Киев в марте 2022. Х

Александр Алексеенко 2
         Продолжение. Начало в http://proza.ru/2022/05/30/880

         Итак, бабушка про людей в военной форме, расхаживающих в дачном массиве, все поняла правильно: опыт детских лет отчеканивается в памяти на всю оставшуюся жизнь. Тем более, если полученный опыт такой жуткий.
         Никогда не мог себе представить, что многочисленные рассказы о войне, стрельбе, бомбардировках, которые я и многие другие читали в разных книжках, вдруг станут и нашей явью. Правда, фашисты поменялись. Тогда фашисты наступали с запада, а теперь с востока. Зато у нынешних понятный язык, поэтому толмачи ни им, ни нам не нужны...

         А еще наша мама рассказывала, как вели себя немцы, когда стояли на постое у них в маленькой квартире, где она проживала вместе с матерью и младшими сестрой и братом, в то время как их отец находился на фронте.
         О муже мать, естественно, помалкивала, а немцы не допытывались. Но при вынужденном общежитии с оккупантами всякое бывало. Во-первых, они по праву оккупантов заняли главную комнату, а мать с тремя малолетними детьми отправили жить на кухню. А во-вторых, и ситуации случались разные, о которых я сейчас лучше умолчу, хотя и сами немцы разнились между собой...

        «Почему-то часто всплывает в памяти яркая картинка: мы втроем во дворе бегаем, играем, смеемся, а немец сидит на крыльце и на нас как-то странно смотрит. Смотрит и молчит…» - рассказывала наша бабушка.

        Война есть война, а люди есть люди: кто-то звереет, а кто-то, несмотря ни на что, человеческий облик не теряет. А если не теряет, то нет-нет, а свою мирную жизнь вспоминает. И родной дом, и семью, и детей... Наверняка и мысли, не соответствующие немецким идеологическим установкам, у него в голове крутятся:

         «Что я здесь делаю? Зачем мне эта непонятная земля?..»

         Трезвые мысли человека, не по своей воле оказавшийся в чужих краях. Уверен, их, задумывающихся, было тогда немало, но не подавляющее большинство. А что ныне думают нынешние оккупанты Украины? Которых сейчас вокруг Киева столпилась сотня тысяч? Не терзает их мысль – «зачем мы здесь»?.. Надеюсь, дождемся когда-то рассказов и об этом.

         Но сейчас у нас разговор идет об артиллерии.
 
         Рассказ тещи о том, как из их двора работала артиллерия, я первый раз услышал много лет назад, но тогда он воспринимался все равно как история из книжки: ужасно, страшно, но это случилось так давно, что выглядело как легенда, которую воспринимаешь нарисованной страшилкой.
        А у тещи увиденное с балкона, всколыхнуло в памяти весь ее давнишний опыт, который ей подсказывал: будут ответные удары.  Добавлю, что и я все прекрасно понял, отчего сильно напрягся, но, что наиболее важно, сделал верные выводы.

        Первый касался моих «зарисовок» с натуры. Это когда я почти каждый день поднимался на верхние этажи и делал всякие фото или видео панорамы отдаленных боев. Теперь фиксация моих  наблюдений исключалась, потому как по нашему комплексу кроме бойцов терробороны начали фланировать настоящие армейцы. При этом и те, и другие внимательно осматривали верхние этажи.
        Я подумал, что если в ясный день вдруг надумаю что-то снимать, располагаясь прямо над артиллеристами, то любой из наблюдающих за порядком посчитает этот факт верхом моей наглости. Уверен, у них ко мне возникло бы немало вопросов, причем, не особо приятных. Вследствие этого я свои съемки прекратил.

        Второй вывод касался нашей и, в первую очередь, бабушкиной безопасности. Если наши славные артиллеристы получат «ответку», то кто пострадает? Правильно: жители близлежащих домов.
        Дом, в котором жили мы с женой, находился внутри жилищного комплекса и фактически был закрыт со всех сторон. А вот многоэтажка моей тещи стояла так, что у нее для «прилётов» были открыты целых три стороны. Причем, квартира, где жила наша бабушка, выходила аккурат на ту сторону, где расположилась обнаруженная нами артиллерия, и где в отдалении днем и ночью вился дым от обстрелов.

        - Мама, давайте будем переселяться от греха подальше. Или в нашу квартиру, или в квартиру Алеши, - увещевали мы бабушку, - кошка вас ведь не стеснит...

         Но бабушка к перемене места жительства не очень-то и стремилась. Так устроен любой человек: он прикипает к своему обустроенному пространству, считает окружающие стены своим домом, а они, стены то есть, всегда помогут и уберегут. И даже новости о том, что сегодня стены не всегда могут защитить, бабушку не убедили:

        - Меня Бог не оставит…

        А между тем сегодняшний день был богат на печальные события. Пришла весть от старшего сына о том, что сегодня в разбитом ракетами новом, сверкающем богатством, торгово-развлекательном центре, где у него был бизнес, погибли люди, а значительной части сооружения не существует…

        В этот же день я разговаривал со своим харьковским партнером, который имел торговые точки на рынке Барабашово и до последнего находился в Харькове, но все-таки не стал испытывать судьбу и выбрался подальше на запад Украины. Как оказалось – на свое счастье.
        Самый большой вещевой рынок в Украине сегодня горел, и, что самое печальное для нас с партнером, его магазин и склад превратились в пепел. А там оставалась и наша продукция... Позже он прислал фото своего магазина, где обугленными остовами громоздилась садовая мебель и пару наших почерневших лестниц...

         На фоне этой безотрадной информации нам с женой никак не хотелось оставлять бабушку в ее квартире, но мы смирились:

         - Ну, что ж, мама, будем уповать на Всевышнего…

         Согласившись с нашей бабушкой и, скрепя сердце, приняв ее решение, мы окунулись в свои житейские вопросы. Тем более что у нас пару дней назад возникла абсолютно мирная проблема: вышел из строя важный механизм – стиралка. Поэтому в условиях военного времени возникшую бытовую неприятность нужно было быстро решить. С наскока это сделать не удалось, поскольку одни мастера уехали или ушли в терроборону, другие добираться в наш уголок по беспокойному городу не спешили.
 
         Но нашелся некий Евгений, кто смог пробраться через блокпосты, заехать к нам на комплекс и неисправность устранить. Я его понимаю: деньги никто не отменял, а по-другому средств на пропитание, кроме единственного способа как делать то, что умеешь, не насобирать.
         Пока ремонт продвигался к завершению, мы с Евгением тем временем обменялись новостями. Он рассказал что-то о своем районе, я о наших местных событиях. Все веселее, когда слышишь чей-то бодрый голос...

        С восстановлением работоспособности стиралки мастер справился достойно. Мы, довольные друг другом, распрощались, а я собрался выехать в центральную часть города. Неожиданно объявились и другие задачи, которые не касались житейской стороны, а наоборот: несмотря на войну, фирма начала понемногу работать. Дела фирмы позвали меня покинуть насиженное домашнее место.

         Шумновато вокруг, а я все-таки выезжаю из жилищного комплекса. Опять блокпосты, опять проверка документов, опять вежливые вопросы – откуда вы едете и куда направляетесь.
         Когда я отъехал от очередного блокпоста и устремился по проспекту, где остановок больше не предвиделось, мне наконец-то удалось поразмышлять об одной незадаче, в последнее время раздражающей меня:

         «Похоже, что у меня с колесами что-то не так. В который раз еду по хорошему асфальту, а резина буквально поет, или скажу даже категоричнее – воет!..»

         Действительно, в первые дни после того, когда мне удалось удачно заправиться и я стал чаще выезжать по делам в город, то фактом свободы перемещения был настолько обрадован, что не обращал внимания на странный шум при движении. Причем, чем быстрее ехал, тем шум становился нестерпимее. Позже мне это занудное обстоятельство стало надоедать. В чем причина?

         «Когда откроются шиномонтажи, да чтобы поближе к дому, то съезжу туда и отбалансирую колеса. Наверняка, здесь зарыта собака», - успокаивал я себя, вспоминая, что мне не понравилось, как в шиномонтажной мастерской в последний раз балансировали колеса.

         Выполнив все запланированное и возвращаясь по проспекту из центра назад, когда я снова терпеливо сносил звуковые вибрации, до меня неожиданно дошло:

         «А ведь шины ни при чем... Это асфальт виноват... Вой из-за насечек от гусеничной техники...»

         Действительно, современное дорожное покрытие нынче делают намного прочнее, чем раньше, и следы от гусениц в глаза не бросаются. Насечки на асфальте почти незаметны, но они есть!.. Иначе, почему на некоторых участках этот вой исчезает? А там не раскатывали танки и БМП... Но прискорбно, что улиц и некоторых важных дорог, где шум от колес весьма чувствителен, насчитывалось немало.

         «Танки в городе…», - таковы наши реалии, к которым ты начинаешь привыкать.

         Что тут скажешь?.. Скоро исполнится месяц, как наша страна воюет с кровожадным соседом, а конца и края этому никто не видит...

         Следующий день выдался удивительно солнечным, безветренным и относительно спокойным, если не считать получасовой стрельбы ранним утром. Сегодняшний утренний кофе обошелся без привычной канонады и, покончив с завтраком, мы с Ириной решили навести порядок возле лоджии первого этажа, которая принадлежала нашим уехавшим детям.
         Уборщиц и дворников в последние дни мы почти не видели, а наш семейный девиз – наводя порядок вокруг себя, ты тем самым улучшаешь ауру места, в котором ты обитаешь – получил возможность лишний раз проявить себя на практике. Разнообразный хлам накопился также и в самой лоджии, поэтому вкупе с прилегающей территорией там тоже не мешало бы прибрать.

         И мы не спеша закопошились каждый на своем участке: жена разбиралась с лоджией, а я собирал мусор вокруг. Потом наполненные ненужным барахлом пакеты я относил к мусорным бакам. Вокруг нас, можно сказать, не было ни души. Предположим, что кто-то и прохаживался, но таких насчитывалась такая малость, что мы их не замечали.
         Кошка Маруся в это время бродила на воле, иногда усаживалась неподалеку от меня на удобное место и замирала в удовольствии: она была среди своих, не голодна, да еще ее и солнышко подогревало. Сегодня у нее случился первый в этом году выход на улицу, и было заметно, что ей все происходящее вокруг приходится очень по душе.

         Неожиданно за бабушкиным домом бухнул одиночный выстрел. Закрывающее нас здание изрядно гасило громкость выстрела, но пушка это тебе не взрывпакет. Маруся было насторожилась, но потом снова расслабилась. Как оказалось, рано она радовалась. Артиллеристы собирались удивить не только врага, но и всех оставшихся в нашем комплексе.
         Через некоторое время грянул не просто выстрел, а залп!.. По моему разумению, одновременно жахнули сразу три орудия: такого мы не слышали с начала войны... Даже тот прилет града, когда разбили близлежащий офисный центр со складами, не был таким громогласным, как сегодняшний грохот.

         Ну, нам-то с Ирой чего – уже понимаем, что и к чему. Привыкли. А кошка, которая сегодня в первый раз вышла на свежий воздух, выстрелы ранее слышала только когда находилась в четырех стенах, да к тому же еще хоронясь во время канонады под ванной в тепле и уюте, нежданно-негаданно получила вот такое представление!.. Она подскочила и вихрем понеслась за угол дома.

         - Маруся, Маруся! – я бегу за ней и пытаюсь успокоить.

         Куда там – не догнать мне ее...

         Марусю искали полдня, считай, что до темноты, но обнаружить ее никак не удавалось. И хотя я знал, что она не пропадет с голоду, поскольку в роду у нее были настоящие охотницы, да и она сама не раз доказывала свою исключительную охотничью природу, притаскивая домой мышек и птичек в качестве трофея, но все-таки решил оставить дверь в квартиру открытой, чтобы она могла в любое время вернуться под родной спасительный кров. Тем не менее, сожаление и беспокойство меня не покидали:

         «Не уберегли нашу Марусю», - могли сказать хозяева квартиры с первого этажа, если бы они сей момент заявились домой.

         Когда почти в полной темноте мы снова обходили наш дом, особенно пристально выглядывая Марусю в окрестных кустах, в которых кошка часто охотилась или просто шастала в довоенные добрые времена, как вдруг на наши призывы услышали знакомое «Мяу».

         - Маруся! - я кинулся на мяуканье и рыскал до тех пор, пока не вытащил ее из-под старого микроавтобуса, что на спущенных колесах стоял еще с начала войны.

         И, не выпуская находку из рук, донес ее до квартиры, где мы ее кормили, поили и все не могли налюбоваться на нашу кошку. А какая счастливая была сама Маруся – не передать...
         После этого случая кошку на улицу мы больше не выпускали. И она навсегда запомнила тот настоящий грохот войны, потому что с тех пор ее никогда не оставлял страх, а любой громкий стук, хлопок или даже звук от проезжающего не вполне исправного автомобиля заставлял ее вздрагивать и испуганно озираться.

         Казалось бы, к чему эта неказистая история, которой я посвятил немало строк? Ну, кошка, ну, испугалась. А что вы ожидали, когда вокруг идет война? Войну устраивают люди, а животные к ней не имеют никакого отношения. И этих тварей бессловесных, но таких родных, милых и, между прочим, тоже членов твоей семьи, еще жальче, потому как они зависят лишь от приютивших их людей.
        Нашей кошке повезло, а скольким домашним животным не посчастливилось? Добавлю, что у каждого свои истории и картинки войны, а это исключительно моя картинка из марта 2022 года. Только и всего.
       
          Ночь выдалась спокойной, но заснуть долго не удавалось. Поэтому я включил планшет и продолжил перечитывать Юрия Нагибина. Вдруг обратил внимание, как в час ночи неожиданно на всех электронных приборах потухли часы. И, судя по планшету, также пропал интернет. Встал с кровати и подошел к окну: кромешная тьма, не единого проблеска в окнах соседнего дома и абсолютная тишина. Жутковато. Кажется, что мир будто вымер, и так представлялось лишь потому, что опять возникла проблема с электричеством...

         Потом почему-то пришла в голову мысль, что это неспроста. Не связано ли исчезновение электричества с артиллерией? Может быть, перебираются в другое место и решили на всякий случай перестраховаться, чтобы не было утечки информации? Не исключено, что мой дилетантский вывод был далек от истины, но собственное предположение меня успокоило. Пусть артиллеристы поступают так, как надо. Мне важно, чтобы электричество утром таки появилось.
          А отсутствие его ночью не является большой проблемой, зачем мне сейчас оно? Планшет заряжен, разрядится полностью не скоро. Да и вообще: нужно спать, а утром разберемся. Так и вышло. В пять утра приборы, окружающие меня, засветились привычными огоньками. Есть свет... Теперь можно окончательно успокоиться и кемарить дальше.

          Утром стреляли не часто, но будто бы несколько глуше, чем в предыдущие дни. Пошел проведывать бабушку на седьмой этаж. Мы уже привыкли, что все лифты давненько отключены, поэтому сейчас на этаж вбегаешь резво: сказываются постоянные тренировки.
          Очутившись на наружной меж этажной площадке, я украдкой бросаю взгляд вниз – стоят ли там на привычном месте зеленые автомобили? Ага, пусто! Только виднеются аккуратно сложенные пустые снарядные ящики. Неужели я оказался прав, и электричество отключили именно по этой причине – смена позиции? Я недолго размышляю на эту тему, человек я не военный, зачем буду гадать? Однако, прислушиваясь к выстрелам, понимаю – они уехали недалеко. Значит, мы по-прежнему находимся в зоне риска. Будут прилеты...


           Продолжение в http://proza.ru/2022/08/28/801