Большая опера 2016. Выпуск 11

Александр Таубин
   Это передача канала "Культура", прошедшая в достаточно далёком  2016 году  заслуживает внимания по нескольким причинам. Одна из них заключается в том, что нечто подобное в настоящее время очень трудно организовать. Второе соображение заключается в том, что, найдя любой из выпусков в интернете, можно просто-напросто услышать очень хорошее пение и квалифицированные комментарии по этому поводу. Это достаточно интересно. Третье соображение состоит в том, что за прошедшее время многие из конкурсантов выросли как исполнители, и можно проследить их судьбу и творческие достижения.   
    Итак, 11 тур. Ведущие Сати Спивакова и Андрейс Жагарс назвали этот тур конкурса как решающий этап. Я бы с этим не согласился. Во-первых, на этом этапе отсеивалась только одна фигура из четырёх оставшихся претендентов, Во-вторых она была уже известна, и только серьёзный прокол остальных участников мог изменить ситуацию. В-третьих, о чём может идти речь, если последний тур отдан на откуп зрителям, то есть тем лицам, которые почти поголовно в пении ничего не понимают и  руководствуются только своими не относящимися к делу пристрастиями.
      Тематика в этот раз была свободная. Каждый выбирал, что хотел.  Было дано по две оцениваемые попытки.
    Напомню о жюри конкурса. Слева к камере сидела заслуженная артистка РФ Марина Мещерякова. Её характеризуют как оперную диву, поющую в самых престижных залах мира с лучшими партнерами мировой оперы. Рядом с ней голландец профессор Аксель Эверард. Он как раз из  лучших исполнителей главных мужских партий. Третьей видим англичанку Нэлли Мэричоу. Она тоже оперная исполнительница большинства опер в этих главных залах. Правее всех восседает народный артист РФ, руководитель Геликон-Опера  Дмитрий Бертман. 
      Все члены жюри знают толк в технике исполнения и все замечания о неточностях и наоборот, об удачных переходах высказывают перед тем как отдать или не отдать конкурсантам свои голоса.
      Первым в одиннадцатом туре шёл Сундет Байдгожин со своим исполнением каватино Фигаро из оперы «Севильский цирюльник». Поясню, что мне его пение, и он сам очень нравятся. Хороший русский для казаха, открытое доброе лицо ещё  молодого человека, но с чертами твёрдости, мужественности и упрямства.
     По мне так пел вполне хорошо и красиво. Но Акселя не убедил. Тот спросил певца, чьё исполнение этой арии он слушал ранее и кого считает лучшими из исполнителей. Сундет назвал Леонуччи и Тома Стинсона. Тут Аксель на него и наехал. Леонуччи, он заметил, пел в узком диапазона, а конкурсант в широком. Увидел он и напряжение в голосе Сундета. Понегодовал и свой голос в зачёт не дал.
     Марина Мещерякова  кратко заметила, что наоборот, ей всё понравилось (добавлю, как и мне), и голос от неё Сундет получил.
      Настала очередь Нелли Мэричоу. Нажим на Сундета продолжился. Она признала, что голос у него шикарный, но с обидой заявила, что на предыдущих прослушиваниях настойчиво требовала от него не форсировать свой голос, а этот упрямец все равно делает по-своему и форсирует. Выразила досаду, что он не хочет слушать её советов и учиться. К тому же не нашла утонченности и наказала его за это выступление, не дав голоса от себя. Сундет, несмотря на эту жестокость, низко кланялся, приложив руку к сердцу, и смотрел на Нелли преданными глазами.
          К теме четвёртым подключился Дмитрий Бертман. Он, как постановщик опер, стал терзать Сундета по поводу тонкостей сюжетного плана и по его нетвердым ответам убедил присутствующих и себя, что товарищ петь-то поёт, но механически, а сюжетную канву знает недостаточно, и это сказывается на его пении, так как его эмоции не в тему и слабы. Но Дмитрий свой голос Сундету всё же отдал. Под конец дискуссии с Бертманом Сундет вдруг вспомнил, что цирюльники занимались ещё и кастрацией, чем определённо развеселил публику.
           И в итоге казахский певец за первый проход получил всего 2 голоса от жюри. Как показали последующие события, этих голосов оказалось мало для продолжения борьбы за первенство.
          Следующим на сцену вышёл Юрий Городецкий из Минского оперного театра. Он оказался проницательней слегка наивного Сундета и сделал ставку на народную, в данном случае, белорусскую песню «Шумные берёзы», а по-белорусски  «Шуменыя бярозы». Ну, кто посмеет обидеть фольклор небольшого народа, тем более, уж, что–что, а акапелло Городецкий пропеть может безошибочно. Соответственно, и Городецкого обидеть не получилось.
         Дмитрий Бертман Городецкого обожает и не перестаёт повторять, что видит его в своём театре. Юрию это определённо льстит и поднимает его самооценку.
        В итоге дружные 4 голоса Юрию Городецкому.
        Настала очередь Ксении Нестеренко и она с подъёмом исполнила «Заздравную» на слова В.И.Лебедева-Кумача и музыку И.О.Дунаевского. Эту вещь, похоже, иностранцы не знают, и она привела их в восторг. Аксель Эверард даже нашел Ксении место в Венском филармоническом оркестре, но не на всё время а, на новогодние представления, когда все пляшут и поют. В итоге 4 голоса от всех.
        Первый заход на выступления завершал Тигран Оганян. Талант он и во всем талант. Он как и наш великий юморист тоже закончил кулинарный техникум и является асом в приготовлении национальных блюд. А здесь он представил арию герцога из Риголетто. Для моего уха голос прекрасный и, судя по его успехам, у него, конечно,  природный талант. Примерно тоже он услышал и от жюри.
        Марина Мещерякова: «Проходы к верхним нотам были не идеальные, но завершение мастерское».
       Аксель  Эверард  увидел расслабление в середине фразы, но всё замечательно.
       Нелли  Мэричоу - рисковал, но отлично превращал несовершенства в лостоинства.
      Дмитрий Бертман – циничный характер героя показал  превосходно. (ну, Дмитрий – постановщик и с этой, артистической,  стороны он и смотрит).
     Все 4 голоса отправились Тиграну Оганяну.
       Тигран в заключительном слове признался, что голос у  него поменялся за 3 месяца проекта, так как к наставникам он прислушивался и все портаменто убрал. Тут среди членов жюри вспыхнула оживлённая дискуссия насчет портаменто. Марина говорил убрать полностью, а кто говорил оставить и изредка использовать. Решили, что у тем, связанных с Моцартом, убрать их надо полностью. А ещё ещё я услышал рекомендацию «использовать глиссаду с опорой на начало хроматической ноты».
        Как вы понимаете, наслушившись таких мудреных советов, я теперь и сам только тем и занимаюсь что слежу, чтобы портаменто у меня не выходило и глиссады делаю только с опорой на начала хроматических нот.
       На этом первый круг выступлений 11 выпуска был завершён.
       Начался второй круг.
       Сундет Байдгожин не повторил тематическую ошибку первого круга со сложной вещью и порадовал всех патетической песней « Родина». Прозвучало замечательно. Песня всех растрогала. Иностранцы её нечасто слышали и пришли в восторг. Нелли Мэричоу  этот раз словесно обласкала Сундета. Объявила, что он учел все ее советы, не форсировал. Акселю Эверарду выступление  тоже очень понравилось. Все 4 голоса ушли к конкурсанту. Но мало, очень мало, учитывая провал первого круга!
        После выступления исполнитель поведал миру о том, как много ему как певцу дали советы Нелли Мэричоу. Англичанка, конечно, была растрогана.
       Тигран Оганян тоже выбрал то, что должно было впечатлить избалованное жюри. Он выступал в национальной одежде и пел аккомпанемент национального инструмента под названием дурун. Пропел  «Камитас ле ле Ялан», которую слушатели знали, а я слушал впервые. Выигрышный номер. Теперь Нелли Мэричоу была растрогана до слёз. В итоге все 4 голоса отправились певцу из Армении.
      И тут случилось неожиданное. Юная сопрано Ксения Нестеренко фактически провалилась на втором круге выступлений. Ария Джильды из оперы «Риголетто» оказалась ей не по зубам. Решили, что техника и темп не соответсвуют этой арии. Девушка пела замедленно, ученически и без нужных чувств. Дирижер Денис Власенко в свое оправдание заявил, что оркестр не причём, и темп задается командой исполнителя.   
      Стали допрашивать девушку насчёт сюжета и кто ей давал рекомендации. Выяснилось, что она сюжета, вообще, не знает. Тут Бертман отчётливо рассердился, так как  такое он считает большим промахом, но, несмотря на это, свой голос Ксении отдал. Он был единственным в этот раз.
     Четвёртым шёл Юрий Городецкий. Исполнил Тарантеллу Россини. Аксель заявил, что Юра нащупал свой базовый репертуар, и у него всё хорошо получатся.  Марина отметила живое исполнение. Дмитрий тоже сказал ласковые слова своему любимцу. Одна Нелли отметила отсутствие четкости в произношении, но голос дала.
        Под конец собрались все участники. Сундета проводили со словами утешения и с напутствияим. На самом деле, отсев или прохождение на этом конкурсе были делом случая. Все исполнители примерно равны по свим возможностям. У всех есть большие достоинства и некоторые недостатки. Я бы не удивился, если бы узнал о недостатках основных мировых певцов и певиц. Думаю, что их предостаточно.
         Сундет благодарил всех. Он вышел с большим букетом, и этот букет со словами особой благодарности отправился Нелли Мэричоу.
       Ведущие поблагодарили дирижера Власенко и жюри. Жюри в этот раз было хорошее. Компетентное и сбалансированное. Их тоже горячо благодарили. Всё завершилось триумфально.
     Заодно напоследок я узнал, что жюри профессионалов на этом закончило свою работу. Но победителя(ницы) ещё нет. Финал трёх оставшихся претендентов и выбор победителя(ницы) будет (а на самом деле уже был) в Большом театре и голосовать будут зрители.  Это я считаю очень большой ошибкой, так как только ничтожный процент публики имеет право и основание судить оперных исполнителей и определять, кто из них лучше, а кто хуже.