Хамар Дабан как Голгофа байка

Николай Нефедьев
Да. Вот и снова я  стучу как дятел по  дереву.
А что? Кто нам запретит, чтобы  не стучать  пальцами по клавишам?
Хотим и   стучим. Потому как   рядом никого нет. И некому  покомандовать мною. И потом, на улице дождик брызгает мелкими каплями.? Так что хочу стучу, а хочу и не стучу.
Все зависит от количества  выпитой  настоечки на  смородине.
 Есть у  меня такое жидкое целебное  средство.  В ней  всего 5 градусов алкалоидной крепости. Напиток для  малолетних.
Меня мужика с весом под сто кг этим напитком не свалишь с ног.
А настроение   повышается.  Сразу  поговорить тянет. Сразу же  воспоминания  приходят на ум.
Вот вчера например была встреча на станции.
На станции  всегда неожиданные   встречи случаются.
Вот и случилась встреча с  незнакомым  мне пожилым  человеком.
….
  Итак   с чего начнем ? Пожалуй  начнем  с хребта.
По иному сказать начнем со спины. Подошел ко мне скрюченный  пожилой  человек. Лет 86  ему было.
 В таком возрасте  старики   чаще всего немного скрюченные в ту или иную сторону.
У этого человека спина была дугой. Я так понял, он был с  проблемой  в спине. Радикулит согнул человека.. боли такие что и врагу не пожелаешь.
Он заметил у меня  тележку с широкими колесами  и
Сразу же оживился..
Говорит – хорошая у вас   тележка. Много  чего можно  увезти на ней. Мощная и крепкая.
Я  ответил :Да. Хорошая. Лет пять   служит мне верой и правдой.
И колеса у нее  широкие. Мешок  с картошкой легко  увезет.
- да.  Хорошая тележка. А я вот по молодости лет  и без тележки жил. Все на собственном горбу таскал. Мне было 30 лет. Молодой. Семикратный чемпион среди летчиков был. Со штангой в 50 кг приседал за одну минуту пять раз.
И однажды пошел в лес за шишками и за ягодой. Было мне 30 лет.
И поехали мы с друзьями на Хамар Дабан. Это в Тункинской долине.
-О! Да это мои края. Был там. Ходил по тайге. Знаю.
-Вот –вот. 25 км тягун в гору. И мы  шестеро друзей летчиков идем.
Короче, дошли мы до нее. В Зимовье  пришли. С большой буквы Зимовье. Пять на пять метров таежный дом из бревен.   Кто то сделал его на совесть.
Дело было к вечеру. Дождик стал  набрызгивать мелким бисером.
Промокли основательно. В общем, заходим в домик, а там таежников полон дом. И все вповалку лежат и спят. Ногой не ступить. 25 человек  лежат и дрыхнут. Мы  примостились кто как на полу и тоже, мгновенно  провалились в дремотный  сон.
Потому как очень вымотались в дороге и устали. И потом, уже ночь была для нас,  как лекарство  и как бальзам.
А утром я проснулся  и  попытался  открыть дверь на улицу. Она  была  придавлена  сугробами снега. Полметра толщиной снег лежал повсюду. Представляете. Вечером дождик, а утром  сугробы снега.  Народ  конечно кто куда засобирался. Кто  то решил идти до дому, и засобирался в обратный путь  кому такая ягода  нужна  когда снега по колено.
А, мы, вот  пятеро смелых и остались.  Решили переждать непогоду. И дождавшись хороших солнечных дней   поискать  в лесу  и орехи и ягоду.
Мы  то знали, что такая «зима» в кавычках она  не надолго.
 И  действительно,  через три дня и три ночи,  весь этот  снег расстаял, превратившись в ручейки.
Мы  не теряя  времени сразу  пошли на поиски  ягоды.
И нам  повезло,  нашли полянку  размером 50 на 50 метров  с крупной и спелой брусникой. За два –три часа каждый  набрал по пять ведер. Горбовик был полон брусникой до самого верха с горочкой. Затем, после обеда решили    набрать шишек. И также нам здесь очень  и очень повезло.   Набрели на полянку среди гигантов  кедров, с диаметром стволов до полуметра.
И вся полянка  была усыпана паданкой  от шишек.
Ковер из крупных шишек устилал мох этой  полянки.
Каждый из нас  по  быстрому набрал по несколько мешков шишек. Лично я  постарался и набрал четыре мешка шишек.
Все это богатство перенесли до зимовья и там на «мельницах», на машинках для помола шишек добыли по мешку  чистого ореха.
Таким образом,   добыли  запредельный вес ореха и ягод.
Все кроме меня  решили нанимать лошадей  в местной деревне, и вывозить это богатство из леса  на лошадях.
Я же  решил вынести на себе этот горбовик и этот мешок с орехом.
Если бы я знал, как  этот груз скажется на моей спине то конечно я   вывез бы на лошадках этот груз. Но я  был молод и силен.
Пронесу  каждые 50 метров горбовик, иду обратно за мешком с орехом. И таким образом, весь мой спуск по тропе, по дороге, вниз и выразился двумя словами:  мешок с орехом,  горбовик с   брусникой, то есть ягода и орех, ягода и орех. И так все 25 км вниз. до самого тракта, то есть до дороги с асфальтом.
И в итоге, я таки вынес  свой  груз.
Был молод и самнадеен. Был семикратным  чемпионом  среди летчиков. Поднимал штангу в 50 кг пять раз за минуту.
То есть приседал с нею пять раз.
И вот, считаю по прошествии лет,  что  моя спина стала кривоватой. А вот увидел вашу  тележку  с широкими колесами и позавидовал, что вы  оказались умнее  чем я.
У вас прямая  осанка. А вот я в свои 86 лет  как видите.

Рассказал свою  эту историю мой  собеседник и попрощался..
Он поспешил на электричку, которая  только что подошла и раскрыла,  распахнула  с лязгом свои двери.
  А я  начал думать про его приключения,  про то как шел он по дороге вверх в гору, все 25 километров.
Дорога  на Хамар Дабан это очень серьезное испытание.
Только сильные  крепкие мужчины могут добраться до вершины.
Слабые духом остаются далеко  внизу..
Лично я,  когда - то прошел всего около десяти километров..
И мы, нас было трое студентов,  остановились на ночевку. Расставили палатку и искали кедры с  шишками, по низу сопок.
И конечно нам троим молодым парням повезло.
Нашли полянку из молодых кедров, и по быстрому соорудив молот, наколотили молотом по пять мешков чистого ореха. Кто то из нас прошел вниз до деревни и позвонил своим родным в городе.
- «Приезжайте!  Спасайте нас! Мы втроем добыли ореха по пять мешков!»
 Приехали на грузовой машине люди,  и затем вывезли наше добытое богатство до самого Иркутска.
А здесь человек нес тяжелый груз  на своих плечах  25 километров.
Какая же крутая   Голгофа была у него..
….

Иркутск..
23.08.2022 год..