Поездка в Петербург. Глава тринадцатая

Александр Георгия Сын Николаев
                Поездка в Петербург

                Повесть

                Глава тринадцатая


Стараясь ускорить завершение главы одиннадцатой, считая не обязательными частности, связанные с поездкой в петербургском метро « после стольких лет
моего томительного ожидания этого волнующего момента », я отвлёкся от факта наличия при мне удобного малоформатного мягкого рюкзачка, -
по настоянию сына взял с собою и этот желательный при длительных поездках
по городу предмет и бутылочку с водой.

Определив новую дату моего отъезда из очень уютной просторной квартиры,
а затем и время расставания с Петербургом через его воздушные ворота, -
ночным рейсом самолёта из аэропорта Пулково, - и я и Никита согласились
с необходимостью быстрейшего оформления возврата билета на поезд.

Имея свой опыт разной длительности пребывания в пассажирских поездах
и в одиночных поездках и вместе с другом или с друзьями, сын использовал время
в пути с наибольшей пользой : при помощи смартфона, с участием бумажной книги,
общаясь с другом или с друзьями, с попутчиками-попутчицами.

Так что Никите было понятно моё разочарование от явной малости книг,
взятых мною в почти двухсуточную дорожную жизнь, и он поддержал моё намерение побывать в Доме Книги на Невском проспекте.
Там, в « предельном » изобилии прежде всего книг на любые темы,
я был намерен отыскать, выбрать и приобрести то, что входит в круг
моих интересов.
Особое внимание я желал уделить подвальному помещению и второму этажу,
да и первый этаж Дома Книги тоже мог дать возможность хорошего выбора
достойной поэзии и значительной прозы.

Третий этаж замечательного здания …
Память моя сомневается в наличии на нём отделов и секций, предлагающих книжную
и прочую бумажную издательскую продукцию. ---
Осень 2015 года теперь в таком отдалении …

Все более ранние мои посещения тогда ещё ленинградского Дома Книги,
начиная с июля 1972 года и по декабрь 1991 года, - во время моих кратких
и длительных периодов общения с Ленинградом, - а затем чувствительно реже :
в октябре 1993 года, в июле\августе 1997 года, в январе 2011 года
и в октябре\ноябре 2012 года, всегда становились радостными событиями.

Даже « обзорные экскурсии » по всему громадному объёму « обычного » книжного магазина создавали удовольствие : сам по себе факт существования трудов
различных авторов, - широко известных, мало знакомых и совершенно новых
лично для меня, - располагал к размышлениям.

А когда удавалось найти среди множества изданного именно то,
к чему вели конкретное желание и реальное осознание важности для меня тогдашнего, происходило « чудо » : дальнейшее развитие Души, Духа, ума.

                *

Покинув обширную территорию петербургского Московского железнодорожного вокзала
я направился по пешему наземному переходу на другую сторону Лиговского проспекта. - Разрешающие движение пешеходов сигналы светофоров остановили шумное
и очень пахучее « течение » автомагистрали, позволяя тоже не малым потокам людей
быстро пройти по всей ширине « зебры » в оба направления.

Пройдя примерно тридцать метров по тенистой части этого проспекта
до края тротуара,за которым имеется пешеходная широкая « зебра »,
ведущая на заранее выбранную мною сторону Невского проспекта, я остановился.

Особенный перекрёсток двух известнейших проспектов в центральной части Петербурга
круглосуточно насыщен автомобилями, а с утра и до позднего вечера это просторное взаимное пересечение дополнено множеством городского наземного пассажирского транспорта.

( Ещё во времена СССР был создан проект по сооружению подземных и вроде бы надземных пешеходных переходов под проезжими частями двух « градообразующих » проспектов.
Но из-за невероятной плотности различных подземных коммуникаций,
из-за « оглушительной стоимости » материалов и труда ничего с тех пор
не переменилось в данном транспортно-пешеходном пространстве по отношению
к Лиговскому проспекту.

Если моя память в порядке, то она подтверждает наличие подземного пешего перехода
между станциями метро « Маяковская » и « Площадь Восстания ». ---
Остаётся « проблема » наземного движения пешеходов через Лиговский проспект
вблизи Московского вокзала. )

Движение транспорта по Невскому проспекту в очередной раз остановлено светофорами.
Плотные « порции » пешеходов « меняются » сторонами « мало что значащей улочки ».
Лично для меня сегодня предпочтительнее чётная нумерация,
пусть она и « страдает » под прямыми летними дневными солнечными лучами.

Доступные всем обыкновенные общие знания, --- назвать опытом было бы ошибочно, --- ведут меня вдоль ближней к домам, имеющим персональную память об очень многом,
извилистой условной линии.
Я просто знаю о том, что своим размеренным медленным движением никуда ни для чего
не спешащего человека всё равно достигну сначала Лавки писателей,
а затем и Дома Книги, ---  моих действительно значащих среди прочих целей
за эти часы дальнейшего моего первого дня пребывания в июньском Петербурге.

Скорость моего пешего хода мала по двум причинам : состояние коленей
и обладание важным преимуществом, - предельно свободным от всяких забот временем.
Осознавая предстоящий километраж, понимая степень предстоящей физической нагрузки, а так же признав в этот приезд определённость моей единственной прогулки по наиболее известной и популярной части Невского проспекта,
я принял решение прогуляться в удобном и в посильном для меня темпе.

                *

((( Для большей убедительности обоснования моей значительно отличающейся скорости
от в той или в иной степени бодро шагающих почти всех остальных людей,
в это дневное время признающих себя обретающими счастье от своего присутствия
« здесь и сейчас », надо было иметь при себе самую простую трость,
так очевидно помогающую в качестве дополнительной опоры при ходьбе.

« Одна из моих проблем » в том, что хромать на обе ноги одновременно
не получается.
А « отдать предпочтение » левой или правой было бы неверным решением.
Так что в имеющейся ситуации поддерживается равноправие,
то есть одинаковая степень физической нагрузки на оба колена. )))

Быть может и придётся, при следующей поездке в Петербург, в иной большой город
областного или республиканского масштаба, взять с собою давно припасённую трость,
попеременно используя её для помощи обоим коленным суставам.

При всём понятном моём психологическом восприятии собственного появления
с тростью-опорой эта необходимость, увы, станет фактом.

                *

Ни соревноваться в выражении мыслей, чувств, вызванных Ленинградом\Петербургом ; ни быть похожим на кого-либо из авторов прозы и стихов я не намерен ;
вдаваться в личную память, хранящую не только информацию относительно « моего »
Невского проспекта да и всего « моего » Ленинграда\Петербурга, не стану.

Мои воспоминания, их анализ, « итого » могут быть выражены в других произведениях, посвящённых многолетнему знакомству и общению с городом на берегах Невы и « чуть подальше » от них.

                *

« Странное дело » : за столько лет многие здания на Невском проспекте неоднократно меняли цвета своих фасадов.
Хотя имеются архивные сведения о первоначальных и последующих разнообразных цветовых предпочтениях владельцев этих престижных строений, а так же о качестве
строительных и отделочных материалов, да и о том, что городские власти издавна стремились выдерживать гармонию красок между соседними, стена к стене, зданиями,
итоги очередных плановых ремонтов « особенных памятников городской архитектуры »
вызывают очевидные вопросы.

Не только диссонансы « в изображении » соседних зданий, а то и целого квартала ;
не только укоряющие « взгляды » домов, страдающих от чрезмерности
наружных реклам, от вынужденности внедрения пластиковых окон
и не очень гармонирующих с фасадами новых типов дверей ;
но и полностью переделанные под многочисленные торговые помещения, 
под офисы первые этажи создали очень и очень отличающийся от самого себя
« новый » Невский проспект …

( Начиная с лета 1972 года я увлёкся постепенным собиранием книг, брошюр,
отдельных почтовых открыток, наборов чёрно-белых и цветных открыток, диафильмов, слайдов о Ленинграде\Петербурге.
Чуть погодя стал покупать значки, посвящённые архитектуре и событиям.

Давнее, детское и подростковое, юношеское увлечение почтовыми марками
и спичечными этикетками на многие темы, в том числе о городе на Неве,
« трагически оборвалось » : за два года моей службы в Советской Армии
мой младший брат бездумно растерял, раздал все эти для меня тогда сокровища …
а заодно и бумажные царские ассигнации разных эпох …
Без моего ведома, без моего разрешения лишил меня результатов стольких полезных трудов.

Самые ранние из имеющихся ещё чёрно-белых фотографий-открыток, - тридцатые\сороковые годы двадцатого века, - были случайно куплены
на « блошином рынке » в Саратове в те самые « девяностые … »
В числе тех фотографий два или три вида Невского проспекта …
Пейзаж площади перед Московским вокзалом : не в самом центре уютный сквер ...

Большинство открыточных фотографий выполнено в « семидесятые » 
и далее года того же двадцатого века.
Примерно того же возраста диафильмы, слайды, большинство книг и брошюр … )


Общее настроение всех прогуливающихся и всех спешащих по своим делам
в солнечно-летнем пространстве Невского проспекта легко считывалось :
удовольствие от погоды, от лёгкого приятного ветерка ;
удовольствие от пейзажей в любой стороне ;
удовольствие от возможности лично увидеть, лично побывать вблизи того
или иного значимого места ;
удовольствие от осознания доступности многочисленных летних кафе,
столики и стулья которых располагаются на закрытой специальными большими зонтами части тротуара по солнечной стороне проспекта ...

Если бы не вынужденные военные действия России на территории Украины, -
со всеми понятными в этих случаях трагедиями человеческих потерь
и возрастанием тяжести взаимного неприятия, - то всё это благостное состояние воспринималось бы естественным …

« Ни о чём не думая, ни о чём не размышляя » достиг я магазина « Буквоед », -
известная сеть книжных магазинов.
Что ж, начну поиск книг желательных для чтения, для общения с ними,
в этой « точке ».
Снятый с плеч невесомый рюкзак помещён в ячейку хранилища,
ключ в кармане ветровки, солнце-защитные очки в кармане тенниски,
футляр с очками для чтения в руке.

Внимательно обошёл все отделы, просматривая на полках названия книг.
Приятная прохлада в небольших торговых залах не уменьшила моей бдительности.
Увы, ничего такого, что могло бы вызвать мой интерес.

Удивления по поводу того, что большинство книг имеют стоимость чуть меньшую
или намного большую нежели стоимость простейшего алкоголя, - пива и водки, -
давно нет.
((( Экономически, да и политически выгодно, когда « люди »,((( « избиратели » ))) отдают деньги не на собственное развитие, но на дальнейшую свою деградацию. )))

Пяти-шести минут пребывания в прохладе книжного магазина оказалось достаточно
для определения факта : здесь нет ничего для меня полезного.

Из ячейки хранения взят рюкзачок, очки для чтения вновь в кармане ветровки,
надеты очки для защиты глаз от яркого летнего солнечного света.

По проспекту массово движутся легковые автомобили всех известных иностранных
и отечественных марок, городской пассажирский транспорт ;
вдоль ближнего тротуара на проезжей части стоят мощные мотоциклы,
возле которых физически крепкие молодые люди, - бородатые и просто с усами,
без бород и без усов.
То ли у них в этих местах « явки », то ли они в ожидании желающих прокатиться
« с ветерком ».
( Неоднократно, пока я шёл до набережной реки Мойка, видел на Невском проспекте группы мотоциклистов вблизи их красивых и мощных, - западноевропейских, японских, американских, - двухколёсных друзей. )

Следующим, более продолжительным, пребыванием в книжном магазине с чуть другим
ассортиментом, в Лавке писателей, я тоже был разочарован :
очень много, слишком много книг, хорошо да ещё так массово изданных
во времена СССР, ---  в том числе серии, знакомые авторы ;
но среди всего этого когда-то востребованного товара не было ни одной единицы,
ради которой я мог бы произвести расчёт на кассе.

Остальные отделы были осмотрены с тем же результатом : выбрать что-то конкретное
и сделать покупку не удалось.
В завершение своей « экскурсии » по Лавке писателей побывал в отдалённом от входа зале, - там размещены стихотворные сборники в твёрдых и в мягких обложках.

Про этот зал я узнал от сотрудниц Лавки писателей, женщин далеко не молодого возраста.
Они обратили моё внимание на этот расклад, на эти стеллажи после моего вопроса
о наличии книги\книг стихотворений одного из авторов, чьи почти совершенные стихи
так нравятся мне.
К моему сожалению, сотрудницы Лавки писателей не имели удовольствия от знакомства
с творчеством названного мною автора, коренной ленинградки\петербурженки,
чьи произведения доступны на портале Стихи.ру.

Внимательно и быстро просмотрев изданные в виде различных по объёму
скорее брошюры нежели полноценные книги местных поэтов\поэтесс, 
я не услышал в себе ни малейшего резонанса : много вторичного и не оригинального, попросту не интересно рифмованное описательство.
На портале Стихи.ру мною найдены и регулярно воспринимаются действительно
замечательные, действительно стоящие читательского внимания
и человеческого уважения авторы.

Теперь все надежды на Дом Книги.
Вот там-то я обязательно найду « мне причитающееся ».

И я зашагал с удобной для меня малой скоростью дальше по чётной стороне
Невского проспекта.


                26.08.2022