Марафон красоты - Царство небесное Ридли Скотта

Анна Герина
Как ныне сбирается рыцарь в поход
Ведь дома сидеть нету мочи,
Он там проведет не один долгий год
Зато чудеса все воочию
Узреет, попросит грехи отпустить,
Все лучше, чем небо так просто коптить.

             II
Папаша его на войну звал давно,
И может, оно даже проще,
Ведь что будет дальше ему все равно,
А значит, подняв свои мощи,
Поскачет за рыцарем бойкий кузнец,
И все будут знать, какой он молодец.

            III
И только представлен монарху он был,
А тот оценил ум и совесть,
Как вдруг да магистр его невзлюбил
Преследовал даже по злобе.
Таких ведь полно – вокруг посмотри,
Бывают такими и рыцари.

             IV
Ну. В общем, войну начинают опять,
Виновные в том – тамплиеры;
За это бы стоило головы снять,
Кузнец же обучен манерам:
Он сердце и душу свои бережет,
Но все же не трусит, на битву идет.

             V
Не вышло, увы, им врага победить,
Зато спас он много народу
И твердо решил: лучше жить и любить
Не драться монархам в угоду.
Вернулся домой к горну он своему
И более не присягал никому.

Примерно такие чувства вызывает фильм Ридли Скотта даже при сотом и стотысячном просмотре, даже если случайно подвернулась великолепная в своих деталях режиссерская версия.
Разумеется, исторический сюжет, если выразится дипломатично, несколько подкорректирован, дабы фильм смотрелся динамично и интересно: милый и симпатичный барон Готфрид Ибелинский (а каким еще он может быть, если он при этом Лайам Нисон?) перед крестовым походом озаботился тем, что у него нет прямого наследника, но остался у него, увы, лишь бастард, но зато какой – кузнец Балиан умен, красив, и потому из него выйдет как отличный барон, так и великолепный рыцарь, потому что, согласно режиссерской версии, он уже участвовал в неких военных конфликтах. Так рассуждает холодный разум, а вот девичье сердце трепещет совсем по иному поводу, потому что мы видим мужественного и прекрасного Орландо Блума в роли истинного рыцаря, и в данный момент сие не эпитет, а, если так можно выразится, должность.
Мы сочувствуем бедному кузнецу, потому что у него очень большое горе: жена Балиана убила себя не перенеся смерти ребенка, а тут еще сводный брат священник зудит ему как осенняя муха, и это при том, что мародер украл крест покойницы. Как сказали бы сейчас, «в состоянии аффекта кузнец совершил убийство священника», вследствие чего Балиан догоняет отца и отправляется с ним в крестовый поход, но по дороге бедный барон умирает от раны, но зато его имение переходит к Балиану, и тот показывает себя прекрасным хозяином, благородным человеком и весьма доблестным рыцарем. Как итог, он представлен королю, да еще и с первого взгляда очевиден интерес к нему сестры Балдуина IV, принцессы Сибиллы Иерусалимской, которая почти ненавидит своего законного Ги де Лузиньяна.
Сибиллу понять легко, особенно женской части аудитории, ибо Орландо не только великолепно справляется с ролью как актер, умея выразить бушующие в душе молодого барона чувства в полувзглядах, легчайших жестах и чуть заметных изменениях выражения лица, он также притягивает к себе неповторимой силой мужской харизмы, поскольку в жизни он тоже весьма мужественный человек, и всегда вкладывает в роли частичку себя. По сути, роль сложна именно внутренней бурей, а также мастерством всадника и мечника, со всем этим дражайший мистер Блум справляется просто прекрасно, и не правы те критики, что утверждают обратное. Кроме того, прекрасно показано, как сильно верит Балиан в царство совести и старается приблизить его торжество на нашей грешной земле.
Также великолепны батальные сцены, особенно оборона Иерусалима, которой командует именно барон Ибелин, да и вдохновляющая речь его плюс посвящение всех мужчин, способных держать оружие, в рыцари, показано актером столь великолепно, что, сидя в кинотеатре на премьере в таком далеком ныне 2005-м году, я словно стояла на улице древнего города и внимала прекрасному рыцарю. За таким командиром я пошла бы и сама.
Наиболее правдоподобен в фильме саладин Юсуф ибн Айюб, реальная историческая личность (как и прототипы прочих главных героев, коего нет только у Тиберия в исполнении Джереми Айронса), и именно поэтому впечатляет его финальный диалог с поистине великолепным защитником Иерусалима Балианом, который, после того, как саладин отпускает людей, возвращается к своему горну.
Фильм оставляет четкое ощущение того, что вряд ли Балиан снова присягнет кому бы то ни было, да и не нужно это ему – молодой вдовец обрел новую любовь в лице бывшей уже королевы Иерусалима, ибо Сибилла отреклась от своего статуса и отбыла с ним, потому что любит прекрасного рыцаря по-настоящему и готова быть просто скромной женой кузнеца. Разумеется, с точки зрения истории это вымысел, а с точки зрения зрителя душевная история, пусть и не очень реальная.
Рыцарь прекрасен, благороден, мудр – разве не такими должен показывать главного героя данный жанр? Мистер Скотт, как и его однофамилец, знаменитый писатель, справился просто великолепно. Удалось ли показать этого рыцаря и сделать его живым? Несомненно, и это уже целиком и полностью заслуга мистера Блума, сделавшего образ очень глубоким, хотя и не все это видят (критикам я бы посоветовала взглянуть в его глаза, разув их собственные). Заслуживает ли сей фильм внимания? Да, заслуживает. Насчет любви да решат зрители сами.
Я считаю, что эта роль у Орландо Блума одна из самых лучших, а возможно, и самая лучшая, потому что посыл у фильма правильный, а выразительность актера очень помогает понять, что именно хотели сказать создатели сей, не побоюсь этого слова, исторической саги.
Рекомендую составить собственное мнение, возможно, отличное от моего.