Спящие боги, гл. 81. Различные уровни реальности

Владимир Пяцкий
РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ РЕАЛЬНОСТИ
Люди живут на разных орбитах реальности, встречаясь, когда эти орбиты пересекаются. Они отличаются прежде всего уровнем возбуждения и скоростью реакции.
Обычный, нетренированный человек имеет высокую степень возбуждения и низкую скорость реакции. Чем выше уровень тренированности, тем ниже возбудимость и тем быстрее реакция. Имеет значение скорость любой реакции, но важнее всех иных – реакция на возникающие эмоции и мысли.
Как выглядит переход с какого-либо уровня на следующий? Мы начинаем видеть и осознавать силы и действия, которые раньше были скрыты, как знаменитый лишний кадр в кинематографе. Мы сознаём внушения, ранее незаметно проникавшие в ум. Мы осознаём собственные пороки, по сговору с которыми был снижен порог нашей пробуждённости. Мы узнаём, что есть множество путей, находящихся за пределами сложившихся привычек действия.
Мой друг, учитель музыки, попросил меня встретиться с его учеником – способным юношей, переживавшим подавленное состояние духа и оставившего из-за этого занятия музыкой. Я согласился, была назначена встреча, которая состоялась в гостиной дома юноши. По телевизору показывали криминальные новости. Мы с юношей присели на диван, и он рассказал мне о том, что однажды, подойдя к зеркалу, он обнаружил, что у него начали сильно выпадать волосы. Это наблюдение испугало и потрясло его. Он начал, по его определению, «как сумасшедший», тренироваться в спортзале, пытаясь тренировкой силы тела заглушить страх, сковавший его изнутри. Но некоторое время спустя, он обнаружил, что не может более поддерживать напряжённый ритм тренировок и погрузился в тоску и опустил руки. По причине ощущения своего бессилия мой собеседник перестал заниматься также и музыкой.
«Ты имеешь силы выключить телевизор?» – спросил я. Юноша улыбнулся и выключил вещающее устройство. Наступила внезапная тишина. «Мне не трудно представить, что многие твои неприятные чувства вызваны потоком сообщений телевидения» – продолжил я. «Но ты можешь двигаться не с этим потоком, а в том направлении, которое наметишь для себя сам. Представь себе свои эмоции в виде лестницы». Я попросил юношу взять ручку с тетрадью и нарисовать на первом листе лестницу, состоящую из пяти ступеней. На нижней ступени я предложил написать слово печаль, на второй – страх, на третьей – гнев, на четвёртой – радость, на верхней – покой. Затем я попросил его определить, на какой ступени этой лестницы он находится в данный момент. Этой ступенью оказался страх. После определения ступени я предложил своему собеседнику подготовить себя к тому, что следующим его состоянием может быть или печаль (в случае спуска по лестнице вниз) или гнев (в случае движения вверх). «Если при наступлении гнева ты не отбросишь его и не станешь на него как на поверженного врага, то тебя ожидает спуск в страх и печаль. Если же ты станешь на него, как на ступень, то поднимешься к состоянию радости. И с радостью то же самое – подчинишься ей – опустишься вниз, а используешь с пользой для близких людей – достигнешь верхней ступеньки лестницы – покоя».
Юноша воспринимал сказанное мной с пониманием. «Выходит, когда я тренировался как сумасшедший, это был гнев, который подчинил меня, и я спустился к страху, а затем к печали», – подвёл он итог. «А как же состояние печали? Из него возможно только движение вверх?» – спросил он. «Только до тех пор, пока у тебя есть желание двигаться вверх, к покою, который является верхней ступенькой лестницы. Ведь покой – это самое высокое энергетическое состояние». В качестве тренировки я порекомендовал юноше тренироваться в осознанном перемещении по лестнице эмоций, которую мы нарисовали. Он согласился. Это была наша единственная встреча, так как юноша стал чувствовать себя лучше и начал справляться со своим душевным напряжением. Я не знаю, насколько серьёзно и глубоко он восприял идею лестницы эмоций, ведущей к покою, но в конце учебного  года я встретился с ним вновь на концерте в музыкальной школе, где он был одним из исполнителей. 
Эта история является иллюстрацией того, что даже не обученный йоге человек имеет возможность сознательно перемещаться с одного уровня внутренней реальности на другой.