Микеланджело Антониони. Подруги. 1955

Максим Странник Петров
#### Один из способов быть женщиной

Великим мы называем кино не потому, что оно зрелищно и щекочет нервы. Великим мы называем кино за его способность показать нам возможные в жизни пути. Фактически, мы можем через свои чувства, эмоции пережить опыт героев, как будто это реальность. И таким образом, в дальнейшем делать свой выбор, используя иллюзию пережитого опыта.

Традиционные ценности внушали обществу и женщине, что её самореализация заключена в реализации себя в муже, семье, детях и домашнем очаге. Научно-технический прогресс не изменил этих взглядов, но освободил женщине время. И женщина смогла осмотреться, прислушаться сама к себе, почувствовать, всегда ли приписываемая ей роль соответствует тому, что она о себе думает, кем себя считает.

В годы после Второй мировой войны произошла серьёзная ломка традиционной системы ценностей, культивируемой веками. Для женщин появилась альтернатива привычному "семья-муж-дети-дом". Создались условия для карьеры и творчества. Теперь можно было выбирать или попытаться совмещать. Общество уже не давило так на женщину. Но выбор всё ещё было сложно сделать. Слишком глубоко укоренились представления о женщине, о её месте в обществе. Сама женщина всё ещё бессознательно пыталась реализовать себя в ком-то. Но всё больше женщин пытались вырваться из плена иллюзий растворения себя в романтических отношениях. Они находили в себе силы рискнуть и окунуться в опыт построения своей карьеры, вступить в процесс своего творческого развития как личности. Даже, если результат был негативным, он позволял принять решение и сделать новый выбор.

В результате опыта каждая женщина может проверить важность того, что для неё имеет ценность. Вы по-прежнему считаете , что семья для вас важна? Войдите в процесс её создания. Но не концентрируйтесь на конечном результате. Просто делайте и наблюдайте за тем, что получается. Вы не можете знать результата, потому что у вас нет возможности просчитать всех факторов, от которых он зависит. Не концентрируясь на финише, вы даёте возможность всему происходить. Если же вы замкнётесь на результате, то вы, скорее всего, будете разочарованы, недовольны тем, что происходит. И это станет преградой для вхождения в вашу жизнь чего-то нового. Но только изменения способны менять вас, дать вам возможность эволюционировать, отбрасывая всё отжившее, неработающее.

Микеланджело Антониони снимает в 1955 году фильм "Подруги", получивший награду на Венецианском фестивале. История трёх женщин, их выбор своего пути, получил резонанс в обществе. Но неверно в этом фильме видеть только социальную драму. Это поверхностный взгляд на творчество Антониони. Оно, это творчество, больше похоже на сюжет его же фильма "Фотоувеличение" (1967). Герой фильма, фотограф сделал снимок, а потом увеличил фрагмент кадра настолько, что увидел то, что не было видно невооружённым глазом, и это изменило его жизнь. Антониони просто предложил зрителю самим взглянуть на это и решить, как всё это обозначить. 

Клелия приезжает в Турин, в город своего детства, из Рима, где она уже сделала первые шаги в своей карьере в ателье мод. Теперь ей предстоит новый этап. Ей поручено управлять открывающимся здесь филиалом. Случайно она оказывается свидетельницей того, как в соседнем номере гостиницы девушка пыталась покончить с собой, наглотавшись снотворного. Клелия знакомится с подругой девушки Моминой, с самой жертвой Розеттой, а затем и с компанией их друзей. Незаметно она оказывается втянутой в круг общения её новых подруг, ведущих довольно праздный образ жизни, всё внимание которых сосредоточено на романтических отношениях. Параллельно Клелия занимается делами филиала. Она пытается также помочь Розетте, отвлечь её от тяжёлых переживаний, и устраивает её на работу в ателье. У самой Клелии тоже завязываются отношения, но за пределами этого круга, с Карло, возглавляющим работы по ремонту и оформлению помещения ателье.

Чем дольше Клелия общается со своими новыми друзьями, тем отчётливее видит пустоту и никчёмность жизни её подруг, делающих ставку на реализацию себя в отношениях с мужчинами. Разница только в том, что Розетта страдает от своих отношений с женатым художником, желая, чтобы он стал только её, но не получая желаемого. А Момина, когда рвутся одни отношения, тут же создаёт новые, не давая чувству пустоты и утраты захватить её.

В конце концов, Розетта всё-таки совершает самоубийство, не получив желаемого. А Клелия обвиняет в этом Момину. Её цинизм и равнодушие, считает она, сделали своё дело. Но свои эмоции она выплёскивает на открытии ателье в присутствии хозяйки ателье, приехавшей из Рима, и её клиентов, испортив тем самым себе репутацию как управляющей. Она сознаёт, что не сможет дальше работать здесь, но всё же не сожалеет о сделанном.

Хозяйка дома моделей оказывается мудрой женщиной. Она подтверждает, что Клелия не сможет работать в Турине, но предлагает ей вернуться на своё прежнее место в Риме. И здесь происходит очень важные изменения в жизни девушки. Готовая уже соединить свою жизнь с Карло и остаток жизни прожить в семейной идиллии в Турине, Клелия снова получает возможность выбирать из двух альтернатив. Она делает выбор в пользу карьеры.

"Работа - это мой способ быть женщиной, любить, проявлять себя в жизни."

Это не значит, что она отказывается от любых отношений с мужчинами. Это только её ощущения данного момента. Она сама говорит об этом:

"Может быть, когда-нибудь мне повезет, и я встречу мужчину, с которым смогу жить так, чтобы ни он, ни я не отказывались от самих себя."

Т.е. драма со смертью Розетты, свидетелем которой она стала, привела её к мысли, что никто, ни мужчина, ни женщина, не должен отказываться от того, кто он есть, не должен растворять себя в любовных отношениях, жить ради другого, жертвовать собой. Она поняла, к какой трагедии это может привести. Но это её опыт жизни, её ощущение настоящего момента. Всё меняется. И жизнь, такой, какой она виделась ещё недавно, может совершить такой поворот, что в корне изменит наши прежние убеждения. И этого не стоит бояться. Хуже, гораздо хуже, когда мы в ответ на изменения, пытаемся продолжать упорствовать.

Но ещё раз. Нет единого рецепта жизни. Каждый сам должен пройти свой путь. Об этом говорит и хозяйка дома моделей:

"Все говорят, что мне в жизни повезло. Может быть, это и так. Но и у меня были трудные времена. Мне пришлось сделать трудный выбор. Зато теперь я довольна тем, чем занимаюсь. Я самодостаточна. А главное, у меня нет времени думать, счастлива я или нет. Это самая огромная удача, поверь мне. Не знаю, правильно ли я сделала, выбрав такой путь, но в одном я уверена: отстаивая свой выбор всеми силами, я поступила правильно."

Но и к поведению Клелии она отнеслась с пониманием.

"В глубине души я тебе завидую. Тебе надо было выплеснуть свои чувства, и ты их выплеснула. А я вынуждена всегда держать их внутри. Может, поэтому у меня вечно пучит живот?"

В конце статьи привожу весь монолог Клелии, её слова, сказанные Карло перед их расставанием.

"Когда ты позвонил, я думала, что останусь здесь навсегда. С тобой. Я думала, что потеряла работу. Но испытывала при этом странное облегчение - я словно спаслась от опасности провести всю жизнь с людьми, не способными простить мне мой внезапный бунт, мою единственную ошибку. С людьми, которые говорят со мной, не понимая меня. Не понимая. Я не жалела о потерянной работе. Я думала о тебе. Еще и потому, что сталкиваясь со смертью, мы невольно оцениваем, что вокруг нас фальшиво, а что истинно. Я почувствовала огромную любовь к тебе. И сильную жалость к себе самой. Я подумала, что хочу провести с тобой жизнь. — Ты так подумала? Почему же уезжаешь? — Потому что нам надо было пожениться раньше, более молодыми. Теперь я не знаю, стоит ли. По-моему, уже поздно. Я принадлежу к совсем другому миру. Я бы пожалела о нашем союзе, я в этом уверена. Я слишком привыкла к своей независимости. Я не смогу быть спокойной женой в скромном доме. Работа — это мой способ быть женщиной, любить, проявлять себя в жизни. Понимаешь? Может быть, когда-нибудь мне повезет, и я встречу мужчину, с которым смогу жить так,
чтобы ни он, ни я не отказывались от самих себя. Но если бы я соединилась с тобой, уверена: один из нас стал бы несчастным."