Неглядя
         взором
               окинул
                Мирозданье,
                где живу…
Вибрирует
         всё,
             но
               различны
                частоты
ВСЁ–знергия–всюду…

Отличие
        человека
                простого
                от
                сверхчеловека
Только
      лишь
          в
           том,

Что
       первый,
             словно
                листок
                на
                ветру,
Подчиняясь
          порывам
                извне,
Тратя
      энергию,
Несётся
       бесцельно,
Словно
      во
        сне,
В
  жизни
       потоке,
Гужуя
     в
      границах
              тела/ума.

Второй 
      же–проснулся/осознан.
Он
  вышел
       за
         грани
              предметов.
Находится
         там,
Где
   имеется
          всё,
Но
  нет
     покрывала–ума,
Что
   как
      занавес
             на
               сцене
Укрывает
        забаву,
              жизни
                игру.

Там
   он
     пребывает,
Где
   нет
      ничего
            и
             есть
                всё,
Внутри
      у
       себя,
            у
             души,
Дочери
      Бога,
           слиянной с Отцом.
***

3.2) Психология делит психические процессы на ощущения, восприятие, память, мышление, научение, эмоции.

3.2.1) Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, явлений материального и субъективного миров, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения делятся на зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные...(*К – 5)

3.2.2)Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном  их воздействии на органы чувств, то есть складывающийся из ощущений, как элементарных операций, процесс отражения психикой того, что дано в её опыте «здесь  и сейчас». Результатом восприятия является образ предмета, явления.

Представление – это образы предметов, которые в данный момент не воспринимаем, специфическое действие психики, которое восполняет пространственную ограниченность восприятия (человек способен представить себе то, что не может воспринять, представления неустойчивы и непостоянны). (*К-6)
Наблюдением называется целенаправленное восприятие, осуществляемое по определённому плану.

3.2.3) Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком – информация о прошлом.

Предвидение – информация о будущем.

Восприятие, представление, память, предвидение имеют двустороннюю направленность: дают информацию и об объекте, и о самом субъекте.

Память имеет фазы: восприятие, запоминание, повторение (закрепление), забывание, воспроизведение.

Память разделяется по типам и по качествам, она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и узнавание.         

3.2.3.1) Память по типам делится на образная, словесно-логическая, зрительная, слуховая, двигательная.

КАЧЕСТВА  ПАМЯТИ.

1)Быстрота запоминания.2)Прочность запоминания.3)Точность запоминания.4)Готовность памяти.5) Объём  памяти, прочность и долговременность.

Только в том случае, когда в «запасах памяти» господствует полный порядок и чёткая система, можно быстро найти нужный материал.(*К-10)

Развив зрительную память можно, «сфотографировав», прочитав один раз газетную страницу, вспомнить всё слово в слово – это механическая память.
Хорошей памятью является высоко развитое смысловое запоминание, опирающееся на помощь механического запоминания.

Запечатление и сохранение называется запоминанием,

а воспроизведение и узнавание – припоминанием.

Рациональный закон  памяти: хранить необходимое и избавляться от ненужного.

3.2.3.2) Для продуктивной деятельности нам необходимо хранить в нашей памяти важную информацию и для этого, кроме природных задатков, надо пользоваться определёнными правилами, которые совершенствуют такой важный инструмент как память.
Начнём с запоминания и определим, что для успешности в этом, надо пользоваться схемами/правилами успешного запоминания/заучивания/восприятия.

Надо знать и пользоваться методиками преодоления забывания.

Также, познав описание памяти, надо определить свой тип памяти, качества своей памяти и на них делать акцент при активности с инфо.

Для развития вышеперечисленного личность должна , во-первых, узнать методы запоминания и правила закрепления, а, во-вторых, заняться воспитанием своей памяти: восприятия, запоминания, закрепления, воспроизведения.

Перейдём конкретно к вышесказанному и начнём с запоминания.

3.2.3.3)При использовании любого метода запоминания надо знать, что всякий усваиваемый материал, если он не очень велик по объёму, полезнее повторять целиком или по частям, имеющим самостоятельное значение: главы, параграфы.
Излишнее дробление затрудняет запоминание и припоминание.
 
Забывание усвоенного материала идёт быстрее всего ( до 60%) в течение трёх первых суток после запоминания.
Иходя из этого, важно своевременное  повторение и воспроизведение.

Повторять усваиваемый материал надо не один, а два, три, четыре раза.

В течение получаса материал переходит из кратковременной памяти в долговременную.
Для чёткости усвоения применяют разные подходы. 
3.2.3.4)Схема логического запоминания – это один из применяемых подходов. Здесь используют понимание смысла запоминаемого; анализ материала, выявление наиболее существенных мыслей; обобщение, запоминание этого обобщения.
Хорошая память - это высоко развитое смысловое запоминание, опирающееся на помощь механического.(*К-7)
3.2.3.5) УСЛОВИЯ  УСПЕШНОГО  ЗАУЧИВАНИЯ.
1)Надо делать установку на запоминание, надо ставить перед собой  задачу запомнить и этой задаче подчинить всю организацию работы.
Прочность запоминания зависит от того, ставит ли себе человек задачу запомнить надолго или на короткий срок.
2)Должно быть активное отношение к процессу запоминания, заучивания, которое невозможно без напряжённого внимания.
Для запоминания полезно два раза прочесть текст с полным сосредоточением внимания, чем делать много раз без внимания.

Исходя из этого: трудно заучить в состоянии сильного переутомления, когда не удаётся сосредоточить внимание – это напрасная трата времени.

Самый плохой и неэкономичный способ заучивания – механически перечитывать текст, в ожидании, что он сам запомнится.

3) Первым этапом этой активности - успешного запоминания - является изучение текста с целью возможно лучше его понять и найти в нём возможно больше опор для смысловой памяти.
Для этого надо подвергнуть текст специальной обработке: мысленно разбить его на «смысловые куски» и в каждом таком куске найти «смысловые опорные точки» или «вехи», то есть отдельные слова, предложения, образы, которые выражают «суть» данного куска, являются, как бы, его заготовками.

4)Далее надо установить связи между этими «вехами», осознав почему они находятся именно в таком порядке. Результат этой мысленной работы полезно бывает оформить письменно, в виде плана или конспекта.

План  должен давать отчётливую схему содержания: хаос, беспорядок для памяти вреден.

Результатом такой обработки текста должно быть не только составление (мысленного или на бумаге) плана его, но и выделение в нём наиболее существенного, того, что надо запомнить в первую очередь, а остальное должно временно отодвинуться на задний план и заучиваться только после того, как прочно усвоен основной смысловой каркас текста.
 
Итак, первый этап заучивания – не простое чтение текста (или другого вида информации), а специальная обработка его. Это объясняет то, что большинство людей лучше запоминают, когда имеют возможность сами читать текст, чем когда слушают.

Второй этап начинается, когда произведено изучение текста, и он должен состоять в попытках воспроизводить текст, чередующихся с повторными чтениями этого текста.
При любой степени запоминания надо, как можно раньше, начинать попытки воспроизводить текст. (*К-8)

После каждой попытки воспроизведения надо сейчас же обращаться к  тексту и снова перечитывать его, устанавливая какие были допущены ошибки, что было пропущено вовсе и что удалось воспроизвести правильно.
Такое перечитывание, преследующее цель активного самоконтроля сильно отличается от простого повторного чтения, не связанного с попытками воспроизведения.

Кроме этого, очень важно правильно использовать восприятие. Для того, чтобы осуществлять восприятие лучшим образом, надо:

1)Всесторонне использовать органы чувств при получении новой информации:
совершать осмысление текста, образно представлять, записывать, читать вслух с чувством и в ритме. Производить движения, так как согласованные по ритму с речью движения, помогают  сделать восприятие более действенным.
2) Ярко выражать интерес к информации.
3)Отделять существенное от несущественного и отбрасывать последнее.

Третий этап заучивания – закрепление путём повторений – начинается после того, когда материал выучен, то есть удаётся правильно и полно воспроизвести его.
Исследование памяти показывает, что запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени.(*К-9)
Эту закономерность можно сформулировать так: распределение повторений во времени, повышает эффективность запоминания.

Самое важное для закрепления – это повторение, а точность запоминания зависит от количества повторений.
1)Необходимо повторять информацию в течение 20 секунд после восприятия.
2) Промежутки времени между повторениями надо удлинять.
3) Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, то есть число повторений должно быть таким (семь повторений), чтобы за необходимый промежуток времени информация не пропадала.

Если информацию надо запомнить только на несколько дней,то после непосредственного её воспроизведения повторять надо сначало через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и ещё раз через 24 часа.

4) В случае целесообразности,применять комплексный учебный метод.
Информация, например, текст, запоминается целиком, а затем, как одно целое, повторяется.
При работе с большим по объёму, разбить на разделы, объединённые одной темой.
При первом повторении повторяется уже запоминавшаяся часть, а при втором – повторяются первые части и запоминается следующая и т.д.

5) Формула для успешного запоминания: ОВОД (Основные мысли. Внимательное чтение с подробностями. Обзор с вопросами к содержанию. Доводка – повторение и рассказ.)
Указанные пункты надо применять  в повседневной жизни.
Излишнее дробление при повторениях затрудняет запоминание и припоминание. (*К-11)

3.2.3.6) ВОСПИТАНИЕ ПАМЯТИ.
1)Что человек помнит, в значительной степени зависит от того,чем он интересуется.
2)Развитие смыслового запоминания ограничивается общим умственным развитием человека.Чем лучше память у человека, тем больше у него информации, но ещё – чем больше у человека информации, тем лучше становится у него память в соответствующих областях.
3)Организованность в запоминании – важнейшее условие развития памяти. Надо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.
Самое главное при запоминании – осмыслить новый материал, ввести его в систему уже имеющихся знаний и понятий.

Однако, существуют и чисто технические приёмы запоминания. Они приобретают самостоятельное значение, когда материал необходимо запомнить «буквально» или «дословно».

3.2.3.7) РАЗЛИЧНЫЕ  МЕТОДИКИ  для запоминания
Как произвести усвоение качественно?

Надо делать установку на запоминание и полностью сосредоточить внимание. Помнить, что излишнее дробление при повторениях затрудняет запоминание и припоминание.

При запоминании надо учитывать три принципа, три вида связей: смысловые, ассоциативные и структурные, так как каждая информация имеет смысл, ассоциацию,структуру.

3.2.3.7.1)УСТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛОВЫХ связей
Самого прочного результата запоминание достигает при интеллектуальной работе с материалом. При этом смысл информации связывается с уже известными нам фактами.

3.2.3.7.2)УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ связей.
В этом методе затрата умственной энергии незначительна и поэтому материал легко забывается, но метод  используется для кратковременного запоминания или подкрепления смысловой связи.
Для развития ассоциативных связей надо в повседневности проводить тренировки, пытаясь сознательно запомнить информацию с помощью ассоциаций. Соединяйте, например, имена людей или их лица с определёнными качествами этих людей, событиями, ситуациями, которые вы пережили.

3.2.3.7.3)УСТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ связей.
Данный подход используется, когда материал не имеет смыслового содержания.
В итоге, получаем, что для хорошего запоминания надо использовать:
разбивку на группы; алфавитный порядок (информацию располагать по алфавиту); устанавливать системный порядок (в соответствии с какой-то системой – по отрослям и т.п.); последовательность (по значению в соответствии с нумерацией от 1 до 10); ритмичность (информация произносится в ритме определённой мелодии); рифмовка; словообразование (брать начальные буквы – спектр).

Как пример, здесь же применим последний метод (начальные буквы) для практического запоминаия приведённых правил.

Получаем:РАСПоРРС, то есть так мы использовали первые буквы: что намного облегчает запоминание перечисленных способов.

3.2.3.7.4)МЕТОД  КЛЮЧЕВЫХ  СЛОВ
Функцию ключевого слова можно применять при запоминании длинных текстов. Составляется цепочка ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Текст разбивается на разделы, в разделах выделяются основные мысли и из них выделяются минимальное количество ключевых слов, которые необходимо тщательно запоминать.
Востанавливая ключевые слова, востанавливается и текст.

Овладение методоммключевых слов. (*К-12)

3.2.3.7.5)АССОЦИАТИВНЫЙ  МЕТОД или Цицерон

Метод Цицерона и также другие применялся уже ранее чем сто лет до н.э., а мы сегодня, через 2150 лет, не имеем чёткой системы знаний!
Данный способ предполагает наличие в сознании некоторой условной, прочно закреплённой в памяти схемы, с элементами которой ассоциируются сведения, подлежащие запоминанию.
Надо запомнить список 20 (или более) слов вместе с порядковыми номерами и это – навсегда.
Преимущество списка ассоциативных слов в противоположность методу цепочки ключевых слов в том, что здесь одним и тем же списком можно пользоваться для запоминания всё новых и различных сведений.
Применение и исполнение. (*К-13)
Дополнительно можно тренироваться в игре с запоминанием слов с порядковыми номерами.

3.2.3.7.6) СТРУКТУРНЫЕ связи
Среди различных методов запоминания,
метод
структурирования информации является одним из самых действенных.
Он основан на умении делить массивы информации на группы по определенным признакам, и на умении строить связи между этими группами.
Структурирование информации, таким образом, позволяет создать информационный каркас, в котором размещаются более мелкие блоки информации, для дальнейшего запоминания и использования.
Структурировать можно любую информацию.

Рассмотрим различные методы структурирования информации, которые часто используются, чтобы сделать процесс запоминания более быстрым и удобным.
Первое правило структурирования: основных блоков  не должно быть больше 5;9, согласно правилу предельной емкости внимания.

Например, номер телефона, записанный в таком виде: 380673543211, гораздо хуже запоминается, чем если Вы его структурируете и запишете так: +380(67)35;43;211.
Таким образом, приходим к выводу, что всю информацию, начиная с номеров телефона и заканчивая большими томами и словарями, необходимо структурировать.
Главная цель структурирования информации — упростить понимание основных элементов, из которых она состоит, а значит, деление на группы должно подчиняться какому-то логическому обоснованию.

В процессе упрощения нам становится легче устанавливать ассоциативные  связи между группами и запоминать всю информацию целиком.

1) ЭФФЕКТ  КРАЯ
Замечено, что мы лучше запоминаем информацию, которая находится в начале и в конце структурной группы.
Данный эффект получил название эффекта края.
Он используется при структурировании — важную информацию обычно размещают или в конце, или в начале структурной группы.

2) ЭФФЕКТ  РЕСТОРФФ
Этот эффект называют еще эффектом изоляции. Он основан на свойстве человеческой памяти лучше запоминать выделяющиеся объекты среди ряда однородных объектов.
В структурировании информации этот эффект тоже используется — структурные группы делают неоднородными, непохожими одна на другую. В этом случае мы быстрее сможем запомнить то, что в них содержится.

3) МЕТОД  РИМСКОЙ  КОМНАТЫ
Данный метод называют ещё цепочкой Цицерона.
Запоминаемые объекты расставляются в знакомом месте, как правило, в комнате, в строго определённом порядке.
После этого достаточно вспомнить комнату, чтобы воспроизвести требуемую информацию.
Этим методом пользовался в свое время Цицерон, когда готовил свои выступления.
Кроме комнаты можно использовать и другие объекты, детали которых вам хорошо известны.

4)МЕТОД  МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ Бьюзена
Метод ментальных карт называют ещё методом карт памяти. Структура информации при его использовании отображается при помощи блок-схем.
Для запоминания информации эту блок-схему рисуют следующим образом:
в центре помещаете название или обозначение, символизирующее содержание всего материала, который нужно запомнить. От этого центра рисуете в разные стороны линии, и размещаете на них цепочки связей, отображая структуру материала.

Структурирование информации является также ничем иным, как размещением её структурных элементов в определённом порядке.
Сам порядок может быть определён по разному. Например, информацию можно расположить в хронологическом порядке, по алфавиту, по возрастанию или убыванию сложности или какого-то другого параметра, по причинно-следственным связям, и так далее.
Когда берёмся за новое дело или осваиваем новую профессию, составление чёткой последовательности действий помогает очень эффективно.

3.2.4)Обобщение правил запоминания.
1)Переходя от заучивания одного материала к заучиванию другого, надо всегда делать небольшой перерыв (5-10 минут), давая себе в это время полный отдых от всякой умственной работы.
2)Следует так организовывать свои занятия, чтобы в непосредственном соседстве оказывалась активность над возможно менее сходными предметами.
3)Особенно значимый и трудный материал полезно возобновить в памяти непосредственно перед сном, так как сон даёт самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.
4)При воспроизведении надо использовать ассоциации, узнавание, представление.
5)Протяжённость времени меньше пяти минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины. Наиболее точно оцениваются промежутки в 5-15 минут, более длинные промежутки вспоминаются как уменьшенные.
6)При запоминании всегда надо выбирать целесообразную связь и применять упорядочивание в памяти – отсылать информацию на соответствующую «полку в книжном шкафу» нашей памяти.
7)Запоминание надо производить по схеме: понимание смысла запоминаемого, анализ материала, выявление существенных мыслей, обобщение, запоминание обобщения.

***