необходимое предисловие

Андрей Крикунов
СУПРУЖЕСТВО ДОБРА И ИСТИНЫ,
И СУПРУЖЕСКАЯ ЛЮБОВЬ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ.

(необходимое и важное предисловие к моему небольшому эссе, которое я написал, находясь под сильнейшим впечатлением от книги Эммануила Сведенборга «Супружеская Любовь»)



     Когда мы читаем следующие строки из Ветхого Завета (Книга Бытия, глава 5, стихи 1, 2):

« …Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, МУЖЧИНУ и ЖЕНЩИНУ сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: ЧЕЛОВЕК, в день сотворения их…»

то у нас, обычных земных людей, не может не возникнуть вопрос: почему же Бог, сотворив мужчину и женщину, назвал их одним общим именем – ЧЕЛОВЕК?.. Как мне видится, ответ на этот вопрос можно найти только в духовной литературе, которая объясняет самую суть супружества мужчины и женщины.
     Лично я считаю себя убеждённым последователем христианина-мистика Эммануила Сведенборга. Этому человеку Бог дал способность общаться с Духовным Миром, обитатели которого – духи и ангелы – очень много чего интересного рассказали ему для того, чтобы он пересказал всё это нам, обычным земным людям, и тем самым весьма поспособствовал нашему внутреннему самосовершенствованию.
     В книгах Сведенборга можно прочитать разъяснения по многим духовным истинам, на которых зиждется существование мира земного и Мира Небесного – и в том числе, в них можно ознакомиться с таким понятием как «Супружеская Любовь».
     Однако, прежде чем выяснять, что есть такое Супружеская Любовь между мужчиной и женщиной, а также определять, почему истинно любящие друг друга мужчина и женщина становятся единым целым, необходимо рассмотреть вообще само по себе такое понятие как «Супружество Добра и Истины» – поскольку это очень важное метафизическое понятие, характеризующее строение Вселенского Мира, о котором рассказывает в своих книгах Эммануил Сведенборг…
     Поэтому я предлагаю сейчас тем, кому интересен общий взгляд на христианскую Супружескую Любовь в трактовке Эммануила Сведенборга, ознакомиться с некоторыми цитатами из его произведений, а также с некоторыми моими комментариями по этим цитатам. При этом, я постараюсь быть по возможности прост и краток…

*   *   *

«… 624. … всё, что есть во всех небесах и во всём мире, от создания представляет собой не что иное, как супружество добра и истины. Это потому, что всякое создание, как живущее и дышащее, так и неживое, и неодушевлённое, происходит от супружества добра с истиной, и создано для него. Нет ничего такого, что было бы одной истиной или одним добром. И то, и другое — ничто само по себе, но только в этом супружестве они осуществляются, и становятся чем-то, в зависимости от вида этого супружества. В Господе Боге Создателе Божественное добро и Божественная истина присутствуют в самой их сути. Бытие Его сути есть Божественное добро, проявление Его сути есть Божественная истина, и они находятся в состоянии полного единства, ибо в Нём они составляют одно целое в бесконечной степени. Раз они составляют одно целое в Самом Боге Создателе, то они составляют одно целое и в любом из Его созданий. Этим Создатель соединён со всем, что создано Им, вечным заветом, подобным супружеству…» (из книги «Истинная Христианская Религия»)

«… 397. …Человек обладает двумя способностями, составляющими его жизнь, одна из которых называется волей, а другая — разумом. Они различны, но созданы быть одним целым…
…Как всё во вселенной имеет отношение к добру и истине, если находится в должном порядке, точно так же и в человеке всё имеет отношение к его воле и разуму, поскольку добро в человеке связано с волей, а истина — с разумом. Ибо эти две способности, две половинки его жизни, служат вместилищами и субъектами для воздействия добра и истины. Воля — это вместилище всего, что относится к добру, и субъект для его воздействия; а разум — это вместилище всего, что относится к истине, и субъект для её воздействия. В человеке нет ничего другого для различных видов добра и истины; а раз нет в человеке ничего другого для них, то нет в нём ничего другого и для любви и веры, ведь любовь принадлежит добру, а добро — любви, вера же принадлежит истине, а истина – вере…
Воля и разум составляют также и душу человека. Ибо именно в ней обитают его мудрость и ум, а также его любовь и милосердие, и вообще, это место, где располагается его жизнь. Тело — это лишь послушный слуга…» (из книги «Истинная Христианская Религия»)

«… 409. …любовь, или воля, не производит ничего иначе, как лишь в соединении с разумом; ибо, что можно произвести из одной любви без разума? Не должно ли назвать всякое такое дело безрассудным? Ибо только разум научает тому, что и каким образом должно делать; Любовь без разума ничего этого не знает; почему и существует между любовью и разумом супружество, что хотя и составляют они собою два предмета, но действуют, как один предмет. Таково же супружество и у доброго с истинным; ибо доброе принадлежит любви, а истинное разуму. Такое же супружество существует и в каждой единичности во всей Вселенной, во всем сотворенном от Господа: служение каждого предмета относится к доброму, а форма служения к истинному…» (из книги «Мудрость Ангельская О Божественной Любви и Божественной Мудрости»)

     Здесь мне очень хотелось бы обратить внимание на последнюю строку из последней цитаты:

«… служение каждого предмета относится к доброму, а форма служения к истинному…»

     Потому что именно в этих понятиях – «добро» и «истина», «служение» и «форма служения» – и заключается сама суть Супружества как такового. В том смысле, что «супружество» есть не только и не столько некая характеристика взаимоотношений мужчины и женщины в браке, как мы, обычные люди, привыкли это воспринимать. А на самом-то деле, «супружество» – это вообще широкое по своей сути духовное понятие, характеризующее существование любой мало-мальской вещи и любого мало-мальского процесса как в мире земном, так и в Мире Небесном.
     Любой земной предмет и любой земной деятельный процесс, с точки зрения их полезности, можно рассмотреть в контексте Супружества Добра и Истины. К примеру, если взять для рассмотрения обычный рукотворный предмет человеческого обихода – ту же вилку или ложку – то можно увидеть, что польза от этих предметов (Добро от них) выражается прежде всего в их качествах, обеспечивающих возможность удобного приёма пищи с их помощью. То есть – в их форме, которая является результатом гармоничного осмысления неких физических, физиологических и психологических установок, обеспечивающих удобство этой формы. А по сути – осмысления некоей Истины, которая и обеспечивает необходимую гармонию формам вилки и ложки, чтобы посредством этих предметов, человек получал пользу от приёма пищи. И, тем самым – чтобы человек ощутил Добро, заключенное в них.
     Таким образом, сочетание Добра и Истины (сочетание пользы в приёме пищи с удобной для приёма пищи формой) есть Супружество, обеспечивающее Служение вилки и ложки. И Служение это является причиной для появления и существования этих предметов в земном мире.
     Подобным образом можно рассуждать о любых других предметах человеческого обихода. Например, когда человек отдыхает, сидя на стуле, он получает Добро от этого стула прежде всего благодаря форме и конструкции стула. И чем более гармоничны эти форма и конструкция (то есть, чем ближе они к некоей Истине, заключённой в законах математики, физики, материаловедения, физиологии и психологии человека), тем полноценнее Добро Служения. И так можно охарактеризовать любой рукотворный предмет человеческого бытия.
     Также как и любой процесс человеческой деятельности. Например, рассмотрим сферу искусства. Любой кинофильм, любая песня, любая художественная картина – это прежде всего результат сочетания пользы этого предмета искусства с качеством формы их осуществления и выражения. То есть, человек настолько полноценно и убедительно прочувствует Добро от предмета искусства, насколько будет соответствовать этому Добру Истина выражения этого Добра. Чем более духовны, образованны и мастеровиты будут авторы и исполнители кинофильма, песни или картины (чем они будут Истиннее в своих проявлениях), тем проникновеннее и качественнее проявится благость (Добро) для других людей от восприятия этих предметов искусств. И тем самым, состоится полноценное Служение этих предметов искусства – которое и есть, по сути, сочетание Добра и Истины. То есть – Супружество Добра и Истины. Или, говоря несколько иначе – Супружество Блага и Истины (поскольку Добро и Благо, в общем-то, одно и то же понятие).
     Если же у нас появится желание рассмотреть подобным образом земные предметы и процессы нерукотворного происхождения, то, как мне кажется, с одной стороны, у нас есть все предпосылки прочувствовать в них всё ту же нехитрую формулу: Супружество = Добро + Истина. Однако, с другой стороны, в связи с тем, что в подавляющем большинстве своём мы, обычные люди, по натуре своей греховны, то далеко не всегда и во всём мы будем согласны с тем, что увиденное нами будет именно Добром и именно Истиной. Проблема прежде всего заключается в том, что Служение нерукотворных земных предметов и процессов – это результат Божественного Провидения. А обычному – мирскому – человеку осознать и прочувствовать логику Творца не дано. И даже наиболее одухотворённые и просветлённые люди вряд ли смогут полноценно осознать Супружество Добра и Истины, например, в дереве, или в тех же птицах и животных. Или в таких земных процессах как гроза, извержение вулкана, или, к примеру, смена времён года… Любое из перечисленного несомненно создано Господом Богом на земном плане для некоего Служения, но Добро этого служения (польза) и Истина этого служения (гармония формы предмета и процесса) далеко не всегда будет оцениваться земным человеком как Благо и Истина…

*   *   *

     Здесь мне хотелось бы ещё обратить внимание на тот момент, что в своих рассуждениях, для простоты восприятия, я рассматриваю примеры в контексте однозначно положительного порядка. То есть: Супружество = Добро + Истина. Однако, такая однозначность присуща только лишь для Божественного Провидения. А в рукотворных человеческих делах и процессах, к сожалению – в виду невообразимой греховности человека – очень часто присутствует не столько сочетание Блага и Истины, сколько сочетание Зла и Лжи. Далее – цитата из Эммануила Сведенборга:

«… 397. …Зло и ложь подобны добру и истине, однако противоположны им. Таким образом, как всё во вселенной, что сообразно с Божественным порядком, относится к добру и истине, точно так же всё, что противно Божественному порядку, относится ко злу и лжи. Соответственно, как добро любит соединяться с истиной, так и зло любит соединяться с ложью, а ложь — со злом. И опять-таки, как вся разумность и мудрость рождается от соединения добра с истиной, так и всё безумие и безрассудство рождается от соединения зла и лжи. Соединение зла и лжи, рассмотренное внутренне, оказывается не супружеством, а прелюбодеянием…» (из книги «Истинная Христианская Религия»)

     Однако, мне не хотелось бы рассуждать о сочетании Зла и Лжи более того, что уже сказано в цитате , поскольку тема эта, я убеждён, должна рассматриваться в несколько ином контексте, нежели рассуждения о Супружестве как таковом. Мне хотелось бы сейчас обратиться к вопросу брачных отношений между мужчиной и женщиной, и в завершении всего вышесказанного добавить следующее: по сути, Супружество мужчины и женщины – это частный случай Супружества Блага и Истины. Но и в то же время, это очень существенный частный случай, поскольку в гармоничном, основанном на Божественных Заповедях Супружестве мужчины и женщины заключается чрезвычайно важное Служение человека в его земной жизни. Вот что говорит об этом Эммануил Сведенборг:

«… 68. …супружеская любовь является основой всех видов благой любви…
Все радости, от высочайших до самых низких, собраны в этой любви воедино, ибо от нее исходит большее благо, чем от прочих видов любви, — от нее происходит приумножение человеческого рода, а благодаря этому — приумножение ангелов небесных. Такова цель творения и, следовательно, результатом этого являются все благости, радости, все виды счастья, дружбы и наслаждений, какими когда-либо Господь одаривал людей, ибо они собраны воедино в этой любви, которая у них есть…» (из книги «Супружеская Любовь»)

«… 311. Христианскому миру совершенно неизвестно, что небеса и ад образуются из рода человеческого. Обыкновенно думают, что сначала были сотворены ангелы и что из них образовались небеса; что дьявол, или сатана, был прежде ангелом света, который за возмущение был вместе с полчищем своим низвергнут, и что таким образом образовался ад. Ангелы крайне дивились таким верованиям в христианском мире и еще более тому, что здесь ничего не знают о небесах, между тем как это есть главное в учении церкви… Поэтому они хотят, чтобы я подтвердил как слышанное из уст их, что нет во всех небесах ни одного ангела, который бы создан был таким с самого начала, ни в аду дьявола, который бы сперва был создан ангелом света, а потом был низвергнут, но что все жители как небес, так и ада произошли от рода человеческого; что в небеса идут люди, жившие на земле в небесной любви и вере, а в ад — жившие в адской любви и в адской вере…» (из книги «О Небесах, О Мире Духов и Об Аде»)

     И потому, Супружеская Любовь – наиболее важная и наиболее духовно возвышенная форма человеческого Служения в его земном существовании…

*   *   *

     А закончить своё длинное предисловие мне хотелось бы ещё одной цитатой из книги «Супружеская Любовь»:

«… 215. …Супружеская любовь, по сути, есть не что иное, как стремление двух людей соединиться в одну личность. Другими словами, они хотят, чтобы две их жизни стали одной. Такое желание наличествует у них в виде постоянного воления — источника всех поступков… Те же, кто не обладает супружеской любовью, живут совершенно иначе, о чем и сами хорошо знают. Они не понимают смысла слов Господа — что они теперь «двое стали одной плотью». (Матфей 19:6), ибо вследствие разъединения душ и умов думают о себе, что они суть двое…»


Андрей Крикунов (МУРЕНЬ СВЕДЕНБОРЖЕЦ)