Непосредственное слежение-3

Станислав Сахончик
  Американские и южнокорейские корабли выстраивались для высадки и огневой поддержки десанта. На полетной палубе «Мидуэя» шло оживленное движение-один за другим лифты поднимали наверх штурмовики А-7 «Корсар-2» и «Фантомы» с подвешенным вооружением, в воздухе уже висели спасательные вертолеты и барражировал «летающий радар» Е-2С «Хокай».
  Само по себе зрелище впечатляло -столько боевых кораблей потенциальных противников еще не приходилось видеть. Так сказать, «оскал мирового империализма» в живом виде.
   На мостике танкера мичманы резво поставили дальномер, на сигнальный мостик еще один, народ вооружился мощными морскими биноклями и затаился в ожидании.
  И вот началось… С палубы «Мидуэя» рванулись сначала истребители «Фантом», видимо для боевого охранения, затем катапульта начала выбрасывать в воздух штурмовики. «Корсары» с ходу ,парами, устремились в сторону берега.
  Берег в зоне высадки покрылся черными пятнами разрывов, стеной встали дым и пыль. То и дело вспыхивали взрывы авиабомб, чертили огненные трассы ракеты, до нас доносился сплошной гул. Сверкали вспышки дульного пламени  орудий  главного калибра эсминцев и корейских десантных кораблей, уже устремившихся к берегу.
   Затем с открытых носовых аппарелей «Таравы» пошли гусеничные плавающие транспортеры с морской пехотой и вертолеты. Дальше все затянулось густой пеленой дымовой завесы. Только были видны мачты  корейских десантных кораблей, которые  должны были высадить пехоту с техникой непосредственно на берег.
  Картина интересная и завораживающая-этакое бесплатное цветное кино "про войну".Хотя все понимали,что взрывы снарядов были имитацией,залпы-холостыми,а штурмовики бомбили ближний полигон учебными бомбами-все равно было страшновато.
 Но нашей задачей было следить за авианосцем, считать вылеты и типы самолетов, тем более что все записывалось в тетрадь сидевшим рядом радистом.
  «Мидуэй» работал в ритме конвейера, выпуская и принимая на палубу самолеты, отработавшие по берегу.
   Неожиданно на полетной палубе появились «Фантомы» с необычной камуфлированной окраской фюзеляжей. Обычно палубные самолеты Штатов имели светло-серую окраску сверху и белую снизу, а у этих был трехцветный, так называемый «вьетнамский «камуфляж», да и  взлетали они   как-то тяжело, почти «ныряя»  до воды при отрыве от конца взлетной палубы .
  Видимо, это были истребители-бомбардировщики из Корпуса морской пехоты, сохранившие окраску еще с вьетнамской войны. Они имели посадочные гаки под фюзеляжем и могли работать по земле как с обычных аэродромов, так и с авианосцев.
  Все это действо с «Мидуэя» продлилось еще пару часов, глаза уже слезились от  окуляров бинокля, а тетрадь распухла от карандашных записей.
  К капитану подбежал мичман –шифровальщик, передал ему листок. Кэп прочитал, дал его штабному капразу. Тот утвердительно кивнул головой.
- Все, сворачиваемся! Не занятым на ходовой вахте покинуть мостик! Разойтись по постам. Идем в базу.

 Вот и отлично! Это мы с нашим удовольствием…
 Тем более дело шло к ужину, мне надо было посетить камбуз для снятия пробы, а на ужин, согласно меню, ожидались мои любимые котлеты.
  Так закончилось для нас незапланированное участие в американо-южнокорейских учениях «Тим Спирит -83». Разумеется, то что нам удалось увидеть было лишь малой частью этих грандиозных, многодневных маневров в Желтом море .
 Конечно, сразу домой мы не попали-надо было по ходу обеспечивать горючим и водой противолодочников, продолжавших свои азартные гонки за американскими атомными лодками.
 А корабли-разведчики находились там до конца учений, получив богатую базу данных для последующей обработки.
  На подходе к Японии нам нанес обычный «визит вежливости» противолодочный самолет Р-3 «Орион» с японскими красными кругами «хиномару» на крыльях и фюзеляже.
 Ритуально облетел танкер и неожиданно (обычно этим занимались американцы) стал высыпать гидроакустические буи по курсу судна.
 Видимо, заподозрил, что под судном может идти подлодка. Это уже расценивалось нами как хамство. Идет себе советский мирный пароход, никого не трогает-и вдруг такие обидные подозрения!
 Ну, что ж, мы ,в принципе, были совсем не против-все какое-то развлечение! Танкер застопорил ход, на воду спустили рабочий катер и стали вылавливать буи, ориентируясь по их антеннам и светлым корпусам.
 Дело, можно сказать, привычное-испортить супостату гидроакустическую картину и, заодно, обогатиться всякими хитрыми приборчиками и парой сотен метров сверхтонкого многожильного кабеля с «ушами» гидрофонов на конце.
 В нашей бригаде это практиковалось давно и с десяток корпусов РГБ  лежали в штабе и расходились по всякого рода флотским заведениям в качестве трофеев или учебных пособий для ТОВВМУ и военных кафедр Владивостока.

 Из десяти буев ребята выловили четыре, пока самим не надоело.
 Все это время «Орион» негодующе кружился низко над катером-пугал. Видимо его чувствительные магнитометры не уловили присутствия подлодки, и он вскоре улетел восвояси.
 Буи вытащили на палубу, на серебристо-оранжевых цилиндрах была надпись «AN/SSQ-57», как сказали бравые мичманы-система слежения «Луфарь» (LOFAR).
 Правда,  улетевший «Орион» быстро сменил  симпатичный бело-синий двухмоторный патрульный  Р-2J «Нептун», а на горизонте сурово замаячил  сторожевик береговой охраны.

 С таким почетным эскортом мы покинули терводы страны Восходящего солнца. Больше сюрпризов на пути домой не было.

 Без особого шума ошвартовались на своем обычном месте в Малом Улиссе. Наши действия отметили в приказе по флоту, раздали почетные грамоты, с меня (в виде поощрения) сняли ранее наложенные взыскания.
 И я уехал в отпуск с чистой совестью…

А с «Мидуэем» мы встретились снова через два года на командно-штабных учениях ТОФ. Но это уже другая история. (см. «Операция «Мисиписи»).
P.S.
Ныне старина «Мидуэй» служит в качестве плавучего музея, а танкер «Владимир Колечицкий» разделан на металл в Находке. Время неумолимо… (на фото с интернета- американский плавающий БТР LVT выходит на берег ).