Слуга нашей гостиной

Антон Боровиков
Servant (англ.) - слуга

Мы уже говорили здесь о «стенках», но было бы несправедливо не рассказать об их, так сказать, старшем брате. И он действительно старший, ибо его история восходит аж к XVIII веку. Да, я говорю о серванте - просто неотъемлемой части нашего быта.

Сервант - это не просто предмет мебели, это практически символ нашего быта. Ну сами подумайте и вспомните, что там хранилось. Давайте посмотрим вместе.

В его ящиках было всё - от постельного белья до ценных вещей. Конечно, в ящичках обязательно были две коробки из-под печенья. В одной - квитанции за свет и газ, в другой - нитки, иголки и прочие предметы для шитья. Могла быть еще одна - с паспортами, свидетельствами о рождении и прочими нужными и ненужными документами.

Но главное, конечно, в серванте - это полки за стеклом. Это же практически символ нашего быта! За стеклом обязательно должен был быть хрусталь. Эти бокалы, креманки и рюмки подавались гостям только по большим праздникам. И обязательно хрусталь, на худой конец - богемское стекло.

У особенно удачливых за стеклом был немецкий чайный сервиз «Мадонна» - либо трофейный, привезенный дедушкой из Германии, либо купленный папой во время службы в ГСВГ. Все эти купидончики, пухлые матроны вызывали просто дикий восторг. И, конечно, самым большим и ужасным преступлением для детей было (не дай Бог!) разбить чашку или блюдце из этого бесценного сервиза.

Сервант украшали по-разному - кто-то ставил туда семейные фотографии, кто-то - репродукции картин. Очень часто можно было увидеть самодельные выжженные на дереве совершенно однотипные портреты Есенина с трубкой или Хемингуэя, уж не знаю, почему именно эти два литератора вызывали такой пиетет. Было даже время, когда в серванты помещали пустые пачки импортных сигарет или пустые банки пива. В общем, украшали как могли.

По выходным полированную поверхность серванта любовно протирали и полировали. Просто катастрофой были царапины, случайно появлявшиеся на этой поверхности.

Сервант был центром и украшением любой гостиной, его любили и почитали, практически по Чехову: «Многоуважаемый шкаф!». Когда приезжали гости, сначала доставалась та самая хрустальная посуда, а уж если гости оставались ночевать - «сейчас, я из серванта вам белье и полотенца достану».

В общем, сервант был всем - универсальным хранилищем, украшением любой гостиной и символом того, что всё хорошо, всё налажено и всё идёт своим чередом, как и надо. А что ещё нужно для спокойной и счастливой жизни?