Социальная дистанция в здоровой повседневности

Денис Паничкин
Держать социальную дистанцию я научился задолго до ковида. От своих родственников, от своей группы (преимущественно национальной). Потому как – есть серьёзные расхождения между формальной принадлежностью и собственным представлением о себе. И события недавних дней оказались для меня новой проверкой.

Как я отреагировал на убийство Дарьи Дугиной, обернувшееся политически ангажированной панихидой? Как гражданин России, должен был сочувствовать. Но то, что я обозначил, как собственные убеждения, - они немного иные.

Я вспомнил своё прошлое, когда в девяностые годы в Махачкале пострадал от милицейского беспредела. А затем 5 сентября 2003 года произошло знаменательное событие: местные экстремисты убили четырёх сотрудников милиции в лесном массиве на юго-запад от города. Фотографии убитых показали в программе «Дагестан». В двух из них я узнал своих обидчиков! Здесь не скорбь, а злорадство! И таковое, но более сильное, я ощутил и сейчас.

Я не только не разделяю взгляды семьи Дугиных. Я уверенно повторяю, что «русский мир» - это не желанный для меня однополярный мир во главе с Россией, а «евразийство» - это не Евроазиатская Республика.

По крайней мере, украинские националисты мне ничего плохого не сделали (более того, я многое от них почерпнул полезного, в том числе и для образовательных разработок, при всём цинизме такого заявления, понятно, с отличиями в направленности). А от русских националистов я пострадал не раз, и самый значительный случай произошёл как раз в конце августа 2016 года, когда такая русская националистка, у которой я снимал квартиру, выгнала меня только за то, что я попросил отсрочки платежа (платить я не отказывался). И как тяжело знать, что она жива, здорова, имеет возможность жить в одной квартире и сдавать другую, и не подпустит меня настолько близко, чтобы я мог командовать сильными и активными людьми, закачивающими ей в … монтажную пену!

Я не заинтересован в усилении русского национализма. Это никакая не ответная реакция на бедствия русских, а выражение политической конъюнктуры, собственной популярности его представителей. И помеха в работе для меня.

И на Дугина, как и на Добренькова, я стараюсь не ссылаться в своих работах. Всего один раз я написал реферат про его взгляды, и это была справедливая уничтожающая критика.

Ещё в июле перед поездкой в Гатчину я прочитал новости «Фонтанки». О нежеланных представителях шоу-бизнеса. В «чёрный список» Моргенштерн, Манижа и подобные им попали не за то, за что должны были попасть, - не за аморальный, анти-нравственный контент, - а только потому и именно потому, что не угодили политической конъюнктуре. Значит, до 24 февраля 2022 года они были «хорошими» и «как бы вдруг» стали «плохими».

Даже поддерживая проведение специальной военной операции (не из симпатий к нынешней России и её руководству, -  все мои претензии остаются в силе, - а потому, что вижу в этом возможность создания однополярного мира во главе с Россией, но не избыточно благородной и осторожной до робости Российской Федерацией, а желанной для меня Евроазиатской Республикой, которую я представляю сильной и жестокой, как США, и справедливой, как СССР), я считаю именно такой подход недопустимым. И с удовольствием организовал бы видеотрансляцию записей приемлемых из числа этого списка (отчасти - Макаревич, Шевчук, Гребенщиков, Меладзе, – и то с большим разбором, своего рода цензурой).

В тот же день, гуляя по Гатчине, я видел рекламу местного кинотеатра. О замещении голливудских фильмов отечественными. И какие же среди них были? «Дурак», «Левиафан», «Аритмия»! Те самые, финалы которых я был готов переписать, направив туда главного героя «Ворошиловского стрелка» (кстати, в «замещающие» он не вошёл).

Несоизмеримо большее впечатление, чем реальное убийство Дарьи Дугиной, на меня произвело вымышленное убийство трёх водителей-механиков, работавших на должностях муниципальных эвакуаторщиков, - Кирилла Баткова, Виктора Головачёва и Георгия Тумбаева. Убийство совершил богач Алексей Скориков. Причём его целью был Головачёв, которого любила его дочь, и Скориков хотел воспрепятствовать их свадьбе, а остальных он убил с целью сокрытия. То есть мотивом убийства был социальный расизм Скорикова, собственное имущественное и социальное превосходство, а как таковая семья его не интересовала (он намеревался свалить убийства на свою жену).

Это – сюжет дела «Шакалье племя», новой серии «Следа», премьера которой тоже пришлась на эти дни (22 августа). Убийство, конечно, вымышленное, но поведение персонажей я считаю настоящим.

Я всегда поддерживал и буду поддерживать тему «удачно жениться», намерен учить этому современных мальчишек, продвигать и поощрять такое. Почему для женщин «удачно выйти замуж» - ценность, а для мужчин сама мысль «удачно жениться» - чуть ли не позор? Следует очень много работать в данном направлении, и даже задействовать педагогические и социальные технологии «окна Овертона». Рабочая профессия – это для меня достоинство, поскольку экономистов и юристов с высшим образованием уже много лет больше, чем бы им самим хотелось. И не стоит смотреть, кто у него родители, напротив, достоинство и то, что он может прекрасно обходиться без родителей, которые не наследодатели и не толкачи, и поэтому не нужны ему больше.

Также я представил себе и другие сюжеты «Следа», которых ещё нет, но я могу дать темы. Например, пропала малолетняя внучка видного частнопрактикующего врача, позже её находят мёртвой (прототипы – Алёна Щипина и Александр Суханов). Подозревают её отчима, который как раз «не из той» семьи. Выясняется, что отчим был её настоящим отцом. Врач расстроил отношения дочери с ним и настоял на её замужестве с «нужным» человеком, но она быстро развелась с ним и ушла к тому, кого любила. Финал – сам врач был если не непосредственным убийцей, то организатором и подстрекателем, и мотивы были те же: социально-расистские.

Да и недавние события могут стать хорошей темой, когда «политическое» убийство оказывается бытовым, даже корыстным (как это было с убийством В. Листьева в 1995 году), а сам политик или политолог воспользовался им для собственной популярности. И это установит если не ФЭС, то хотя бы пусть и ОСА (Оперативное следственное агентство из украинской версии сериала). В обоих случаях – с удовольствием посмотрю.