Убийство в стиле декоданс телеспектакль

Денис Киселев
ТИЗЕР

1. ИНТ. КВАРТИРА БАРТЕНЬЕВА - НОЧЬ.

(Бартеньев, Висновская)

Гостиная квартиры Бартеньева. Камин, круглый стол, картины на стенах. Пьяный корнет Александр БАРТЕНЬЕВ (22) сидит за столом в исподней белой рубахе и допивает вино из горла бутылки. Допив, он кидает бутылку через плечо. За спиной слышится звук разбитого стекла.

БАРТЕНЬЕВ
Теперь пора...

Он обводит глазами стол, на котором горит керосиновая лампа, лежат несколько пустых бутылок, револьвер "Смит-энд-Вессон", а на подставке дымится трубка с опиумом. Бартеньев берёт правой рукой револьвер, левой - дымящуюся трубку и делает несколько затяжек, выпуская дым.

БАРТЕНЬЕВ
Вот теперь пора...

Он ставит трубку на подставку и прислоняет дуло пистолета к виску. Бартеньев закрывает глаза и блаженно улыбается. Его палец ложится на курок.

В этот момент в комнату врывается Мария ВИСНОВСКАЯ (29), видит Бартеньева и кидается к нему.

ВИСНОВСКАЯ
(кричит)
Ох, Саша! Саша, стой!!!

Она выхватывает револьвер из руки Бартеньева и кидает его на пол.

Висновская со слезами на глазах бросается в объятия и садится на колени Бартеньеву, обнимает его за шею и покрывает поцелуями его лицо. Агнешка в страхе стоит в углу, наблюдая.

ВИСНОВСКАЯ
Ты что задумал, любимый?

БАРТЕНЬЕВ
(устало)
Машенька, ты должна знать, что мне незачем жить без тебя.

ВИСНОВСКАЯ
Я знаю, знаю!.. Я взяла твою душу, твои мысли... А ты хотел уйти без меня?.. Саша, возьми меня с собой!..

Бартеньев берёт её ладони в свои и серьёзно смотрит в глаза Висновской.

БАРТЕНЬЕВ
Давай уйдём вместе.

Висновская улыбается сквозь слёзы.

ВИСНОВСКАЯ
Да, Саша.

БАРТЕНЬЕВ
Завтра... В шесть... В нашей квартире.

Висновская целует Бартеньева, сидя у него на коленях. Её волосы распустились и ниспадают вниз, закрывая лицо Бартеньева, подобно шатру.

КОНЕЦ ТИЗЕРА.


2. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.

(Плевако, Собинов)

ПЛЕВАКО за столом читает бумаги и отхлёбывает чай из чашки. Входит его молодой помощник Лёня СОБИНОВ (20) в плаще, шляпе и с саквояжем.

СОБИНОВ
(улыбаясь)
День добрый, пан Плевакский!

Плевако встаёт и смеётся, оценивая шутку и вид Собинова.

ПЛЕВАКО
(весело)
День добрый, день добрый, пан Собинский! Я смотрю, ты прямо с вокзала! Как там Царство Польское?

Плевако жмёт руку Собинову.

СОБИНОВ
Да куда ж оно денется, Фёдор Никифорович? На месте! Но страсти кипят...

Собинов скидывает плащ, достаёт из саквояжа папку.

ПЛЕВАКО
Быстро же ты, Лёня, обернулся до Варшавы и назад! За четыре дня всего! Дело-то сделал?

СОБИНОВ
(довольно)
А как же, Фёдор Никифорыч. Всё вызнал. Свидетелей уйму нашёл, с обвиняемым поговорил, по высшему разряду опросил. Всё запротоколировал. Извольте ознакомиться-с.

Собинов кладёт папку на стол. Плевако берёт папку, взвешивая на руке, уважительно кивает головой.

ПЛЕВАКО
Ого! Весьма, весьма... Похвально.

Плевако раскрывает папку, бегло просматривает документы, находит фотокарточки Висновской и Бартеньева, рассматривает их, любуется Висновской.

ПЛЕВАКО
(задумчиво)
Мда... Нету царицы, краше польской девицы. Неужто этот корнет застрелил приму варшавского тетра из ревности?

СОБИНОВ
Не совсем так. Вернее, совсем и не так, Фёдор Никифорыч. Тут другое.

Плевако заинтересованно смотрит на Собинова из-под пенсне.

ПЛЕВАКО
Что же? А ну-ка, Лёня...

СОБИНОВ
Преступление страсти. Вот что мне удалось дознать...
Плевако облокачивается на стол, подаваясь вперёд, всем видом показывая заинтересованность.

Склейка. Плавный переход.


3. ИНТ. СЪЁМНАЯ КВАРТИРА БАРТЕНЬЕВА И ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ.

(Бартеньев, Висновская, голос Собинова З/К)

Полумрак. Панорама комнаты, отделанной драпировкой в чёрных, фиолетовых и красных цветх.

ГОЛОС СОБИНОВА(ЗК)
Актриса Мария Висновская была застрелена корнетом Александром Бартеньевым в Варшаве, в доме номер 14 по Новогродской улице.

Окна в комнате закрыты и задёрнуты шторами, от чего атмосфера кажется тяжёлой, мрачной.

ГОЛОС СОБИНОВА(ЗК)
Квартиру эту снял и обустроил сам Бартеньев несколько месяцев назад для интимных рандеву с Висновской. В тот вечер они встретились там.

На столе тарелки с дичью, две бутылки шампанского и две с портером, горят свечи в подсвечниках. Дверь открывается, появляется Бартеньев, пропуская Висновскую, в руках которой бумажный свёрток, вперёд.

БАРТЕНЬЕВ
Прошу, любовь моя! Всё, как ты любишь.

ВИСНОВСКАЯ
Спасибо, милый.

Висновская рассеянно целует Бартеньева, входит и с любопытством осматривается. Она видит на столе приготовленный ужин и свечи.

ВИСНОВСКАЯ
(улыбаясь)
О, ты уже позаботился! Как мило.

Она медленно проходит в спальню. Бросает на кровать большой свёрток и резко разворачивается к Бартеньеву.

ВИСНОВСКАЯ
Выйди, я разденусь.

Бартеньев выходит и садится за стол в гостиной. Задумчиво наливает себе портера.


ГОЛОС СОБИНОВА(ЗК)
По свидетельству самого Бартеньева, он был трезв, но весьма подавлен, смутно чувствуя, что всё уже кончено...


4. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ

(Плевако, Собинов)

Плевако просматривает документы в папке. Собинов ходит по кабинету взад-вперёд.

ПЛЕВАКО
Они собирались обвенчаться?

СОБИНОВ
Да, но... Это было невозможно. Бартеньев ездил в отпуск к родителям, но даже не заикнулся им о благословении на женитьбу...

ПЛЕВАКО
(продолжая мысль)
...будучи уверенным, что родители его никогда не согласились бы дать благословение на брак с актрисой?

Собинов подходит к самовару, наливает себе чай в чашку.

СОБИНОВ
Совершенно верно. Более того, польские священники актёров не венчают. И тогда они сами решили обменяться кольцами у костёла. Символически.

Собинов дует на чашку с горячим чаем, делает глоток, блаженно выдыхает.

Склейка. Переход на двор костёла.


5. НАТ. ПОДВОРЬЕ У КОСТЁЛА - ДЕНЬ.

(Бартеньев, Висновская)

У входа в костёл, под крестом стоят Висновская и Бартеньев. В сером небе раздаётся звук колокола, кричат галки. Бартеньев надевает кольцо на палец любовницы.

БАРТЕНЬЕВ
Маня, единственная моя любовь! Под этим крестом и пред небом я клянусь тебе в вечной супружеской преданности, что подтверждают эти кольца!
Висновская тоже надевает кольцо на палец Бартеньева.

ВИСНОВСКАЯ
Саша, я верю тебе и надеюсь, что эти кольца послужат залогом крепости наших чувств и засвидетельствуют перед Богом нашу близость.

Бартеньев целует руку Висновской. Затем оглядывается по сторонам, понимая, что никто их не видит, и осмелев, целует Висновскую в губы.

Склейка. Плавный переход.


6. ИНТ. КВАРТИРА ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ.

(Висновская, Агнешка)

Висновская сидит у трюмо, и глядя на своё отражение с лукавой улыбкой, снимает с пальца обручальное кольцо, подаренное Бартеньевым. Рассматривает его.

ВИСНОВСКАЯ
Агнешка! Поди сюда.

Подходит горничная Агнешка.

ВИСНОВСКАЯ
Вечером ко мне заедет мой давний поклонник - певец Мишуга. Он будет в Варшаве проездом между своими оперными гастролями.

Агнешка кивает.

ВИСНОВСКАЯ
Затем придёт Бартеньев и увидит нас. Я позову тебя, затем брошу вот это кольцо на пол и скажу, чтобы ты взяла его себе. Поняла?

Агнешка недоумённо смотрит на Висновскую.

АГНЕШКА
(неуверенно)
Поняла...

ВИСНОВСКАЯ
Ничего ты не поняла. Это будет только комедия, ты должна потом возвратить мне его, потому что этим кольцом я с этим дурачком обручилась, и оно для меня дороже всего на свете...

Агнешка кивает.
АГНЕШКА
Ах, пани Мария. Зачем вы так страстями играете?

Висновская хитро улыбается своему отражению в трюмо.

ВИСНОВСКАЯ
Хочу его разыграть и посмотреть, какое у него будет выражение лица.

Висновская озорно смеётся, глядя на Агнешку через зеркало.


7. ИНТ. СЪЁМНАЯ КВАРТИРА БАРТЕНЬЕВА И ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 3)

(Бартеньев, Висновская)

Бартеньев за столом, допивает из стакана портер. Из спальни доносится голос Висновской.

ВИСНОВСКАЯ
Иди, теперь можно уже. И принеси шампанского...

Бартеньев наливает шампанское в два бокала, берёт их и заходит в спальню.

Висновская полулежит на диванных подушках, в одном пеньюаре, с голыми ногами, без чулок и туфель. Она отрешённо глядит в потолок, затягиваясь опиумом из трубки с длинным мундштуком. Свёрток, с которым она приехала, развернут. На бумаге лежит револьвер Бартеньева "Смит-энд-Вессон".

БАРТЕНЬЕВ
А это зачем?

ВИСНОВСКАЯ
Ты лучше держи его здесь, а не у меня... Ведь я скоро уезжаю в Лондон, у меня ангажемент. А ещё лучше... иди сюда.

Бартеньев садится на диван, протягивая Висновской бокал. Висновская берёт его и передаёт ему трубку.

ВИСНОВСКАЯ
Кури, если хочешь...

БАРТЕНЬЕВ
Но ведь ты вроде перестала?

Висновская закатывает глаза, выдыхая дым.

ВИСНОВСКАЯ
Теперь уже всё равно...


Она выпивает шампанское залпом. Бартеньев затягивается из трубки, выпускает дым, затем делает несколько глотков из бокала и целует руки Висновской.

БАРТЕНЬЕВ
(страстно)
Я не переживу твоего отъезда.

Висновская ерошит Бартеньеву волосы.

ВИСНОВСКАЯ
(рассеянно)
Да... Какое, всё же, несчастье, что мы не можем обвенчаться... Только, может, один Бог за нас... Я просто люблю твою душу и хочу быть ближе к ней.

Бартеньев обводит взглядом мрачную комнату.

БАРТЕНЬЕВ
Посмотри, мы тут с тобой как в склепе. И тишина!

Висновская грустно улыбается.

ВИСНОВСКАЯ
Да, да. Иди ко мне...

Висновская раскрывает объятия, Бартеньев наваливавется сверху, целуя её.

ЗТМ.


8. ИНТ. КВАРТИРА ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ.

(Висновская, Бартеньев, Мишуга, Агнешка)

В комнате Висновской нактрыт стол - ужин, свечи, вино. Висновская и певец Алекандр Мишуга сидят обнявшись на диване с бокалами вина. Мишуга допевает арию "Смейтесь, паяцы, над разбитой любовью" из оперы "Паяцы". В этот момент входит корнет Бартеньев в шинели и столбенеет. Мишуга замолкает.

ВИСНОВСКАЯ
(к Бартеньеву)
О, милый друг! Вы уже возвратились? Я с нетерпением ждала.

БАРТЕНЬЕВ
(в шоке)
Маша...

ВИСНОВСКАЯ
Агнешка!


Входит Агнешка. Висновская снимает с пальца обручальное кольцо и демонстративно кидает на пол.

ВИСНОВСКАЯ
Возьми эту гадость себе!

Агнешка поднимает кольцо. Бартеньев меняется в лице, резко разворачивается и выходит. Висновская и Мишуга смеются.


9. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ

(Плевако, Собинов, Сазонов)

Плевако задумчиво ходит по кабинету, Лёня сидит в кресле, листая папку.

ПЛЕВАКО
Лёня, Лёня... Это всё любовная лирика и декадентство. Эка важность! - пьют вино, курят опиум, зло шутят... А где же факты?

Лёня хмурится.

СОБИНОВ
Будут вам факты. До главного не дошли ещё.

Вдруг двери кабинета распахиваются и в зал заходит улыбающийся Сазонов - в дорожном пальто и с чемоданом в руке.

САЗОНОВ
(радостно)
Поклон ценителям Мельпомены!

Плевако оглядывается.

ПЛЕВАКО
(радостно)
Оооо! Кто к нам приехал! Сам Николай Фёдорович пожаловал! Сегодня прямо-таки день встреч, какой-то!

Плевако, улыбаясь, идёт ему навстречу, протягивая руку. Лёня поднимается с кресла. Плевако жмёт руку Сазонову, друзья обнимаются.

ПЛЕВАКО
Какими судьбами-с, Николя?

САЗОНОВ
(смеясь)
Да, гастрольным проездом. Как у господина Островского: "Из Вологды в Керчь!" А вы что такие хмурые?

ПЛЕВАКО
Слыхал, наверное, про убийство актрисы Висновской в Варшаве?

САЗОНОВ
А как же! У меня же лучший друг - адвокат номер один! Так что, я теперь слежу за подобными новостями.

ПЛЕВАКО
Присаживайся, дружище. Дело любовное, тут надобно натурально прожить и представить в лицах.

Плевако подходит к самовару и наливает чай в чашку.

САЗОНОВ
Федя, извини, что вмешиваюсь, но один вопрос меня мучает.

ПЛЕВАКО
Ну?

САЗОНОВ
А ведь в Царстве польском, как и на Кавказе судов присяжных нет. Ну не доверял наш царь-освободитель окраинам империи.

ПЛЕВАКО
(улыбаясь)
О, я смотрю ты "подковался" уже! Да, там лишь Коронный суд из профессиональных юристов. Знаю, конечно. И что же?

Плевако ставит чашку с чаем перед Сазоновым.

САЗОНОВ
(пожав плечами)
Да, так... Просто думаю, а зачем тогда всё это наше лицедейство нужно?

ПЛЕВАКО
Это, Николя, мне решать. Я же оплачиваю услуги господ актёров.

Сазонов садится и открывает блокнот.

САЗОНОВ
Ну, что ж. Изволь...

СОБИНОВ
Так вот, господа, позвольте я продолжу. В день убийства, любовники провели вечер вместе...
Склейка. Переход на квартиру.


10. ИНТ. СЪЁМНАЯ КВАРТИРА БАРТЕНЬЕВА И ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 6)

(Бартеньев, Висновская, голос Собинова З/К)

Висновская и Бартеньев сидят за столом при свечах, едят дичь, запивая вином из бокалов.

ГОЛОС СОБИНОВА(ЗК)
...оба - убийца и убитая оставили странные, предсмертные записки.

ВИСНОВСКАЯ
Дружок, не бери столько в следующий раз.

БАРТЕНЬЕВ
Но когда же будет теперь этот следующий раз?

В это время бьют настенные часы. Висновская и Бартеньев смотрят на часы, перестав есть.

ВИСНОВСКАЯ
Ой, как поздно! Надо сию же минуту ехать домой...

Висновская вытирает губы салфеткой и встаёт.

ВИСНОВСКАЯ
Ты знаешь... я чувствую, что нужно уезжать как можно скорее. Но не могу двинуться с места...

Бартеньев подходит к ней и нежно обнимает за плечи.

ВИСНОВСКАЯ
Я чувствую, что не выйду от сюда. Ты мой рок, моя судьба, Божья воля...

Висновская вдруг резко вскидывает голову и смотрит в глаза Бартеньеву.

ВИСНОВСКАЯ
Есть у тебя карандаш и визитные листы!?

Бертеньев подходит к журнальному столику, где горкой свалены листки с визитными бланками и берёт карандаш.

БАРТЕНЬЕВ
Неудобно тебе будет на моей визитной карточке писать записки.

ВИСНОВСКАЯ
Да нет, это так... заметки для себя. Оставь меня подумать, будь любезен.

Бартеньев озадаченно выходит в спальню. Висновская садится за столик и пишет на обратной стороне визитного бланка.

Крупный план: "Умираю не по своей воле..."

Висновская замирает и оборачивается в сторону спальни.

ВИСНОВСКАЯ
(резко)
Зайди!

Бартеньев выходит из спальни с револьвером в руке.

ВИСНОВСКАЯ
Я забыла — я пришла возвратить тебе твоё кольцо. Ты сам хотел вчера всё закончить.

Висновская снимает кольцо с пальца и бросает на журнальный столик. Бартеньев в шоке.

ВИСНОВСКАЯ
(почти крича)
Разве ты меня любишь? Не понимаю, как ты можешь тогда спокойно предоставлять мне продолжать жить?! Я женщина, у меня нет решимости!

Бартеньев поднимает руку с револьвером, нацеливая себе в висок.

ВИСНОВСКАЯ
(кричит)
Как? Только себя?! Нет, ни за что!

Бартеньев опускает руку с револьвером и напряжённо смотрит на Висновскую.

ВИСНОВСКАЯ
Прошу тебя! Я не боюсь смерти, — боюсь страданий. Ты бы мог одним выстрелом покончить со мной, а потом с собой!

Висновская нервно и тяжело дышит, глядя на Бартеньева.

ГОЛОС СОБИНОВА(ЗК)
По словам Бартеньева, в тот вечер они несколько часов готовились умереть совместно.


11. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ

(Плевако, Собинов, Сазонов)

Плевако сидит за столом, Собинов ходит по кабинету, Сазонов пьёт чай в кресле.

СОБИНОВ
...и это стало напоминать спектакль...

Плевако делает знак Лёне Собинову, чтобы он замолчал.

ПЛЕВАКО
Лёня, постой. Висновская же в Лондон собиралась, ангажемент ведь намечался, а там и новые перспективы... Почему же она хотела умереть?

СОБИНОВ
Видите ли... Её покровитель, генерал Палицын, много старше её, предлагал ей ангажемент на своих условиях-с.

ПЛЕВАКО
Каких же?


12. ИНТ. ЗАКУЛИСЬЕ ТЕАТРА ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ - НОЧЬ.

(Висновская, Палицын, адьютант).

Генерал Палицын(63) в сопровождении адьютанта, в руках которого букет, стоит за кулисой и наблюдает, как на авансцене, под гул аплодисментов кланяется Висновская после окончания спектакля. Расклянявшись, она направляется со сцены за кулису, держа в руках охапку букетов и натыкается на Палицына, который целует ей руку.

ПАЛИЦЫН
Машенька! Восторг души моей! Наиболее талантливая из всех живущих ныне и прежде прелестниц!

Висновская восторженно дышит, улыбается.

ВИСНОВСКАЯ
Благодарю вас, генерал!

ПАЛИЦЫН
Лично сообщаю, что я продлил ваш ангажемент в Варшаве ещё на год.

ВИСНОВСКАЯ
(жеманно)
О, благодарю вас! Вы меня балуете, генерал!

ПАЛИЦЫН
(улыбаясь)
И планирую баловать ещё более.

Палицын делает знак адьютанту, который передаёт ему букет. Палицын протягивает букет уже из своих рук Висновской.

ПАЛИЦЫН
Если вы сочтёте, что в Варшаве вам всё же наскучило, то приглашаю вас поехать со мной в Лондон, где я предоставлю вам дом с прислугой и выездом, плюс контракт на тот же год с Королевским театром.

Висновская с улыбкой принимает букет.

ВИСНОВСКАЯ
(обрадованно)
О, и чем же я буду обязана моему благодетелю за такие щедроты?

ПАЛИЦЫН
Сущая безделица, moncher! Всего лишь сопровождать меня в обществе во время моих нечастых визитов в Лондон...

ВИСНОВСКАЯ
И только?

Палицын обнимает её за талию и улыбается.

ПАЛИЦЫН
Моншер, ты же знаешь мои скромные требования...

Руки Палицына соскальзывают с талии Висновской по её платью ниже и сжимают её зад. Висновская удивлённо смотрит на Палицына и в страхе оглядывается. Палицын убирает руки.

ВИСНОВСКАЯ
(с наигранной вежливостью)
У меня есть время подумать?

Палицын с довольной улыбкой наклоняется к уху Висновской.

ПАЛИЦЫН
(интимно)
Только не долго. Ты можешь прислать мне согласие в любое время и в любой форме. Впрочем, я бы предпочёл видеть тебя тет-а-тет, моншер. Сегодня же вечером.

Генерал разворачивается и в сопровождении адьютанта уходит. Висновская растерянно смотрит вслед, держа в руках охапку цветов.


13. ИНТ. СЪЁМНАЯ КВАРТИРА БАРТЕНЬЕВА И ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 8)

(Бартеньев, Висновская, голос Собинова З/К)

Бартеньев и Висновская полулежат на диване в гостиной. Бартеньев раскуривает трубку, рядом на столике стоит баночка с опиумом.

ВИСНОВСКАЯ
Подай опий.

БАРТЕНЬЕВ
Может хватит?

Бартеньев протягивает Марии стеклянную трубку. Висновская садится и делает затяжку, выпуская дым.

ВИСНОВСКАЯ
Дай сюда моё кольцо... И своё.

Бартеньев достаёт из кармана два кольца, Висновская надевает одно кольцо на свой палец, другое - на палец Бартеньева.

ВИСНОВСКАЯ
Я тебя всегда любила и сейчас люблю. Я тебя свела с ума и замучила, но уж таков мой характер и такова наша судьба... Налей портеру...

Бартеньев берёт с пола бутылку, наливает бокал и подаёт ей. Висновская залпом выпивает.

ВИСНОВСКАЯ
(твёрдо продолжая)
Слушай. Теперь всё... Ты сможешь жить без меня?

БАРТЕНЬЕВ
(задумчиво)
Нет.

ВИСНОВСКАЯ
Да, видишь, так и есть. Я взяла всю твою душу, все твои мысли...
Ты не поколеблешься убить себя ради меня?
БАРТЕНЬЕВ
Нет.

ВИСНОВСКАЯ
А если так, возьми и меня с собой!
Мне без тебя тоже не жить. А убивши меня, ты тоже умрёшь, но с сознанием, что я наконец уже вся твоя. Навеки!

Висновская садится под левую руку Бартеньева и с улыбкой смотрит на него, начиная что-то говорить. Бартеньев не смотрит на её, думая о чём-то своём.

Склейка: плавный переход на закулисье театра.


14. ИНТ. ЗАКУЛИСЬЕ ТЕАТРА ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ - НОЧЬ.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 10)

(Висновская, Бартеньев, Петя Носов, Прудников, Елец)

Растерянная Висновская стоит за кулисой с охапкой цветов в руках и смотрит в сторону удаляющегося генерала Палицына. В зале слышится гул расходящейся публики. К ней подбегают подвыпившие корнеты Носов(21), Прудников(22) и Елец(22)

НОСОВ
(пьяно)
Маша, любовь наша! Ты была великолепна в этой роли! Браво, браво!

Носов целует руку Висновской.

ВИСНОВСКАЯ
Благодарю, корнет Носов.

Носов снова целует ей руку.

НОСОВ
(шутливо)
Машенька, я настаиваю на своём предложении руки и сердца! Ваш отказ заранее не принимается!

Сзади на плечо Носова ложится рука Прудникова.

ПРУДНИКОВ
Петя, уймись! Ты перебрал лишнего в антракте.

Носов спихивает руку Прудникова и снова лезет к Висновской.

НОСОВ
Маня, я соглашусь на отношения без обязательств, если только поцелую вас немедля! В губы! В губы!..

Носов тянется к Висновской с поцелуем, та брезгливо отстраняется.

ВИСНОВСКАЯ
А где Саша Бартеньев?

ПРУДНИКОВ
(к Носову)
Как ты ведёшь себя с женщиной?

НОСОВ
(смеясь)
Это не женщина, а актёрка! Стало быть, для всех равная!

ПРУДНИКОВ
Как ты смеешь, хамло! У них же с Сашкой роман!

Прудников отталкивает Носова.

НОСОВ
(кидаясь на Прудникова)
Кто хамло!?

Между ними встаёт Елец, и удерживает обоих от рукоприкладства.

ЕЛЕЦ
Господа, уймитесь! (к Висновской) Простите нас, Мария Иосифовна!

В этот момент появляется Бартеньев с букетом цветов. Висновская встречается с ним взглядом. Носов бросает Прудникову перчатку.

НОСОВ
(к Ельцу)
Штаб-ротмистр Елец! Прошу вас быть моим секундантом!

ЕЛЕЦ
Петя, не надо!

Вмешивается взбешённый Прудников.

ПРУДНИКОВ
Нет, почему же! Я тоже настаиваю на дуэли! Штаб-ротмистр! Прошу вас назначить время и место!

ЕЛЕЦ
Хорошо, чёрт с вами! Идёмте, господа!

Елец выталкивает Носова и Прудникова к выходу. Бартеньев подходит к Висновской, протягивая ей букет.

БАРТЕНЬЕВ
Маня, ты сегодня великолепно играла! А что случилось?

Висновская не берёт букет и смотрит на Бартеньева.

ВИСНОВСКАЯ
Саша, а ты мог бы умереть ради меня?

БАРТЕНЬЕВ
Не раздумывая.

ВИСНОВСКАЯ
(серьёзно)
Я вам не верю, корнет...

Бартеньев в недоумении смотрит на Висновскую.


15. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ

(Плевако, Сазонов, Собинов)

Сазонов смотрит в окно, засунув руки в карманы брюк. Плевако задумчиво сидит за столом. Собинов склонился над папкой с документами.

САЗОНОВ
(глядя в окно)
И чем же закончилась дуэль Носова и Прудникова?

СОБИНОВ
Смертью корнета Носова.

Плевако и Сазонов переглядываются.

ПЛЕВАКО
Гм... И как на это отреагировала Висновская?

СОБИНОВ
Довольно спокойно. Я бы сказал, равнодушно. Из-за неё и ранее мужчины дрались на дуэлях.

ПЛЕВАКО
Понятно.

СОБИНОВ
Однако, мы несколько отвлеклись...

ПЛЕВАКО
Нет, нет. Все эти факты прекрасно иллюстрируют их образ жизни, чувства и мысли.

СОБИНОВ
Да, весьма. Вернёмся же в съёмную квартиру Висновской и Бартеньева в день убийства.

Склейка: плавный переход.


16. ИНТ. СЪЁМНАЯ КВАРТИРА БАРТЕНЬЕВА И ВИСНОВСКОЙ - НОЧЬ. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЦЕНЫ 13)

(Бартеньев, Висновская, голос Собинова З/К)

Висновская и Бартеньев полулежат на диване. У них в руках карандаши, они пишут предсмертные записки на листах, подложив под них книги.

ГОЛОС СОБИНОВА(ЗК)
Из показаний Бартеньева я выяснил, что за час до убийства, Висновская рассказала ему свою жизнь, с самого детства.

Висновская пишет, рвёт бумагу и кидает её на пол. Затем берёт новый листок и поворачивается к Бартеньеву.

ВИСНОВСКАЯ
Заешь, вчера вечером я была на кладбище. Луна, надгробные камни и кресты... Мне казалось, что я окружена тысячами мертвецов.

БАРТЕНЬЕВ
(пишет)
Грустила зачем-то?

ВИСНОВСКАЯ
Напротив! Я чувствовала себя такой счастливой, радостной! Мне было очень хорошо…

Бартеньев комкает свой исписанный лист и кидает на пол. Берёт новый лист и затягивается трубкой с опиумом. Висновская берёт у него трубку и тоже затягивается.

ВИСНОВСКАЯ
(пишет)
В детстве у меня было постоянное желание убить себя. Если бы не мать, я бы непременно это сделала.
Бартеньев напряжённо пишет, думая о чём-то своём. Висновская перестаёт писать и смотрит в потолок.

ВИСНОВСКАЯ
Когда я выезжала куда-нибудь за город и видела синее, бездонное небо, я не знаю, что тогда со мной происходило. Хотелось кричать, петь, декламировать, плакать!.. Любить и умереть.

На экране причудливая фантасмагория кадров природы, неба, цветов, могильных крестов под странные звуки, похожие на музыку.

Висновская трясёт за плечо Бартенева, тот приходит в себя.

ВИСНОВСКАЯ
(громко)
Ты слышишь меня? Они все, все, требуют моего тела, а не души!

Бартеньев и Висновская оглядывают комнату. Кругом валяются исписанные, скомканные клочки бумаги.

ВИСНОВСКАЯ
(задумчиво)
Как не просто подобрать последние слова...

Бартеньев и Висновская встречаются глазами. Нервозность прекращается.

ВИСНОВСКАЯ
(обречённо)
Всё...

БАРТЕНЬЕВ
Всё...

Любовники сидят на краю дивана. Бартеньев левой рукой обнимает Висновскую, а правой берёт "Смит-энд-Вессон" и, плотно прислоняет его между грудей Висновской. Она закрывает глаза.

ВИСНОВСКАЯ
(шепчет)
Александр, любовь моя...

Бартеньев нажимает курок. Глухо звучит выстрел.

Бартеньев разжимает объятия, и тело Висновской падает на кровать с открытыми глазами и улыбкой облегчения на губах...

Бартеньев аккуратно кладёт на грудь мёртвой Висновской её окончательную предсмертную записку. Мы видим крупно текст, камера плавно поднимается вверх.

ГОЛОС ВИСНОВСКОЙ(ЗК)
(читает записку)
"Ловушка? Мне… нам предстоит умереть. Человек этот является правосудием! Боюсь... Дрожу! Последняя мысль моя матери и искусству. Боже, спаси меня, помоги... Вовлеки меня... это была ловушка..."

ЗТМ.


17. НАТ. КПП ПОЛКА - НОЧЬ.

(Бартеньев, ротмистр Лихачёв, корнет Севский)

Титр: "Варшава, раннее утро. Казармы лейб-гвардии гродненского гусарского полка".

Дождь. Часовой ходит взад-вперёд под козырьком здания КПП. Стук копыт. К КПП подъезжает пролётка, из которой выпрыгивает корнет Александр Бартеньев.

ЧАСОВОЙ
Стой!

БАРТЕНЬЕВ
(нервно)
Доложите ротмистру Лихачёву, что явился корнет Александр Бартеньев!

Часовой подходит ближе и вглядывается в лицо Бартеньева, в глазах которого читается паническая беспомощность.

ЧАСОВОЙ
Сашка, ты? Сейчас доложу. Случилось чего?

Бартеньев испепеляюще смотрит на часового, тот скрывается за дверью КПП.


18. ИНТ. КАБИНЕТ ЛИХАЧЁВА - НОЧЬ.

(Бартеньев, Лихачёв, Севский, часовой)

Ротмистр ЛИХАЧЁВ(40) сидит за столом, точит карандаш. Дверь распахивается, врывается Бартеньев. От неожиданности Лихачёв тянется к своему револьверу. Звякнув шпорами, Бартеньев отдаёт честь.

БАРТЕНЬЕВ
Я застрелил Маню! Нынешней ночью.

Бартеньев кладёт на стол "Смит-энд-Вессон", сорванные погоны и вытягивается по стойке смирно. Лихачёв встаёт из-за стола, озадаченно поправляя китель.
ЛИХАЧЁВ
Корнет! Извольте доложить по форме.

БАРТЕНЬЕВ
(рапортует)
В доме номер 14 по Новогродской улице мною была застрелена артистка Мария Иосифовна Висновская.

Смертельно бледный Бартеньев застывает, вытянув руки по швам. Лихачёв медленно обходит вокруг Бартеньева, изучая его.

ЛИХАЧЁВ
(спокойно)
Корнет Бартеньев... Я полагаю, это дело вашей чести. Вы согласны искупить свой позор?

БАРТЕНЬЕВ
Так точно-с!

Ротмистр Лихачёв звонит в колокольчик. В дверях появляется дежурный офицер корнет Дмитрий Севский(22).

ЛИХАЧЁВ
(офицеру)
Митя, проводите корнета Бартеньева в соседнюю комнату, а сами встаньте у двери и никого туда не пускайте.

СЕВСКИЙ
Слушаю-с!

Лихачёв оборачивается к Бартеньеву.

ЛИХАЧЁВ
Что ж, корнет. Стреляйтесь.

Ротмистр Лихачёв берёт со стола «Смит-энд-Вессон» и протягивает его Бартеньеву.


19. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ

(Плевако, Сазонов, Собинов)

Плевако и Сазонов стоят рядом с Собиновым, который дочитывает листок из папки.

СОБИНОВ
"Прошёл час, однако выстрела не последовало. Ротмистр Лихачёв распорядился отобрать у Бартеньева оружие, перевести его в карцер и послать за полицией". Пока это всё.

Собинов закрывает папку. Плевако и Сазонов переглядываются.

САЗОНОВ
(в негодовании)
А что же этот Бартеньев? Себя-то пожалел? Струсил?

ПЛЕВАКО
Он потерялся. Едва Висновская испустила дух, как он понял, что ему некому теперь доказывать свою любовь, ибо хозяина его души не стало.

Пауза. Все задумчиво смотрят на Плевако.

САЗОНОВ
Боюсь, Федя, с актёрами ты поторопился. Про что же им тут играть? Сплошное декадентство и экзистенциализм.

ПЛЕВАКО
Что ж, пожалуй.

Плевако хлопает в ладоши.

ПЛЕВАКО
Так-с, господа! Дело весьма необычное, однако офицерское собрание заплатило мне немалые деньги, чтобы я оправдал этого корнета.

САЗОНОВ
(задумчиво)
Даже не знаю, кто тут прав, а кто виноват. Безумие какое-то.

ПЛЕВАКО
Все обстоятельства и само общество были против их любви. Тут поневоле обезумишь...

Плевако поворачивается к Лёне Собинову.

ПЛЕВАКО
А ты что думаешь?

СОБИНОВ
Пожалуй, соглашусь с господином Сазоновым. Совершенно не понимаю, на чём строить защиту...

Плевако довольно потирает руки и садится за стол.

ПЛЕВАКО
Терпение, господа, терпение. Всё могло быть и хуже...

Склейка: плавный переход на зал суда.


20. ИНТ. ЗАЛ СУДА - ДЕНЬ

(Плевако, Судья, Прокурор, Бартеньев, массовка)

ТИТР: "Варшавский коронный окружной суд".

Плевако в центре зала.

ПЛЕВАКО
...а ведь могло быть и хуже! О, если бы мёртвые могли подавать голос по делам, их касающихся, я отдал бы дело Бартеньева на суд Висновской!

Плевако достаёт из папки предсмертные записки Висновской и читает вслух.

ПЛЕВАКО
"Человек этот, убивая меня, поступает справедливо, он правосудие..." - пишет Висновская в в одной из записок.

Прокурор холодно смотрит на Плевако.

ПЛЕВАКО
Она считала себя глубоко виновной перед Бартеньевым!

Судья бьёт молоточком.

СУДЬЯ
Суд удаляется на совещание.

Судья, прокурор и зрители выходят в полной тишине. Плевако обводит взглядом зал. Корнет Бартеньев беспомощно смотрит на Плевако, который садится на стул и в отчаяньи закрывает лицо руками.

ЗТМ.

ИЗТМ.

Судья зачитывает приговор. Плевако вытирает платком потный лоб. Бартеньев напряжённо следит за судьёй.

СУДЬЯ
В соответствии с Уложением о наказаниях 1864 года, дворянин Бартеньев Александр Михайлов приговаривается к поражению в правах, лишению дворянства, восемью годам каторжных работ с последующим поселением не менее пяти тысяч миль от столиц, сроком на пять лет. Письменный документ можно получить у секретаря суда.

Зал одобрительно «гудит». Плевако вместе с Лёней Собиновым встают из за стола и с видом побежденных складывают бумаги, не обращая внимания на вопросы налетевших польских журналистов.

ПЛЕВАКО
Всё. Лёня, готовь аппеляцию!

Собинов кивает. К Бартеньеву подходят приставы и поднимают его со скамьи, уводя из зала.


21. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - УТРО.

(Плевако, Мария Демидова, Собинов)

Плевако сидит за столом "закопавшись в бумагах".

Мария ДЕМИДОВА (33), жена Плевако, заносит в кабинет поднос, на котором дымится кружка с чаем и несколько сухариков.

ДЕМИДОВА
Феденька, ты так и не спал?
Нельзя так переживать из за проигрыша. Всякое бывает.

ПЛЕВАКО
Это не проигрыш, а лишь тактическое отступление.

Мария нежно гладит мужа по голове.

ДЕМИДОВА
Да, да, Феденька... Конечно.

Плевако целует руку жены.

ПЛЕВАКО
Лёня не появился?

Демидова смотрит на настенные часы.

ДЕМИДОВА
Варшавский поезд с полчаса как пришёл в Москву. Видимо скоро будет, если пролётка резвая попадётся.

Открывается дверь и входит запыхавшийся Лёня с портфелем в руках. Плевако резко встаёт из за стола и с улыбкой подходит к помощнику.

ПЛЕВАКО
(с улыбкой)
Ну, здравствуй, Лёня! Чем порадуешь?

Лёня Собинов выдохнув, садится на стул и опускает глаза.

СОБИНОВ
(понурив голову)
День добрый! Нашу апелляцию не удовлетворили.

Плевако садится на стул рядом с Лёней. Улыбка спадает с его уст. Мария незаметно выходит из кабинета.

ПЛЕВАКО
Ясно... Начинаем готовить кассацию в Сенат прямо сейчас!

СОБИНОВ
(грустно)
Фёдор Никифорович, а есть ли смысл? Тем более, что за него уже почти не платят.

ПЛЕВАКО
Ну вот что, пораженец, с таким настроем, юноша вы великим адвокатом никогда не станете.

Лёня встряхивает головой, словно отогнав наваждение.

СОБИНОВ
Понял! Я готов. Жду указаний.

ЗТМ.


22. ИНТ. ОДИНОЧНАЯ КАМЕРА ДОМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ - ДЕНЬ

(Бартеньев, Висновская)

Бартеньев сидит за столом в тюремной робе и задумчиво смотрит на облака через решетчатое окно. Окно превращается в молочную дымку, из которой появляется смеющееся, счастливое лицо Висновской. Она кружится с Бартеньевым, взявшись за руки.На пальцах сверкают обручальные кольца.

ЗТМ.

ТИТР: Прошёл месяц.

23. ИНТ. ПРИХОЖАЯ ОСОБНЯКА ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.

(Плевако, Собинов, Прошка)

Слышен стук копыт в улицы. Открывается входная дверь и входит угрюмый Плевако. Лакей Прошка(21) принимает у него шляпу, а ожидающий Лёня Собинов устремляется навстречу Плевако.

СОБИНОВ
(в нетерпении)
Ну, как, Фёдор Никифорыч?

Плевако отстраняет Собинова рукой.

ПЛЕВАКО
(сухо)
Даже слушать не стали. Бумажки полистали и всё...

СОБИНОВ
Кстати, сегодня уже был визитёр из офицерского собрания.

ПЛЕВАКО
Чего хотел?

СОБИНОВ
Предупредил, что если мы с вами проиграем в кассации, то господа офицеры прекращают платежи. Вот так вот…

ПЛЕВАКО
(задумчиво)
Понимаю. Военные люди практические. Мда... Проиграли мы с тобой это дело, Лёня, вчистую.

СОБИНОВ
Обидно...

Плевако и Собинов направляются к кабинету.

24. ИНТ. КАБИНЕТ ПЛЕВАКО - ДЕНЬ.

(Плевако, Собинов, Прошка)

Плевако в задумчивости ходит по кабинету и бубнит под нос на манер песенки.

ПЛЕВАКО
(бубнит)
Проиграли мы с тобой… Проиграли… Офицеры проиграли… Проиграли…

Его взгляд останавливается на портрете Императора Александра III на стене. Плевако смотрит на него, внезапно его лицо озаряет счастливая улыбка.

Плевако подскакивает к Лёне и радостно трясёт его за плечи. Лёня с непониманием смотрит на него.

ПЛЕВАКО
Эврика!!!

СОБИНОВ
(испуганно)
Что случилось, Фёдор Никифорович!?

ПЛЕВАКО
Идея! Идея, идея, дружище!

СОБИНОВ
Поясните!..

Плевако указывает на портрет Императора.

ПЛЕВАКО
Бог мой! Как мне раньше это в голову не пришло? Это же так просто!

СОБИНОВ
Что же именно?

Плевако похлопывает по плечу Собинова.

ПЛЕВАКО
(назидательно)
А знаешь ли ты, отрок, что реформой 1864 года Государь лишил себя всех судебных полномочий?

СОБИНОВ
(утвердительно)
А как же. И что же?

ПЛЕВАКО
(самодовольно)
Так вот: всех, да не всех!

Собинов удивлённо смотрит на Плевако.

ПЛЕВАКО
У Императора осталась одна исключительная функция по окончательному утверждению приговоров в отношении военных.

СОБИНОВ
Да это формальность! Рудимент, так сказать.

ПЛЕВАКО
Да, это превратилось в формальность, но нигде не написано, что никто не может дать совет Самодержцу перед его волей!

Собинов восторженно смотрит на Плевако.

ПЛЕВАКО
(продолжая)
Тем более, что у меня есть многим обязанный мне человек при канцелярии Его величества, который может гарантированно представить сей документ пред его светлы очи.

Собинов восхищённо хлопает в ладоши.

СОБИНОВ
Согласен, что определённо есть шанс.

Плевако победно бьёт себя по колену.

ПЛЕВАКО
Именно шанс! И этот шанс мы не имеем права упустить!

Плевако хлопает по плечу Собинова.


25. ИНТ. ОТДЕЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ТРАКТИРА - ВЕЧЕР.

(ПЛЕВАКО, САЗОНОВ, Собинов, ПОЛОВОЙ)

За накрытым столом сидят Плевако, Сазонов и Лёня Собинов. Сазонов держит в руках раскрытую газету. Половой наливает всем полные рюмки и уходит.

САЗОНОВ
(читает)
"Государь постановил не утверждать приговор, вынесенный польским судьёй, а разжаловать корнета Бартеньева в рядовые до истечения срока выслуги."

Сазонов восхищённо смотрит на Плевако.

САЗОНОВ
О, как?

ПЛЕВАКО
Мы так прониклись судьбой корнета, что и сами уверовали в его невиновность. И, как результат, сумели убедить в этом Государя! А государь уж вынес верное решение!

САЗОНОВ
Эх, снова я проиграл целый ящик «Клико»! А я то уже надеялся… Если бы не государь, сейчас был бы ты мне должен!

Плевако смеётся.

ПЛЕВАКО
Да, слава государю - уберёг меня от этой напасти! Поэтому я принял решение отправить такой же точно ящик ему самому в подарок!

САЗОНОВ
(удивлённо)
Самому?!

ПЛЕВАКО
Да с приложением письма: «Самодержцу Всея Руси,
с благодарностью от присяжного поверенного дворянина
Плевако Фёдора Никифоровича».

Сазонов наполняет всем бокалы шампанским и поднимает свой.

САЗОНОВ
Виват Императору! Виват Фёдору Никифоровичу! Во истину - златоусту российской адвокатуры!

Друзья чокаются, выпивают и смеются.

КОНЕЦ