О влиянии мудрых людей на нашу жизнь

Борис Пономарев 3
О влиянии мудрых людей на нашу жизнь

Я всегда с огромным вниманием вчитываюсь в стихи, некогда написанные маститыми советскими поэтами, в том числе и знаменитыми поэтами -песенниками, так как все они были «по совместительству» и мудрыми философами, знатоками человеческих душ. Эти, казалось бы, доморощенные философы, не обремененные дипломами о ВУЗ’овском философском образовании, умели, благодаря своим выдающимся природным способностям, наличию превосходного ума, логического мышления, большого объема разносторонних знаний и накопленного жизненного опыта, оказывать на своих читателей колоссальное позитивное воздействие. 

Мысль о том, что талантливые поэты являются одновременно высокоодаренными философами, пришла неожиданно в мою голову много-много лет тому назад в период первой в моей жизни влюбленности. Эта мысль меня ошеломила в тот момент, когда я стал вдумываться в текст замечательной песни «Все стало вокруг голубым и зеленым», написанный прекрасным поэтом Евгением Ароновичем Долматовским и послуживший основой для написания музыки не менее талантливым композитором Юрием Сергеевичем Милютиным для кинофильма «Сердца четырех». 

В этом тексте были такие слова, разбередившие мою душу, внутренний мир юного влюбленного: 
«Любовь никогда не бывает без грусти,
Но это приятней, чем грусть без любви». 

И там же была еще тройка строк, сильно повлиявших тогда на мои чувства:
«Хотелось бы мне отменить расставанья,
Но без расставанья ведь не было б встреч,
Ах, ведь не было б встреч никогда».

Философские поэтические строки касались буквально всех сторон нашей жизни. Я вспоминаю, как глубоко тронули меня слова Евгения Александровича Евтушенко в его поэме «Братская ГЭС. Монолог египетской пирамиды»:
«Вы снова за нытьё? Свободы захотели? А разве нет её? (И звучат не слишком бодро голоса: «Есть! Есть!» — то ли есть у них свобода, то ли хочется им есть!)».

Иногда я ощущал большое сожаление по поводу того, что прекрасные слова какой-либо песни, которые могли бы повлиять на мою жизнь, оказывались написанными мудрыми поэтами значительно позднее того времени, когда они были особенно нужны в связи с какими-либо определенными обстоятельствами. В 1971 году замечательная семейная пара, состоящая из поэта Николая Николаевича Добронравова и композитора Александры Николаевны Пахмутовой, создала своего рода шедевр — песню «Надежда», в которой были такие слова:
«Надо только выучиться ждать, 
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы».
К счастью, я выучился ждать, а также быть спокойным и упрямым, еще лет за десять до того момента, когда была создана эта песня, в результате чего нередко получал от жизни «радости скупые телеграммы». 

Все читатели наверняка нередко желали друг другу везения в жизни. Можно сказать, что особенно везло тем людям, кому посчастливилось иметь среди друзей и приятелей по-настоящему мудрых индивидуумов, которые могли дать ценные советы, помогаашие с честью выходить из самых сложных жизненных ситуаций. У моего папы был такой друг, невероятно мудрый человек, полковник в отставке Михаил Константинович Головачев, вместе с которым папа много лет прослужил в армии. Михаил Константинович почти при каждой встрече говорил мне о том, как важно быть чрезвычайно внимательным и наблюдательным человеком, всегда точно замечать все происходящее вокруг себя в мельчайших деталях, никогда не паниковать, не терять присутствия духа, постоянно анализировать все происходящее и быстро делать надлежащие выводы для принятия единственно правильного решения. Все это обязательно поможет в любой жизненной ситуации, а может случиться и так, что соблюдение правил такого рода спасет мне однажды мою жизнь. 

Должен сказать, что я практически всегда пытался все сказанное им претворять на практике в жизнь. Мало того, это не один раз спасало мою жизнь (я описывал эти трагические случаи в своих предыдущих повествованиях, поэтому повторяться сейчас не буду), и по этой причине всегда с колоссальным уважением и с громадной благодарностью вспоминаю этого поистине мудрого человека.

Его советы о необходимости быть внимательным и наблюдательным пригодились мне однажды при весьма интересном происшествии. С момента своего рождения живу в Ташкенте, и летом 1958 года я шел домой по улице Свердлова, соседствующей с моей улицей Жуковского. Вдруг я увидел группу знакомых ребят, живших на этой улице, столпивщихся у велосипеда, на котором был смонтирован бензиновый двигатель Д2, который тогда был очень удачной новинкой. Когда я подошел к ним, они сообщили мне, что велосипед с этим «движком» только что родители подарили одному из них, и тут же предложили мне прокатиться на нем, объяснив, как нужно пользоваться соответствующими устройствами управления работой данного двигателя. Я был просто поражен такой невиданной любезностью по отношению ко мне, так как новую вещь люди обычно вначале беоегут пуще зеницы ока. Почувствовав какой-то непонятный подвох, решил отказаться, но вспомнил старую русскую пословицу: «Дают — бери, бьют — беги!» (ведь второго такого предложения могло и не последовать!), поэтому уселся в седло и поехал.

Велосипед сам понес меня по дороге, я сразу же получил от этой езды невероятное наслаждение. Когда проехал метров сто пятьдесят, мотор вдруг чихнул и заглох. Пришлось возвращаться к месту старта с помощью педалей, что оказалось гораздо более трудным делом при подсоединенном моторе, чем без него. Вернув велосипед владельцу, я сообщил о случившемся. Ощущение подвоха у меня значительно усилилось, «внутренний голос» подсказывал, что с отказом «движка» дело было явно не чистым, поэтому я стал краем глаза чрезвычайно внимательно отслеживать дальнейшие действия ребят, и увидел, что они незаметно для меня повернули краник, установленный на сочленении  бензобака с топливопроводом, подающем топливную смесь (бензин А-66 плюс автол) в двигатель. Так вот где собака была зарыта! На свете существует такая зловредная (с момента рождения!) категория людей, получающая животное наслаждение от разного рода мелких пакостей, устраиваемых ими в отношении личностей, которых они считали, как теперь говорят, «лохами», то есть доверчивыми, наивными простофилями, для того, чтобы потом посмеяться над их растерянностью до колик в животе. 

Один из ребят сел на велосипед, завел двигатель, проехал на велосипеде сотню метров, вернулся и сказал мне, что все в порядке, а затем предложил вновь на нем прокатиться. Я охотно согласился, поехал и тут же свернул за угол на поперечную улицу Хамида Алимджана, чтобы выйти из их поля зрения, где, остановившись, увидел, что краник мне вновь перекрыли. Я вернул его в рабочее положение и поехал дальше. Возвратившись к ребятам с работающим мотором, я увидел их  лица, расстроенные по той причине, что фокус не удался.

Но это происшествие сыграло в моей жизни огромную положительную роль. Наслаждение, которое я испытывал в то время, когда эта двухколесная «шайтан-арба» сама несла меня с приличной скоростью по улицам моего любимого Ташкента, заставила начать делать отчисления мз моих стипендий в фонд покупки такого мотора (велосипед был у меня еще со школьных времен). Когда искомая сумма денег была накоплена, я тут же купил такой же двигатель Д2, установил его на свой велосипед, и вревратился в заядлого мотолюбителя. После окончания института
стал получать зарабоную плату и обзавелся мотороллером «Вятка». Годы шли, зарплата росла, аппетиты — тоже, я сменил «Вятку» на чешский мотороллер «Чезета», затем заменил его на совершенно изумительный чешский мотоцикл-одиночку «Ява-350», затем — на такую же «Яву», но уже с коляской, а впоследствии — на автомобиль «Москвич-412». В 1993 году я вручил ключи от этой машины своему сыну, чтобы больше никогда в жизни не браться за руль управления механическим транспортным средством.

Человеческая мудрость, по моему мнению, представляет собой сочетание отличного природного ума с большим объемом разносторонних знаний и с многолетним жизненным опытом. Моя Судьба подарила мне знакомства со многими по-настоящему мудрыми людьми, но с особой теплотой я вспоминаю человека, под руководством которого мне довелось работать, когда после окончания Энергофака САзПИ (Среднеазиатского политехнического института в Ташкенте) я попал по распределению в электротехнический отдел ташкентского проектного института «Узгипрошахт» (вскоре переименованного в «Узгипротяжпром»). Главным инженером этого большого отдела (120 человек) был невероятно мудрый человек, великолепный специалист Андрей Семенович Кан. Он не очень хорошо владел русским языком, но все сотрудники отдела его прекрасно понимали. Андрей Семенович часто говорил нам о том, что суетиться, торопиться контрпродуктивно, и неоднократно произносил фразу: «Торопица нету!», означавшую, что торопиться вовсе не следовало, что торопливость привела к неудовлетворительному результату.

Когда я впервые услышал из его уст эту фразу, сразу вспомнил советский приключенческий фильм «Зигмунд Колосовский», который в детстве произвел на меня весьма сильное впечатление. Этот фильм, вышедший на экраны нашей страны в 1946 году, был снят на Киевской киностудии режиссерами Сигизмундом Францевичем Навроцким и Борисом Михайловичем Дмоховским. Главную роль в нем исполнил Б.М.Дмоховский. Польский офицер Зигмунд Големба совершает побег из немецкого плена и приходит на квартиру своего друга Яна Колосовского, где находит его застрелившимся. В прощальной записке написано, что он не смог пережить захват страны нацистами. Големба пересчитывает патроны, оставшиеся в обойме пистолета, и говорит: «Ты всегда был торопыгой, Янек! Поэтому ты часто забегал вперед! Сколько патронов в магазине твоего пистолета? Семь! Ведь это семь мертвых швабов, Янек! Ты опять поторопился, и теперь я буду им мстить за тебя от твоего имени».

Так что прав был Андрей Семенович Кан: «Торопица нету!». Вообще говоря, человечество существует огромное количество лет и, как показывает практика, люди обычно упорно и настойчиво пытаются достичь вершин личной мудрости, набивая собственные шишки, спотыкаясь на всевозможного рода ухабах, колдобинах, выбоинах и рытвинах в процессе своего пути к «светлому будущему», хотя, по-моему, нет более простого и эффективного способа осуществления поставленных перед собой задач, чем использование ума, знаний, опыта мудрых людей.

Борис Пономарев