Супружеская Любовь и заповедь Не прелюбодействуй

Андрей Крикунов
О СУПРУЖЕСКОЙ ЛЮБВИ И О ЗАПОВЕДИ "НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ"

(некоторые размышления, появившиеся в процессе прочтения книги Эммануила Сведенборга «Супружеская Любовь», и в форме эссе изложенные на бумаге)




« …38 Я послал вас жать то,
над чем вы не трудились:
другие трудились, а вы вошли в труд их…»
Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 38

     Осмысляя и анализируя религиозно-философские воззрения Эммануила Сведенборга — в свете его трактовки Божественной Заповеди «Не прелюбодействуй» — мне бы хотелось прежде всего сказать, что, по сути, Сведенборг в своих размышлениях не противоречит общепринятым и устоявшимся в человеческом обществе христианским взглядам на этот вопрос. В подробных рассуждениях Сведенборга о брачном союзе мужчины и женщины, безусловно, присутствуют некоторые параллельные смысловые сюжеты, которые определёнными представителями традиционных христианских конфессий могут быть оценены как ложные и даже греховные – но, по моему убеждению, это уже второстепенные частности. О них можно и даже нужно субъективно рассуждать и спорить, но общей картины эти нестыковки не портят.
     Однако, при всём при этом, есть одна очень важная деталь, контрастно оттеняющая философское кредо Сведенборга по данному вопросу. Чтобы яснее и глубже в метафизическом смысле раскрыть значение заповеди «Не прелюбодействуй», Сведенборг в своих книгах озвучил оригинальное, присущее только его воззрениям понятие «супружеская любовь». И более того – он посвятил этому понятию отдельное глубокомысленное произведение, которое имеет следующее замысловатое название: «Услады мудрости, проистекающие из Любви Супружеской, за которыми следуют похоти безумия, проистекающие из любви блудной».
     Для простоты рассуждений я в своём эссе буду называть эту книгу кратко – «Супружеская любовь». Тем более, что в русскоязычном переводе, насколько я понимаю, именно такое название прежде всего и закрепилось в настоящее время – по крайней мере, в переводе с английского под редакцией Владимира Малявина, на который я буду опираться при последующем цитировании тех или иных высказываний Сведенборга.
     В этой книге Сведенборг говорит о том, что такое супружеская любовь, с точки зрения истинного Христианства. Какой она бывает и как выражается. А также рассказывает он и о её противоположности – о любви распутной.
     Кроме того, в книге достаточно подробно разбираются общие вопросы христианского супружества, говорится о целомудрии и распутстве, о разводах и повторных браках, о многожёнстве, о ревности и о связи супружеской любви с любовью к детям. И даже присутствуют некоторые практические советы, связанные с помолвками, свадьбами и правилами семейной жизни – разумеется, в рамках христианской морали.
     Ну и, конечно же, в книге «Супружеская любовь» щепетильно и сосредоточенно рассматривается прелюбодеяние как таковое во всех его видах и степенях.
     Всё это изложено у Сведенборга весьма доступно и ясно для понимания – и любой желающий может изучить эти вопросы самостоятельно.
     Мне же хотелось бы на фоне всего метафизического многообразия, присутствующего в книге «Супружеская любовь», выделить прежде всего одну очень важную тему, которая, как мне кажется, представляет немалый интерес для любого человека, уделяющего пристальное внимание своему духовному развитию. И причём, по большому счёту даже не важно, в христианской ли вере этот человек стремится развивать себя духовно, или же он исповедует какие-то иные вероучения…
     Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что духовное развитие человеческой личности – это прежде всего любовь человека к Богу и соблюдение Его заповедей. Независимо от того, каким именем называют Бога в том или ином вероучении, и в какой форме представлены основные – общие для большинства религий и учений – Божественные Заповеди.
     А если раскрыть самую суть, то человеку и не дано другой возможности любить и почитать Бога, кроме как именно путём самоотверженного исполнения Его заповедей. Недаром Господь Бог, в образе Иисуса Христа, в Евангелие от Иоанна, в главе 14, стих 21, так и говорит:

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам…»

     Безусловно, существует масса духовных произведений, написанных представителями различных религий и вероучений, которые так или иначе разъясняют актуальность заповедей вообще и заповеди «Не прелюбодействуй» в частности. Заинтересованному человеку все эти произведения не перечитать и не изучить – всей жизни не хватит. Да и не нужно, как я понимаю, стремится к этому. Бог каждому из нас, кто искренне стремится к духовному развитию, обязательно даст свою Книгу. И каждый из нас найдёт в этой Книге для себя что-то самое главное и самое приемлемое.
     И лично я бесконечно рад тому обстоятельству, что свыше мне в руки были в своё время даны произведения Сведенборга. Потому что для меня, бывшего убеждённого атеиста и материалиста, одним из важнейших вопросов, связанных с соблюдением Божественных Заповедей, был вопрос – ПОЧЕМУ я должен их соблюдать?.. И благодаря книгам Сведенборга я, в итоге, для себя это исчерпывающе определил.
Нет сомнений, можно старательно исполнять заповеди просто приняв их на веру – как данные Богом. Но им же, Господом Богом, человеку дан разум. Дана способность аналитически размышлять. И потому, мне, например, очень хотелось бы получить и некое более развёрнутое метафизическое объяснение актуальности исполнения заповедей. Это, конечно, своего рода греховный соблазн ума, но Бог бесконечно великодушен к человеку и предвидя его всевозможные искушения, помогает человеку гармонично преодолевать их. И более того – по словам Сведенборга – в процессе духовного развития человеку просто необходимо мыслить своим разумом.

«… 219. …Но все же Господь желает, дабы человек не только думал и говорил о Божественных вещах, но также рассуждал о них, с целью видеть, так ли оно или нет; и эта мысль, этот разговор и это рассуждение, если только целью видеть истину, можно сказать, что исходят от Господа у человека, но исходят они от человека, пока он не увидит истину и не признает ее; во всяком случае только по Господу он может мыслить, говорить и рассуждать, ибо может оное по двум способностям: Свободе и Рациональности, — способностям, которые в человеке по одному Господу…» (Мудрость Ангельская о Божественном Провидении. В переводе Э. Трайбс)

     Однако, умственное понимание – это ещё не гарантия духовности. Можно много чего религиозного знать и понимать умозрительно, но при этом внутренне оставаться весьма греховной человеческой личностью. Но тем не менее, конструктивное разумное осмысление – это первый и очень важный шаг на пути духовного развития человека.
Вот что говорит на эту тему Сведенборг, имея в виду под возрождением человека его полновесное духовное развитие в рамках земного существования:

«… 587. …зло, приобретаемое человеком при рождении, заложено в воле его природного человека, а воля уже влияет на разум, заставляя его встать на её сторону и мыслить в согласии с ней. Поэтому, для того, чтобы человек мог быть возрождён, необходимо, чтобы разум был посредствующей причиной в ходе возрождения. Этой задаче служат разнообразные наставления, которые воспринимаются разумом. Поначалу человек получает их от родителей и учителей, затем из чтения Слова, из проповедей, книг и бесед. То, что разум получает из всего этого, называется истинами. Так что всё равно, говорим ли мы, что возрождение происходит посредством разума, или посредством истин, принимаемых разумом. Ведь истины учат человека, в кого и во что ему верить, и что ему делать, а значит, чего ему желать. Ибо всё, что делает человек, есть действие его воли в соответствии с разумом. Поскольку же воля человека сама по себе есть по рождению зло, а что такое зло, и что такое добро, учит нас разум, и потому возможно желать первого и не желать второго, следовательно, человек должен преобразовываться через разум. До той поры, пока человек видит и признаёт умом, что зло — это зло, а добро — это добро, и думает, что нужно выбирать добро, его состояние называется преобразованием. Но когда его воля заставляет его избегать зла и делать добро, только тогда начинается состояние возрождения…»(Истинная Христианская Религия. В переводе С.Пшеничного)

     И возвращаясь теперь уже непосредственно к рассуждениям о заповеди «Не прелюбодействуй», мне бы хотелось заявить, что в книге Сведенборга «Супружеская Любовь» я нашёл для себя исчерпывающее умозрительное объяснение – почему я ДОЛЖЕН соблюдать эту особенную заповедь. И почему заповедь эта – особенная…
     Итак, с Божьего Позволения, в следующем разделе своего эссе, я попробую на какое-то время, фактически, стать простым литературно-философским популяризатором – для того, чтобы тему супружеской любви по Сведенборгу несколько приоткрыть и наметить.
     Но приоткрыть и наметить совсем немного. В основном, поверхностно и контурно. Только лишь для того, чтобы затем добавить к этому лично от себя ещё кое-что значимое и важное. Значимое и важное – разумеется, на свой субъективный взгляд.
     А вообще – конечно же, по моему твёрдому убеждению, тема супружеской любви может быть гармонично воспринята только лишь в процессе полноценного прочтения одноимённой книги Эммануила Сведенборга…

*  *  *

     В своём замечательном произведении «Супружеская Любовь», Сведенборг, кроме всего прочего, объясняет метафизическую взаимосвязь Божественного Блага и Божественной Истины с супружеским союзом мужчины и женщины.
Кому-то может показаться, что такие абстрактные понятия как «благо» и «истина» больше подходят только лишь для неких фундаментальных размышлений, связанных с основами основ религиозной философии. Но я берусь утверждать, вторя Сведенборгу, что на самом деле сочетание Блага и Истины – это суть любого гармоничного события и процесса, случающегося и протекающего как в Мире Духовном, так и в нашем земном человеческом бытие. И в том числе – в брачных отношениях мужчины и женщины.
     А поскольку контекст моих рассуждений – это актуальность соблюдения конкретной заповеди «Не прелюбодействуй», то далее я приведу некоторое количество цитат из книги «Супружеская любовь», которые позволят мне раскрыть свою мысль о насущной необходимости понимания, что есть Благо, и что есть Истина, когда речь заходит о взаимоотношениях мужа и жены в рамках их духовного сожительства.
     Цитирование будет весьма пространным, но на мой взгляд, всё это очень даже интересно и поучительно…

«… 333. …кто не знает, что есть такая любовь, которая своим совершенством и блаженством возносится настолько выше всех других видов любви, что последние кажутся в сравнении с ней ничтожными? Опыт свидетельствует, что она превосходит и любовь к себе, и любовь к миру, и даже любовь к жизни. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины падают на колени перед женщиной, которую они выбрали и попросили стать своей невестой, разве не обращаются они с ней как с богиней и не подчиняются ее капризам как презреннейшие из слуг? Это означает, что их любовь превосходит любовь к себе. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины из-за женщины, которую они выбрали и попросили стать своей невестой, презирают богатства и расточают их? Это означает, что их любовь превосходит любовь к миру. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины не придают значения собственной жизни перед лицом женщины, которую они выбрали и попросили стать своей невестой, так что даже готовы умереть, если она ответит отказом? Свидетельством тому служат поединки соперников, порой смертельные. Это означает, что их любовь превосходит любовь к жизни. Разве не случалось прежде — как случается и сейчас, — что мужчины сходят с ума, получив отказ от женщины, которую они выбрали и попросили стать своей невестой?
Кто же не может заключить по тому, как эта любовь начинается в людях, что такая любовь господствует над всеми прочими видами любви и что в ней заключена душа человека? Кто, честно пытаясь выяснить тому причину, не придет к выводу, что человек отдал свою душу и сердце одной женщине? Ибо, если бы влюбленный в этой ситуации имел возможность выбрать из всех женщин мира самую достойную, самую богатую и самую красивую, разве не отказался бы он от этого выбора, оставшись с той, которую уже выбрал? Ибо его сердце принадлежит ей одной.
Все это сказано для того, чтобы вы знали: воистину существует такая возвышенная супружеская любовь, и она возможна только когда мужчина любит одну женщину…»

«… 69. Насколько мне известно, немногие признают, что все радости и удовольствия, от высочайшего до самого низменного, собраны воедино в супружеской любви, ибо истинная супружеская любовь, в которой они собраны, сегодня стала такой редкостью, что люди даже не знают, что это такое, и они едва ли догадываются, что она вообще существует …, ибо только в истинной супружеской любви пребывают истинные радости. А поскольку они столь редки на земле, единственная возможность описать ее исключительные удовольствия появилась у меня благодаря рассказам ангелов, которым она ведома…»

«… 229. …Тому, кто жаждет супружеской любви, Господь предоставляет подобного ему, и если подходящею партнера нет на земле, Он предоставляет его на Небе. Господь делает возможным все браки, основанные на истинной супружеской любви… О том, как устраиваются браки на небесах, я слышал от ангелов следующее.
Божественное Провидение Господа о супружестве и в супружестве поистине вездесуще и всеобъемлюще, ибо все радости небесной жизни изливаются из радостей супружества, как сладкие воды из источника. Вот почему предусмотрено, чтобы всякий мог найти себе пару для супружеской любви. Под пристальным взором Господа оба супруга, сами того не сознавая, постоянно получают наставления касательно супружеской жизни. Затем, когда приходит надлежащий срок (когда она становится молодой женщиной, а он — готовым к браку молодым мужчиной) они где-то встречаются, будто по велению судьбы. И сразу же, словно под действием какого-то инстинкта, они понимают, что они — суженые друг другу, и молодой человек, словно повинуясь некоему внутреннему голосу, думает: «Она принадлежит мне», — а молодая женщина тоже думает про себя: «Он принадлежит мне». И когда сия мысль завладевает их умами, они, по прошествии нескольких дней, решаются поведать о том друг другу и объявляют о своей помолвке. Ангелы говорят: «будто по велению судьбы», «инстинкт» или «внутренний голос», — даже если это означает Божественное Провидение — потому что сие случается как бы помимо воли людей. На самом деле именно Господь открывает людям их внутреннее сходство…»

«… 68. …Все радости, от высочайших до самых низких, собраны в этой любви воедино, ибо от нее исходит большее благо, чем от прочих видов любви, — от нее происходит приумножение человеческого рода, а благодаря этому — приумножение ангелов небесных. Такова цель творения и, следовательно, результатом этого являются все благости, радости, все виды счастья, дружбы и наслаждений, какими когда-либо Господь одаривал людей, ибо они собраны воедино в этой любви, которая у них есть…»

«… 180. …Природа любви заключается в том, что она желает соединиться с тем, кто любим от всего сердца. В самом деле, она стремится дать человеку радость и сама тем возрадоваться…»

«… 215. …Супружеская любовь, по сути, есть не что иное, как стремление двух людей соединиться в одну личность. Другими словами, они хотят, чтобы две их жизни стали одной. Такое желание наличествует у них в виде постоянного воления — источника всех поступков… Те же, кто не обладает супружеской любовью, живут совершенно иначе, о чем и сами хорошо знают. Они не понимают смысла слов Господа — что они теперь «двое стали одной плотью». (Матфей 19:6), ибо вследствие разъединения душ и умов думают о себе, что они суть двое…»

«… 37 …В конце концов люди были созданы двуполыми именно с тем, чтобы двое могли быть как одно целое, ибо взятые вместе они и составляют совершенного человека. Без этого сопряжения они остаются каждый сам по себе, являясь частью — половинкой — целого…»

«… 38. …Духовный человек любит и стремится к внутреннему союзу и к тем разновидностям счастья, которые дух от такого союза получает. И он может сказать, что таких разновидностей счастья, которые можно познать с одной женой, с коей он соединяется в одно целое, не счесть. И чем прочнее они соединяются, тем выше, шаг за шагом, поднимается его счастье к вечности. Но обычные люди даже не помышляют об этом…»

«… 44. …это не любовь к противоположному полу, а это любовь к одному только представителю противоположного пола, которая может проявиться лишь в одном случае: когда Господь устроит так, что молодой мужчина заметит молодую женщину, а женщина — мужчину, и оба они ощутят супружеское воспламенение в своем сердце и смогут сказать, что она принадлежит ему, а он — ей. Ибо любовь встречает любовь, и они распознают друг друга, и любовь в одночасье соединяет две души в одно целое, и тогда становятся общими их мысли; а из разума любовь переходит в грудь и опускается все ниже после свадьбы и так становится совершенной. Она соединяет их каждый день до такой степени, что их уже не двое, а оба — как одно существо…»

«… 64. …если супружеская любовь получена от ее Создателя, Который есть Господь, святость пребывает в ней через Него. Эта святость постоянно делает супружескую любовь утонченнее и целомудреннее. И эта любовь становится чище день ото дня, если есть на то воля человека и если он делает для этого необходимые усилия…»

«… 70. …Истинная супружеская любовь исходит от Господа и предназначается тем, кто близок к Нему воистину, благодаря этому источнику и этой связи…
…Всякий человек может испытывать любовь — в том числе истинно супружескую — лишь в том случае, если он получает ее от Господа. Те, кто ее получает, воистину близки Господу и живут с Ним в сердце. Это происходит потому, что такая любовь, благодаря своему источнику и соответствию, более небесна, духовна, свята, целомудренна и чиста, чем всякая иная любовь, какую могут испытывать ангелы на Небе и воцерковленные люди …, и эти качества любви пребывают лишь в тех, кого соединяет вместе Господь и кого Он помещает в общество ангелов небесных. Для таких людей свободная любовь вне брака, то есть как бы супружеские отношения с другими людьми — это погибель души, или адова топь. И чем решительнее женатый мужчина избегает подобных отношений — даже фантазий и побуждений к такой любви, — тем более его супружеская любовь целомудренна и духовна и когда он живет в природном мире и потом, когда обитает на Небе.
Никакая любовь не может быть совершенно чистой ни у человека, ни у ангелов, и эта любовь в том числе. Но Господь присматривается, к чему склонен человек, и чем более человек настроен на такую любовь, тем более получает его любовь целомудрия и святости, и это происходит постоянно. Лишь те, кто получает духовную любовь к супружеству от Господа, могут ее испытывать, ибо Небо пребывает в ней, а для человека из природного мира такая любовь находит удовлетворение лишь в плотских радостях…»

«… 72. Люди, которые любят истины Церкви и совершают благие дела, которым Она учит, достигают любви в супружестве и могут в ней пребывать благодаря тому, что никакую иную любовь Господь не принимает. Это те, кто живет в согласии с Господом, а потому Он хранит в них эту любовь. Две вещи составляют Церковь и, следовательно, Небо в человеке: истинность его веры и его благодеяния. Истинность веры привносит в жизнь присутствие Господа, а благодеяния, предпринимаемые в соответствии с истинами веры, знаменуют союз человека с Господом, а отсюда проистекает связь с Церковью и Небом…
Господь не может поддерживать супружескую любовь в тех, кто знает лишь истины Церкви, Он поддерживает ее в тех, кто, помимо того, что знает истины Церкви, принимает участие в ее благодеяниях…»

«… 137. ...Только те, кто отвергает ужасные радости прелюбодеяния, познали блаженные радости супружеской любви. И никто не может отвергнуть их, не получив премудрости от Господа. Никто не получит от Господа премудрости, если он не делает благих дел из любви к тем делам…»

«… 83. Существуют внутренние и внешние источники супружеской любви; внутренние источники многочисленны, и таковы же внешние. Но есть один глубочайший, или подлинно всеобщий источник. То, что последует ниже, призвано свидетельствовать, что таким источником является супружество блага и истины.
Причина, по которой никто еще не определил источником этой любви супружество блага и истины, есть то, что никем еще не было замечено, что существует некий союз между благом и истиной. Это не было прежде замечено, потому что благо еще не являлось в таком свете, чтобы его признали за истину, то есть знание об этом сокрыто столь глубоко, что никакие усилия извлечь его из тех глубин не увенчались успехом. А поскольку благо, по указанной причине, есть еще неведомая сущность, никто не мог и помыслить о супружестве между благом и истиной.
Действительно, с природной, разумной точки зрения, принятой в нашем мире, благо представляется столь удаленным от истины, что между ними не усматривается никакой связи. В этом можно убедиться из тех разговоров, в которых упоминаются благо и истина. Когда кто-либо говорит: «Это есть благо», — он вовсе не думает об истине, а когда говорит: «Это истина», — вовсе не помышляет о благе. Итак, в наши дни многие верят, что истина есть нечто совершенно от всего отделенное, то же можно сказать и о благе. Многие также верят, что люди образованны и мудры, а следовательно, человечны, в соответствии с истинами, о которых они думают, пишут, говорят и в которые верят, в то же время никак не соотнося их с благом.
Ниже, однако, поясняется, что не существует блага без истины и истины без блага, поскольку меж ними заключен вечный брачный союз, а также что этот союз является источником супружеской любви…»

«… 84. …Благо и истина — универсальные составляющие творения, ибо они заключены в Господе Боге Творце. Действительно, они — это Он, ибо Он есть само Божественное благо и Божественная истина. Но это становится более очевидным для нашего умственного постижения, а следовательно, как понятие, достойное осмысления, если мы говорим «любовь» вместо «благо» и «мудрость» вместо «истина». Таким образом, Божественная любовь и Божественная мудрость пребывают в Господе Боге Творце, и они есть Он, что означает, что Он есть сама любовь и сама мудрость. Любовь и мудрость есть то же, что благо и истина. Это так, поскольку благо есть любовь и истина есть мудрость, ибо любовь проистекает от блага и мудрость — от истины…»

«… 85. …поскольку Господь Бог Творец есть сама любовь и сама мудрость, и Он создал Вселенную из самого себя — как исходящее из Него деяние, — не может все сотворенное Им не содержать в себе частицу блага и истины. Ибо все, что создано кем-либо или исходит от кого-либо, несет на себе печать своего создателя. Рассудок может заключить, что это так, из порядка, в котором в созданной Господом Вселенной одно сменяет другое. Одна вещь создана ради другой, и так все со всем связано, как звенья в одной цепи.
Кроме того, все в мире создано ради человека, так что уже от него происходят ангелы небесные. Через человеческий род творение возвращается к создавшему его Творцу. Это объединяет Творца и созданную Им Вселенную, а через такое сопряжение она существует вечно. Вследствие этого благо и истина именуются вечными составляющими Вселенной…»

«… 61. …Итак, поскольку союз блага и истины существует и поскольку он обоюден, это означает, что истина принадлежит благу, или истина исходит из блага, а благо принадлежит истине, или благо есть следствие истины. Эта истина, которая принадлежит благу, или исходит из блага и пребывает в мужчине, есть мужское начало. А благо, которое принадлежит истине, или которое есть следствие истины, пребывает в женщине и есть женское начало. И между этими двумя понятиями существует брачный союз…»

«… 88. …истина во благе, или истина, которая исходит из блага, мужского рода, а благо в истине, или благо, которое исходит из истины, — женского. И это будет проще понять, если вместо слова «благо» говорить «любовь» и вместо слова «истина» говорить «мудрость» (№ 84 выше показывает, что это одно и то же)…»

«… 65. …Истинная супружеская любовь есть не что иное, как любовь и мудрость, слитые воедино. Два супруга, у которых или внутри которых однажды возникла такая любовь, суть ее подобие и форма…»

«… 425. …В мире нет ничего, что не имело бы своей противоположности… То, что всякая вещь имеет свою противоположность, можно видеть на примере света, тепла, времени суток или года, чувств, восприятий, ощущений и многого другого. Противоположность света есть тьма, противоположность тепла — холод. Противоположности времен суток и года — это день и ночь, лето и зима. Противоположности чувств — это радость и печаль, веселье и грусть. Противоположности восприятия — добро и зло, истина и ложь. Противоположности ощущений — это вещи приятные и неприятные.
Отсюда можно со всей очевидностью сделать вывод о том, что любовь в супружестве тоже имеет свою противоположность...»

«… 427. …То, что истоком супружеской любви является союз добра и истины, было показано выше в соответствующей главе … Из этого следует, что истоком распутной любви является взаимная связь зла и лжи, и эти два вида любви противостоят друг другу так же, как зло противостоит добру, и ложь зла противостоит истине добра. И столь же противоположны друг другу наслаждения этих двух видов любви, причем сама любовь есть ничто без ее наслаждений…»

     В этом месте мне бы хотелось ненадолго прервать цитирование книги «Супружеская Любовь» и ещё раз акцентировать внимание на том умозаключении, которое сформировалось в процессе развития внутренней логики взаимосвязанных выдержек из Сведенборга. То есть, ещё раз подчеркнуть сей примечательный факт, что истинный супружеский союз мужчины и женщины – и здесь, в земной жизни, и в жизни небесной – это ничто иное как союз любви и мудрости. Или, что то же самое, – союз Блага и Истины.
     И конечно же, необходимо ещё раз проговорить тот важный вывод, что высшим началом этого союза являются Божественная Любовь и Божественная Мудрость, исходящие от самого Господа Бога…
     В цитатах уже так или иначе было сказано о том, что не возникает истинная супружеская любовь между мужчиной и женщиной, если они не верят в Бога и не соблюдают Его заповедей. И в первую очередь, естественно – если они не соблюдают заповедь «Не прелюбодействуй».
     Потому что истинная супружеская любовь – это любовь между одним только мужчиной и одной женщиной, сведённых воедино Божественным Провидением… Это союз предназначенных только друг для друга Мудрости и Любви… Это сформированная свыше и единственно возможная в своём сочетании гармоничная взаимосвязь Истины и Блага.
А потому, грех прелюбодеяния разрушает прежде всего саму высшую суть этого божественного двуединства. Поскольку искажает с точностью до наоборот сам Господний Замысел небесного бракосочетания мужчины и женщины. В результате чего светлый и радостный союз Божественной Любви и Божественной Мудрости неизбежно обращается в мрачный и мучительный союз демонических Зла и Лжи…
     Далее – продолжение цитирования…

«… 66. …люди были созданы ради этой любви, а позднее — сформированы ею. Мужчина создан, чтобы стать мудрым, побуждаемым любовью к пребыванию в мудрости, а женщина создана, чтобы стать любовью мужчины к его премудрости, в соответствии с той премудростью. Из этого ясно, что оба супруга являются образом и подобием супружеской любви и мудрости, или блага и истины.
Необходимо знать, что не существует ни блага, ни истины вне субстанции, их материальной формы. Не бывает абстрактных блага и истины, ибо в таком случае им негде было бы пребывать. Их нельзя представлять себе быстротечно-мимолетными. Хотя наш разум рассматривает их как отвлеченные понятия, он не может их мыслить вне связи с объектами. Ибо все идеи, даже самые возвышенные, вещественны, то есть связаны с материей. Следует также заметить, что материя не существует без формы. Материя без формы не есть нечто, ибо ей нельзя придать никаких свойств, а объект, не обладающий свойствами, есть теоретическая фикция.
Я добавил эти философские замечания, чтобы таким образом еще показать, что два супруга, которые наслаждаются истинной супружеской любовью, являются действительной формой супружества блага и истины, или любви и мудрости...»

«… 89. С сотворения мира у этих двух понятий существует вкорененная наклонность к взаимному соединению в одно, ибо одно формируется из другого — мудрость из любви к пребыванию в истине, или истина из блага; любви к мудрости, проистекающей из этой истины, или блага истины, происходящей от этой любви. Данный пример показывает, что у них существует взаимная наклонность к соединению и слиянию воедино.
Но такое бывает лишь с теми мужчинами, которые обладают истиной мудрости, и с теми женщинами, которые обладают любовью к этой мудрости в своих мужьях, то есть с теми, кто пребывает в истинной супружеской любви…»

«… 325. …благо ничего не может создать или устранить иначе как посредством истины. Благо не может защитить себя иначе как посредством истины, так что истина — это защитница и как бы оружие блага. Благо без истины не имеет совета, ибо оно научается мудрости и опытности посредством истины. Мужчина от сотворения есть истина, а жена от сотворения есть благо или, что то же самое, мужчина есть от сотворения разум, а жена — любовь…»

«… 33. …мужчина рождается быть разумным, а женщина — волящей, или, иными словами, мужчина рождается с наклонностью к знанию, в то время как женщина рождается в любви к тому, чтобы сочетать себя с этой наклонностью мужчины. Поскольку по внутренним формам образуются внешние, формой мужчины является форма разума, в то время как формой женщины является форма любви к этому разуму...»

«… 90. …вечный союз любви и мудрости, или супружество блага и истины проистекает от Господа, Творца и Вседержителя и … созданные субъекты получают их каждый в соответствии со своей формой. И тогда мужчина получает истину премудрости от этого супружества или союза, и Господь присоединяет к ней благо любви согласно тому, как он ее воспринимает. И это восприятие происходит в его разуме — вот почему мужчина рожден быть разумным. Рассудок в своем собственном свете может видеть это из различных качеств мужчины — главным образом из мотивации его поступков, из того, какое мужчина находит себе применение, из его манер и облика.
Мотивацией мужчины является желание знать, понимать и стать мудрым: знать в детстве, понимать — в отрочестве, а стать мудрым — в начале зрелости и до старости. Это показывает, что его натура или характер имеют наклонность к формированию разума, а это в свою очередь означает, что он рожден, чтобы быть разумным. Но это может произойти только из любви, и так Господь присовокупляет к нему еще и любовь, в соответствии с его восприятием — то есть в соответствии с его желанием стать мудрым.
То и другое проявляется в его наклонностях, которые обращены к занятиям, относящимся к разуму, или к таким, где разум преобладает. Большинство из них относятся к общественным делам и имеют целью служение обществу. Его манеры всегда вытекают из преобладания в нем разума. Вот почему занятия мужчины, которые и можно обозначить как «манеры», — разумны, а ежели нет — он обычно желает, чтобы они таковыми представлялись…»

«… 91. В то же время женщина рождена, чтобы отвечать действием воли на веления разума мужчины, или, иными словами, чтобы быть любовью к мужской мудрости, ибо она формируется через его мудрость… Это также утверждается через основание ее поступков, через то, к чему она прилепляется, а также через ее манеры и облик.
Мотивом поступков женщины является ее наклонность любить знание, учение и мудрость — не в себе, но в мужчине, — и все , это для того, чтобы любить мужчину. Ибо мужчину следует любить не за его облик, который кажется человеческим, но за его талант, который делает его человеком…»

«… 159. …Воля жены присоединяется к разуму мужчины, а разум мужчины присоединяется к воле жены, в такой последовательности. Так происходит потому, что мужчина рожден, чтобы стать разумом, а женщина — чтобы стать волей, которая любит разум мужчины. Это означает, что супружеский союз есть союз воли жены и разума мужа, и наоборот, союз разума мужа и воли жены. Всякому понятно, что этот союз разума и воли очень тесный и что он приводит к такому соотношению, когда одна наклонность может перетекать в другую и услаждаться таким союзом…»

«… 160. … любовь не может не любить и соединяться с собой, чтобы быть любимой. В этом ее сущность и жизнь. Женщина рождена любить, в то время как мужчина, с которым она соединяется, чтобы быть любимой, является принимающим ее любовь. Любовь всегда заключается в этом. Она как тепло, пламя и огонь, которые сходят на нет, если не получают простора для распространения. Вот почему наклонность жен соединяться с мужьями постоянна и неизменна. Однако у мужчины нет такой наклонности к жене, поскольку мужчина не являет собой любовь, но является лишь принимающим ее. Его способность к восприятию прибывает и убывает соответственно с его душевным состоянием и вызванными многими причинами колебаниями его разума между теплотой и холодностью, а также приливами и отливами его телесной силы, ибо они непостоянны и не имеют своего порядка во времени. Как следствие, эта наклонность у мужчин непостоянна и изменчива…»

«… 161 …Мужчины ныне не замечают, что любовь, а следовательно, стремление к соединению пробуждают в мужчинах женщины. В действительности они это отрицают. Это вызвано тем, что женщины поддерживают в мужьях убеждение, что любят как раз мужчины, а жены лишь приемлют любовь, либо что мужчина есть сама любовь, а женщина — сама покорность. И когда мужчины верят этому, это наполняет радостью их сердца.
Существует целый ряд причин, по которым жены на этом настаивают, и причины те коренятся в их благоразумии и осмотрительности…
Возбуждение, или подстрекательство к любви в мужчине порождает его жена, ибо в мужчине вовсе нет супружеской любви, ни даже половой любви, которая сосредоточена в женах и женщинах….
…женщина есть сама любовь, а мужчина — ее восприемник. Мужчина восприимчив к любви вследствие мудрости, которой обладает — в особенности мудрости религии, — что любить следует одну лишь жену. Это очевидно из факта, что когда мужчина любит только жену, его любовь возрастает. Будучи возвышенной, она становится все более сильной, постоянной и длительной…»

«… 222. …Выше было указано, что любовь и мудрость или, что то же самое, благо и истина исходят от Господа. Эти два свойства супружества постоянно исходят от Него потому, что они суть Господь, и Он есть исток всего сущего. Исходящее от Него проницает весь мир, ибо в противном случае ничто в мире не могло бы существовать…
Аура супружества проницает все мироздание от края до края, … супружества существуют и на небесах, … и … помимо людей они имеются также среди всех представителей животного мира, даже у червей. Более того, они есть и среди растений, вплоть до мельчайшей травинки. Эта аура более универсальна, чем аура тепла и света, исходящих от Солнца. Разум может удостовериться в этом исходя из того факта, что аура супружества действует даже в отсутствие солнечного тепла, как бывает зимой, и в отсутствие света, как бывает ночью, особенно среди людей. Она может действовать таким образом потому, что исходит от солнца ангельских небес, которое всегда сохраняет равнодействие тепла и света, то есть союз блага и истины. В этой ауре царит как бы вечная весна. Перемены в благе и истине, или в тепле и свете этой ауры супружества не совпадают с переменами на земле, вызываемыми изменениями тепла и света, излучаемых Солнцем. Эти перемены берут свое начало в тех, кто восприемлют благо и истину...»

«… 223 …Женщина усваивает эту ауру и передает ее мужчине. Я знаю из доподлинных свидетельств …, что мужчина не обладает супружеской любовью и может получить ее только от женщины. Сие можно понять из следующего объяснения. Мужчина есть форма разума, а женщина — форма побуждения, и форма разума не может самостоятельно усвоить себе тепло супружества, но нуждается в союзе с кем-либо, кто обладает этим теплом от самого творения. Поэтому мужчины не могут получить тепло супружества иначе, как соединившись с женской природой, воплощающей побуждение, ибо женская природа есть также форма любви. То же самое с еще большей полнотой подтверждается супружеством блага и истины…»

«… 137. …мужчина рожден вместилищем света, то есть Божественной мудростью, а женщина — вместилищем тепла, то есть любовью к мудрости, полученной от Господа…»

«… 340. …истинная супружеская любовь дается от одного Господа, и Господь может дать ее только тем, кто знает Его, принимает Его, верит в Него и живет жизнью, исходящей от Него. А те, кому Он не может дать эту любовь, знают только, что любовь к другому полу и любовь в супружестве — одно и то же…»

     Ну а в качестве завершающей – итоговой – цитаты ко всему вышеизложенному, я хотел бы привести ещё одну небольшую, но чрезвычайно глубокомысленную выдержку из текста книги «Супружеская Любовь», в которой, как мне кажется, очень хорошо прослеживается неразрывная метафизическая связь Блага и Истины с духовностью брачных отношений мужчины и женщины:

«… 63. …Господь создает Церковь для мужчины, а через мужчину для его жены, а когда она готова для них обоих, это уже совершенная Церковь. Ибо сопряжение блага и истины к тому времени делается полным, а сопряжение блага и истины есть Церковь…
…стремление соединиться, которое есть супружеская любовь, пропорционально сопряжению блага и истины, которым является Церковь…»

*   *   *

     Нет никакого сомнения в том, что я привёл более чем достаточное количество цитат, позволяющих весьма глубоко прочувствовать основу духовной гармонии супружеского союза мужчины и женщины. И само по себе содержание этих цитат, и образный слог Сведенборга, – всё это в совокупности даёт хотя и несистемное, но вполне вразумительное понимание темы супружеской любви.
     А уж если не полениться и прочитать книгу «Супружеская Любовь» целиком, со всеми педантичными разъяснениями автора – да ещё и, в придачу, с теми яркими и впечатляющими духовными опытами, которые Сведенборг получил в результате своего уникального общения с потусторонним Духовным Миром, – то в таком варианте, я убеждён, любой человек, небезразличный к идеалам супружества, получит максимально исчерпывающие объяснения большинству насущных для него из этой области вопросов.
     Однако же, вот с какой интеллектуальной проблемой столкнулся лично я, читая Сведенборга. Причём, проблему эту я ощутил, изучая не только книгу о супружеской любви, но и вообще – многие другие его произведения…
     О том, что сочетание Блага и Истины, или, говоря иначе, сочетание Любви и Мудрости – это ничто иное как фундаментальная «духовная подкладка», обеспечивающая существование Божественного Мироздания, Сведенборг в той или иной форме рассуждает почти в каждом своём произведении. Но и каждый раз я сталкивался с тем обстоятельством, что очень сложно было мне, своим воображением, образно и буквально представлять для себя это сочетание. Признаться честно – у меня вообще не получалось ухватить метафизический смысл этого Великого Двуединства…
     Вот, например, достаточно типичное для Сведенборга выражение:

«… 358. …Сказано, что человек сотворен в образе Бога по Его подобию, Быт.1.26, и под образом Бога разумеется здесь Божественная Мудрость, а под подобием – Божественная Любовь; ибо Мудрость – не что иное, как образ Любви, поелику лишь в Мудрости представляется Любовь, как предмет видимый и познаваемый, и как в ней только проявляется она и познается, то Мудрость и есть ее образ; Любовь составляет также Бытие жизни, а Мудрость Существование жизни из нее…»(Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной мудрости. В переводе В. Клиновского)

     Безусловно, изучая сугубо философские труды Сведенборга, я мог позволить себе «оставить на потом» это ускользающее от моего ума интеллектуальное осознание. Так сказать – до поры до времени. Поскольку много ещё чего интересного и более ясного и понятного присутствует в любых других его произведениях. Однако, когда подошёл черёд, и я взялся за прочтение книги «Супружеская Любовь» – отступать стало уже некуда. Поскольку без этого осознания начинал теряться вообще как таковой основной смысл книги.
     Вот, к примеру, цитата из «Супружеской Любви»:

«… 61. …Итак, поскольку союз блага и истины существует и поскольку он обоюден, это означает, что истина принадлежит благу, или истина исходит из блага, а благо принадлежит истине, или благо есть следствие истины. Эта истина, которая принадлежит благу, или исходит из блага и пребывает в мужчине, есть мужское начало. А благо, которое принадлежит истине, или которое есть следствие истины, пребывает в женщине и есть женское начало. И между этими двумя понятиями существует брачный союз…»

     Как можно было изучать супружескую любовь по Сведенборгу, не осознавая, в частности, что подразумевает под собой, в образном и буквальном смысле, содержание последней приведённой цитаты?.. Ведь это осознание, по сути, становилось ключом к пониманию истинности супружеской любви. И, соответственно, – к пониманию необходимости соблюдения заповеди «Не прелюбодействуй».
     И я нисколько не сомневаюсь в том, что в итоге Сам Господь Бог не оставил без внимания мои вопрошающие молитвы, обращённые к Нему, в поисках ответа на мои умственные страдания. Поскольку совершенно неожиданно для себя самого помощь в осознании образно-буквального смысла сочетания Блага и Истины я получил из той же книги «Супружеская Любовь», чтение которой и привело меня, казалось бы, к некоему окончательному и бесповоротному интеллектуальному тупику в восприятии её содержания.
     Вот какие строки оказались спасительными для моего воспалённого воображения:

«… 457. … Надобно понимать, что супружество одного мужчины и одной женщины есть драгоценный бриллиант человеческой жизни и сокровищница христианской религии. Это было показано в подробностях на протяжении всей предыдущей части, посвященной супружеской любви и наслаждениям ее премудрости. Оно есть драгоценный бриллиант человеческой жизни потому, что природа человека такова же, какова природа его супружеской любви. Последняя составляет глубочайшую сущность его жизни, являясь жизнью мудрости, которая сопрягается с его любовью, и любовью, которая сопрягается с его мудростью. Поэтому в ней есть наслаждения и того, и другого. Одним словом, благодаря этой любви душа человека жива, и по этой причине супружество одного мужчины и одной женщины зовется драгоценным бриллиантом человеческой жизни…»

     Да, конечно, — именно бриллиант! Именно этот чистый и благородный предмет совершенно неожиданно послужил для меня формальной основой в понимании божественного сочетания Блага и Истины!.. Любви и Мудрости!.. Воли и разума!..
     И я абсолютно уверен, что в данный момент, в качестве перехода к дальнейшим рассуждениям, не окажется лишней ещё одна, ранее уже приводимая цитата:

«… 66. …Необходимо знать, что не существует ни блага, ни истины вне субстанции, их материальной формы. Не бывает абстрактных блага и истины, ибо в таком случае им негде было бы пребывать. Их нельзя представлять себе быстротечно-мимолетными. Хотя наш разум рассматривает их как отвлеченные понятия, он не может их мыслить вне связи с объектами. Ибо все идеи, даже самые возвышенные, вещественны, то есть связаны с материей…»(Супружеская Любовь. Перевод под редакцией В. Малявина)

     Драгоценный бриллиант, как материальная форма, стал для меня тем самым объектом, с помощью которого я получил для себя долгожданное осознание «отвлечённого понятия» Великого Двуединства!..

*   *   *

     Ведь что есть такое – бриллиант, если попытаться рассмотреть его с точки зрения совсем не абстрактных «блага» и «истины»?..
     Рассуждая в общем, можно сказать, что бриллиант – это драгоценный камень, поверхность которого особым образом обработана, отчего он блестит и сверкает в лучах света, восхищая взор человека и возбуждая в человеческой душе некие неземные радость и удовольствие.
     При этом, причудливая огранка бриллианта с одной стороны, а с другой его внутренняя прозрачность, имеющая разнообразное цветовое наполнение – всё это взаимно обеспечивает яркий блеск и очаровательные переливы лучей света на поверхности бриллианта. Что является одновременно следствием светового отражения от гранёных поверхностей камня и преломлением тех же световых лучей в его внутренней среде.
     Искрящийся и переливающийся всеми цветами радуги свет на гранях бриллианта настолько завораживает духовное естество человека, внимающего красоте этого замечательного камня, что порой просто удивительно – насколько дорого в денежном эквиваленте оценивается тот или иной бриллиант, когда он оформлен как драгоценное украшение и выставлен на продажу в каком-нибудь ювелирном магазине.
     История человечества знает немало примеров бриллиантовых украшений, которые своей причудливой игрой света, вкупе с достойными размерами, буквально сводили с ума богатых мира сего, толкая их на растрату всего своего состояния ради приобретения этой драгоценности. А то и на уголовные преступления, посредством которых они стремились завладеть заветной материальной ценностью.
     Однако, не будем отвлекаться на мирское…
     Благо бриллианта – то есть, то, чем он положительно полезен для человека, его добро и значимость, инициирующие в человеческой душе радость от восприятия и удовольствие от обладания – это прежде всего следствие качества его внутреннего строения.
     Этот особый камень по консистенции своей удивительно твёрд и в то же время хрустально прозрачен. И одновременно, чаще всего, в глубине своей наполнен некими приятными цветовыми оттенками.
     Но все эти восхитительные свойства бриллианта изначально скрыты и почти не заметны для человеческих ощущений.
     Что представляет собой бриллиант в своём естественном состоянии?.. Это достаточно невзрачный, порой даже шершавый и мутный, спёкшийся от вулканических процессов камень-алмаз, разглядеть в котором потенциальную ценность способен только лишь профессиональный специалист-минералог.
     Получается, что Благо бриллианта для людей не проявляется само по себе, без каких-либо дополнительных мероприятий, связанных с сознательной деятельностью человека. То есть – до тех пор, пока человек не обработает поверхность этого камня каким-то особым образом.
     Именно причудливая огранка бриллианта – геометрически выверенная форма наружной поверхности – вот что является необходимым дополнением ко всем тем его внутренним свойствам, которые придают каждому камню неповторимую индивидуальность. И именно огранка выявляет и формирует для человеческого восприятия то сверхчувственное Благо, которое заключает в себе уникальное внутреннее качество драгоценного камня.
     Таким образом, совсем не абстрактно, а на основе материального объекта, который человек способен воспринимать всеми своими земными чувствами, можно уже почти сделать важный вывод, связывающий воедино понятия «благо» и «истина».
     Однако, предварительно, в помощь этому выводу, я хотел бы несколько преобразовать одну цитату из Сведенборга, которую приводил в предыдущем разделе. И сказать следующее: Истина (Мудрость) – это не что иное, как образ Блага (Любви), поскольку лишь в Истине представляется Благо, как предмет видимый и познаваемый… Благо составляет бытие жизни, а Истина – форма проявления бытия жизни…
     Итак, дивное переплетение блеска световых лучей, сформированных огранкой, с радужными световыми потоками, идущими изнутри бриллианта – это и есть ощутимая человеческими чувствами Истина, которая проявляет скрытое от человека, сверхчувственное Благо драгоценного камня. То есть, это та самая Истина, которая проявляет его восхитительное природное качество и, вроде бы, даёт понимание бытия его существования. Прочувствовать которое можно, казалось бы, исключительно посредством формы бриллианта.
     Но ведь, по сути, речь идёт конечно же не о форме и даже не о качестве.
Да, можно взвесить бриллиант в каратах. Можно пересчитать и замерить грани бриллианта, а по определённым эталонам оценить его прозрачность и цветовую насыщенность. Можно провести ещё какие-то специальные исследования, дополнительно характеризующие его природное качество. Однако, всё это – только лишь предпосылки, условно оговаривающие как таковое Благо этого бриллианта.
     Но стоит только лишь поместить драгоценный камень в луч света, как тут же запоёт и заиграет что-то в душе воспринимающего бриллиант человека. Что-то такое взбудоражит и восхитит человеческое нутро, отчего человек обязательно не сдержится и воскликнет некие следующие слова: «Да!.. Этот камень во-Истину прекрасен и Благо-роден!..»
     Истина и Благо – не человеческие категории. Они – от Бога. Именно поэтому, как мне кажется, о них можно долго и много говорить, желая самому разобраться в них, а также пытаясь рассказать кому-то другому. Но в итоге всё равно у каждого человека в сердце и душе сформируются какие-то свои, индивидуальные понятия о Благе и Истине. Индивидуальные – в зависимости от духовного развития каждого конкретного человека. Поскольку то, что от Бога, может быть воспринято в человеке только его духовным началом.
     И тот же бриллиант, как предмет восхищения, сформирует в каждом человеке свои собственные, индивидуальные радости и удовольствия.
     Но в любом случае, принципиальный подход к проблеме понимания взаимосвязи Блага и Истины имеет одно общее осмысление. Благом человек назовёт то, в чём увидит и почувствует для себя добро и удовольствие, а Истиной – то, что во всей полноте выразит для человека добро и удовольствие этого Блага…
     И наверное, можно было бы теперь вернуться обратно к теме супружеских отношений мужчины и женщины, а также к продолжению рассуждений о заповеди «Не прелюбодействуй», но я бы хотел на примере бриллианта, весьма относительно – образно и иносказательно – рассмотреть ещё один немаловажный аспект, отражающий взаимосвязь Блага и Истины.
     С этой целью, я хотел бы задать самому себе два странных и даже, наверное, абсурдных вопроса, на которые тут же попробую сформулировать ответы.
     Вопрос первый прозвучит так: может ли у одного бриллианта одновременно быть две огранки?.. А второй вопрос будет таким: может ли одна и та же огранка существовать одновременно на двух бриллиантах?..
     В первом случае, конечно же, ответ будет простым и ясным. Двух огранок одновременно на бриллианте в принципе быть не может. Это нонсенс.
     Теоретически можно представить себе ситуацию, когда уже готовый бриллиант кто-то решил кардинально переоформить, для чего сточил первоначально нанесённые грани, нарезая и шлифуя новые. Но вряд ли в таком случае речь будет идти всё о том же бриллианте. Скорее – это уже будет другой камень, новый, который в результате переформатирования явно потерял значительную часть своего объёма, а следовательно и своё качество. Не думаю, что умственно нормальный, здравомыслящий владелец бриллианта согласится пойти на такие потери. Ведь давно известно – от добра добра не ищут.
     Хотелось бы даже перефразировать: от Блага Блага не ищут.
     Ну а второй вопрос следует рассмотреть следующим образом.
     Безусловно, по одним и тем же чертежам можно обработать не один, и даже не два камня. Но разве, в результате, на разных камнях будет присутствовать одна и та же огранка?.. Разве не будет она хоть в чём-то отличатся на каждом камне?.. Разве получится у резчика, ограняющего бриллианты – каким бы он ни был талантливым – создать один и тот же шедевр?..
     Конечно же нет!.. Очень вероятны и даже неизбежны отступления от чертёжных размеров. И по разным причинам. Тут и техническое состояние инструмента, которое меняется от бриллианта к бриллианту. И душевный настрой резчика, от которого тоже весьма зависит качество выполняемой работы. Да и сама по себе плотность и твёрдость камней разная и неповторимая – а это тоже обязательно отразится на итоговой внешности огранки.
     И я не удивлюсь, если даже невооружённым глазом можно будет заметить эти непохожести одного камня на другой, несмотря на то, что обработка граней производилась по одному и тому же чертежу.
     Таким образом, и на второй вопрос получен однозначный и уверенный ответ…
     Ну и теперь, на основе всего вышесказанного, имеет право на существование следующий немаловажный вывод.
     Благо и соответствующая ему Истина – взаимоувязаны и предначертаны друг для друга изначально. Одному Благу не может соответствовать две Истины. Так же как и одна Истина не может соответствовать неким двум Благам одновременно… Кроме того, в уже существующей, сформировавшейся взаимосвязи Блага и Истины невозможно одну Истину заменить на другую, так же как и одно Благо подменить другим…
     Всё это обязательно нужно было проговорить – для того чтобы в следующем разделе мне было проще рассуждать о гармонии супружеского союза мужчины и женщины…
     Повторю здесь ещё одну цитату из Сведенборга, которая и станет своеобразным эпиграфом к следующему разделу:

«… 325. …благо ничего не может создать или устранить иначе как посредством истины. Благо не может защитить себя иначе как посредством истины, так что истина — это защитница и как бы оружие блага. Благо без истины не имеет совета, ибо оно научается мудрости и опытности посредством истины. Мужчина от сотворения есть истина, а жена от сотворения есть благо или, что то же самое, мужчина есть от сотворения разум, а жена — любовь…»(Супружеская Любовь. Перевод под редакцией В. Малявина)

*   *   *

     Как уже неоднократно было сказано, духовный союз мужчины и женщины метафизически соответствует сочетанию Истины и Блага.
     А также соответствует сочетанию Мудрости и Любви.
     И соответствует он также сочетанию разума и воли – если представить, опять же метафизически, истинный супружеский союз мужчины и женщины как единый духовный организм.
     В предыдущем разделе было оговорено, что ценность бриллианта выявляется посредством огранки его поверхности – отчего все его замечательные внутренние свойства проявляются во внешнем мире.
     Следовательно, по соответствию, в переносном смысле можно сказать, что ценность супружеского союза мужчины и женщины должна проявиться в результате влияния разума мужа на волю жены. Или, выражаясь более духовным слогом – истинность супружеской любви является следствием воздействия мудрости супруга на любовь его супруги. Поскольку в гармоничном любовном союзе мужчина являет собой Истину, и этой Истиной инициирует в женщине проявление Блага этого супружеского союза.
     При всём при этом, продолжая вспоминать предыдущий раздел, необходимо обязательно отметить что внешняя форма бриллианта и его внутреннее наполнение – это сами по себе далеко ещё не Истина и не Благо. Это – материальные проводники, способствующие проявлению Истины и Блага.
     Также обстоит дело и в супружеской любви. Муж – не Истина как таковая. И жена – это не Благо. Они – ничто иное как одухотворённый проводники Божественной Истины и Божественного Блага.
     Но проводники – в принципиальном смысле. Потенциально… Господь Бог от создания наградил мужчину и женщину этими способностями, но захотят ли они стать воплощением Божественного Замысла в своей земной жизни – это ещё вопрос. Это очень актуальный и очень сложный, скажем так, религиозно-социальный вопрос.
     Теперь – ещё одна тонкость.
     Благо бриллианта – на уровне его внутреннего качества – содержится в камне от природы. Точнее – от Природы, в высшем, божественном смысле этого понятия.
     Истина бриллианта, имеющая соответственную связь с огранкой – это тоже результат божественной гармонии. Поскольку геометрия граней, их количество и пропорции – это ничто иное как математические зависимости, которые талантливый человек-огранщик придумал не сам, а получил свыше посредством некоего творческого озарения. Кстати говоря – и сам технологический процесс огранки тоже являет собой результат прикладного творчества, которое просто так, по одному только человеческому хотению, в мире не проявляется.
     Следовательно, можно сказать, что внутреннее качество бриллианта и его внешнее оформление – это результат Божественного Провидения. И это никоим образом не собственное бриллианта, а является божественным приложением к материальной основе камня.
     Но вот что интересно – чтобы в бриллианте проявились Истина и Благо, одних только этих «божественных приложений» мало.
     Если искусно обработанный камень поместить в тёмную комнату, человеческий глаз не заметит на его поверхности никакого блеска, и никаких световых и цветовых переливов. Просто потому что не будет, по определению, в тёмной комнате света, который и создаёт все эти блески и переливы.
     И вот здесь, наверное, можно зафиксировать одну из самых главных метафизических перекличек бриллианта с истинным супружеством мужчины и женщины.
     Ведь что такое «свет» по своему наивысшему, духовному соответствию?.. Что такое – Свет – в понимании человека, желающего посвятить свою земную жизнь прежде всего развитию своего духовного начала?..
     Свет – это Бог…
     Если нет света – бессмысленно рассматривать бриллиант на предмет таких понятий как «истина» и «благо».
     Если нет Бога – не проявляются Истина и Благо в супружестве мужчины и женщины. То есть – не содержится в духовном союзе мужа и жены сочетания Божественной Истины и Божественного Блага.
     А если не возникает союз божественных Истины и Блага – то значит, неизбежно появление дисгармоничного союза демонических Лжи и Зла…
     Риторический вопрос: каким же образом может быть обеспечено присутствие Бога во взаимоотношениях мужа и жены?.. Ну конечно, только лишь единственным известным и доступным человеку способом: и муж, и жена должны верить в Бога и соблюдать Его заповеди. И в первую очередь – поскольку речь идёт о супружестве – муж и жена должны соблюдать заповедь «Не прелюбодействуй».
     Снова цитаты из книги Сведенборга «Супружеская Любовь»:

«… 339. …Согласно словам Господа, христианин, взявший более одной жены, совершает прелюбодеяние. Его заповедь состоит в том, что расходиться с женой незаконно, ибо муж и жена созданы для того, чтобы быть одной плотью (Матфей 19:3—11). Это тем более относится к тому, кто, не отсылая от себя жены, берет себе еще одну…»

«… 340. …Учение о прелюбодеянии показывает, что оно есть осознанное себялюбие (Матфей 5:28). Ответ по поводу права разойтись с женой показывает, что оно незаконно и противоречит закону Божескому (Матфей 19:3—9). Господь проповедовал эти и другие истины, касающиеся духовного человека, потому что Он один открывает внутреннейшие начала человеческого ума и делает их духовными. И Он помещает это внутреннее в природном, чтобы природное восприняло в себя духовную сущность — что и происходит, когда мы обращаемся к Нему и живем согласно Его учению. Одним словом, это учение заключается в том, чтобы верить в Него и избегать злых дел, ибо они от дьявола и принадлежат дьяволу, а также творить благо, ибо оно от Господа, и делать все как бы от себя, в то же время веря, что благие дела творит Господь посредством человека…»

«… 531. …Существуют браки, в которых супружеская любовь не видна и тем не менее присутствует, и существуют браки, в которых супружеская любовь по видимости присутствует, а на самом деле ее нет.
… супружеская любовь может пребывать в одном партнере и в то же самое время отсутствовать в другом. Она может также быть схороненной столь глубоко, что человек даже не сознает ее. И, кроме того, она может войти в человека в течение его жизни. Причина этого в том, что супружеская любовь в своем росте сопутствует религии; и поскольку религия есть супружество Господа и Церкви, вера и есть то, что творит и проницает собой эту любовь. Поэтому за супружескую любовь человеку воздается после смерти в соответствии с его разумной духовной жизнью. Более того, тот, кому воздается за такую любовь, удостаивается супружества после смерти на Небе, каким бы ни был тот брак, в котором он состоял, живя в мире…»

«… 336. …все блаженство, счастье и радости исходят только от Господа, а потому стремиться можно только к нему. К кому же еще можно стремиться, если именно Он сотворил все сущее (Иоанн 1:3), если Он есть Бог неба и земли (Матфей 28:18) и если только через Него можно было видеть подобие Бога-Отца и слышать Его голос (Иоанн 1:18; 5:37; 14:6—11)? Эти и многие другие места в Писании определяют, что супружество любви и мудрости, или блага и истины, каковое является истоком супружества у людей, происходит единственно от Него.
Отсюда следует, что супружеская любовь с ее блаженством доступна только тем, кто обращается к Нему и живет в согласии с Его учением, ибо любовь соединяет Его с ними (Иоанн 14:21—24)…»

     Пожалуй, на этих знаковых цитатах я и закончу пересказывать книгу Сведенборга «Супружеская любовь», поскольку всё то, на что я хотел обратить внимание – о Благе и Истине, о бриллианте и о супружеской любви, – я, в общем-то, уже и представил.
     А в качестве необходимого логического эпилога, плавно завершающего тему этой части моих «перманентных» заметок, я позволю себе ещё немного порассуждать о некоторых вещах, так или иначе сопутствующих теме супружеской любви и заповеди «Не прелюбодействуй».
     В частности, мне бы очень хотелось припомнить следующие слова Господа Иисуса Христа, которые он сказал в Нагорной Проповеди, раскрывая внутреннюю суть греха прелюбодеяния (Евангелие от Матфея, глава 5):

«… 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём…»

     Никогда не нужно об этом забывать. Потому что внутренний мир человека – его чувства и мысли – это именно то сверхъестественное место человеческого бытия, где он реально и ощутимо живёт и действует. И именно там, в своём внутреннем мире, человек либо грешит, либо благодетельствует, а все его земные, материализованные дела и поступки – это уже следствия его внутренних решений.
     Воля и разум человека – хранители и трансформаторы его чувств и мыслей – вот где содержится истинное человеческое существование.
     Сведенборг так говорит об этом в своей книге «Истинная Христианская Религия» (в переводе Станислава Пшеничного), когда размышляет о заповеди «Не прелюбодействуй»:

«… 326. … Хорошо известно, что, будучи в мире, Господь учил внутренним учениям церкви; а они запрещают желать злых дел…»

«… 313. ...когда вожделение в воле, оно становится уже как бы действием; ибо соблазн входит лишь в разум, но намерение входит в волю, а похотливое намерение - уже действие…»

«… 316. Есть много причин тому, что человек может казаться непорочным не только другим, но даже себе, хотя на самом деле он крайне порочен. Ибо он не знает, что когда вожделение присутствует в воле, оно представляет собой поступок, и такое вожделение может быть устранено только Господом после того, как человек покается. Не воздержание от действия делает человека непорочным, а воздержание от желания его совершить, когда есть удобный момент, поскольку это грех. Предположим, например, что некто воздерживается от прелюбодейства и блуда только из страха гражданских законов и их наказаний; из страха потерять доброе имя и уважение; из страха подхватить из-за этого болезни; из страха поссориться с женой и испортить себе жизнь; из страха мести со стороны мужа и родственников, и побоев от их слуг; или от скупости; или от слабости из-за болезни, излишеств или возраста, или неспособности по другой причине; даже если он воздерживается от этих действий, вследствие каких-либо природных или моральных законов, то всё равно он внутренне прелюбодей и изменник. Ведь, несмотря на всё это он не уверен, что эти действия не являются грехом, и духом своим не считает их за беззакония в глазах Бога. Следовательно, он совершает их духом, даже если не делает этого телесно на виду у мира. Поэтому после смерти, став духом, он открыто высказывается в их пользу…»

     Человек всегда должен помнить, и постоянно рассуждать о том, что после земной жизни его неизбежно ожидает посмертное существование в Духовном Мире – где он обязательно получит абсолютно беспристрастное и справедливое воздаяние как за все свои благие поступки и дела, так и за греховные.
     И более того – ещё существуя здесь, в земной жизни, человек духом своим находится всё в том же Духовном Мире, в который он и приходит после смерти. А следовательно, каждая земная человеческая мысль, порождаемая его чувствами – это, одновременно, его параллельное ответственное духовное действие и в Том Мире.
     Но заканчивая рассуждения о Супружеской Любви и о заповеди «Не прелюбодействуй», я не буду затрагивать эту глубокую и сложную тему – одновременного существования человека в Мире Том и мире этом, – поскольку уверен, что для желающего подробно разобраться в этом вопросе нет никаких проблем узнать названия книг Сведенборга, где это всё весьма пространно излагается.
     А именно сейчас мне бы хотелось ещё, в дополнение ко всему вышесказанному, кратко и мимоходом, отметить социально-организационную значимость книги «Супружеская Любовь» – и высказать по этому поводу вот какую интересную мысль.
     Человеческое общество, в котором мы все живём, можно умозрительно разделить на равные и неравные части по разным категориям. Его можно разделить на людей верующих в Бога и неверующих. На людей богатых и бедных. На пессимистов и оптимистов, на умных и глупых, на взрослых и детей... И подобным образом можно делить до бесконечности.
     Но прежде всего, как мне кажется, наш земной мир состоит из мужчин и женщин. И поэтому, гармония существования нашего общества зависит прежде всего от гармонии сосуществования мужчин и женщин.
     В единичном порядке, залогом такой гармонии может быть только истинный супружеский союз одного мужа с одной женой. В котором разум мужчины, сочетаясь с волей женщины, образует ту самую благую ячейку общества, которая и является основой социального устройства. При условии, конечно же, присутствия Божественного Начала в супружеском сочетании мужчин и женщин.
     Да и сама по себе система общественных взаимоотношений, рассмотренная в широком смысле, обязательно должна учитывать тот метафизический факт, что мужская часть общества – это общественный Разум, уделом которого должен быть поиск Божественной Истины, посредством проявления Мудрости. А женская часть общества – это общественная Воля, без которой в обществе не будет Божественных Любви и Блага…
     Но что же мы видим на самом деле?.. В так называемой реальности?...
     На мой взгляд, циничный мужской шовинизм и бездушная женская эмансипация вполне успешно загоняют наше общество в глубокий тупик духовного эгоизма.
     Семейные ценности в современном общественном сознании признаются нехотя и условно – как дань устаревшим традициям, и только лишь как последняя надежда остановить социальную духовную деградацию. Да и признание-то это весьма фиктивно и порочно по принципу своему, поскольку отсутствует главное – вера в Бога и соблюдение Его заповедей.
     И если в земном сообществе не произойдёт возврат к истинным семейным ценностям – как к основе гармоничного общественного устройства, – то и закончим мы своё бесславное общественное существование вульгарной «войной полов», хаосом межличностных взаимоотношений и «апокалипсисом» социальных катаклизмов.
     И лично я нисколько не сомневаюсь в том, что только истинная Супружеская Любовь – как квинтэссенция любви к Богу в рамках брачного союза мужчины и женщины – вот что может спасти всех нас в нашей земной жизни и в нашем последующем посмертном существовании в Духовном Мире…



Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)



(для желающих, скачать книгу Эммануила Сведенборга «Супружеская Любовь» в переводе Владимира Малявина можно со страницы моего сообщества Вконтакте, посвящённого данной теме, по следующей ссылке — https://vk.com/club44042544 )