Вичуга и Гимн демократической молодёжи...

Иван Еропкин-Нарышкин
В одном интервью великий советский композитор-песенник Анатолий Новиков (1896-1984) сказал: "Наибольший общественный резонанс из всего созданного за мою жизнь вызвал, конечно, «Гимн демократической молодёжи». И действительно, песня стала официальным гимном Всемирной федерации демократической молодёжи, переведена на многие языки, в 1951 году на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине её одновременно пели миллион человек.

Анатолий Новиков был хорошо знаком с Бетти Глан (1904-1992), женой Милана Горкича, генсека компартии Югославии, предшественника Броз Тито. В 1930-е годы она работала в Москве директором и художественным руководителем Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, а Новиков, под её началом, в 1931-1933 годах руководил сектором песни музыкального отдела парка. И именно после этого опыта родился Новиков-песенник, сочинивший за свою жизнь более 600 песен.

В 1937 году Милан Горкич был в Москве арестован и позже расстрелян, Бетти Глан вслед за мужем тоже была арестована по обвинению в троцкизме и провела длительное время в заключении. После войны она находилась в ссылке в Иваново, где работала худруком в областной филармонии.

В 1988 году вышла книга её воспоминаний "Праздник всегда с нами", одна из глав которой и посвящена предыстории создания "Гимна демократической молодежи".

Обратимся к мемуарам Бетти Глан:

"В 1946-1947 годах я работала в Иваново художественным руководителем областной филармонии. В пяти километрах от города находился Дом творчества Союза композиторов.

Один из районных центров, город Вичуга, славился своим хором. Его растил и пестовал известный на всю округу музыкант Иван Михайлович Смыслов. Хор выступал на областных и всероссийских смотрах и занимал призовые места.

Был И.М. Смыслов не только талантливым хормейстером, но и композитором. Его песня "Как пойду я на быструю речку", рождённая в Ивановской области, стала поистине народной. Узнав, что в марте 1947 года в Ивановский дом творчества собирается приехать композитор А.Г. Новиков, И.М. Смыслов обратился к нам в филармонию с просьбой организовать в вичугском Доме культуры творческую встречу с Анатолием Григорьевичем и автором стихов многих его песен поэтом Львом Ошаниным. Я встретилась с Новиковым в Доме творчества и договорилась о поездке в Вичугу в середине марта. Вечер получился замечательный. Радостный и счастливый И.М. Смыслов, поблагодарив гостей, сказал: "Очень нужна новая песня - о мире, о дружбе народов. Война кончилась, сейчас общаться больше будем с другими странами. К нам на фабрику уже приезжала делегация из Польши. Не напишите ли, Анатолий Григорьевич?" Новиков обещал подумать...

Когда на следующий день мы возвращались поездом в Иваново, Анатолий Григорьевич сказал мне:

- Если не ошибаюсь, вы ещё в середине 20-х годов перевели с разных языков революционные и молодёжные песни и издали их отдельной брошюрой. Напойте мне, пожалуйста, мелодии этих песен. Ведь вы их, наверное, помните?

- Конечно, помню. Мы в годы работы в Исполкоме КИМ часто их пели.

И я напела Анатолию Григорьевичу французские - "Молодую гвардию" и известную песню "Привет солдатам 17-го полка", которая очень нравилась В.И. Ленину, итальянские - "Аванти пополо" и рабочую песню "Когда придёт революция", несколько немецких и югославских песен.

Анатолий Григорьевич быстро записывал в нотной тетради мелодии и всё просил вспомнить песни других народов, даже без слов - только мелодию.

Мы даже не заметили, как доехали до Иваново.

А через две недели я получила от Анатолия Григорьевича письмо. Приведу из него несколько строк:

"Привет, Бетти Николаевна! Написал... песню с припевом, вроде того, что Вы напевали в вагоне. Думаю запустить её в ход как антифашистскую молодёжную...".

Дней десять спустя, будучи в командировке в Москве, я созвонилась с Новиковым. Мы договорились о встрече.

- Не скрою, волнуюсь, - сказал Анатолий Григорьевич, - писал с душой, и кажется мне, что получилась песня. Но ведь это только моё ощущение, хотя я обычно редко бываю доволен. А как она другим покажется?

Мы слушали песню, и я невольно отмечала про себя интонации и ритмы знакомых зарубежных мелодий, но в целом песня звучала свежо и необычно и воспринималась как цельное интересное произведение.

Летом 1947 года на Пражском фестивале демократической молодёжи песня получила первую премию, а через год она была официально названа "Гимном демократической молодёжи".

В упомянутой книге размещён автограф Новикова со следующими словами: "Глубокоуважаемой Б.Н. Глан - в память моих первых шагов по дорогам советской песни под Вашим чудесным шефством. Иваново. 25 марта 1947 г. А. Новиков".

Если предположить, что этот автограф был написан вскоре после возвращения в Иваново, то творческая встреча в Вичуге могла состояться в воскресенье 23 марта 1947 года и этот день можно условно назвать началом зарождения мирового хита. Наверняка, историки найдут в старых газетных подшивках точную дату этого события.

Как известно, в этом же 1947 году А. Новиков получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1948 году - Сталинскую премию за создание "Гимна демократической молодёжи".

Таким образом, из воспоминаний Бетти Глан мы узнали, что идею написать песню, ставшую гимном демократической молодёжи, великому песеннику подбросил знаменитый вичугский хормейстер Иван Смыслов во время творческой встречи в Вичуге в марте 1947 года.

Скорее всего, ещё ночуя в Вичуге, Анатолий Новиков начал обдумывать идею песни, а на следующий день в поезде на Иваново, как это видно из воспоминаний Бетти Глан, приступил к активным творческим действиям.

Возможно, в знак благодарности за идею, которую подарил вичужанин Иван Смыслов, породившую столь популярную песню и принесшую композитору и звание, и премию, в 1950 году Анатолий Новиков в газете "Советское искусство" опубликовал статью "Хор вичугских ткачей", в которой упомянул и о своём визите в Вичугу.