Справедливый реализм в свободомыслии

Сергей Десимон
Слева направо: (1) известный французский художник Эмиль Бернар; (2) портрет Ульянова-Ленина, написанный Эмилем за один сеанс в Париже, 1910 г., не такой к которому привыкли; (3) мой якобы автопортрет, когда я сильно-сильно думал о Ленине и вживался в его образ: «я себя под Лениным чищу» 1978 г., не очень похож ни на Ленина, ни на себя.

Помните у Остапа Бендера: «Я художник! Я так вижу!». А высказывание Оскара Уайльда не забыли? – «Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет». Все эти слова уместны как предисловие к тому, что реализм довольно субъективная субстанция, и реальность преломляется у каждого по разному.

В свете нынешнего событий в мире перед Россией стоят новые задачи с переосмыслением всей нашей истории и нашего богатейшего общественно-политического наследия. Меня всегда интересовал вопрос «социалистического реализма» в самом широком смысле, т. е. его наиболее полное и адекватное отражение социальной справедливости в обществе (так можно приблизительно перевести на русский язык – соцреализм).

Впервые соцреализм (точнее пролетарский реализм) применительно к литературе* попытался сформулировать В.И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература». Когда я стал её читать, оказалось, что этот опус актуален и для нынешних времен, стоит только применить принцип: «я так вижу». Единственно, что я сделал –заменил некоторые ленинские слова: пролетариат, рабочие, социалисты – на российский народ; партию, союз – на Россию; печать – на жизнь общественной мысли; литературу – на свободомыслие; социализм – на социальную справедливость. Стоит обратить внимание, что в отрывках, цитируемой ленинской статьи, в скобках – мои комментарии, чтобы было понятно о чём идёт речь в обновлённом тексте.
 
Итак, слово Владимиру Ильичу: «Народ <…> России осознал (надеюсь) эту новую задачу, ясно поставил ее и взялся везде и повсюду за ее решение. Выйдя из плена <…> цензуры, мы не хотим идти и не пойдем в плен буржуазно-торгашеских <…> отношений. Мы хотим создать, и мы создадим свободную жизнь не в полицейском только смысле, но также и в смысле свободы от (олигархического и международного) капитала <…>; – мало того: также и в смысле свободы от буржуазно-анархического индивидуализма».

Хотелось бы разъяснить ленинский термин, о который мы только что споткнулись. Основополагающий принцип индивидуалистического анархизма – право свободно распоряжаться собой. Анархо-индивидуалисты провозглашают приоритет интересов конкретной единичной личности над интересами общества, в том числе в крайних формах: свободы выбора пола, сексуальных предпочтений и извращений, отрицанием общепринятой морали, действиями не по закону, а по произвольным индивидуальным правилам и т.д. и т.п.
    
«Эти последние слова, – пишет Ленин о создании свободной жизни в России, которую нам пытается навязать Запад, – покажутся парадоксом <…>. Как! закричит, пожалуй, какой-нибудь интеллигент, пылкий сторонник свободы. Как! Вы хотите подчинения коллективности такого тонкого, индивидуального дела, как <…> творчество! Вы хотите, чтобы народ по большинству голосов решал вопросы науки, философии, эстетики! Вы отрицаете абсолютную свободу абсолютно-индивидуального идейного творчества!»

Далее Ленин продолжает (в нашей редакции): «Успокойтесь, господа! Во-первых, речь идет о российском свободомыслии и его подчинении российскому контролю. Каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений. Но каждый вольный союз (в абстрактном смысле), в том числе Россия, волен также прогнать таких членов, которые пользуются фирмой России для проповеди антинародных (антироссийских) взглядов. Свобода слова и печати должна быть полная. Но ведь и свобода союзов должна быть полная. Я обязан тебе предоставить, во имя свободы слова, полное право кричать, врать и писать, что угодно. Но ты обязан мне, во имя свободы России, предоставить право заключать или расторгать союз с людьми, говорящими то-то и то-то (порочащими Россию или её народ, со всеми вытекающими из этого законными последствиями).

Российский народ есть добровольный союз, который неминуемо бы распался, сначала идейно, а потом и материально, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антироссийские взгляды. Для определения же грани между российским и антироссийским служит, – пишет Ленин, – российская программа (Конституция и другая правовая база), служат тактические решения народа России <…>, постоянно предпринимавшего периодические «очищения» (своих рядов). <…>

Во-вторых, господа буржуазные индивидуалисты, мы должны сказать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие. В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в романах и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству? (Русофобии, в конце концов) Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза, ибо, как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность» (Браво! Прекрасное сравнение, товарищ Ленин).

Далее Владимир Ильич продолжает: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная или лицемерно маскируемая зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания» <…>. (В тоже время) <…> идея о социальной справедливости и сочувствие российскому народу (во всем мире) будут вербовать новые и новые силы в его ряды» (Неужели Ленин и это предвидел?). <…>

Заканчивает свою статью В.И. Ленин словами: «За работу же, товарищи! Перед нами трудная и новая, но великая и благодарная задача – организовать обширное, разностороннее, разнообразное свободомыслие в тесной и неразрывной связи с российским народом. Всё общественное свободомыслие (справедливомыслие) должно стать народным. Все газеты, журналы, издательства (телевиденье, интернет) и т. д. должны приняться немедленно за реорганизационную работу, за подготовку такого положения, чтобы они входили целиком на тех или иных началах в те или иные народные патриотические организации. Только тогда свободо- и справедливомыслие станет таковым на самом деле. <…>»

Вот такая миниатюра получилась, как говорят, по мотивам ленинской работы: «Партийная организация и партийная литература», – не судите строго. Реализм - понятие субъективное.

*Литература– это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном (!), способствовавшим созданию этих произведений.