Четвертый волхв

Павел Коряков
Список действующих лиц:

1. Рассказчик.
2. Артабан, волхв (мудрец, звездочет и царский советник).
3. Авгарь, царь Эдессы.
4. Вероника, дочь Авгаря, принцесса.
5. Гамалиил, книжник.
6. Анна, жительница Вифлеема.
7. Максим, центурион.
8. Дисмас, разбойник.
9. Гестас, разбойник.
10. Ангел.

"Вы знаете историю о трёх мудрецах с Востока и о том, как они пришли издалека, чтобы принести свои дары младенцу Иисусу в Вифлееме. Но слышали ли вы когда-нибудь историю ещё об одном Мудреце? Он тоже заметил новую восходящую звезду и отправился вслед за ней, но не дошёл вместе с другими к Младенцу Иисусу.
О великом желании этого четвёртого пилигрима и о том, как оно осуществилось, я и хотел бы рассказать. О его многочисленных странствиях и испытаниях его души, о долгом пути его поисков и удивительных обстоятельствах встречи с Тем, Кого он искал.
Я расскажу эту историю так, как слышал её фрагменты в Палате снов Дворца человеческого сердца...! Все началось во дворце царя Авгаря. Артабан - так звали нашего мудреца-звездочета - сидел за столом. Он с головой погрузился в астрологические расчеты...

                Генри ван Дайк.

Сцена 1. Артабан и Авгарь.

Декорация дворца. Перед ней - стол, покрытый покрывалом. Артабан сидит за столом и пишет. Перед ним свиток и бумаги.

Артабан (себе под нос). Пророк Даниил говорит, что Спаситель родится по истечении семидесяти седмин со времени указа о восстановлении Иерусалима. Царь Артаксеркс издал этот указ в 299 году от основания Рима. Семьдесят седмин - это 490 лет. Если прибавить семьдесят седмин к дате указа царя Артаксеркса, получится дата текущего года! Спаситель родится в этом году!!!
Авгарь (входит, смотрит на мага, качает головой, садится; скорбно). Артабан! Мой дорогой маг и звездочет! Что с тобой?
Артабан (вздрагивая от испуга). Со мной? Ничего!
Авгарь (печально-шутливо). Я вижу, ты говоришь сам с собой... Большая ученость довела тебя до сумасшествия? Нет?
Артабан (приходя в себя, с достоинством). Нет, достопочтенный Авгарь! Расчеты, которые я сделал, привели меня к истине!
Авгарь. Что же открыл тебе наш благой Агура Мазда?
Артабан (торжественно). Время прихода Саошьянта - Спасителя! Авгарь (с сомнением). Ты прочитал об этом в Авесте?
Артабан (пылко). Не только в Авесте! Но и в священных книгах иудеев! Пророк Даниил говорит, что Спаситель родится в этом году!
Авгарь (с неверием). Почему ты веришь каким-то иудеям?
Артабан (пылко). Потому что их пророчества совпадают с нашими! У нас говорится о божественном царе. И у них тоже. У нас рождение царя предвещается звездой. И у них! Пророк Валаам предупреждает: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля!».
Авгарь (уже с интересом). А что, разве взойдет звезда?
Артабан (пылко). Звезда уже взошла! Весной две самых больших звезды: Юпитер и Сатурн - сошлись в знаке Рыбы, который является домом иудеев! Посмотри на небо! Звезда видна даже днем! Эта Звезда - знак небес. Она предвещает рождение великого Царя!
Авгарь (шутливо). Верю-верю! И что ты теперь намерен делать?
Артабан (смиренно). Мы хотим поклониться божественному царю...
Авгарь (недовольно). Кто это «мы»?
Артабан. «Мы» - это волхвы-звездочеты из разных стран: Гаспар из Вавилона, Валтасар из Аравии, Мельхиор из Эфиопии и я, Артабан из Эдессы. Мы изучали небо независимо друг от друга, но пришли к одному выводу относительно появления звезды... И теперь решили встретиться в Баальбеке, чтобы вместе искать великого Царя.
Авгарь (недоверчиво). Вы пойдете к царю с пустыми руками?
Артабан. О, нет! Гаспар принесет золото, Валтасар - ладан, Мельхиор - смирну. А я принесу драгоценные камни: сапфир, рубин и жемчуг. Достает из мешочка камни и показывает их царю.
Авгарь (грустно). Может быть, свет истины и заключен в этом знаке, который ты увидел на небе. И тогда он приведет тебя к величайшему Царю. А может, это всего лишь тень света. И тогда тому, кто последует за ней, достанется только долгое странствие и разбитые надежды... В любом случае, мое сердце будет с тобой Артабан! Желаю тебе найти Спасителя... И вернуться в Эдессу! Ты был хорошим советником. Я буду ждать тебя! До встречи! Уходит.
Артабан (смотрит вверх, видит звезду). Это знак! Я должен идти!
Берет дорожную сумку, посох и отправляется в путь.

"Артабан хотел успеть в срок, чтобы в назначенный час встретиться с другими волхвами. Он спешил, потому что путь был неблизким. 20 километров - это самое большое расстояние, которое он мог проделать за день. Однако Артабан был молод, полон сил и без страха продвигался вперед. Ему приходилось идти до поздней ночи, а утром отправляться в путь задолго до восхода солнца.
Так Артабан прошел всю Сирию и Ливан, пока на десятый день, уже к самой ночи, не оказался возле небольшой деревни. Звездочет был страшно утомлен. Он с радостью вошел бы в деревню, чтобы найти отдых и подкрепление для себя. Но он знал, что до храма бога Солнца в Баальбеке, где его ждали товарищи, оставалось три часа пути. А он должен был добраться туда к полуночи. Путник не стал останавливаться, но пошел далее, через скошенные поля".
                Генри ван Дайк.

Сцена 2. Артабан и Гамалиил.

Декорация пейзажа. Артабан стоит посреди сцены, смотрит вверх.

Артабан. Звезда горит! Это звезда божественного царя, который придет на землю для окончательной победы добра над злом. Я подарю царю три драгоценных камня: жемчуг, сапфир, и рубин (достает из мешочка на груди драгоценные камни, показывает их). Сапфир - как символ неба, откуда приходит Царь. Рубин - как символ любви, которой Он победит зло. И жемчуг - как символ чистоты, которой Он обладает и к которой стремятся все люди!
Гамалиил. Помогите, люди добрые! Жажду! Дайте мне хотя бы чашу воды перед смертью! Во имя Бога! Да будет свято имя Его!
Артабан (надменно). Какое право ты имеешь на моё сострадание, несчастный? Я спешу поклониться великому царю! Если я задержусь, то опоздаю на встречу с моими собратьями-волхвами!
Гамалиил (слабо). Если ты сейчас уйдешь, я наверняка умру. Но не от лихорадки, а от страшной жажды. Смерть от жажды мучительна... прошу тебя, добрый путник, дай мне всего лишь чашу воды!
Артабан (растерянно). Должен ли я хотя бы на миг уклониться от следования за звездой? Не знаю... Боже, Царю Небесный, направи меня на путь мудрости, который знаешь только Ты!
Гамалиил (собираясь умирать). Прости меня, добрый путник!
Артабан (приняв решение). Хорошо, я помогу тебе и вылечу, даже если задержусь здесь на сутки! Достает из сумки чашу с водой, лекарства, мази; лечит несчастного. Затем разжигает костер.
Гамалиил (отойдя). Благодарю тебя! Ты спас мне жизнь! Кто ты?
Артабан. Я Артабан, советник царя Авгаря из Эдесского царства. Иду в Иерусалим, чтобы  поклониться великому царю. А ты кто?
Гамалиил. А я Гамалиил-книжник! Был продан в рабство за долги вместе с семьей торговцам живым товаром. Когда заболел, хозяева бросили меня здесь умирать... Бог им судья. А жена и дети до сих пор томятся в плену... Ты хочешь поклониться царю Ироду?
Артабан. Нет! Я хочу поклониться не царю Ироду, а другому, божественному царю, звезда которого сияет на небе!
Гамалиил (пытливо). То есть Христу? Но он рождается не в Иерусалиме. Он рождается в Вифлееме! Так говорит пророк Михей: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Артабан. В Вифлееме? Как интересно! Твои сведение просто бесценны... Я тебя отблагодарю! Думает. Тебе нужно подлечиться и выкупить из плена семью. Возьми от меня этот сапфир!
Гамалиил (потрясенно). Желаю тебе найти Христа, Артабан!

Артабан пришел в Баальбек, опоздав на целые сутки. Напрасно он всматривался в даль. На горизонте не было никаких следов каравана. Звездочет обошел храм бога Солнца. На восточной стороне он увидел небольшую пирамидку из белого камня.  А под ней - кусок пергамента. Он схватил его и прочел. Это было послание от его собратьев-волхвов. В письме говорилось: «Мы ждали тебя после полуночи до самого утра. Но медлить больше не можем. Мы отправляемся искать Великого царя. Встретимся в Иерусалиме». Артабан сжал пергамент в руке. У него появилась надежда догнать товаришей. Ведь теперь он знал, что Христос рождается не в Иерусалиме, а в Вифлееме. И звездочет поспешил в Вифлеем.

                По Генри ван Дайку.

"В палате грез, где я слушал рассказ об отставшем мудреце, воцарилась тишина. Сквозь эту тишину я видел его фигуру. Мудрец неуклонно продвигался вперед. Передо мной проплывал длинный, снежный хребет Ермона, темные кедровые рощи и долины Иордана. Я видел голубые воды Галилейского озера и плодородную равнину Ездраила, холмы Ефрема и нагорья Иудеи. Через все это я следовал за Артабаном, пока тот не прибыл в Вифлеем!"
                Генри ван Дайк.

Сцена 3. Артабан, Анна.

Декорация домика с табличкой «Вифлеем». Перед домиком сидит Анна. Рядом с ней колыбель. Артабан подходит к домику и радостно простирает руки вверх.

Артабан. Наконец-то! Вифлеем! Здесь я непременно найду их!
Анна (с интересом). Кого ты ищешь, чужестранец?
Артабан (пытливо). Пришельцев с востока, моих собратьев.
Анна. Волхвов?
Артабан (с удивлением). Да, волхвов! Как тебя зовут?
Анна. Я Анна, дочь Рагуила от колена Асира.
Артабан. А я Артабан, советник царя Эдессы, маг и звездочет. Значит, ты видела Гаспара, Валтазара и Мельхиора?
Анна. Конечно видела! Волхвы появились два дня назад. Они рассказывали всему Вифлеему о необычной звезде, которая привела их к месту, где находился Иосиф с женой и младенцем Иисусом. Волхвы поклонились младенцу и принесли ему дары.
Артабан (горячо). А потом?
Анна (спокойно). А потом волхвы исчезли. Где они, я не знаю.
Артабан. А младенец Иисус? Где младенец? Он еще в городе? Я тоже хочу принести ему дары! Вот этот рубин и эту жемчужину!
Анна. Ты опоздал, Артабан! В Вифлееме младенца уже нет! Вчера вечером Иосиф с Марией собрали вещи и покинули город.
Артабан (с досадой). Я опоздал! Всего на один день! Если бы не Гамалиил, я бы увидел младенца Христа! Ну, почему?
Анна (тревожно). Никто не понимает смысла происходящего. По городу ходят слухи, что Иосиф с Марией и Иисусом бежали в Египет. Вся округа объята страхом. Говорят, что из Иерусалима сюда посланы солдаты, чтобы вынудить нас платить новые налоги.
Артабан (воздевая руки). Пути Господни выше мыслей человеческих!
Анна. Я вижу, ты устал, отдохни, чувствуй себя, как дома.
Артабан с удовольствием присаживается. Анна дает ему поесть.

Сцена 4. Артабан, Максим, Анна.

Входит Максим со свитком, стучит, смотрит на свиток, на Анну.

Максим (Анне). Ты Анна, дочь Рагуилова от колена Асирова?
Артабан (спокойно). Что случилось, центурион?
Максим (Анне, развязно). И у тебя есть младенец, верно?
Артабан (властно). Я с тобой разговариваю, солдат! Отвечай мне!
Максим (обращаясь к Артабану, презрительно).А ты кто такой?
Артабан (надменно). Я Артабан, советник царя Эдессы Авгаря! Ну?
Максим (умерив тон). Хм... А я центурион Гай Юлий Максим из отряда храмовой стражи в Иерусалиме! Мы разыскиваем всех младенцев в Вифлееме. Для... Их физического устранения.
Артабан (удивленно). Вы хотите убить всех младенцев в Вифлееме?
Максим (пожимая плечами). Приказ царя Ирода Великого!
Артабан (неуверенно). В этом доме нет младенцев...
Максим (ядовито-любезно). Ты ошибаешься, достопочтенный Артабан. Полтора месяца назад Анна, дочь Рагуила из колена Асира, родила младенца мужского пола по имени Симеон. Его-то я ищу. Вот данные последней переписи. Посмотри, если не веришь!
Артабан (твердо, вынимая из мешочка рубин). На этом месте нет никого, кроме меня! Я жду, чтобы отдать этот камень благоразумному центуриону, который оставит  меня в покое!
Максим (с любопытством). А он настоящий, твой камень?
Артабан (твердо). Настоящий! С этим рубином ты сможешь оставить военную службу и жить в достатке до конца дней своих.
Максим (очарованно). Вот это новость! Прячет камень в карман. С иронией. Здесь нет детей! Маленький Симеон умер от лихорадки. Все слышали? Так я и доложу царю Ироду! Уходит довольный.
Артабан (воздев руки вверх, сокрушенно). Боже праведный! Прости мой грех! Я сказал неправду, чтобы спасти жизнь ребенку. Двух моих подарков уже нет. Буду ли я достоин увидеть лицо Твое!
Анна (потрясенно). Так как ты спас жизнь моему малышу, да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! От всего сердца желаю тебе достигнуть цели твоего путешествия!
Артабан (скромно). Ты сказала, что Иосиф с Марией бежали в Египет? Буду думать, что это так. Я тоже пойду в Египет!

Затем в зале сновидений снова воцарилась тишина. Более глубокая, чем в первый промежуток времени. Я понял, что в тумане времени годы Артабана текли очень быстро. Только мельком я видел, как река его жизни, сияла сквозь тени, скрывавшие ее течение. Я видел, как звездочет бродил по дворцам и храмам Египта и повсюду искал следы святого семейства, пришедшего из Вифлеема. В Гелиополисе Артабан нашел сикомору, под которой отдыхала Мария с Иисусом. А в городе Сотин - поверженные Царем идолы.Следы Христа были настолько слабые и неприметные, что постоянно исчезали у волхва из вида. Вот Артабан уже у подножия пирамид, которые возвышались в ярком, шафрановом закате. Звездочет поднял глаза к изваянию ближайшего сфинкса и пытался прочесть какой-то смысл в его глазах. О чем говорила улыбка сфинкса? Была ли она насмешкой над всеми его разбитыми надеждами, о которых упоминал когда-то Авгарь? А может быть, в этой улыбке было что-то доброе и одобряющее? Артабан не знал. И вот я снова увидел волхва вместе с книжником Гамалиилом в таверне.

                По Генри ван Дайку.

Сцена 5. Артабан, Гамалиил.

Декорация таверны. Перед декорацией - стол. За столом сидит Артабан.

Артабан (сам с собой). Как же мне не везет! Я обошел весь Египет! Потратил три года! Но Христа так и не встретил. И вообще потерял Его след! Эх, если бы не Гамалиил, я бы увидел младенца Христа!
Гамалиил (проходя мимо). Кто здесь вспоминает Гамалиила? Ты?
Артабан (изумленно). Гамалиил! Неужели? Ты здоров? Как ты?
Гамалиил (с удивлением) Артабан? Помню тебя, друг мой, помню! И благодарю за твой бесценный дар! Благодаря твоему сапфиру я излечился от болезни и выкупил из долгового рабства жену и детей!
Артабан (напряженно). Не стоит благодарности...
Гамалиил (светло). Ты успел на встречу волхвов? Увидел Христа?
Артабан (напряженно). Нет! Я опоздал... А Царя так и не увидел...
Гамалиил (тихо). Пути Господни выше мыслей человеческих!
Артабан (неприязненно, но с надеждой). Ты книжник, знаешь пророчества. Скажи, где, в каком месте я могу найти Христа?
Гамалиил (вспоминая). Согласно Исайе, в Галилее!
Артабан (пытливо). В царском дворце?
Гамалиил (улыбаясь). Нет! В бедных лачугах, среди больных, нищих и заключенных... Среди тех, кто ожидает Лето Господне!
Артабан (с удивлением). Но почему не во дворце? Он же Царь!
Гамалиил. Христос - царь Неба, а не земли! Не путай Его с  земными царями! Пророк Давид говорит во 2 псалме, что цари земли восстанут против Христа. А пророк Исайя свидетельствует, что Христос послан благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем и проповедывать пленным и узникам освобождение...
Артабан. Значит, я найду Христа в Галилее? Благодарю тебя!
Гамалиил. Это я должен тебя благодарить, Артабан! Возьми от меня денег на дорогу! Дает мешочек. Ты найдешь Христа, я верю!

"Я снова и снова видел Артабана, путешествующего с места на место и ищущего среди угнанных в плен маленькую семью из Вифлеема. Артабан проходил через страны, где голод опустошал земли и бедняки плакали о хлебе. Артабан  останавливался в городах, где больные умирали в полной нищете. Он посещал угнетенных и страждущих в мраке подземных тюрем. Однако нигде волхв не находил никого, кому можно было бы поклониться. Но зато находил многих, кому мог бы помочь. Он кормил голодных, одевал нагих, лечил больных и утешал пленников. Годы его жизни пролетали быстрее, чем челнок на ткацком станке. Казалось, наш волхв почти забыл о своих поисках. Но однажды я увидел его на мгновение, когда он сидел на рассвете в старой таверне. Из тайника на поясе он вынул жемчужину - последнюю из своих драгоценностей. Когда он взглянул на нее, жемчужина засияла засияла мягкими отблесками лазури и рубина. И я понял, что Артабан все еще ищет Христа".
                Генри ван Дайк.

Сцена 6. Артабан, Дисмас, Гестас, Вероника.

Декорация таверны. Перед декорацией - стол. За столом - Артабан.

Артабан (печально). Как же мне не везет! Я обошел всю Галилею и Иудею, все окрестные страны, но Христа так и не встретил. Между тем, прошло уже 30 лет с тех пор, как я покинул Эдессу... Эх, если бы не Гамалиил...

Выходят разбойники, тащат за собой упирающуюся Веронику.

Вероника. Отпустите меня, разбойники! Что Вам от меня надо?
Дисмас (довольно). Как что? Ты теперь наш товар! Продадим тебя на рынке, получим за тебя деньги. Хорошие деньги! Да, Гестас?
Гестас. Еще бы, Дисмас! Она молодая, красивая, образованная. Зубы целые. Пытается посмотреть зубы, но Вероника бьет Гестаса по руке. Получим за нее 5.000 динариев. А может, и шесть!
Вероника (гневно). Я дочь царя Эдессы! Мой отец повелевает тысячами воинов. Отпустите меня сейчас же или вы пожалеете!
Дисмас (удивленно). Царская дочь! Хорошо, что ты это сказала! Значит, мы сможем получить за тебя вдвое больше, да Гестас?
Гестас. Втрое, втрое больше! За царскую-то дочь! Папаша-то, поди, расщедрится. Единственная доченька... Да? Ты ведь у отца одна?
Вероника (гневно). Не твое дело, гнусный разбойник!
Гестас (добродушно). Да мне все равно! Были бы деньги!
Дисмас. Это да! Решим, что делать дальше. Думает. Я останусь сторожить пленницу, а ты пойдешь в Эдессу за выкупом. Идет?
Гестас. Не идет! Я останусь сторожить пленницу, а ты пойдешь за выкупом в Эдессу. Идет?
Дисмас. Не идет! Я первым увидел ее! Поэтому я решаю! Я главный!
Гестас. Зато я сумел обезоружить охрану! Я решаю! Я главный!
Дисмас (вынимая меч). Ух ты какой! Пощады от меня не жди!
Гестас (вынимая меч). А я прихвачу вот это!
Уходят за кулисы.

Сцена 7. Артабан, Вероника.

Артабан (осторожно). Ты, говоришь, дочь царя Эдессы Авгаря?
Вероника (расстроенно). Тебе-то что?
Артабан (осторожно). Как его здоровье?
Вероника (еще более расстроенно). Тебе-то что?
Артабан. Я Артабан, советник твоего отца!
Вероника (удивленно). Ты Артабан? Я помню тебя!
Артабан. А я - тебя. Еще трехлетней девочкой!
Вероника. Рада тебя видеть! Ты спрашивал про отца... Он сильно болел, но выздоровел благодаря нерукотворному образу Иисуса Христа. Это было настоящее чудо! Мой отец теперь верит во Христа!
Артабан. Неисповедимы пути Господни! А где сейчас Христос?
Вероника. В Иерусалиме! Ты разве не знал?
Артабан. Нет! Я пойду в Иерусалим, но прежде освобожу тебя!
Вероника (расстроенно). Как? Эти двое - ужасные злодеи!
Артабан (твердо). У меня осталась жемчужина... Я тебя выкуплю!

Сцена 8. Артабан, Вероника, Дисмас, Гестас.

Подходят хмурые разбойники, присаживаются.
Дисмас (Веронике хмуро). У нас ничья!
Гестас (уныло). И поэтому никто не поедет в Эдессу за выкупом.
Дисмас (печально). Мы продадим тебя на местном рынке.
Гестас (грустно). За полцены!
Дисмас (хмуро). Эх, не везет нам!
Артабан. Вы получите за эту девушку полную цену! И не придется никуда ехать. Эта жемчужина стоит 10 тысяч динариев. А может, и все 15! Предлагаю Вам обмен. Девушку - за жемчужину. Идет?
Дисмас (быстро) Идет!
Гестас (быстро). Идет!
Артабан. Держите! Отдает жемчужину. Разбойники начинают драться за нее и уходят. Артабан снимает цепи. Ты свободна!
Вероника (с благодарностью). Благослови тебя Бог, Артабан! Я расскажу о том, что ты сделал, отцу! Он даст тебе половину царства!
Артабан (скромно). Ты знаешь, что я ищу!
Вероника (тепло). Тогда я желаю тебе найти Христа в Иерусалиме! 
Артабан уходит. Вероника машет ему платком на прощание.

Прошли 33 года жизни Артабана. А он все еще был странником и продолжал свои поиски. Его волосы, когда-то темные, теперь стали белыми, как снег. Его глаза, которые когда-то горели, как языки пламени, теперь были тусклыми, как тлеющие среди пепла угольки.Измученный, усталый, готовый умереть, но все еще ищущий великого Царя, Артабан в последний раз пришел в Иерусалим. В последние годы он часто бывал в этом священном городе и всегда обыскивал его переулки, лачуги бедняков и страшные тюрьмы.Путешественник не находил никаких следов семьи назарян, которые когда-то бежали из Вифлеема. Но теперь ему казалось, что он должен приложить еще одно последнее усилие. Что-то шептало в его сердце, что он наконец достигнет цели своих поисков.
                По Генри ван Дайку.

Сцена 9. Артабан, Гамалиил.

Декорация таверны. Перед декорацией - стол. За столом - Артабан.

Артабан (горько).  Пути Господни выше мыслей человеческих! Я обошел весь Иерусалим, а Христа не встретил. Все в этом городе слышали проповедь Царя. А я - нет! Между тем, прошло уже 33 года с тех пор, как я покинул Эдессу... Эх, если бы не Гамалиил...
Гамалиил (проходя мимо). Кто здесь вспоминает Гамалиила?
Артабан (изумленно). Гамалиил! Опять ты? Как поживаешь?
Гамалиил (с удивлением) Артабан? Помню тебя, друг мой! Такое не забывается... Как я? Хорошо... Похоронил жену и детей. Но я не унываю и постоянно благодарю Бога и тебя за твой бесценный дар!
Артабан (покаянно). Не стоит благодарности... Лучше прости меня!
Гамалиил (с удивлением). За что мне прощать тебя?
Артабан (каясь). Все эти годы именно тебя, Гамалиил, я считал причиной всех моих бед. Ведь я думал, что из-за тебя опоздал на встречу волхвов. Из-за тебя не увидел младенца Христа и не принес Ему дары! Из-за тебя скитался 33 года... Только сейчас я понимаю, что пути Господни выше мыслей человеческих! Прости меня!
Гамалиил (потрясенно). Бог простит тебя, дорогой друг!
Артабан (смиренно). Ты всегда был моим наставником и путеводителем. Скажи, куда мне пойти, чтобы увидеть Христа?
Гамалиил (со слезами на глазах). Неужели ты не знаешь о том, что произошло в Иерусалиме в последние дни?
Артабан (кротко). Что же произошло?
Гамалиил (сокрушенно). Два известных разбойника должны быть распяты сегодня. Дисмас и Гепстас. И вместе с ними еще один - Тот, Которого ты искал всю жизнь. Иисус Христос из Назарета.
Артабан (холодея). Сбылось пророчество Давида из 2 псалма!?
Гамалиил. Да! Первосвященники и начальники наши предали Его для осуждения на смерть и распяли Его. Я шел к месту распятия. Оно называется Голгофа и находится за городскими воротами. Артабан (со слезами на глазах). Почему же так произошло?
Гамалиил (отстраненно). Иисус совершал много чудес. Народ очень любил его. Но первосвященники и старейшины сказали, что Он должен умереть, ибо выдает себя за Сына Божия. Пилат утвердил смертный приговор, полагая, что Христос - царь иудейский.
Артабан. Значит, Иисус сейчас на Голгофе? Наконец-то я увижу Его! Гамалиил (зовя). Следуй за мной и увидишь!
Гамалиил уходит.

Сцена 10. Артабан, Максим.

Слышится рокот сильного землетрясения.

Артабан (собираясь). Сейчас, Гамалиил, сейчас!
Максим (подходит). Добрый человек, я повредил руку! Боль невыносима... Помоги, мне ради Бога, которого ты любишь!
Артабан (замерев от ужаса). Пути Господни выше мыслей человеческих! Пути Господни выше мыслей человеческих!..
Максим  (жалобно). Я был римским центурионом: служил сначала Ироду Великому, потом Ироду Архелаю, затем - римским наместникам. Вплоть до Пилата. А теперь остался без пенсии...
Артабан (весь дрожа). Я помню тебя, Гай Юлий Максим! Мы встречались в Вифлееме. В доме Анны, дочери Рагуила. Я помогу тебе, не сомневайся! Достает бинт, перевязывает Максиму руку.
Максим (с удивлением). Ты Артабан советник царя Эдессы! После паузы. Твой рубин не принес мне счастья! Царь Ирод отобрал у меня камень, как только узнал о нем. И разжаловал в солдаты. Не должен был я выполнять тот приказ! Хорошо, хоть Симеон спасся...
Артабан (закончив перевязку). Все, можешь идти!
Максим (от всего сердца). Благодарю тебя, Артабан!
Артабан. У меня больше ничего нет, кроме этого золотого круга. Возьми его и иди с миром. Круг поможет тебе не умереть с голода!
Максим (изумленно). Артабан!
Артабан машет рукой, отгоняя Максима прочь. Максим уходит.
Артабан (задумчиво). Я расстался с последней надеждой увидеть Царя! Это конец! Поиски окончены! И они оказались бесплодными!

"Но даже в этой мысли - отчаянной и горькой - был покой. Это не было отступлением и не было предательством. Это было нечто более глубокое и непостижимое. Он знал, что все хорошо, потому что изо дня в день делал, что мог. Он был верен свету, который был дан ему. И если это все, что осталось ему, то, без сомнения, это лучшее из того, что было возможно. Он не имел откровения о жизни вечной, но он знал, что если бы смог прожить свою жизнь заново, она не стала бы лучше, чем была. Еще одна волна землетрясения потрясла землю. Небо потемнело. Тяжелая черепица сползла по крыше и ударила старика по голове. Лицо стало бледным. Артабан почти не дышал".

                Генри ван Дайк.

Сцена 11.  Артабан, Гамалиил.

Слышится рокот сильного землетрясения. Вбегает Гамалиил с Евангелием.

Гамалиил (с укором). Ты где, Артабан?
Артабан (умирая). Я не увижу его?
Гамалиил (со слезами на глазах). Ты видел Его, Артабан! Вот слова Иисуса Христа, записанные апостолом Матфеем. Матфей говорит: «Ибо алкал Я, и ты дал Мне есть; жаждал, и ты напоил Меня; был странником, и ты принял Меня; был наг, и ты одел Меня; был болен, и ты посетил Меня; в темнице был, и ты пришел ко Мне».
Артабан (Евангелию). Господи! Когда я видел Тебя алчущим и накормил? Или жаждущим и напоил? Когда видел Тебя странником и принял? Или в темнице и пришел к Тебе?
Гамалиил. Твой Царь говорит: «Истинно говорю тебе: так как ты сделал это одному из сих братьев Моих меньших, то сделал Мне».

Выходят ангелы, берут Артабана под руки и уводят за кулисы.